ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-161/2021 от 22.10.2021 Ленского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 5-161/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Ленск Республика Саха (Якутия) 22 октября 2021 года

Судья Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) Друзьянов И.П., с участием защитника лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО2, ОГРНИП <***>, ИНН <***>, юридический адрес: [АДРЕС],

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по РС(Я) Б. № 05-274-1/2021 от 14 сентября 2021 года, 23 июня 2021 года в Росприроднадзор поступило письмо главы МО «Город Ленск» о задымления территории города от горения мусорной свалки, также были обращения граждан. Управлением 25 июля 2021 года было проведено рейдовое мероприятие на основании приказа Управления № 446 от 23 июля 2021 года, в рамках которого было проведено обследование прилегающей к объекту [АДРЕС] и составлен акт обследования № 05-024р/2021 от 25 июля 2021 года. В ходе обследования было зафиксировано задымление на территории [АДРЕС], сопровождающееся едким запахом продуктов горения отходов. В связи с тем, что ИП ФИО2 умышленно не предпринял все меры, для устранения нарушения, выразившегося в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, в отношения него был составлен протокол об административном правонарушении. Действия ИП ФИО2 были квалифицированы по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ИП ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен, в суд не явился, представил отзыв.

Его защитник, действующий на основании доверенности, ФИО1 в судебном заседании с протоколом не согласен, полагает, что при производстве по делу были допущены нарушения требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", не представлены должностные инструкции должностных лиц Росприроднадзора, подтверждающие полномочия на составление уведомлений, протокола об административном правонарушении, а также проведения рейдовых мероприятий. В случае назначения наказания в виде административного приостановления деятельности, поскольку ИП ФИО2 является в городе единственным лицом, осуществляющем прием и размещение твердых бытовых отходов, то приостановление деятельности вызовет «мусорный коллапс» и может вызвать социальное напряжение.

Представитель Росприроднадзора по РС(Я) в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, выслушав защитника лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 18 Федерального закона РФ от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурно пахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.

На основании статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" гласит, требования к объектам размещения отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) и требования к объектам размещения твердых коммунальных отходов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из материалов дела, 23 июня 2021 года в Росприроднадзор поступило письмо главы МО «Город Ленск» о задымления территории города от горения мусорной свалки, также были обращения граждан. Управлением 25 июля 2021 года было проведено рейдовое мероприятие на основании приказа Управления № 446 от 23 июля 2021 года, в рамках которого было проведено обследование прилегающей к объекту НВОС-Полигон ТБЛ г. Ленск и составлен акт обследования № 05-024р/2021 от 25 июля 2021 года. В ходе обследования было зафиксировано задымление на территории полигона ТБО, сопровождающееся едким запахом продуктов горения отходов. В связи с тем, что ИП ФИО2 умышленно не предпринял все меры, для устранения нарушения, выразившегося в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при размещении отходов производства и потребления, в отношения него был составлен протокол об административном правонарушении. Действия ИП ФИО2 были квалифицированы по ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела.

В силу статей 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.

В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными, в том числе на осуществление государственного контроля (надзора), права и обязанности указанных лиц при осуществлении соответствующего контроля (надзора) урегулированы Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 4 статьи 16 настоящего Закона предусмотрено, что акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. При наличии согласия проверяемого лица на осуществление взаимодействия в электронной форме в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля акт проверки может быть направлен в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю. При этом акт, направленный в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, составившего данный акт, проверяемому лицу способом, обеспечивающим подтверждение получения указанного документа, считается полученным проверяемым лицом.

Данные нормы также закреплены и в Приказе Роприроднадзора от 06.07.2020 г. № 783 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по осуществлению федерального государственного экологического надзора», так согласно п.126 Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в 2 экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуального предпринимателя под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле Росприроднадзора.

Как следует из материалов дела, в нарушение положения части 4 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, акт проверки непосредственно после ее завершения ИП ФИО2 вручен не был.

В соответствии с актом проверки (л.д. 66) акт был составлен 25 июля 2021 года, сведений о вручении данного акта ИП ФИО2 в акте нет, сведений о направлении данного акта почтовым отправлением материала дела также не содержат.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных частью 4 статьи 16 настоящего Федерального закона (в части непредставления акта проверки).

Таким образом, акт проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды N 004035 от 26.08.2020 года не может считаться допустимым доказательством по делу.

Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях ИП ФИО2 состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО2 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И. П. Друзьянов