Дело № 5-162/19
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Санкт-Петербург 30 октября 2019 г.
Судья Кронштадского районного суда Санкт-Петербурга Тарновская В.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, в отношении
ФИО1, <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении № 170-2019 от 30.07.2019 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 №527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге» объект, расположенный по адресу Санкт-Петербург, <...> является объектом культурного наследия федерального значения «Сад», входящим в ансамбль «Летний сад» (далее – объект). На основании выписки из ЕГРП от 12.09.2018 собственником расположенного на территории объекта здания по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А (далее – здание) является ФИО1
В соответствии с заданием КГИОП от 28.08.2018 № 01-59-642/2018 проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта, в ходе которого установлено, что на территории объекта расположено здание, не являющееся объектом культурного наследия Санкт-Петербург, <...>, лит. А. На момент осмотра на крыше здания проводятся работы по устройству деревянной двускатной крыши, проведены работы по ремонту венчающего карниза, частично заложены кирпичом оконные и дверные проемы. В результате проведенных работ увеличены объемно-пространственные характеристики здания, на территории складируются строительные материалы и леса. Проект ремонта здания на рассмотрение в КГИОП не представлялся, письменное разрешение на право выполнения работ в границах объекта культурного наследия не выдавалось.
В адрес ФИО1 направлено предписание от 26.10.2018 № 01-10-24/18-0-0, которым предписано в течение 1 дня с момента получения данного предписания приостановить производство строительных, хозяйственных и иных работ в здании по адресу Санкт-Петербург, <...>, лит. А, находящегося на территории объекта до получения письменного разрешения КГИОП на возобновление работ в установленном порядке, также ФИО1 уведомлен о проверке предписания 08.11.2018 в 11 час. 00 мин. Актом проверки КГИОП от 08.11.2018 № 213-п установлено, что требования предписания не исполнены, ведутся работы по ремонту здания (кладочные и измерительные работы), за период с момента составления КГИОП акта мероприятия по контролю за состоянием объекта 28.08.2018 проведены работы по восстановлению венчающего карниза здания, устроены слуховые окна на кровле, вдоль западного фасада уложены бетонные плиты, большинство окон затянуты пленкой, завершены работы по устройству деревянной двускатной крыши. В результате проведенных работ увеличены объемно-пространственные характеристики здания. Указанные обстоятельства повлекли нарушение облика объекта, ухудшают состояние его территории, что противоречит требованиям сохранности объекта культурного наследия. ФИО1 было известно о том, что здание по адресу Санкт-Петербург, <...>, лит. А, находится на территории объекта культурного наследия федерального значения «Сад», входящим в ансамбль «Летний сад» по адресу: Санкт-Петербург, <...>. Тем самым ФИО1 нарушил требования сохранения, использования и государственной охраны выявленных объектов культурного наследия, а именно выполнил следующие действия: выполнение работ по восстановлению венчающего карниза, устройству слуховых окон на кровле, затягиванию окон пленкой, устройству деревянной двускатной крыши здания по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А, расположенного в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Сад», входящего в ансамбль «летний сад», в отсутствие согласованной проектной документации и разрешения КГИОП на производство работ.
В действиях ФИО1 должностным лицом – главным специалистом отдела ландшафтной архитектуры Управления ландшафтной архитектуры и гидротехнических сооружений Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) ФИО2 усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ. Правонарушение совершено в 11 час. 00 мин. 08.11.2019 по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1 в судебное заседание явился, вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, что здание, которым он владеет на праве собственности, расположенное по адресу Санкт-Петербург, <...>, лит. А памятником архитектуры не является, здание требовало ремонта, восстановительных работ и работ по предотвращению дальнейшего его разрушения, в ходе работ были укреплены обваливающиеся проемы, на фасаде здания – восстановлена разрушенная кладка, заново восстановлены разрушенные карнизы, установлена двускатная кровля, застеклены оконные проемы, установлены двери, вывезены все бытовые и строительные отходы. Работы на объекте проводились в период с января 2018 года по 16 августа 2019 года. Предписание КГИОП, акт проверки, уведомление и протокол не получал, в период составления протокола об административном правонарушении и уведомления о его составлении находился в отпуске за пределами Санкт-Петербурга. Умысла на уклонение от выполнения требований КГИОП не имел. ФИО1 представлены письменные объяснения по существу вменяемого административного правонарушения и доказательства в обоснование возражений, которые приобщены к материалам дела.
