ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1611/2021 от 02.03.2021 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

УИД 16RS0-95

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 марта 2021 года <адрес> РТ

Судья Зеленодольского городского суда Республики Татарстан И.И.Садыков, при секретаре М.В.Степановой, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора магазина «7 дней» общества с ограниченной ответственностью «Алита» (ОГРН ) ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес><адрес>, гражданки Российской Федерации, проживающей и зарегистрированной по адресу: <адрес>,

установил:

в отношении директора магазина «7 дней» ООО «Алита» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому ей вменяется в вину то, что она будучи подвергнутой административному наказанию по части 1 статьи 20.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 06 минут, в магазине «7 дней», расположенной по адресу: РТ, Зеленодольский муниципальный район, <адрес>, не обеспечила нанесение специальной разметки, при котором соблюдается социальная дистанция, установленные Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 «Об утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», Распоряжением Президента Республики Татарстан от 19.03.2020 № 129 «О введении режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Республики Татарстан, и требования пункта 2 подпункта 5 приложения № 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.03.2020 № 208 «О мерах по предотвращению в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции» (все нормативно-правовые акты приведены в редакциях, действовавших на момент рассматриваемых событий).

ФИО1 на судебном заседании пояснила, что торговая площадь помещения магазина не большая, каждый день работниками магазина наносятся специальные разметки, однако данные разметки быстро рвутся. В день проверки специальные разметки также были нанесены, однако часть разметок порвалось, что видно на видеосъемке произведенной сотрудником полиции.

Выслушав ФИО1, проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В силу части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из материалов дела, уполномоченное должностное лицо, составляя протокол об административном правонарушении и инициируя административно-деликтное преследование в отношении директора магазина «7 дней» ООО «Алита» ФИО1 по части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уличило её в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 06 минут она допустила хозяйственную деятельность по розничной продаже товаров в магазине «7 дней», расположенном по адресу: <адрес>, Зеленодольский муниципальный район, <адрес>, не нанеся в нарушение правил поведения при введении режима повышенной готовности специальную разметку, обозначающую социальную дистанцию.

В целях предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижения размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, ликвидации чрезвычайных ситуаций был издан Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее по тексту – Закон № 68-ФЗ), в котором определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Для достижения указанных целей законодатель предоставил Правительству Российской Федерации право устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «а.2» пункта «а» статьи 10 Закона № 68-ФЗ).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее по тексту – Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4 Правил при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.

При этом органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом «а.2» пункта «а» статьи 10 названного федерального закона, предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 6 статьи 4.1, пункты «а», «у», «ф» части 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ).

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений данного Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в первую очередь:

а) определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее по тексту – соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации;

б) приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа;

в) установить особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки.

В развитие приведенных установлений 19 марта 2020 года Кабинет Министров Республики Татарстан принял постановление № 208 (далее по тексту – постановление № 208), в котором определил комплекс ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях режима повышенной готовности.

Так, в соответствии с пунктом 5 названного постановления (здесь и далее положения настоящего нормативно-правового акта изложены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела в отношении ФИО1) с 12 мая 2020 года юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также гражданам, применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», предписано исполнять требования к организации их хозяйственной деятельности, установленных в приложении № 1 к настоящему постановлению.

В подпункте 5 пункта 2 настоящего приложения, на котором основаны публично-правовые притязания, обращенные к заявительнице, организациям и индивидуальным предпринимателям при взаимодействии с гражданами предписано обеспечить соблюдение гражданами, включая работников, социальной дистанции, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления режима допуска и нахождения в принадлежащих им объектах, на территориях такого количества граждан, включая работников, при котором соблюдается социальная дистанция, и установленных постановлением № 208 требований к предельному количеству лиц, которые могут одновременно находиться в соответствующем помещении (на территории) или на мероприятии.

Социальная дистанция между гражданами, пребывающими в общественных местах, в объектах розничной торговли, оказания услуг, культовых помещениях, зданиях и сооружениях, на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, должна составлять не менее 1,5 метра (пункт 5 постановления № 208).

Причем при оценке возможности осуществления торговой деятельности хозяйствующими субъектами следует иметь в виду, что в силу подпункта «е» пункта 6 постановления № 208 в торговом зале объекта розничной торговли одновременно могут находиться не более одного человека (включая работников) на 4 квадратных метра площади торгового зала (далее по тексту – социальная норма).

Анализ процитированного правового регулирования позволяет прийти к выводу о том, что использование специальной разметки в качестве способа обеспечения социальной дистанции уместно лишь тогда, когда площадь торгового зала допускает пребывание в помещении объекта розничной торговли с учетом социальной нормы более одного человека и требует упорядочения их передвижения. В противном случае хозяйствующему субъекту надлежит установить и в дальнейшем следовать режиму допуска и нахождения в принадлежащих ему объектах такого количества граждан, которое позволит соблюсти социальную дистанцию между ними из расчета один человек (включая работников) на 4 квадратных метра площади торгового зала.

Копия договора аренды свидетельствует о том, что общая площадь помещения, в котором осуществляет свою деятельность торговая сеть «7 дней» и которым заинтересовались сотрудники полиции, составляет 89,6 квадратных метров, в том числе торговая – 43,6 квадратных метра (л.д. 13-14).

Данных о величине площади торгового зала с учетом стеллажей и лари из материалов дела не усматривается, полицейскими она не измерялась и должным образом не исследовалась.

В то же время на видеозаписи, на которой был запечатлен торговый объект, видно, что его торговая площадь незначительна и местами имеются специальные разметки, обозначающей социальную дистанцию.

Ознакомиться и выбрать подходящий товар посетители могут лишь непосредственно возле прилавков, для чего они вынуждены перемещаться по всей территории магазина.

В этом случае для контроля за соблюдением гражданами требований законодательства в области противодействия распространению новой коронавирусной инфекции необходимо было установить режим допуска и нахождения в магазине такого количества граждан, которые могут одновременно находиться в нем в соответствии с требованиями подпункта «е» пункта 6 постановления № 208.

Однако несоблюдение указанного режима ФИО1 в вину не ставилось, как не ставилось ей в вину и обслуживание посетителей с нарушением запретов и ограничений, действующих в условиях угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, в частности, с отступлением от нормы социального дистанцирования.

Между тем действия ФИО1, формально содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но с учетом характера совершенного правонарушения и отсутствия наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При таких обстоятельствах производство по делу следует прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.

На основании изложенного, и руководствуясь пунктом 2 части 11 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора магазина «7 дней» общества с ограниченной ответственностью «Алита» (ОГРН ) ФИО1 прекратить, ограничившись устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья: