ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
09 января 2017 года г.Ханты-Мансийск
Судья Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры ФИО1,
с участием:
представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности – ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении в отношении юридического лица – <данные изъяты> (юридический адрес: <адрес>, ИНН №), обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена плановая выездная проверка в отношении <данные изъяты>, на предмет соблюдения Учреждением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.
В ходе проверки установлен факт совершения юридическим лицом <данные изъяты> административного правонарушения, выразившегося в осуществлении образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий лицензии, если такая обязательна.
Так, в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966, части 6 статьи 12 Федерального Закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктов 2.9, 2.11, 2.11.1, 2.11.2, 2.11.3, 2.13 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1115 в основной образовательной программе Учреждения на 2016-2017 годы:
- в целевой раздел не включены планируемые результаты освоения Программы, конкретизирующие требования Стандарта к целевым ориентирам в части формируемой участниками образовательных отношений, целевые ориентиры с учетом особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- в содержательном разделе описание вариативных способов, методов и средств реализации образовательной программы составлено без учета индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
- в содержательный раздел не включено содержание коррекционной работы при планировании ее освоении детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- в содержательном разделе отсутствует часть формируемая участниками, которая учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов;
- в организационном разделе основной образовательной программы Учреждения на 2016-2017 учебный год не содержится режим дня;
- в организационном разделе основной образовательной программы Учреждения на 2016-2017 учебный год отсутствует часть формируемая участниками образовательных отношений;
- в основной образовательной программе Учреждения на 2016-2017 учебный год отсутствует дополнительный раздел, содержащий текст ее краткой презентации, ориентированной на родителей (законных представителей) детей и доступной для ознакомления;
- в адаптированной образовательной программе на 2016-2017 учебный год отсутствует часть программы, формируемая участниками образовательных отношений во всех разделах;
- в адаптированной образовательной программе на 2016-2017 учебный год планируемые результаты освоения программы в целевом разделе представлены без учета индивидуальных различий детей;
- в адаптированной образовательной программе на 2016-2017 учебный год описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы представлены без учета индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
- основная образовательная программа Учреждения на 2016-2017 учебный год не содержит учебный план, календарный учебный график, рабочие программы;
-дополнительные образовательные программы «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» на 2016-2017 годы не содержат учебный план, календарный учебный график, рабочую программу;
-адаптированные образовательные программы на 2016-2017 учебный год, не содержат учебный план, календарный учебный график, рабочие программы.
В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2 с протоколом об административном правонарушении согласилась, не отрицала факт наличия выявленных в ходе проверки нарушений лицензионных требований, пояснила, что в настоящее время принимаются меры для их устранения.
Заслушав представителя юридического лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с примечанием ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Факт осуществления <данные изъяты> образовательной деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубыми нарушениями лицензионных требований и условий лицензии установлен материалами дела и нашел свое подтверждение в судебном заседании.
<данные изъяты> осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии №, регистрационный №, выданной ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.
В соответствии с пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 №966, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Подпункт «г» пункта 6 вышеуказанного Положения устанавливают лицензионные требования к наличию у лицензиата разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно части 6 статьи 12 Федерального Закона РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1115, и представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.
Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования (далее - Программа).
Согласно пункта 2.9 Стандарта программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Стандарта. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 Стандарта). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы.
Согласно пункта 2.11 Стандарта программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Согласно пункта 2.11.1 Стандарта целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.
Пояснительная записка должна раскрывать:
- цели и задачи реализации Программы;
- принципы и подходы к формированию Программы;
- значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).
В соответствии с пунктом 2.11.2 Стандарта содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Содержательный раздел Программы должен включать:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена Программой.
В содержательном разделе Программы должны быть представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
сложившиеся традиции Организации или Группы.
Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:
1) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
2) освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в Группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
В случае организации инклюзивного образования по основаниям, не связанным с ограниченными возможностями здоровья детей, выделение данного раздела не является обязательным; в случае же его выделения содержание данного раздела определяется Организацией самостоятельно.
Согласно пункта 2.11.3 Стандарта организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и/или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Согласно пункта 2.13 Стандарта дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления.