Главный специалист – юрисконсульт отдела правового обеспечения административного производства юридического управления КГИОП ФИО3, предупрежденная об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний в порядке ст.17.9 КоАП РФ и опрошенная в соответствии со ст.25.6 КоАП РФ, в судебном заседании подтвердила обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, указав, что согласно плану границ территории объекта культурного наследия федерального значения «Летний сад», утвержденному 04.07.2005 заместителем председателя КГИОП – начальником управления государственного учета памятников Кириховым Б.М., принадлежащее ФИО1 здание (котельная) по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А находится в границах объекта культурного наследия «Летний сад», при этом затруднилась пояснить, почему данные сведения отсутствуют в региональной информационной системы «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» и каким образом, ФИО1 в отсутствие охранного обязательства, а также сведений о включении принадлежащего ему здания в территорию объекта культурного наследия и каких-либо обременениях в ЕГРН, должно быть известно о нарушении требований законодательства об объектах культурного наследия. Кроме того, пояснила, что документов, фиксирующих внешний вид здания до разрушения, его объемно-пространственные характеристики, в т.ч. форму крыши, в КГИОП не имеется.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, находит производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 5.1 ФЗ от 25.06.2003 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В силу п. 7 ст. 36 названного закона изыскательские, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (в том числе объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, расположенных за пределами земельного участка (земельных участков), в границах которого (которых) проводятся указанные работы), нарушить их целостность и сохранность, должны быть немедленно приостановлены заказчиком указанных работ, техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, лицом, проводящим указанные работы, после получения предписания соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о приостановлении указанных работ.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
КГИОП на основании Положения о КГИОП, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 № 651, уполномочен выдавать письменное задание и разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с документацией, согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга.
Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге» объект, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, <...> является объектом культурного наследия федерального значения «Сад», входящим в ансамбль «Летний сад» (л.д. 44-47).
На территории указанного объекта по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А расположено нежилое здание (котельная), 1917 года постройки, кадастровый номер 78:34:0010310:3005. Собственником здания и земельного участка по указанному адресу является ФИО1, право собственности которого зарегистрировано 17.01.2018 (л.д. 34-39).
Данное здание не является объектом культурного наследия, вместе с тем оно расположено в границах объекта культурного наследия федерального значения «Сад» (л.д. 26-33,47).
В соответствии с заданием КГИОП от 28.08.2018 № 01-59-642/2018 проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения «Сад». Согласно акту от 28.08.2018 на территории данного объекта культурного наследия по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А расположено здание, не являющееся объектом культурного наследия. На момент осмотра на крыше здания проводятся работы по устройству деревянной двускатной крыши, проведены работы по ремонту венчающего карниза, частично заложены кирпичом оконные и дверные проемы. В результате проведенных работ увеличены объемно-пространственные характеристики здания, на территории складируются строительные материалы и леса. Работы проводятся без согласования и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (л.д.13-16).
В адрес собственника вышеуказанного здания ФИО1 КГИОП направлено предписание от 26.10.2018 № 01-10-24/18-0-0, которым предписано в течение 1 дня с момента получения данного предписания приостановить производство строительных, хозяйственных и иных работ в здании по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А, находящегося на территории объекта культурного наследия федерального значения «Сад», до получения письменного разрешения КГИОП на возобновление работ в установленном порядке. Проверка предписания состоится 08.11.2018 в 11 час. 00 мин. (л.д. 17).
На основании приказа заместителя председателя КГИОП № 213-п от 02.11.2018 организована внеплановая выездная проверка деятельности в отношении ФИО1 (л.д. 18-19).
Актом проверки КГИОП от 08.11.2018 № 213-п установлено, что требования предписания от 26.10.2018 № 01-10-24/18-0-0 не исполнены, ведутся работы по ремонту здания (кладочные и измерительные работы), за период с момента составления КГИОП акта мероприятия по контролю за состоянием объекта 28.08.2018 проведены работы по восстановлению венчающего карниза здания, устроены слуховые окна на кровле, вдоль западного фасада уложены бетонные плиты, большинство окон затянуты пленкой, завершены работы по устройству деревянной двускатной крыши. В результате проведенных работ увеличены объемно-пространственные характеристики здания. На прилегающей территории и внутри здания складируются строительные материалы, газон нарушен проездом техники. Работы проводятся без согласования и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (л.д. 20-25).
В отношении ФИО1 30.07.2019 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ (л.д.3-7).
Таким образом, материалами дела подтверждается событие административного правонарушения, а именно выполнение ФИО1 работ по восстановлению венчающего карниза, устройству слуховых окон на кровле, затягиванию окон пленкой, устройству деревянной двускатной крыши здания по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А, расположенном в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Сад», входящим в ансамбль «Летний сад», в отсутствие согласованной проектной документации и разрешения КГИОП на производство работ.
