ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-161/2017 от 06.03.2017 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело № 5-161/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ленинск - Кузнецкий «06» марта 2017 года

Судья Ленинск - Кузнецкого городского суда Зеброва Л.А., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении

юридического лица Открытое акционерное общество (далее по тексту ОАО) «Шахта Заречная», юридический адрес: Кемеровская область, г. Полысаево, ул. Заречная, 1, фактический адрес: Кемеровская область, г. Полысаево, ул. Заречная, 1, место совершения правонарушения: г. Полысаево, ул. Заречная, 1,

о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.9.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

02.03.2017 г. в 16-30 час. на основании Приказа Сибирского управления Ростехнадзора <номер> от <дата> «О назначении должностного лица, уполномоченного осуществлять постоянный государственный надзор» <данные изъяты> Ленинского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Канунниковым С.В. при проведении проверки состояния промышленной безопасности в ОАО «Шахта «Заречная», при обследовании выемочного участка лавы <номер> пласта Байкаимского, были выявлены нарушения ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; «Правила безопасности в угольных шахтах» (ПБ) (утв. Приказом Ростехнадзора России от 19.11.2013 г. № 550, per. Минюстом РФ 31.12.2013 г., № 30961), а именно:

1.В лаве 1302 в районе секции механизированной крепи <номер> имеется выделение газа метана СН4 из почвы с концентрацией 2,54%, при норме не более 1%. (Нарушен п. 122 «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к взрыву газа метана.

2.При проверке метановоздушной смесью с концентрацией метана СН4 2,28% датчика метана ДМС-03 установленого в 20 метрах от лавы 1302 на исходящей струе выявлено, что он находится в неисправном состоянии. (Нарушен п. 18 «Положение об АГК») - что может привести к взрыву газа метана.

3. На ОАО "Шахта "Заречная" неисправна система позицианирования и поиска людей застигнутых в аварии. (Нарушен п. 22 «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к гибели людей.

4.Прогноз удароопасности выемочного участка лавы 1302 осуществляетсяформально:

- в книге нарядов участка <номер> отсутствует наряд на бурение прогнозных шпуровконкретными исполнителями; отсутствует инструмент для бурения шпуров; отсутствуют доски в местах проведения прогнозов. (Нарушены п.п. 102, 103 «Правила безопасности в угольных шахтах») - что может привести к травмированию людей.

5.На участке <номер> на момент проверки проходят производственную практику дваученика: Анисимов Н.А. таб.<номер> - ученик электрослесаря и Уваров СО.таб.<номер> - ученик ГРОЗ. В феврале 2017 года (12,18 и 19.02.2017г.) ученикАнисимов Н.А работал в шахте без наставника, ученик Уваров СО. работалбез наставника <дата> (Нарушены ст. 199, 210, 212 ТК РФ) - что может привести к травмированию людей.

Данные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а потому в действиях юридического лица ОАО «Шахта Заречная» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам проверки <данные изъяты> Ленинского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Канунниковым С.В., 02.03.2017 года был составлен Протокол <номер> об административном правонарушении в отношении юридического лица, а также Протокол <номер> от 02.03.2017 года о временном запрете ОАО «Шахта Заречная» проведения работ по выемке угля в лаве <номер>, кроме работ по устранению выявленных нарушений и поддержанию в работоспособном состоянии механизированного комплекса с 22-00 час. 02.03.2017 г. до рассмотрения дела городским судом.

Законные представители ОАО «Шахта Заречная»: Калашников Д.В., действующий на основании доверенности <номер> от <дата> со сроком действия до <дата> включительно, и Лелив К.Л., действующий на основании доверенности <номер> от <дата> со сроком действия до <дата> включительно, в судебном заседании факт наличия выявленных нарушений требований промышленной безопасности не отрицали. Пояснили, что в настоящее время все нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, - устранены, просят ограничиться минимальным наказанием в виде приостановления деятельности предприятия с момента фактического приостановления деятельности до настоящего времени.

В судебном заседании <данные изъяты> Ленинского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Грищук А.В., действующий на основании доверенности <номер> от <дата> со сроком действия по <дата>, пояснил, что установленные <дата> нарушения требований промышленной безопасности представляют угрозу жизни и здоровью работников шахты, в связи с чем, в ОАО «Шахта Заречная» запрещены работы по выемке угля в лаве <номер>, кроме работ по устранению выявленных нарушений и поддержанию в работоспособном состоянии механизированного комплекса с 22-00 час. 02.03.2017 г. до рассмотрения дела городским судом. Также просил учесть, что в компании АО "СУЭК-Кузбасс" шахтоуправление Комсомолец ПЕ шахта Полысаевская 26.02.2017 года произошел несчастный случай со смертельным исходом с учеником ГРОЗ, который работал без наставника.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ) под требованиями промышленной безопасности следует понимать условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта установлены статьей 9 указанного Федерального закона.

