ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1639/20 от 31.12.2020 Октябрьского районного суда г. Кирова (Кировская область)

Дело № 5-5/2021 (5-1639/2020) (43RS0002-01-2020-006207-52)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

<...>

резолютивная часть оглашена 29 декабря 2020 года

мотивированное постановление составлено 31 декабря 2020 года

Октябрьский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего – судьи Казаковой Т.В.,

при секретаре Парфёновой Е.Е.,

лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – ФИО1,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.2 ч. 1 КоАП РФ, в отношении:

ФИО1, <данные изъяты>,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1, являясь организатором публичного мероприятия, нарушил установленный порядок организации и проведения митинга и пикетирования при следующих обстоятельствах:

29.10.2020 в период с 17 часов 54 минут до 20 часов 17 минут у дома по адресу: <...> на улице в сквере у памятника Ф.И.Шаляпину, ФИО1, являясь организатором публичного мероприятия в форме митинга и пикетирования (в сочетании данных форм), в нарушение требований п. 3 ч. 4 ст. 5, п.п. 2.1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 № 54 – ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организовал и осуществил проведение публичного мероприятия в сочетании форм пикета и митинга, выражая публично мнение о памяти жертв политических репрессий, используя средство усиления речи (беспроводные микрофон и колонку), используя плакат с надписью «30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Молитва памяти …» вне специально отведённого для данных целей месте без согласования с органом местного самоуправления (Администрацией г. Кирова), будучи предупреждённым в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 № 54 – ФЗ об отказе в согласовании публичного мероприятия со стороны администрации г. Кирова.

В ходе судебного заседания лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – ФИО1 свою вину в совершении административного правонарушения не признал и показал, что 14.10.2020 года он и ФИО8, как организаторы публичного мероприятия подали в администрацию г. Кирова уведомление о проведении митинга у памятника Ф.И.Шаляпину в составе 10 человек. 16.10.2020 они получили отказ в проведении митинга со ссылкой на постановление администрации г. Кирова от 14.10.2015 № 3662-п и Указ губернатора от 17.03.2020 о запрете на проведение массовых мероприятий из-за коронавирусной инфекции.

Однако, с 20.10.2020 указанное постановление от 14.10.2015 не действует, кроме того, в Указе губернатора ничего не говорится о запрете на проведение митингов. Данный отказ он считает незаконным, обжаловал его в суд.

После получения запрета он в социальных сетях сообщил о том, что администрацией в проведении митинга отказано.

29.10.2020 года около 17 часов 54 минуты в сквер по адресу: <...> у памятника Ф.И. Шаляпину он пришёл вместе с Мариной С.А., друзьями в количестве 4-5 человек, они на деревья прикрепили фотографии жертв политических репрессий, поставили цветы, кроме того, был сделан и развёрнут плакат о дне памяти жертв политических репрессий, далее, он использовал звукоусиливающее устройство, сообщил, что начинает акцию – вечер памяти жертв политических репрессий, прочитал молитву и стал зачитывать из книги имена жертв политических репрессий. Данное мероприятие было завершено в 20 часов 17 минут.

Считает, что по делу не доказано, что именно он был организатором проводимого мероприятия, кроме того, производство по делу подлежит прекращению, поскольку в Конституции РФ закреплено право граждан мирно собираться на митинги и пикетирование. За свободное выражение мнений и убеждений в форме чтения имен репрессированных в микрофон КоАП РФ административная ответственность не установлена. Мирное собрание не причинило вреда общественному порядку и безопасности, правам и свободам граждан, их жизни и здоровью, имуществу.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, – ФИО5 в судебном заседании показал, что 29.10.2020 с 17 часов 54 минут он присутствовал у дома по адресу: <...> на улице в сквере у памятника Ф.И.Шаляпину, т.к. было известно, что ФИО1 и ФИО8 организуют митинг и пикетирование, при этом разрешение администрации ими не было получено. До начала публичного мероприятия ФИО1 и ФИО8 были предупреждены начальником ОООП УМВД России по <адрес>ФИО6 об ответственности за нарушение закона о проведении публичных мероприятий.

Однако ФИО1, ФИО8 и ещё несколько человек, стали развешивать фотографии на деревьях, установили плакат. На данном мероприятии присутствовал журналист. После того, как были сделаны замечания, ФИО8 прекратила свои действия и просто присутствовала на митинге. ФИО1 при этом, используя звукоусиливающие средства – беспроводные микрофон и колонку, объявил о начале митинга и начал зачитывать книгу памяти.

