ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1637/2016 от 24.10.2016 Джанкойского районного суда (Республика Крым)

Дело № 5- 1637/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Город ФИО1 Крым 24 октября 2016 г.

Ул. Р. Люксембург д. 11,

Судья Джанкойского районного суда Р. Крым Ермакова Мария Геннадьевна, по адресу: Р. Крым <...>,

С участием представителя юридического лица ФИО2,

рассмотрев поступивший в суд ДД.ММ.ГГГГ административный материал в отношении:

юридического лица государственного казенного учреждения РК «Служба автомобильных дорог», юридический адрес: <адрес>, расчетный счет , БИК ,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Установил:

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Джанкойский» ФИО3 составлен протокол о том, что являясь юридическим лицом ГКУ РК «Служба автомобильных дорог» в лице директора ФИО4, не выполнили в установленный срок законное предписание врио главного государственного инспектора ОГИБДД МО МВД России «Джанкойский» ФИО5 осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства от ДД.ММ.ГГГГ а именно: не установлены дорожные знаки 1.17,5.20 «искусственная неровность», 3.24 «ограничение максимальной скорости» «20», «40» на щитах с желтой флоуренцей, 3.25 «ограничение максимальной скорости» «20»; не установлено пешеходное ограждение (по 50 метров в каждую сторону), искусственные неровности, дорожный светофор типа Т-7 (двухстороннего исполнения); не внедрено освещение с каждой стороны; нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «пешеходный переход», желто- белая, 1.1, 1.5.

При рассмотрении дела об административном правонарушении представитель ГКУ РК «Служба автомобильных дорог» ФИО2 пояснила, что в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно ст. 24.5 КоАП РФ обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении, являются отсутствие состава административного правонарушения, отсутствие события административного правонарушения.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения. В соответствии с Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-р «О создании Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», целью деятельности Учреждения, помимо прочего является: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, размещение заказов для обеспечения государственных нужд Республики Крым в сфере дорожной деятельности, обеспечение безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта по автомобильным дорогам. Согласно п. 2.2 Устава предметом деятельности Учреждения является исполнение государственных функций, оказание государственных услуг и (или) выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий министерства транспорта Республики Крым в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего и необщего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Крым и искусственных сооружений на них, в рамках реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ и инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Крым. Учредителем и собственником имущества Учреждения является <адрес>. Согласно ст. ст. 161, 221 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (БК РФ) финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (Республики Крым) и на основании бюджетной сметы. Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения. Так как Учреждение не является производственным предприятием, необходимую дорожную деятельность осуществляют подрядные организации, на основании заключаемых с ними Учреждением государственных контрактов на обеспечения государственных нужд в проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог. Для выполнения работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, создания условий для бесперебойного и безопасного дорожного движения Учреждением ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым с Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымавтодор» (далее – Контракт), согласно п.11.11 которого административную ответственность по ст. 12.34 КоАП за нарушение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при выполнении работ по контракту несет подрядчик и его должностные лица. Состав работ по контракту установлен Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в разделе IV «Классификация работ по содержанию автомобильных дорог». Пунктом 5.2 указанного Контракта установлен срок начала выполнения работ по содержанию автомобильных дорог – с момента подписания Контракта. В соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», во исполнение распоряжений Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ-рг и от ДД.ММ.ГГГГ-рг, а также предписаний должностных лиц ГИБДД Учреждением ДД.ММ.ГГГГ был заключен государственный контракт на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым (установка недостающих светофорных объектов) с Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымдорсвязь». На основании вышеизложенного следует, что Учреждением, в рамках предоставленных ему полномочий, были приняты зависящие от него меры для выполнения возложенных на него задач по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, обеспечению безопасного и бесперебойного движения автомобильного транспорта, в частности: заключены соответствующие государственные контракты на содержание автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, в том числе автомобильной дороги 35 ОП МЗ 35Н-187 Целинное-Павловка. В отношении требования об установке на участке автомобильной дороги 35 ОП МЗ 35Н-187 Целинное-Павловка км.9+100 освещения считаем необходимым пояснить следующее.

