ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-161/20 от 21.05.2020 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

КОПИЯ

Дело 5-161/2020

УИД 56RS0033-01-2020-000702-49

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Орск 21 мая 2020 года

Судья Советского районного суда г.Орска Оренбургской области Калинина О.Н.,

при секретаре судебного заседания Трошиной И.В.,

с участием защитника Кичайкиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 9.1.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Регион Сервис» (далее - ООО «УК «Регион Сервис») ОГРН 1135658016780, ИНН 5614064365, КПП 561401001, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Перегонная, д. 6 пом.4,

установил:

В целях оформления решения о вводе объектов ООО «УК «Регион Сервис» в эксплуатацию после монтажа в связи с заменой, на основании поступивших уведомлений о вводе объектов в эксплуатацию (от ДД.ММ.ГГГГ), государственным инспектором отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора по Оренбургской области Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ДД.ММ.ГГГГ проведен контрольный осмотр лифтов, расположенных по адресу: <адрес>, составлены акты от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. При проведении мероприятий по осмотру лифтов Обществом не представлена сопроводительная документация, инструкция по эксплуатации, не назначено лицо, ответственное за организацию безопасной эксплуатации объекта, выявлено: не работает устройство, предотвращающее пуск перегруженной кабины.

В адрес ООО «УК «Регион Сервис» направлено предостережение от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений.

ДД.ММ.ГГГГ проведен повторный контрольный осмотр лифтов, расположенных по адресу: <адрес>, на основании поступивших уведомлений о вводе объектов в эксплуатацию (от ДД.ММ.ГГГГ). При проведении контрольного осмотра составлены акты от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ о выявлении нарушений.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ (лифт, установленный в подъезде ):

1. Несоответствие конструкции элементов и составных частей объекта требованиям паспорта объекта:

- отсутствие руководства (инструкции) по эксплуатации объекта,

- отсутствие проектной документации по установке объекта,

- отсутствуют устройства смазки направляющих кабин.

2. Не работает устройство, предотвращающее пуск перегруженной кабины в режиме «нормальная работа».

3. Отсутствие распорядительного акта о назначении лица, ответственного за организацию безопасной эксплуатации объекта.

4. Отсутствует двусторонняя переговорная связь между кабиной лифта и местом нахождения квалифицированного персонала.

5. Превышение расстояния между порогом этажной площадки и кабины, обеспечивающего безопасный выход или выход в кабину (точность остановки).

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ (лифт, установленный в подъезде ) (нумерация нарушений указана в соответствии с актом):

1. Несоответствие конструкции элементов и составных частей объекта требованиям паспорта объекта:

- отсутствие руководства (инструкции) по эксплуатации объекта,

- отсутствие проектной документации по установке объекта,

- отсутствуют устройства смазки направляющих кабин.

3. Отсутствие распорядительного акта о назначении лица, ответственного за организацию безопасной эксплуатации объекта.

4. Отсутствует двусторонняя переговорная связь между кабиной лифта и местом нахождения квалифицированного персонала.

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ (лифт, установленный в подъезде ):

1. Несоответствие конструкции элементов и составных частей объекта требованиям паспорта объекта:

- отсутствие руководства (инструкции) по эксплуатации объекта,

- отсутствие проектной документации по установке объекта,

- отсутствуют устройства смазки направляющих кабин.

2. Не работает устройство, предотвращающее пуск перегруженной кабины в режиме «нормальная работа».

3. Отсутствие распорядительного акта о назначении лица, ответственного за организацию безопасной эксплуатации объекта.

4. Отсутствует двусторонняя переговорная связь между кабиной лифта и местом нахождения квалифицированного персонала.

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзора по Оренбургской области Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ООО «УК «Регион Сервис» в присутствии законного представителя юридического лица составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст. 9.1.1 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник Кичайкина Н.В. вину в совершении вмененного правонарушения признала, просила учесть тяжелое финансовое положение юридического лица и назначить наказание в виде штрафа ниже низшего предела.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Выслушав защитника, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ст.162 Жилищного кодекса РФ).

Часть 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, данной статьей установлена ответственность за нарушения требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метро.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824 утвержден технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов", который устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 N 743 утверждены «Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (далее - Правила безопасности лифтов).

