ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1618/21 от 14.09.2021 Бавлинского городского суда (Республика Татарстан)

Дело №5-1618/21

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 сентября 2021 года город Бавлы РТ

Судья Бавлинского городского суда Республики Татарстан Саитов М.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью Учебно-Курсовой Комбинат «Гарант», расположенного по адресу: <адрес>, ИНН , ОГРН ,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения плановой выездной проверки отделом лицензионного контроля образовательных организаций Министерства образования и науки Республики Татарстан в период ДД.ММ.ГГГГ установлено грубое нарушение обществом с ограниченной ответственностью Учебно-Курсовой Комбинат «Гарант» лицензионных требований, а именно, отсутствие документов, подтверждающих наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым программам в соответствии с лицензией на осуществлений образовательной деятельности по адресу места осуществления образовательной деятельности, несоответствие установленным требованиям образовательного ценза отдельных педагогических работников, отсутствие в представленных санитарно-эпидемиологических заключениях уровня образования – профессиональное обучение, по которому организацией реализуются образовательные программы в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности по адресу места осуществления образовательной деятельности, отсутствие условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья по адресам мест осуществления образовательной деятельности, указанным в лицензии.

Представители Общества с ограниченной ответственностью Учебно-Курсовой Комбинат «Гарант» на судебное заседание не явились, извещались о времени и месте рассмотрения дела.

Представители Департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств не поступило.

Суд исследовав письменные материалы дела, ознакомившись с представленными доказательствами, приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2001 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года №1490 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Согласно пункту 9 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» – «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 данного Положения.

Согласно подпункту «б» Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату являются наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию и реализуемым образовательным программам, в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, частями 1 и 2 статьи 15 и пунктом 2 части 3 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом «г» пункта 7 Положения о лицензировании лицензиат должен иметь в наличии в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В силу подпункта «д» пункта 7 Положения о лицензировании предусмотрено наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в лицензии или заявленным к лицензированию.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 7 Положения о лицензировании наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с частями 1, 3, 8, 10 и 11 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью Учебно-курсовой комбинат «Гарант» является образовательной организацией, оказывающей образовательные услуги в соответствии с Лицензией на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, серия , согласно приложению к которой организация реализует программы профессионального обучения.

На основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении общества с ограниченной ответственностью Учебно-Курсовой Комбинат «Гарант» по месту нахождения юридического лица была проведена плановая выездная проверка.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам указанной внеплановой проверки составлен акт проверки №А 1196/21-Д о нарушениях лицензионных требований, а именно и образовательного ценза отдельных педагогических работников, а именно отсутствуют документы, подтверждающие наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по реализуемым программам в соответствии с лицензией на осуществлений образовательной деятельности – профессиональной подготовки водителей транспортных средств по адресу места осуществления образовательной деятельности, что является нарушением подпунктом «б» пункта 7 Положения о лицензировании;

- отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю обучения, у мастера производственного обучения М., что является нарушением подпунктом «г» пункта 7 Положения о лицензировании, статьи 46 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №761н. от 26 августа 2010 года;

- в представленных санитарно-эпидемиологических заключениях от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, не указан уровень образования – профессиональное обучение, по которому организацией реализуются образовательные программы в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности по адресу места осуществления образовательной деятельности, что является нарушением подпункта «д» пункта 7 Положения о лицензировании;

- не представлены документы, подтверждающие организацию инструктирования начальником организации или обучения специалистов, работающих с инвалидами по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма и ограничений жизнедеятельности, отсутствует возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них, не обеспечена возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в объект, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью работников объекта, отсутствует надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не обеспечен допуск на объект собаки-проводника при наличии документов, подтверждающих её специальное обучение, выданного по форме и в порядке, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 года №386н; отсутствует при входе в объект вывеска с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; отсутствует адаптация официального сайта организации для лиц с нарушением зрения (слабовидящих); не проведено обследование и паспортизация доступности для инвалидов объекта и предоставляемых услуг, что является нарушением подпункта «е» пункта 7 Положения о лицензировании, частей 1,3,8,10,11 статьи 79 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Порядка обеспечения доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этой необходимой помощи, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 ноября 2015 года №1309.

Факт административного правонарушения и виновность общества с ограниченной ответственностью Учебно-Курсовой Комбинат «Гарант» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, приказом о проведении плановой выездной проверки, актом проверки, предписанием, лицензией, приказом о приеме на работу М., копией трудового договора, копией диплома, копией удостоверения, оцененными в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оснований подвергать сомнению имеющиеся в деле доказательства, а также процессуальных нарушений, влекущих признание их недопустимыми, не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из представленных доказательств усматривается, что организация допустила нарушение законодательства в области лицензирования, выразившееся в грубом нарушении действующих требований и условий лицензии.

Таким образом, действия общества с ограниченной ответственностью Учебно-Курсовой Комбинат «Гарант» следует квалифицировать по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), когда специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

На основании ч. 2 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Учитывая, что санкцией ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде предупреждения, административное правонарушение, совершенное обществом с ограниченной ответственностью Учебно-Курсовой Комбинат «Гарант», не подпадает под перечень исключений, установленных ч. 2 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным применить к юридическому лицу положения ч. 3 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как к лицу, впервые совершившему административное правонарушение при отсутствии обстоятельств, поименованных в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

С учетом изложенного, принимая во внимание характер деятельности организации, установленные по делу обстоятельства, судья считает возможным назначить обществу с ограниченной ответственностью Учебно-Курсовой Комбинат «Гарант» наказание в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать общество с ограниченной ответственностью Учебно-Курсовой Комбинат «Гарант» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Бавлинский городской суд Республики Татарстан в 10-дневный срок со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: М.И. Саитов.