ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1628/2021 от 22.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 5-1628/2021

УИД 24RS0032-01-2021-001841-23

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

22 апреля 2021 года г. Красноярск

Судья Ленинского районного суда г. Красноярска Гридасова Т.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г. Красноярск, ОГРНИП , ИНН <***>, зарегистрированной по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении, 26.01.2021 сотрудниками службы финансово – экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края осуществлен осмотр торгового объекта магазина «Водолей» по адресу: <адрес> на предмет соблюдения работодателем превентивных мер, установленных постановлением Правительства Красноярского края от 05.04.2020 № 192-п «Об утверждении превентивных мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV, и порядка осуществления контроля за их соблюдением работодателями на территории Красноярского края» (далее по тексту – Постановление № 192-п), п. 2.9 указа Губернатора Красноярского края «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Красноярского края» от 27.03.2020 № 71-уг (далее по тексту – Указ № 71-уг).

В ходе проведения осмотра службой установлено нарушение требований:

пп.1 пункта 4 Постановления № 192-п: не организовано использование работниками (линейным персоналом) средств индивидуальной защиты (перчатки, маски);

пп. 7 пункта 4 Постановления № 192-п: не обеспечено соблюдение мер социального дистанцирования (не менее 1, 5 метра) по всему торговому объекту;

пункта 2.9 Указа № 71-уг: на территории торгового помещения магазина допущены граждане, не использующие средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно – марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия).

Постановлениями Ленинского и Советского районных судов г. Красноярска 01.09.2020 и 28.08.2020, соответственно, ИП ФИО1 привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за аналогичные нарушения 03.06.2020 в том же магазине и 13.06.2020 в магазине «Водолей» по адресу: <адрес>, соответственно, ей назначены наказания в виде предупреждений.

В судебном заседании представитель службы финансово – экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края ФИО2 полагала необходимым привлечь ИП ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ИП ФИО1, в судебное заседание не явилась, уведомлена о нём своевременно и надлежащим образом.

Защитник ИП ФИО1 – ФИО3 в судебном заседании пояснила, что во исполнение Указа № 71-уг ИП ФИО1 06.04.2020 изданы приказы «Об использовании индивидуальных средств защиты» на территории магазинов «Водолей», принадлежащих ИП ФИО1, где регламентирован порядок использования средств индивидуальной защиты сотрудниками подразделений, обязанность за соблюдение данного приказа возложена на директоров магазинов, «Об обеспечении превентивных мер..», которым на них же возложена обязанность по обеспечению соблюдения мер социального дистанцирования (не менее 1, 5 метра) по всем помещениям. Перчатки, маски и антисептики закуплены для сотрудников магазина «Водолей» на <адрес>, в подтверждение чего представлена товарная накладная от 18.11.2020. 28.05.2020 ИП ФИО1 разработан и издан приказ об организации работы с гражданами, целью которого являлся контроль исполнения посетителями масочного режима, не допуск посетителей на территорию магазина, не имеющих масок, не обслуживание таких лиц и т.д., обязанность за исполнение данного приказа также возложена на руководителей структурных подразделений – директоров магазинов. Также защитник пояснила, что социальное дистанцирование обеспечивается наклейкой лент на полы, которая с мытьем полов стирается, что требует повторной наклейки, на момент проведения проверки как раз осуществлялась замена стершихся лент, также в магазине осуществляется оповещение по радио, расклеены объявления о необходимости соблюдения превентивных мер, на кассе посетители без масок не обслуживаются. В магазине «Водолей» на <адрес> работает около 30 человек, у ИП ФИО1 имеется сеть магазинов по краю.

Допрошенная по ходатайству защитника Богомазова М.В. показала, что работает директором магазина «Водолей» по <адрес> Г <адрес>, ответственной за соблюдение приказов ИП ФИО1 является она, следит за ношением сотрудниками масок и посетителями, на момент проверки разметка в кассовой зоне магазина имелась, в остальных местах как раз планировалась её замена, ленты стираются при мытье полов и передвижении товаров, посетители без масок на кассах однозначно не обслуживаются.

Заслушав представителя службы, защитника, свидетеля Богомазову М.В., исследовав, проверив и оценив в совокупности материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Частью первой ст.20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.

Частью второй ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 настоящего Кодекса, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Постановлением Правительства Красноярского края от 16.03.2020 №152-п на территории Красноярского края с 16.03.2020 введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Красноярском крае.

Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 417 (далее - Правила № 417), предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (пп. «б» п. 3, пп. «в», «г» п. 4 Правил № 417).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерацииили угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. «а.2» п. «а» ст. 10 названного федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пп «б» п. 6 ст. 4.1, пункты «а», «у», «ф» чЛ ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В соответствии с пп. 2 п.2 Указа № 71 -уг не приостановлена работа объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости (средства индивидуальной защиты, средства дезинфицирующие, антисептические средства, салфетки влажные, салфетки сухие, мыло туалетное, мыло хозяйственное, паста зубная, щетка зубная, бумага туалетная, гигиенические прокладки, стиральный порошок, подгузники детские, спички, свечи, пеленка для новорожденного, шампунь детский, крем от опрелостей детский, бутылочка для кормления, соска- пустышка, бензин автомобильный, дизельное топливо, газомоторное топливо (компримированный природный газ, сжиженный природный газ, сжиженный углеводородный газ), зоотовары (включая корма для животных и ветеринарные препараты), похоронные принадлежности, табачная продукция, автозапчасти), продажи товаров дистанционным способом, в том числе с условием доставки. Реализация указанных в настоящем подпункте непродовольственных товаров первой необходимости осуществляется исключительно в объектах розничной торговли, специализирующихся на их продаже.