В краткой презентации Программы должны быть указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа Организации, в том числе категории детей с ограниченными возможностями здоровья, если Программа предусматривает особенности ее реализации для этой категории детей;
2) используемые Примерные программы;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Однако, как установлено в ходе проверки и нашло свое подтверждение в судебном заседании, в нарушение вышеуказанных требований закона, в основной образовательной программе <данные изъяты> на 2016-2017 учебный год:
- в целевой раздел не включены планируемые результаты освоения Программы, конкретизирующие требования Стандарта к целевым ориентирам в части формируемой участниками образовательных отношений, целевые ориентиры с учетом особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
- в содержательном разделе описание вариативных способов, методов и средств реализации образовательной программы составлено без учета индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
- в содержательный раздел не включено содержание коррекционной работы при планировании ее освоении детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- в содержательном разделе отсутствует часть формируемая участниками, которая учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов;
- в организационном разделе основной образовательной программы Учреждения на 2016-2017 учебный год не содержится режим дня;
- в организационном разделе основной образовательной программы Учреждения на 2016-2017 учебный год отсутствует часть формируемая участниками образовательных отношений;
- в основной образовательной программе Учреждения на 2016-2017 учебный год отсутствует дополнительный раздел, содержащий текст ее краткой презентации, ориентированной на родителей (законных представителей) детей и доступной для ознакомления;
- в адаптированной образовательной программе на 2016-2017 учебный год отсутствует часть программы, формируемая участниками образовательных отношений во всех разделах;
- в адаптированной образовательной программе на 2016-2017 учебный год планируемые результаты освоения программы в целевом разделе представлены без учета индивидуальных различий детей;
- в адаптированной образовательной программе на 2016-2017 учебный год описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы представлены без учета индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов;
- основная образовательная программа Учреждения на 2016-2017 учебный год не содержит учебный план, календарный учебный график, рабочие программы;
-дополнительные образовательные программы «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» на 2016-2017 годы не содержат учебный план, календарный учебный график, рабочую программу;
- адаптированные образовательные программы на 2016-2017 учебный год, не содержат учебный план, календарный учебный график, рабочие программы.
Виновность <данные изъяты> подтверждается: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; приказом от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении плановой выездной проверки; лицензией (с приложением) № от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; копиями заявлений родителей о зачислении детей в группу компенсирующей направленности; копиями заключений территориальной психолого-медико-педагогической комиссии детей с ограниченными возможностями, зачисленных в Учреждение; информацией о реализуемых Учреждением образовательных программ с указанием сведений о контингенте обучающихся за 2016-2017 учебные года; приказом Учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении основной образовательной программы дошкольного образования «<данные изъяты>», дополнительных образовательных программ «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>»; приказом Учреждения № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи; копией адаптированной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи; копией дополнительной образовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности по обучению детей плаванию «<данные изъяты>»; копией дополнительной образовательной программы физкультурно-оздоровительной направленности по развитию двигательных навыков «<данные изъяты>»; копией дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности «<данные изъяты>»; копией дополнительной образовательной программы по профилактике дорожно-транспортного травматизма «<данные изъяты>»; копией основной образовательной программы дошкольного образования «<данные изъяты>»; копией экспертного заключения по итогам проведения экспертизы соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ; Уставом <данные изъяты>.
Процессуальных нарушений, допущенных при составлении (оформлении) административного материала, судом не установлено.
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценив приведённые доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что виновность <данные изъяты> нашла своё полное и объективное подтверждение в судебном заседании, и действия юридического лица суд квалифицирует по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Определяя вид и меру наказания юридическому лицу, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также характер его деятельности.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность, суд признает: совершение правонарушения впервые, признание своей вины. Отягчающих вину обстоятельств судом не установлено.
При этом, с учетом финансового положения юридического лица, обстоятельств совершенного правонарушения, суд приходит к выводу о возможности применения положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначении Учреждению наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ч.3 ст.19.20, ст.ст.29.9,29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - <данные изъяты> (юридический адрес: <адрес>, ИНН №) - виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
На основании п.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления данного постановления в законную силу.
Неуплата штрафа в установленный срок влечет ответственность, предусмотренную ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в <данные изъяты> через <данные изъяты> в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда ФИО1