ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1626/18 от 10.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№5-59/2019г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Астрахань 10 января 2019г.

Судья Ленинского районного суда г. Астрахани Асламбекова Г.А., при секретаре Курманбаевой Г.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Астрахани дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Волга-Транзит», юридический адрес: <адрес> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Волга-Транзит», являясь юридическим лицом, основным видом деятельности которого согласно Уставу ООО «Волга-Транзит», утвержденному решением общего собрания участников от 08.04.2016г., является деятельность морскою пассажирского и грузового транспорта; аренда морских транспортных средств с экипажем: предоставление маневренных услуг; буксировка и маневровые услуги на внутренних водных путях и т.д. по адресу: <адрес>, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами РФ предусмотрена административная ответственность, достоверно зная о том, что выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух допускается на основании специального разрешения, в период 2016 года по настоящее время допустило осуществление выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от эксплуатации стационарных неорганизованных источников выбросов - причальной стенки для отстоя судов по адресу: <адрес>, без специального разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в связи с чем, допустило несоблюдение экологических требований природоохранного законодательства.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

На основании приказа Управления Росприроднадзора по Астраханской области от <дата обезличена>г. <№> в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Волга-Транзит», в ходе которой установлено следующее:

Основным видом деятельности ООО «Волга-Транзит» деятельность внутреннего водного грузового транспорта, буксировка и маневровые услуги на внутренних водных путях; деятельность по складированию и хранению; деятельность морского пассажирского транспорта; деятельность морского грузового транспорта; аренда морских судов заграничного и каботажного плавания для перевозки грузов с экипажем; деятельность по оказанию маневренных услуг судами заграничного и каботажного плавания, деятельность внутреннего водного пассажирского транспорта; аренда судов внутреннего водного транспорта для перевозки пассажиров с экипажем; буксировка и маневровые услуги на внутренних водных путях; деятельность вспомогательная, связанная с морским транспортом; деятельность вспомогательная, связанная с внутренним водным транспортом; транспортная обработка прочих грузов; деятельность вспомогательная прочая, связанная перевозками, деятельность брокерская по сделкам с ценными бумагами и товарами.

При проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица ООО «Волга-Транзит» не был представлен проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу у юридического лица ООО «Волга-Транзит» отсутствуют.

В результате деятельности юридического лица при осуществлении эксплуатации стационарного источника выбросов вредных загрязняющих веществ - причальной стенки для отстоя судов, расположенная по адресному ориентиру: <адрес>, юридическим лицом ООО "Волга-Транзит" осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, углерод оксид, бензин, керосин, которые согласно Распоряжения Правительства РФ от 08.07.2015 N 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды», относятся к веществам, в отношении которых применяются меры; государственного регулирования в области охраны окружающей среды», о чем 27.11.2018. государственным инспектором по Астраханской области, специалистом-экспертом отдела экологического надзора, надзора за ООПТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Роспотребнадзора по Астраханской области составлен протокол об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель юридического лица привлекаемого к административной ответственности ООО «Волга-Транзит» ФИО1, директор ООО «Волга-Транзит» ФИО2 вину в совершении административного правонарушения не признали, просили признать протокол незаконным и прекратить производство по делу.

В судебное заседание лицо, составившее протокол об административном правонарушении – государственный инспектор по Астраханской области, специалист-эксперт отдела экологического надзора, надзора за ООПТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности Управления Роспотребнадзора по Астраханской области ФИО3, не явилась.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Астраханской области ФИО4, действующая на основании доверенности оставила решение на усмотрение суда.

Судья, выслушав представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, представителя Управления Роспотребнадзора по Астраханской области, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

По смыслу данной нормы административная ответственность наступает в случае, когда на выброс вредных веществ в атмосферный воздух требуется получить специальное разрешение, однако, такое разрешение отсутствует.

Санкция данной статьи предусматривает наказание на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч. 4 ст. 23 ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

В силу требований ст. 14 ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" N 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации транспортных и иных передвижных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

За выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно статье 16 указанного закона к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в том числе, выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ.

Статья 3 Федерального закона от 04.05.1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в качестве одно из основных принципов государственного управления в области охраны атмосферного воздуха предусматривает обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха.

Выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 04 мая 1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха").

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду является обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, поскольку в силу указанной нормы Закона разрешением устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В силу п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Как установлено в судебном заседании на основании приказа Управления Росприроднадзора по Астраханской области от <дата обезличена>г. <№> в период с <дата обезличена> по <дата обезличена> Управлением Росприроднадзора по Астраханской области проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Волга-Транзит», в ходе которой установлено следующее: юридическим лицом ООО «Волга-Транзит» не был представлен проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, а также разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу у юридического лица ООО «Волга-Транзит» отсутствовали. В результате деятельности юридического лица при осуществлении эксплуатации стационарного источника выбросов вредных загрязняющих веществ - причальной стенки для отстоя судов, расположенная по адресному ориентиру: <адрес>, юридическим лицом ООО "Волга-Транзит" осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - диоксид азота, оксид азота, диоксид серы, углерод оксид, бензин, керосин.