В соответствии с п.5 приложения №1 к Федеральному закону от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы. Для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти взрывы газа и (или) пыли, внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли, горные удары, прорывы воды в подземные горные выработки установлен I класс опасности согласно подп.1 п.8 приложения №2 к указанному Федеральному закону.

Требования промышленной безопасности в угольных шахтах установлены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 05.06.2003 г. № 50 «Об утверждении «Правил безопасности в угольных шахтах».

В соответствии с ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта.

Нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов – правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно Уставу ОАО «Шахта Заречная» является юридическим лицом.

Вина ОАО «Шахта Заречная» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается следующими доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении в отношении юридического лица <номер> от 02.03.2017 г.;

- протоколом <номер> от 02.03.2017 года о временном запрете ОАО «Шахта Заречная» работ по выемке угля в лаве <номер>, кроме работ по устранению выявленных нарушений и поддержанию в работоспособном состоянии механизированного комплекса с 22-00 час. 02.03.2017 г. до рассмотрения дела городским судом.

Данные документы не оспариваются законными представителями юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Судом установлено, что у ОАО «Шахта Заречная» имелась возможность для соблюдения правил безопасности, но не были приняты все меры по их соблюдению.

Совокупность собранных и исследованных доказательств, по мнению суда, является достаточной для разрешения данного дела, они согласуются между собой, не содержат существенных противоречий, не оспариваются представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, поскольку соответствуют фактическим обстоятельствам произошедшего правонарушения, не вызывают у суда сомнений в их объективности, в связи с чем суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.

С учетом вышеизложенного, суд считает установленным, что в действиях юридического лица ОАО «Шахта Заречная» имеет место нарушение требований промышленной безопасности, выразившееся в нарушении требований ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», то есть имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями ч.1 ст.3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью.

При решении вопроса о назначении административного наказания суд приходит к выводу о том, что установленные в ходе проверки состояния промышленной безопасности нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, осуществляющих трудовую деятельность на опасном производственном объекте, поскольку несоблюдение требований промышленной безопасности создает реальную угрозу ввиду возможной аварии и ее последствий на опасном производственном объекте, в связи с чем, считает необходимым назначить наказания в виде административного приостановления деятельности.

Решая вопрос о сроке наказания в виде приостановления деятельности, суд принимает во внимание, что представители ОАО «Шахта Заречная» вину в совершении административного правонарушения признали, на шахте предприняты мероприятия по устранению нарушений требований промышленной безопасности, указанные в протоколе об административном правонарушении, нарушения, - устранены, что подтверждается представленными суду письменными документами, а именно: актом комиссионной проверки по устранению нарушений промышленной безопасности от 06.03.2017 г., уведомлением об устранении нарушений требований промышленной безопасности, нарядами-путевками с отметкой о выполнении, из которых следует, что:

- Концентрация содержания метана в лаве 1302 в районе 75 секции крени приведена в соответствие требований ФН и П (Правила безопасности).

- Заменен датчик ДМС-03 установленный в 20 метрах от лавы 1302 на исходящей струе воздуха.

- Приведена в исправное состояние система позиционирования и поиска людей застигнутых в аварии.

- В лаве 1302 произведен прогноз удароопасности, выдай наряд на бурение конкретным исполнителям. Выемочный участок лавы 1302 укомплектовали инструментом для бурения шнуров, в местах проведения прогноза удароопасности установили доски.

- Издан приказ по ОАО «шахта Заречная» о закреплении учеников за наставниками от 03.03.2017года.

Также суду представлен документ, подтверждающий привлечение к ответственности работника шахты, виновного в нарушениях, указанных в предписании от 02.03.2017 г., а именно:

- приказ <номер>-па от 03.03.2017 г. «О наказании трудящегося участка <номер>».

Сомневаться в объективности вышеуказанных документов у суда нет оснований, а потому суд считает справедливым, целесообразным и соразмерным назначить наказание ОАО «Шахта Заречная», в виде запрета работ по выемке угля в лаве <номер>, кроме работ по устранению выявленных нарушений и поддержанию в работоспособном состоянии механизированного комплекса, - на срок 4 (четверо) суток, поскольку менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии с ч.5 ст.29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.12, 9.1 ч.1, 29.6 ч.5, 29.7, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо Открытое акционерное общество «Шахта Заречная» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности ОАО «Шахта Заречная» - работ по выемке угля в лаве <номер>, кроме работ по устранению выявленных нарушений и поддержанию в работоспособном состоянии механизированного комплекса, на срок 4 (четверо) суток, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток.

Судья: подпись.

Верно.

Судья: Л.А. Зеброва

Подлинный документ находится в административном деле №5-161/2017 Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области.