Вместе с тем, статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ влечёт прекращение производства по делу об административном правонарушении.
В данных суду объяснениях ФИО1 указывал, что на момент проведения работ ему не было известно о том, что здание, собственником которого он является, расположено в границах территории объекта культурного наследия и работы могут проводиться только по согласованию с КГИОП.
Документы, которыми располагал ФИО1, как собственник (договор купли-продажи от 29.01.1998, договор купли-продажи от 20.12.2017, выписка из ЕГРН, технический паспорт здания) сведений об ограничениях либо обременениях, связанных с особыми условиями использования территории объекта культурного наследия, в отношении земельного участка, на котором расположено здание по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А, не содержат.
Осмотр здания и прилегающей к нему территории 28.08.2018, по результатам которого КГИОП было выдано предписание, проводился без участия ФИО1
Как усматривается из материалов дела, выданное КГИОП предписание от 26.10.2018 о необходимости приостановить работы на объекте – здании (котельной) по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А, в связи с нахождением здания в границах объекта культурного наследия федерального значения «Сад» с уведомлением о последующей проверке 08.11.2018, не было получено ФИО1 по независящим от него обстоятельствам, поскольку направлено по адресу места нахождения нежилого здания (котельной), которое местом жительства (регистрации) ФИО1 не является.
Проверка 08.11.2018 осуществлена КГИОП в отсутствие ФИО1, неизвещенного о дате, времени и месте ее проведения.
Кроме того, из находящихся в открытом доступе карт региональной информационной системы «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» (далее – РГИС), содержащей сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, пространственные данные, представляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями Санкт-Петербурга, иную картографическую и статистическую информацию, усматривается, что принадлежащее ФИО1 здание (котельная) по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А не входит в границы объекта культурного наследия «Летний сад».
Представленный КГИОП план границ территории объекта культурного наследия федерального значения «Летний сад», утвержденный 04.07.2005 заместителем председателя КГИОП – начальником управления государственного учета памятников Кириховым Б.М., согласно которому принадлежащее ФИО1 здание (котельная) по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А находится в границах объекта культурного наследия «Летний сад», не может свидетельствовать о том, что ФИО1 было известно о необходимости согласования ремонтно-восстановительных работ, поскольку опубликован не был, в открытом доступе не находится, до сведения ФИО1 не доводился.
Таким образом, оснований считать, что ФИО1 знал либо должен был знать о том, что здание по адресу: Санкт-Петербург, <...>, лит. А, на котором велись работы в отсутствие согласованной проектной документации и разрешения КГИОП, входит в границы территории объекта культурного наследия федерального значения «Сад», у суда не имеется.
При таких обстоятельствах возможности для соблюдения правил и норм действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия у ФИО1 не имелось, что, по мнению суда, свидетельствует об отсутствии вины ФИО1 и соответственно – состава административного правонарушения.
При этом доводы КГИОП о нарушении ФИО1 объемно-пространственных характеристик здания (котельной) в результате произведенных работ по обустройству двускатной крыши, суд находит необоснованными, учитывая отсутствие каких-либо документов, фиксирующих внешний вид здания до разрушения.
Кроме того, суд принимает во внимание, что согласно положениям ст. 28.2 ч. 4.1 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Между тем, из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что на момент составления протокола об административном правонарушении должностное лицо КГИОП не располагало сведениями о надлежащем извещении ФИО1 о месте и времени слушания дела, поскольку в деле не имеется ни извещения о вручении заказного отправления, ни телеграммы. При этом должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, не приняло мер к проверке причин неявки ФИО1 30.07.2019, не рассмотрело вопрос о повторном вызове ФИО1
Учитывая, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу, может считаться извещенным о времени и месте составления протокола, в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, лишь в случае соблюдения Правил оказания услуг почтовой связи, однако конверт, в котором ФИО1 направлялось извещение о составлении протокола об административном правонарушении, таких сведений не содержит, а согласно отчету об отслеживании почтового отправления с идентификатором 1910603636139719, которым КГИОП направлял ФИО1 уведомление о вызове 30.07.2019 для составления протокола об административном правонарушении, сдано в отделение почтовой связи 05.08.2019 и получено адресатом лишь 16.08.2019.
Таким образом, составление протокола об административном правонарушении в отсутствие ФИО1 при отсутствии сведений о надлежащем его извещении о месте и времени составления протокола, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, что повлекло нарушение права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 – прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья В.А. Тарновская