В соответствии с п. 2.9 Указа № 71-уг хозяйствующие субъекты, осуществляющие розничную торговлю, деятельность которых не приостановлена в соответствии с федеральными и краевыми правовыми актами, направленными на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, обязаны не допускать на территорию торгового объекта и не обслуживать граждан, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания (лицевые маски одноразового использования, медицинские маски, ватно-марлевые маски, респираторы и иные их заменяющие текстильные изделия).

Постановлением Правительства Красноярского края от 05.04.2020 № 192-п утверждены Превентивные меры, направленные на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, и порядок осуществления контроля за их соблюдением работодателями на территории Красноярского края, согласно которым работодатели, осуществляющие розничную торговлю в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости посредством организации торговой сети, дополнительно обеспечивают выполнение следующих Превентивных мер: организуют использование работниками (линейным персоналом) средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), спецодежды (нижний слой) с длинным рукавом (пп.1 п. 4); обеспечивают соблюдение мер социального дистанцирования (не менее 1,5 метра) по всему торговому объекту (нанесение разметки на полу, нанесение специальных указателей для соблюдения дистанции, объявление по радио) (пп.7 п.1).

Как следует из материалов дела, 26.01.2021 сотрудниками службы финансово – экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края осуществлен осмотр торгового объекта магазина «Водолей» по адресу: <адрес> на предмет соблюдения работодателем превентивных мер, установленных Постановлением № 192-п, Указом № 71-уг.

Согласно исследованной видеозаписи, в зоне кассового обслуживания 1 и 2 этажей магазина имеется разметка, выполненная лентой желтого с черным цветов в виде полос и квадратов, разметка имеется на 1 этаже и по торговому залу, в зоне кассового обслуживания имеются защитные экраны, в зоне кассового обслуживания и при входе имеются объявления о соблюдении превентивных мер, сотрудники в данной зоне все находятся в масках, на видеозаписи имеется 2 сотрудника магазина (одеты в форму) с масками на подбородке, покупателей рядом не имеется, один работник с маской на подбородке при виде съемки одел маску, один работник передвигал товар без перчаток.

06.04.2020 ИП ФИО1 изданы приказы:

«Об обеспечении превентивных мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», согласно которому работникам в обязательном порядке необходимо использовать средства индивидуальной защиты (маски, перчатки), спецодежду (нижний слой) с длинным рукавом (пункт 12), необходимо обеспечить соблюдение мер социального дистанцирования (не менее 1, 5 метра) по всем помещениям (пункт 18), ответственными за исполнение данных пунктов назначены руководители подразделений;

«Об использовании индивидуальных средств защиты», согласно которому регламентирован порядок использования средств индивидуальной защиты сотрудниками подразделений, обязанность за соблюдение данного приказа также возложена на руководителей подразделений (магазинов).

28.05.2020 ИП ФИО1 издан приказ об организации работы с гражданами, согласно которому запрещено допускать на территорию и обслуживать граждан, не использующих масок, обязанность за исполнение данного приказа также возложена на руководителей подразделений (магазинов).

Приказом ИП ФИО1 от 06.03.2020 товарный логист логического центра ФИО4 переведена на должность директора магазина «Водолей» Глинки 37 Г.

С указанными приказами ознакомлена директор магазина Богомазова М.В.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением, либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.

Статья 24.5 КоАП РФ регламентирует обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении. Так, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения (п.2 ч. 1).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ИП ФИО1 организовано соблюдение превентивных мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, изданы приказы 06.04.2020 и 28.05.2020, назначены ответственные лица за их соблюдение, учитывая наличие сети магазинов и численности работников магазинов сети.

Как следует из протокола административного правонарушения, на территорию торгового помещения магазина допущены граждане, не использующие средства индивидуальной защиты органов дыхания, вместе с тем, в соответствии с п. 2.9 Указа № 71-уг хозяйствующие субъекты обязаны не допускать на территорию торгового объекта и не обслуживать граждан, не использующих средства индивидуальной защиты органов дыхания.

Таким образом, наличие одного факта допуска граждан, не использующих средства индивидуальной защиты, не образует состава административного правонарушения.

Кроме того, из видеозаписи следует, что сотрудники магазина находятся в масках, индивидуальные средства защиты имеются у всех сотрудников, трое сотрудников отмечены с ношением масок на подбородке, в отсутствие покупателей, в помещениях имеются разметки, оформленные лентами на полу, объявления, что также свидетельствует об организации ИП ФИО1 использования работниками средств индивидуальной защиты и обеспечении соблюдения мер социального дистанцирования.

При этом, из приведенных положений законодательства следует, что обеспечение соблюдения мер социального дистанцирования (не менее 1,5 метра) по торговому объекту допускается разными способами: нанесение разметки на полу, нанесение специальных указателей для соблюдения дистанции, объявление по радио.

Учитывая вышеизложенное, производство по делу подлежит прекращению, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП Ф, в связи с отсутствием в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.9-29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 прекратить, в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение 10 суток со дня вручения или получения участниками производства по делу об административном правонарушении копии постановления, с подачей жалобы через Ленинский районный суд г. Красноярска.

Судья Т.Ю. Гридасова