Согласно СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 и Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, обустройство автодорог искусственным освещением предусматривается лишь при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте дорог. Проектирование, строительство, реконструкция автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и <адрес> до 2020 года. Согласно Паспорту федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и <адрес> до 2020 года» данная программа включает в себя мероприятия, направленные на строительство и реконструкцию объектов государственной собственности Республики Крым, в частности, строительство и реконструкцию автомобильных дорог. Однако автомобильная дорога 35 ОП МЗ 35Н-187 Целинное-Павловка не является частью вышеуказанных объектов, подлежащих строительству и реконструкции в соответствии с федеральной целевой программой. ДД.ММ.ГГГГ Приказом Министерства транспорта Республики Крым была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие автомобильных дорог Республики Крым», которой также не предусмотрено строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильной дороги 35 ОП МЗ 35Н-187 Целинное-Павловка. Установить стационарное наружное освещение на участке автомобильной дороги 35 ОП МЗ 35Н-187 Целинное-Павловка км.9+100 до начала строительства, реконструкции или капитального ремонта данной автомобильной дороги не возможно. Применение искусственных неровностей регламентируется "ГОСТ Р 52605-2006. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения". В соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 52605-2006 искусственные неровности устраивают на дорогах с асфальтобетонными и цементобетонными покрытиями на участках с искусственным освещением. В связи с отсутствием на участке автомобильной дороги 35 ОП МЗ 35Н-187 Целинное-Павловка км.9+100 освещения искусственные неровности не могут быть применены. Принимая во внимание изложенное считаем, что вина Учреждения в совершении административного правонарушения отсутствует. Просила производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Выслушав представителя юридического лица, исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно подпункту "б" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 711, Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ) дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Исходя из требований пункта 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ) и пункта 2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения", федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами.

В силу подпункта "и" пункта 3 данного Положения к должностным лицам, уполномоченным осуществлять федеральный надзор, относятся, в том числе сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание.

Согласно подпункту "а" пункта 11 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 171 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", на Госавтоинспекцию возложены обязанности по осуществлению государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования к эксплуатационному состоянию дорог.

В соответствии с подпунктом "б" пункта 12 указанного Положения госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах.

Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел, утвержденное Приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 410 (далее - Наставление), определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения ГИБДД МВД РФ за соблюдением правил, нормативов и стандартов, в том числе при содержании дорог в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 10.2 Наставления контроль за эксплуатационным состоянием автомобильных дорог осуществляется и посредством проведения повседневного надзора.

В соответствии с пунктами 10.2.7.1, 10.2.7.3 Наставления (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) повседневный надзор за условиями движения осуществляется в целях оперативного принятия мер к устранению возникших в процессе эксплуатации дорог недостатков, составляющих помехи движению и угрозу его безопасности, и производится инспекторами ДПС и государственными инспекторами дорожного надзора.

В силу пункта 14.1 Наставления, данные о лицах, действия или бездействие которых повлекли отступление от требований нормативных правовых актов и (или) технических норм в области обеспечения безопасности дорожного движения, являются основанием для принятия решения о выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предписанием врио главного государственного инспектора ОГИБДД МО МВД России «Джанкойский» капитана полиции ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ начальнику Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» предписано устранить в срок до ДД.ММ.ГГГГ нарушения действующего законодательства Российской Федерации: установить дорожные знаки 1.17,5.20 «искусственная неровность», 3.24 «ограничение максимальной скорости» «20», «40» на щитах с желтой флоуренцей, 3.25 «ограничение максимальной скорости» «20»; установить пешеходное ограждение (по 50 метров в каждую сторону), искусственные неровности, дорожный светофор типа Т-7 (двухстороннего исполнения); внедрить освещение с каждой стороны; нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 «пешеходный переход», желто- белая, 1.1, 1.5.

В связи с невыполнением указанного выше предписания ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Джанкойский» ФИО6 в отношении Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» составлен протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

В силу изложенного выше становится очевидным, что обязанность по исполнению предписания врио главного государственного инспектора ОГИБДД МО МВД России «Джанкойский» капитана полиции ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ была возложена именно на должностное лицо - начальника Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым», каких-либо доказательств вынесения предписания в отношении юридического лица - Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» в материалах дела отсутствуют.

Учитывая изложенное, следует признать, что в действиях Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку предписание врио главного государственного инспектора ОГИБДД МО МВД России «Джанкойский» капитана полиции ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ должно было выполняться именно начальником Государственного казенного учреждения Республики Крым «Служба автомобильных дорог Республики Крым».

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Сопоставив и оценив все доказательства по делу, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях государственного казенного учреждения РК «Служба автомобильных дорог» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5 п. 2, 19.6, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Постановил:

Производство по делу в отношении государственного казенного учреждения РК «Служба автомобильных дорог» по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Р. Крым через Джанкойский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.Г. Ермакова