ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-162/2016 от 02.06.2016 Анжеро-судженского городского суда (Кемеровская область)

Дело №5-162/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Анжеро-Судженск 02 июня 2016 года

Судья Анжеро-Судженского городского суда Кемеровской области Андриянова И.В.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – ФИО4, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Элемент»,

УСТАНОВИЛ:

Юридическим лицом Обществом с ограниченной ответственностью «Элемент» (далее ООО «Элемент») совершено административное правонарушение в <адрес>, при следующих обстоятельствах:

<дата> в ОУФМС России по <адрес> в <адрес> по адресу <адрес> установлено, что юридическим лицом ООО «Элемент», в лице директора ФИО1, <дата> расторгнут трудовой договор с гражданином <...>ФИО6, <дата> года рождения, о чем <дата> посредством почтовой связи направлено уведомление в УФМС России по <адрес>. Однако данное уведомление подано с нарушением порядка подачи, а именно в уведомлении не указания профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности), по которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность. Таким образом юридическое лицо ООО «Элемент» нарушило установленную форму подачи уведомления, чем нарушило п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115- ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и форму уведомления о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства, утвержденного приказом ФМС России от 28.06.2010 №147(в ред.приказа №149 от 12.03.2015г.).

В судебном заседании представитель юридического лица ООО «Элемент», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4 вину в совершении административного правонарушения признал, просил признать совершенное правонарушение малозначительным.

Выслушав представителя юридического лица, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ установлена административная ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст.35 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) юридические лица, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, виновные в нарушении требований настоящего Федерального закона, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать, в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

В силу п.8 ст.13 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

Приказом ФМС России от 08.12.2014 года №640 "О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010 года №147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" утверждены формы и порядок уведомления ФМС России об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ.

На основании Приказа ФМС России от 12.03.2015 №149 «О внесении изменений в приказ ФМС России от 28 июня 2010г. №147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 08.05.2015 №37211) приложение №20 (форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства) изложено в новой редакции (приложение №3 Приказа ФМС России от 12.03.2015 №149).

Согласно приказу ФМС России от 08.12.2014 года №640 (Приложение №21) - Порядок устанавливает последовательность действий при предоставлении работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами.

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС России в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Бланк уведомления заполняется разборчиво от руки или с использованием технических средств на русском языке. При заполнении уведомления не допускается использование сокращенных слов, аббревиатур и исправлений. В уведомлении указываются сведения о каждом иностранном работнике, с которым работодатель или заказчик работ (услуг) заключил или прекратил (расторг) трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг). В уведомлении должны быть заполнены все соответствующие поля. Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (п.6 в ред. Приказа ФМС России от 12.03.2015 N149). При приеме уведомления на бумажном носителе должностным лицом территориального органа ФМС России проверяются правильность заполнения уведомления, а также наличие документов, удостоверяющих личность и полномочия лица, представившего уведомление (в ред. Приказа ФМС России от 12.03.2015 N149). Должностное лицо территориального органа ФМС России, принявшее уведомление, вносит запись о его приеме в журнал учета уведомлений (приложение N1 к настоящему Порядку).

Судом установлено, что ООО «Элемент» направило в УФМС России по Кемеровской области уведомление о расторжении трудового договора с гражданином <...>ФИО7<дата> года рождения. Однако данное уведомление подано с нарушением порядка подачи, а именно в уведомлении не указания профессия (специальность, должность, вид трудовой деятельности), по которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность.

Виновность юридического лица ООО «Элемент» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 19.05.2016 г., копией уведомления о прекращении трудового договора с иностранным гражданином, поданного ООО «Элемент» в УФМС России по Кемеровской области, копией свидетельства о государственной регистрации Общества с ограниченной ответственностью «Элемент» в качестве юридического лица от 27.07.2009г., копией свидетельства о постановке юридического лица ООО «Элемент» на учет в налоговом органе от 27.07.2009г., копией приказа о переводе ФИО1 на должность директора ООО «Элемент», копией должностной инструкции директора ООО «Элемент», иными материалами дела.

Представленные доказательства сомнения не вызывают, поскольку они собраны в установленном законом порядке, не имеют противоречий, последовательны, согласуются между собой.

Анализируя представленные и исследованные по делу доказательства в их совокупности, считаю, что в действиях ООО «Элемент» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, т.е. нарушение установленного порядка и формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином.

На момент рассмотрения судом административного материала срок давности привлечения юридического лица ООО «Элемент» к административной ответственности не истек.

При назначении вида и размера наказания считаю необходимым учесть характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, которые свидетельствуют о наличии оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и квалификации совершенного ООО «Элемент» правонарушения как малозначительного.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Допущенное юридическим лицом ООО «Элемент» нарушение требований Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в рассматриваемом случае не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, носит формальный характер.

Материалы дела не содержат сведений о нарушениях прав третьих лиц, не установлено УФМС и наступления тяжелых последствий. В материалах дела также отсутствуют доказательства пренебрежительного отношения директора юридического лица ООО «Элемент» к своим публично-правовым обязанностям. Административным органом не доказано, что действия должностного лица были направлены на нарушение установленного государством порядка осуществления миграционного учета.

С учетом конкретных обстоятельств дела (не указание профессии, по которой иностранный гражданин осуществлял трудовую деятельность), следует исходить из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду. Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию.

В данном случае предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ может быть достигнута без назначения наказания.

При наличии указанных обстоятельств, считаю необходимым освободить юридическое лицо ООО «Элемент» от административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Освободить юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Элемент» от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, в связи с малозначительностью правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Элемент» - прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья /подпись/

Копия верна –

Судья И.В. Андриянова