УИД 10RS0011-01-2021-002562-02
(№5-1616/2021)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
2 марта 2021 г. г. Петрозаводск
Резолютивная часть постановления объявлена 2 марта 2021 г.
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (<...>) Кузнецова И. А., при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ФИО2, <данные изъяты>
установил:
согласно постановлению заместителя прокурора Республики Карелия от 5 февраля 2021 г. о возбуждении производства об административном правонарушении ФИО2, являющаяся временно исполняющей обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия, 29 апреля 2020 г. в рамках рассмотрения поступившего в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия обращения ФИО1 от 23 апреля 2020 г. по вопросам нарушения графика вывоза твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки, расположенной во дворе жилых домов №53 по пр.Первомайскому, №3 и №5 по ул.Разина в г.Петрозаводске, образования несанкционированной свалки бытовых отходов, распространения грызунов в результате ненадлежащего вывоза мусора с контейнерной площадки направила в адрес ООО «Автоспецтранс» запрос, в котором последнему необходимо было в срок до 15 мая 2020 г. предоставить следующие данные и документы: информацию о номере контейнерной площадки; информацию о юридическом лице, осуществляющем вывоз ТКО с территории контейнерной площадки с приложением копии договора; график вывоза твердых бытовых отходов, в том числе крупногабаритных, с данной контейнерной площадки; копии документов (актов, фотографий, маршрутный журнал движения мусоровоза и т.д.), подтверждающих вывоз ТКО, в том числе крупногабаритных, за период с 01.04.2020 по 28.04.2020; сведения о поступивших в адрес регионального оператора жалобах жителей на нарушение графика вывоза ТКО с указанной контейнерной площадки; о мерах, принятых региональным оператором по данным обращениям (в случае, если такие обращения поступали), то есть фактически провела внеплановую документарную проверку в отношении ООО «Автоспецтранс» при отсутствии в соответствии со статьями 10, 11, 14 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» распоряжения (приказа) о проведении такой проверки.
В судебном заседании ФИО2 вину в совершении правонарушении не признала, полагала, что отсутствует состав административного правонарушения.
Старшие помощники прокурора Республики Карелия Уханова И.М. и ФИО3 в судебном заседании поддержали постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, указали на наличие состава административного правонарушения.
Представитель потерпевшего ООО «Автоспецтранс» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судьи приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, либо грубое нарушение требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, выразившееся в проведении проверки без распоряжения (приказа) руководителя либо заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) или муниципального контроля либо государственного или муниципального учреждения, осуществляющего контрольные функции, или непредставлении акта о проведенной проверке, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В силу части статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно пункту 7 статьи 46 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что федеральный государственный контроль (надзор) – это деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории Российской Федерации. Порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности (вида федерального государственного контроля (надзора) устанавливается утверждаемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации положением о виде федерального государственного контроля (надзора), положением о лицензировании конкретного вида деятельности в части регулирования порядка организации и осуществления лицензионного контроля (далее - положение о виде федерального государственного контроля (надзора). Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении вида федерального государственного контроля (надзора) устанавливаются административным регламентом осуществления вида федерального государственного контроля (надзора).
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка - совокупность проводимых органом государственного контроля (надзора) или органом муниципального контроля в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В силу части 4 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном статьей 14 настоящего Федерального закона, и проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 20 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Из материалов дела следует, что в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия поступило обращение ФИО1 от 23 апреля 2020 г. по вопросам нарушения графика вывоза твердых коммунальных отходов с контейнерной площадки, расположенной во дворе жилых домов №53 по пр.Первомайскому, №3 и №5 по ул.Разина в г.Петрозаводске, образования несанкционированной свалки бытовых отходов, распространения грызунов в результате ненадлежащего вывоза мусора с контейнерной площадки.
Согласно письму Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 29 апреля 2020 г. №10-00-02/16-3249-2020 «О предоставлении информации», подписанному временно исполняющей обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия ФИО2, Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия сообщило ООО «Автоспецтранс» о том, что в Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия поступило обращение жителя г.Петрозаводска о несвоевременном вывозе мусора с контейнерной площадки, расположенной у жилых домов №53 по пр.Первомайскому, №3-5 по ул.Разина. В связи чем, со ссылкой на часть 3.2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия просило ООО «Автоспецтранс» предоставить следующие данные: информацию о номере указанной контейнерной площадки; информацию о юридическом лице, осуществляющем вывоз ТКО с территории контейнерной площадки с приложением копии договора; график вывоза твердых бытовых отходов, в том числе крупногабаритных, с данной контейнерной площадки; копии документов (акты, фотографии, маршрутный журнал движения мусоровоза и т.д.), подтверждающих вывоз ТКО, в том числе крупногабаритных, за период с 01.04.2020 по 28.04.2020; сведения о поступивших в адрес регионального оператора жалобах жителей на нарушение графика вывоза ТКО с указанной контейнерной площадки; а также о мерах, принятых региональным оператором по данным обращениям (в случае, если такие обращения поступали). В связи с ограниченным сроком рассмотрения обращений граждан Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия просило представить запрашиваемую информацию в срок до 15 мая 2020 г.
Кроме того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ№, подписанным временно исполняющей обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия ФИО2, Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия направило копию обращения ФИО1 в администрацию Петрозаводского городского округа и Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия для рассмотрения, принятия мер в пределах полномочий и ответа заявителю.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ№ ООО «<данные изъяты>» подготовило ответ на вышеуказанный запрос Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщило соответствующую информацию и представила документы.
В ответе Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ№ на обращение ФИО1 указано о проведении Управлением Роспотребнадзора по Республике Карелия предварительной проверки поступившей информации в соответствии с частью 3.2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на основании информации, представленной ООО «Автоспецтранс» в ответ на запрос. При этом, информация о привлечении ООО «Автоспецтранс» к ответственности отсутствует.
В силу положений статей 9 и 10 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в частности, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Согласно части 3.2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, при необходимости проводятся мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным.
В соответствии с частью 3.3 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, получении достаточных данных о фактах, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются.
Положениями частей 4 и 5 статьи 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, положения вышеуказанных норм права, принимая во внимание характер запроса информации у ООО «Автоспецтранс» (несколько раз содержалась именно просьба, а не требование о предоставлении информации, о последствиях непредоставления которой юридическое лицо не предупреждалось, наличие в запросе ссылки на часть 3.2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), а также ответ в адрес обратившегося лица, судья приходит к выводу, что внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Автоспецтранс» не проводилась, а в рамках предварительной проверки у данного юридического лица были запрошены пояснения и документы, предоставление которых не являлось обязательным.
Таким образом, в рассматриваемом случае на действия, совершенные ФИО2, не распространялись требования части 1 статьи 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с чем в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2 прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (<...>) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (<...>).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, <адрес>, ВОХ №, фактический адрес: <адрес>).
Судья И.А. Кузнецова