Согласно ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении вредных (загрязняющих) веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха. Технологический норматив выброса устанавливается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. При невозможности соблюдения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов для действующего стационарного источника и (или) совокупности действующих стационарных источников устанавливаются временно разрешенные выбросы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на период поэтапного достижения предельно допустимых выбросов и (или) технологических нормативов выбросов. Для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Для передвижных источников технические нормативы выбросов устанавливаются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно протокола об административном правонарушении от 27.11.2018г. при эксплуатации ООО «Волга- Транзит» причальной стенки для отстоя судов, осуществляются выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух-диоксид азота, оксид азота: диоксид серы, углерод оксид, бензин, керосин.

Вместе с тем в протоколе об административном правонарушении и представленных в материалы дела документов, отсутствуют доказательства свидетельствующие о выбросе непосредственно указанных веществ в атмосферу, о их количестве и периоде времени выброса.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" источник выброса - сооружение, техническое устройство, оборудование, которые выделяют в атмосферный воздух вредные (загрязняющие) вещества; стационарный источник - источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника; передвижной источник - транспортное средство, двигатель которого при его работе является источником выброса.

Таким образом, причальная стенка не является источником выброса.

Выброс вредных веществ в атмосферный воздух осуществляется плавсредствами -судами ООО «Волга-Транзит» которые является в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007г. «О транспортной безопасности» транспортными средствами-передвижными источниками выбросов

Согласно письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 28.11.2018г. адресованного ООО «Волга-Транзит» по вопросам связанным с отнесением морских судов к стационарным источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ, двигатель морского судна относится к передвижным источникам загрязнения окружающей среды и нормированию не подлежит. Суда ООО «Волга-Транзит» осуществляют стоянку на арендованных причалах, принадлежащих иным юридическим лицам и собственных причалов и иных постоянных мест стоянок судов не имеет.

Согласно справке ООО «Первомайский судоремонтный завод» о времени нахождения (стоянки) судов принадлежащих ООО «Волга-Транзит» у причальной стенки ООО «<данные изъяты>» для осуществления судоремонтных работ и в процессе непроизводственного отстоя, на основании договора на отстой судов <№> от 02.01.2016г. (действие договора от 09.01.2018г.), договора <№>а от 02.01.2016г. (обеспечение судов ООО «Волга-Транзит» электроэнергией (действие договора от 09.01.2018г.), генерального договора <№> от 09.01.2018г., договора <№>а от 09.01.2018г. (обеспечение судов ООО «Волга-Транзит» электроэнергией) заключенных между ООО «Волга-Транзит» и ООО «<данные изъяты>» у причальной стенки ООО «<данные изъяты>» временно находятся: <данные изъяты> ( время нахождения у причальной стенки с 18.10.2017г. по 31.07.2017г., с 01.01.2018г. по настоящее время); <данные изъяты> (время нахождения у причальной стенки с 21.06.2018г. по настоящее время); <данные изъяты> (время нахождения у причальной стенки с 01.01.2017г. по настоящее время; <данные изъяты> время нахождения у причальной стенки с 19.03.2017г. по 13.12.2017г., с 22.03.2018г. по 31.08.2018г.

02.01.2016г. между ООО «<данные изъяты>» и ООО «Волга-Транзит» заключен договор на отстой судов, в соответствии с которым ООО «<данные изъяты>» взяло не себя обязательство по предоставлению части причальной набережной ( причальной стенки) длиной 287 м, расположенной на территории предприятия на реке Прямая Болда, по адресу: <адрес>.

16.01.2017г. Управлением Федеральной службой по надзору в сфере природопользования по Астраханской области ОАО «<данные изъяты>» выдано разрешение <№> на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ( за исключением радиоактивных веществ» на промплощадке <№> головной завод <адрес> на правом берегу <адрес>. Период разрешения: с 16.01.2017г. по 19.12.2021г.

09.01.2018г. ООО «Волга-Транзит» и ООО «<данные изъяты>» заключило генеральный договор ремонта судов, предметом которого является ремонт судов и предоставлении услуги по стоянке судов не занятых в ремонте.

Таким образом, согласно представленных документов ООО «Волга-Транзит» не имеет собственных причалов и договоров водопользования, не имеет стационарных источников выбросов вредных веществ.

Кроме того, ООО «Волга-Транзит» были предприняты все зависящие от него меры, а именно направлен запрос о необходимости разработки проекта предельно-допустимых выбросов для стоянок судов по договорам аренды причальной стенки на акватории находящейся в пользовании по договору водопользования у арендодателя в Управлении Росприроднадзора по Астраханской области.

Согласно полученного ответа от 27.06.2014г. разработка нормативов предельно-допустимых выбросов, и соответственно получение разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух обязанность юридического лица-собственника конкретной территории (земельного участка, акватории водного объекта, причальной стенки) на которой располагаются стационарные источники выбросов.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в действиях ООО «Волга-Транзит» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Волга-Транзит», юридический адрес: <адрес> в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд г. Астрахани.

Судья Г.А. Асламбекова