ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-161/2013 от 09.12.2013 Донецкого городского суда (Ростовская область)

     Дело № 5-161/2013

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 по делу об административном правонарушении

 г. Донецк Ростовской области                                                                   09 декабря 2013 г.

 Судья Донецкого городского суда Ростовской области Кузнецов В.П., с участием:

 представителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 ФИО1,

 рассмотрев административное дело в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 г. Донецка Ростовской области, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ,

 у с т а н о в и л:

 25 октября 2013 г. главным специалистом отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области в отношении МБОУ СОШ № ... составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

 Из протокола следует, что Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 5 с 31.08.2012 (начало действия трудового договора № 16 от 31.08.2012, заключенного с педагогом-психологом ФИО2) и с 02.09.2013 (начало действия трудового договора № 26 от 02.09.2013, заключенного со старшим вожатым ФИО3) по адресу: 346330, ... совершено длящееся административное правонарушение, выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, обнаруженное 25.10.2013 актом проверки №217-13. Одним из лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования (пп. «г» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174). В ходе проведения проверки установлено, что в МБОУ СОШ № 5 в должностях старшего вожатого и педагога-психолога в настоящее время работают ФИО3 и ФИО2 (трудовой договор № 26 от 02.09.2013, трудовой договор № 16 от 31.08.2012), уровень квалификации которых не соответствует установленным требованиям. Согласно требованиям к уровню квалификации старшего вожатого, установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, педагогический работник должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы. Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы. Вместе с тем, ФИО3 имеет среднее (полное) общее образование (аттестат о среднем (полном) общем образовании серии ..., выданный 24.06.2011). Согласно аттестату о среднем (полном) общем образовании серии А № 4924301, выданному 02.06.2000, ФИО2 имеет среднее (полное) общее образование, на данный момент является студенткой 4 курса факультета психологии Московского социально-гуманитарного института (справка выданная МСГИ № 364/13 от 11.10.2013г.). Согласно удостоверению о краткосрочном повышении квалификации, в период 19.08.2013 по 28.08.2013 ФИО4 проходила обучение в РГЭУ «РИНХ», по программе повышения квалификации в объеме 72 академических часов. Иных документов в отношении вышеуказанного педагогического работника, подтверждающих наличие у него дополнительного профессионального образования, в ходе проверки представлено не было. В соответствии с пп. «а» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 № 174, несоответствие образовательного ценза педагогических работников установленным требованиям является грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности. Таким образом, МБОУ СОШ № 5 допущено грубое нарушение лицензионных требований и условий, установленных п.п. «г» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от Ф3.2011 № 174, за что ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях административная, ответственность. Административное правонарушение совершено в форме действия и по вине (косвенный умысел) образовательного учреждения. У образовательного учреждения имелась возможность соблюдения установленных требований при подборе, приеме и постановке кадров на педагогическую работу, однако образовательное учреждение сознательно допускало последствия своего деяния. Ответственность образовательного учреждения за уровень квалификации работников установлена ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Таким образом, Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 5, действующим на основании устава, совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

 В судебном заседании представитель юридического лица - директор МБОУ СОШ № 5 ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признала и пояснила, что действительно у педагога-психолога и старшего вожатого нет высшего образования, но в соответствии с п. 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в качестве исключения, по рекомендации аттестационной комиссии, они допущены к работе. Почему протоколы аттестационной комиссии не изучены при проведении проверки, ей не известно. Проверяющим предоставлялись документы, которые они требовали.

 Исследовав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, прихожу к выводу, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава правонарушения.

 В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 Материалы дела содержат следующие доказательства:

 акт проверки Ростобрнадзора от 25.10.2013 № 217-13, в котором отражено выявленное несоответствие уровня квалификации работников Л.К.А. и Р.Е.В.;

 лицензия серии 61Л01 № 0000674, регистрационный № 3433 от 16.05.2013;

 трудовой договор № 26 от 2.09.2013, заключенный со старшей вожатой Л.К.А.;

 аттестат о среднем (полном) общем образовании серии ... выданный 24.06.2011 на имя Л.К.А.;

 трудовой договор № 16 от 31.08.2012, заключенный с педагогом-психологом Р.Е.В.,

 аттестат о среднем (полном) общем образовании серии А № 4924301, выданный 02.06.2000 году на имя Р.Е.В.;

 справка выданная МСГИ ... от 11.10.2013 на имя Р.Е.В.;

 удостоверение РГЭУ РИНХ» о краткосрочном повышении квалификации, Р.Е.В. в период 19.08.2013 по 28.08.2013;

 приказ № 29 от 17.11.2011 о назначении ФИО1 на должность директора МБОУ СОШ № 5.

 В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП Российской Федерации, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

 Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 В соответствии с ч. 2 - 3 ст. 1.5 КоАП РФ функция доказывания наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности возложена на административный орган.

 Директор МБОУ СОШ № 5 представила документ ы:

 приказ ... от 30.08.2012 о создании аттестационной комиссии для приема на работу лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью;

 протокол № 1 заседания аттестационной комиссии от 30.08.2012, из которого следует, что комиссией постановлено ходатайствовать перед директором школы о приеме на работу на должность педагога-психолога Р.Е.В., не имеющую специальной подготовки, но обладающую достаточным практическим опытом и компетентностью;

 протокол № 1 заседания аттестационной комиссии от 02.09.2013, из которого следует, что комиссией постановлено ходатайствовать перед директором школы о приеме на работу на должность старшей вожатой Л.К.А. не имеющую специальной подготовки, но обладающую достаточным практическим опытом и компетентностью.

 В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

 Согласно подп. "г" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года N 174, одним из лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования. В силу ст. 331 Трудового кодекса Российской Федерации к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

 Требования к квалификации преподавателя определены Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", согласно которому на должность педагога-психолога может быть принято лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы; на должность старшего вожатого может быть принято лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы.

 Нарушение требования об образовательном цензе педагогических работников, в силу п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, является грубым нарушением лицензионных требований и условий и образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Вместе с тем п. 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" предусмотрена возможность назначения на соответствующие должности в порядке исключения лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, но только по рекомендации аттестационной комиссии.

 Такие рекомендации о назначении на должности работников Л.К.А. и Р.Е.В. представителем юридического лица предоставлены. Акт проверки от 25.10.2013, проведенной Региональной службы по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области, не содержит перечень изученных документов МБОУ СОШ № 5.

 При таких обстоятельствах состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в действиях МБОУ СОШ № 5 г. Донецка Ростовской области не имеется, поскольку работники Л.К.А. и Р.Е.В., не имеющие соответствующего образовательного ценза, назначены на должности в соответствии с п. 9 Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

 В силу п.п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии отсутствия состава административного правонарушения.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9., 29.10. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,

 п о с т а н о в и л:

 Прекратить производство по административному делу в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 5 ..., обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

 Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 Судья _______________