Указанным постановлением также утверждено Приложение №1 к Правилам безопасности лифтов – «Перечень нарушений требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов (за исключением эскалаторов в метрополитенах), создающих угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварии».

Согласно п. 5.3.1.20 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401, Федеральная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности.

В соответствии с п.п. «в» п.1 Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 N 407

"Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза и технических регламентов Евразийского экономического союза" государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза "Безопасность лифтов" осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении лифтов и устройств безопасности лифтов на стадии эксплуатации, за исключением лифтов и устройств безопасности лифтов, находящихся на объектах, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, указанным в абзаце четвертом настоящего подпункта.

Согласно п.5 Правил безопасности лифтов использование объекта по назначению, предусмотренному сопроводительной документацией объекта, после его монтажа в связи с заменой или установкой во введенном в эксплуатацию здании или сооружении, а также после модернизации допускается по результатам принятия уполномоченным органом Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза "Безопасность лифтов" и "О безопасности машин и оборудования" в отношении соответствующего объекта на стадии его эксплуатации (далее - уполномоченный орган) решения о вводе объекта в эксплуатацию в порядке, предусмотренном пунктами 6 - 8 настоящих Правил.

Из материалов дела следует, что ООО «УК «Регион Сервис» имеет лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, является организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом <адрес>.

Нарушения требований нормативных актов, перечисленные в актах проверки от ДД.ММ.ГГГГ, , , и протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ не оспаривались лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и нашли свое подтверждение.

Пункты 1 и 2. Отсутствие руководства (инструкции) по эксплуатации объекта и проектной документации по установке объекта.

Согласно п.3 ст. 3 технического регламента Таможенного союза, лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны комплектоваться сопроводительной документацией на государственном языке государства - члена Таможенного союза и (или) на русском языке. Сопроводительная документация включает в себя: руководство (инструкцию) по эксплуатации; паспорт; монтажный чертеж; принципиальную электрическую схему с перечнем элементов; принципиальную гидравлическую схему (для гидравлических лифтов); копию сертификата на лифт, устройства безопасности лифта (с учетом пункта 2.7 статьи 6), противопожарные двери (при наличии). Руководство (инструкция) по эксплуатации включает: инструкцию по монтажу, содержащую указания по сборке, наладке, регулировке, порядку проведения испытаний и проверок; указания по использованию и меры по обеспечению безопасности лифтов в период эксплуатации, включая ввод в эксплуатацию, применение по назначению, техническое обслуживание, освидетельствование, осмотр, ремонт, испытания; перечень быстро изнашиваемых деталей; методы безопасной эвакуации людей из кабины; указания по выводу из эксплуатации перед утилизацией.

Согласно п. 4 и п.6 Приложения №1 к Правилам безопасности лифтов, нарушением требований к обеспечению безопасности лифтов является отсутствие паспорта объекта; руководства (инструкции) по эксплуатации объекта; несоответствие конструкции, элементов и составных частей объекта требованиям паспорта объекта, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта, проектной документации по установке объекта, а также установочным и монтажным чертежам.

Пункт 3. Не работает устройство, предотвращающее пуск перегруженной кабины в режиме «нормальная работа».

Подпунктом 1.15 Приложения №1 технического регламента Таможенного союза установлено, что для безопасности лифта должно быть обеспечено наличие средств, предотвращающих пуск перегруженной кабины в режиме нормальной работы.

Согласно п. 11 Приложения №1 к Правилам безопасности лифтов, нарушением требований к обеспечению безопасности лифтов является неисправность устройства, контролирующего перегрузку кабины и предотвращающего ее движение при размещении в кабине груза массой, превышающей грузоподъемность лифта на 10 процентов (при наличии).

Пункт 4. Отсутствие распорядительного акта о назначении лица, ответственного за организацию безопасной эксплуатации объекта.

Согласно п.п. «с» п.4 Правил безопасности лифтов, организация безопасного использования и содержания объекта обеспечивается владельцем объекта и включает в себя в зависимости от вида объекта назначение распорядительным актом из числа квалифицированного персонала лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта, к должностным обязанностям которого относится обеспечение реализации мер, предусмотренных настоящим пунктом.