Действия ФИО1 не пресекались, т.к. на тот момент не было достоверных сведений о том: не обращался ли он повторно за получением разрешения в администрацию. Митинг и пикетирование были завершены в 20 часов 17 минут.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, просмотрев видеозапись, приходит к выводу, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения нашла своё полное подтверждение.

По смыслу закона объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных частью 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4, 7, 8 статьи 20.2 КоАП РФ. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться, в том числе в не обеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или изменённых в результате согласования с органом публичной власти. Организатором публичного мероприятия является, в том числе физическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором. Административная ответственность организатора публичного мероприятия по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ наступает также в случаях организации или проведения публичного мероприятия, если органом публичной власти в его проведении отказано по предусмотренным законом основаниям (часть 5 статьи 5, часть 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях).

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – ФЗ № 54-ФЗ) организатор публичного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Согласно пп. 2.1 ч. 2 ст. 8 ФЗ № 54-ФЗ после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведённых мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведённых мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 12 ФЗ № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно п.п. 3 и 6 ст. 2 ФЗ № 54-ФЗ под митингом понимается массовое присутствие граждан в определённом месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; под пикетированием понимается – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путём размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Указом Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44 в связи с угрозой распространения в Кировской области новой коронавирусной инфекции на территории области введён режим повышенной готовности.

25.03.2020 года Правительством Кировской области принято постановление №122-П «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории Кировской области», пп. 1.2.1 которого (в ред. от 14.10.2020 № 541-П) на территории Кировской области до отмены режима повышенной готовности, введённого вышеуказанным Указом Губернатора, приостановлено проведение досуговых, развлекательных, зрелищных, культурных, физкультурных, спортивных, выставочных, просветительских, рекламных и иных подобных мероприятий с очным присутствием граждан, а также оказание соответствующих услуг, предусматривающих очное присутствие граждан, в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах, на аттракционах и в иных местах массового посещения граждан. Указанный подпункт также содержит перечень мероприятий, разрешённых к проведению, на которые данное ограничение не распространяется. Публичные мероприятия в форме митингов и пикетирования в данный перечень не включены.

Суд считает, что вина ФИО1 в совершении административного правонарушения полностью доказана его объяснениями и объяснениями должностного лица в судебном заседании.

Помимо вышеуказанных доказательств вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждена:

- протоколом об административном правонарушении, в котором указаны обстоятельства совершения административного правонарушения, время и место его совершения (л.д. 1);

- рапортом о/дежурного ФИО7, из которого следует, что 29.10.2020 в 17:17 в дежурную часть ОП № 1 УМВД России по г. Кирову поступило сообщение о том, что по адресу: <...> у памятника находятся люди с плакатами (л.д. 4);

- протоколом осмотра от 29.10.2020, из которого следует, что в 17 часов 54 минуты ФИО1 организовал и осуществил без согласования с администрацией г. Кирова публичное мероприятие – митинг в честь памяти жертв политических репрессий в районе дома по адресу: <...> у памятника Ф.И.Шаляпину, используя при выступлении для усиления речи: переносные колонки и микрофон (л.д. 5);

- видеозаписью, приложенной к указанному протоколу осмотра, из которой следует, что на площади у памятника ФИО1 и ещё несколько человек, размещают фотографии с надписями на деревья, разворачивают плакат с текстом о Дне памяти жертв политических репрессий, далее в присутствии журналиста, ведущего съёмку, иных лиц, несмотря на требования сотрудников полиции прекратить мероприятие, используя звукоусиливающие средства – колонку и микрофон, ФИО1 зачитывает текст из книги;

- сообщением Администрации города Кирова № 7437-05-08 от 16.10.2020, из которого усматривается, что организаторам ФИО8 и ФИО1 направлено извещение о том, что Администрацией города Кирова рассмотрено уведомление о проведении 29.10.2020 с 17.00 до 20.00 в сквере рядом с КОГАУК «Кировский драмтеатр» у памятника Федору Шаляпину публичного мероприятия в форме митинга, с заявленными целями и количеством участников – 10 человек, принятое решение – в проведении митинга в указанном месте отказано на основании постановления администрации г. Кирова от 14.10.2015 № 3662-п «Об определении на территории МО «город Киров» границ территорий, непосредственно прилегающих к зданиям и территориям объектов, в которых проведение мероприятий запрещается»; а также – на основании Указа Губернатора Кировской области от 17.03.2020 № 44, Постановления Правительства Кировской области от 25.03.2020 № 122-П о введении ограничительных мероприятий из-за новой коронавирусной инфекции (л.д. 7);