Пункт 5. Отсутствует двусторонняя переговорная связь между кабиной лифта и местом нахождения квалифицированного персонала.

Пунктом 1 статьи 4 технического регламента Таможенного союза установлено, что для обеспечения безопасности лифта при проектировании, изготовлении, монтаже и в течение назначенного срока службы предусматриваются средства и (или) меры для выполнения общих требований безопасности и, с учетом назначения и условий эксплуатации лифта, специальных требований безопасности, установленных приложением 1.

Согласно п.п.1.14 Приложения №1 к техническому регламенту Таможенного союза, должно выполняться требование об оборудовании кабины, предназначенной для перемещения людей, средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, при помощи которой пассажир может вызвать помощь извне.

Пунктом 12 Приложения N 1 к Правилам безопасности лифтов среди прочих указано такое нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов как отсутствие двусторонней переговорной связи между кабиной лифта, грузонесущим устройством подъемной платформы для инвалидов и местом нахождения квалифицированного персонала

6. Превышение расстояния между порогом этажной площадки и кабины, обеспечивающего безопасный выход или выход в кабину (точность остановки).

Подпунктами 1.10, 1.16 Приложения №1 технического регламента Таможенного союза установлено, что для обеспечения безопасности лифта должны выполняться следующие общие требования:

- горизонтальное и вертикальное расстояние между порогами этажной площадки и кабины должны обеспечивать безопасный вход в кабину и выход из нее;

- наличие средств, ограничивающих перемещение кабины за пределы крайних рабочих положений (этажных площадок).

Согласно п. 19. Приложения №1 к Правилам безопасности лифтов, нарушением требований к обеспечению безопасности лифтов является превышение допустимого расстояния по вертикали между уровнем пола кабины и уровнем этажной площадки после автоматической остановки кабины при эксплуатационных режимах работы.

Обстоятельства совершения административного правонарушения, а также вина ООО УК «Регион Сервис» подтверждаются:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, где изложены фактические обстоятельства совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 9.1.1 КоАП РФ, и согласно которому законный представитель Общества с нарушениями согласился.

- копиями уведомлений о вводе лифтов в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ;

- копиями актов от ДД.ММ.ГГГГ;

- копией письма исх. от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений;

- копиями о вводе лифтов в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ;

- копиями актов от ДД.ММ.ГГГГ, в которых зафиксированы выявленные нарушения;

- выпиской из ЕГРЮЛ.

Указанные доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются допустимыми и достоверными. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется. Совокупность доказательств является достаточной для принятия решения по делу.

Таким образом, установлено, что ООО «УК «Регион Сервис» нарушены требования к обеспечению безопасности лифтов, расположенных по адресу: <адрес>, чем создана угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о виновности ООО УК «Регион Сервис» в совершении административного правонарушения, и квалифицирует его действия по ч. 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ как нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии.

Сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ, не истекли.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении вида и размера административного наказания в соответствии с ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ учитываю характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание юридическим лицом факта совершения правонарушения, что следует из письменных материалов дела и пояснений защитника.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения судьей лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Принимая во внимание, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, учитывая, что установленные нарушения, выявленные в ходе проверки представляют угрозу жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу, что правонарушение не может быть расценено как малозначительное.

В силу части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.

С учетом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, финансового положения юридического лица, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица возможно назначение ООО «УК «Регион Сервис» административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 14 статьи 19.5 КоАП РФ, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 9.1.1 ч. 2, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Регион Сервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушениях, и назначить административное наказание с применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти дней) со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечении срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального Казначейства по Оренбургской области (Западно-Уральское управление Ростехнадзора, л/ счет 04531203411) ИНН 5902290459, КПП 590201001, расчётный счёт №40101810200000010010 в отделении Оренбург, г.Оренбурга, БИК 045354001, ОКТМО 53701000, КБК 49811601091019000140.

Назначение платежа – административный штраф по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья: подпись О.Н. Калинина

Подлинник постановления находится в деле № 5-161/2020 в Советском районном суде г.Орска Оренбургской области