- копией решения Первомайского районного суда г. Кирова от 28.10.2020, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным отказа администрации г. Кирова в согласовании проведения публичного мероприятия (по сообщению от 16.10.2020) отказано (л.д. 9-15);

- предупреждениями ФИО8 и ФИО1 как организаторов публичного мероприятия об административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований, касающихся проведения массовых акций, а также об административной и уголовной ответственности за допущение осуществления экстремистской деятельности при проведении митингов и пикетирования (л.д. 16, 17);

- письменным объяснениям ФИО9, из которого следует. что 29.10.2020 в 18 часов 35 минут находился в сквере по адресу: <...> (л.д. 19).

Суд, оценивая доказательства, считает, что они полностью согласуются между собой и не противоречат друг другу.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 не оспаривал, что 16.10.2020 администрацией г. Кирова ему, как организатору митинга, было отказано в его проведении 29.10.2020 в районе Драмтеатра по адресу: <...> администрацией г. Кирова. Он также не оспаривал, что 29.10.2020 в период с 17 часов 54 минут до 20 часов 17 минут в указанном месте с участием нескольких человек после размещения фотографий жертв репрессий и плаката, он, используя звукоусиливающую аппаратуру, зачитывал текст в честь Дня памяти жертв политических репрессий.

В этой части объяснения ФИО1 носят признательный характер, т.к. согласуются с объяснениями должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, – ФИО5, протоколом осмотра, видеозаписью, и сообщением из администрации г. Кирова о запрете проводить митинг.

Доводы ФИО1 в том, что он не являлся организатором публичного мероприятия, опровергнуты его уведомлением в администрацию г. Кирова о проведении митинга, где он указан, как организатор митинга, объяснениями ФИО5, протоколом осмотра и видеозаписью, из которых видно, что именно ФИО1 открывает митинг и проводит его и пикетирование с использованием изготовленных средств наглядной агитации. Доводы ФИО1 о том, что проводимое мероприятие не являлось митингом и пикетированием основаны на неверном толковании закона.

Вопреки доводам ФИО1 отсутствие негативных последствий в качестве характеристики малозначительности рассматриваемого административного правонарушения и как основания для прекращения производства по делу за отсутствием события и состава правонарушения не может быть принято во внимание, поскольку состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.2 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного признака наступление каких-либо общественно опасных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда. Данная норма (ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ) предназначена для защиты самостоятельного объекта охраняемых государством общественных отношений, связанных с необходимостью обеспечения мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нём участия, что позволяет избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

Указанная выше совокупность исследованных в судебном заседании доказательств подтверждает, что ФИО1, являясь организатором публичного мероприятия в форме митинга и пикета, организовал и осуществил проведение публичного мероприятия без согласования с органом местного самоуправления, чем нарушил п. 3 ч. 4 ст. 5, п. 2.1 ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ (ред. от 11.10.2018) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Суд квалифицирует действия ФИО1 по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ как нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации и проведения митинга и пикетирования.

Суд, назначая административное наказание, учитывает характер совершённого административного правонарушения, данные о личности виновного, его имущественное положение.

Суд не усматривает обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО1

Суд к обстоятельствам, отягчающим административную ответственность ФИО1, относит повторное совершение однородного административного правонарушения.

Суд с учётом изложенного назначает ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа.

С учётом всех обстоятельств дела, данных о личности и материального положения ФИО1, который не имеет места работы, суд считает возможным при назначении наказания применить положения ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. ст. 29.9 ч. 1 п. 1, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа с применением ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, т.е. менее минимального размера, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, – в размере 5000 (пяти тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате в течение 60 суток с момента вступления постановления в законную силу путём перечисления в доход федерального бюджета на р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Кировской области. Получатель: УФК по Кировской области (УМВД России по Кировской области, л/с <***>), ИНН – <***>, КПП – 434501001, БИК – 043304001, Код ОКТМО – 33701000, КБК – 18811601121010001140. Вид (наименование) платежа: штраф (УИН 18880443204310865692).

В этот же срок квитанцию, подтверждающую уплату штрафа, следует направить в Октябрьский районный суд г. Кирова по адресу: 610046, <...>.

Предупредить ФИО1, что при неуплате штрафа в установленный срок он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд г. Кирова в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Председательствующий Т.В. Казакова