ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1639/2021 от 02.04.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-1639/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

02 апреля 2021 года город Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Куликова В.В.,

рассмотрев дело в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», Общество), <данные изъяты>, ранее к административной ответственности в сфере таможенного законодательства привлекаемого, об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

**.** 2020 года в 11.15 часов на таможенный пост ЖДПП Скангали Псковской таможни прибыл груженый поезд № ** для убытия с таможенной территории ЕАЭС, международная перевозка осуществлялась перевозчиком - ОАО «РЖД».

**.** 2020 года в 00.05 минут работниками ж/д станции «Пыталово» т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни были предоставлены для оформления убытия товара «Уголь каменный битуминозный марки «ДОМСШ» поездная передаточная ведомость № ** от **.**.2020 и товаросопроводительные документы на товары и транспортные средства, следующие в составе поезда № ** в количестве 80 транспортных средств международной перевозки.

В соответствии со статьей 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) на перевозимый перевозчиком товар «Уголь каменный битуминозный марки «ДОМСШ» (ж/д вагон № **) были представлены следующие товаросопроводительные документы: железнодорожная накладная № ** от **.**.2020, декларация на товары № ** от **.**.2020.

Согласно товаросопроводительным документам отправитель товара: <данные изъяты>; получатель товара: <данные изъяты>.

**.**.2020 в 01 час 35 минут должностными лицами ОТО и ТК № 1 т/п ЖДПП Скангали документы были возвращены перевозчику.

**.**.2020 в 09 часов 50 минут поезд № ** предъявлен к комиссионному осмотру дежурной по станции "Пыталово".

В ходе проведения комиссионного осмотра вагона № ** было выявлено наличие тайников в ж/д вагоне № **.

В рамках реализации системы управления рисками проведен таможенный досмотр ж/д вагона № ** (акт таможенного досмотра № **), следовавшего с товаром «Уголь каменный битуминозный марки «ДОМСШ» со станции отправления - Мереть Западно-Сибирской ж/д (Россия) до станции назначения – Мамоново (Польша).

В результате таможенного досмотра ж/д вагона № ** в двух продольных балках жесткости вагона с внутренней стороны вагона обнаружено 2 пропила прямоугольной формы (в каждой балке по 1 пропилу), люки на пропилах зафиксированы герметиком. Данные пропилы дают доступ внутрь полости балки. Внутри одной продольной балки жесткости вагона посторонних вложений не обнаружено. Внутри другой продольной балки жесткости вагона обнаружены 6 прямоугольных брикетов прямоугольной формы, обтянутые черной пленкой. Брикеты скреплены между собой шпагатом зеленого цвета. При вскрытии брикетов обнаружено, что в каждом из них находится по 30 пачек сигарет - NZ Gold (ЭНЗЕД ГОЛД). Общим количеством 180 пачек и весом 3,12 кг. На пачках имеется маркировка, нанесённая типографским способом, с указанием наименования - NZ Gold (ЭНЗЕД ГОЛД), 20 сигарет с фильтром, продажа лицам не достигшим 18 лет запрещена, ОАО "ГРОДНЕНСКАЯ ТАБАЧНАЯ ФАБРИКА "НЕМАН" <...> www.tabak.by, содержит системные яды, канцерогенные и мутационные вещества, EAC, штрих-код, имеются акцизные марки. На акцизных марках указано: МIНIСТЭРСТВА ФIНАНСАУ РБ, АКЦЫЗЫ I ТЫТУНЕВЫЯ ВЫРАБЫ, а также на каждой акцизной марке имеются различные цифровые обозначения.

Итого, количество сокрытого от таможенного контроля товара - сигареты с фильтром Gold (ЭНЗЕД ГОЛД) составило 180 пачек.

Таким образом, перевозчик ОАО «РЖД» сокрыл товар от таможенного контроля путем использования тайников, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.16.1 КоАП РФ.

Представитель перевозчика ОАО «РЖД» ФИО1 в судебном заседании вину во вменяемом правонарушении не признал, просил производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. Указал, что физические лица, виновные в незаконном перемещении товара таможней не установлены, а из представленных материалов не следует, что обнаруженные сигареты перевозились ОАО «РЖД» и перевозчик располагал сведениями, что в вагоне кроме указанного в накладной груза были вложены сигареты. Также в представленных материалах отсутствуют доказательства того, что к грузу имелся свободный доступ.

Представитель Псковской таможни, поддержав доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагал, что вина перевозчика в совершении административного правонарушения полностью доказана материалами дела и просил суд в целях предупреждения совершения новых правонарушений, применить к ОАО «РЖД» наказание в пределах санкции статьи в качестве меры ответственности за совершенное правонарушение.

Выслушав представителя перевозчика, представителя таможни, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В силу требований ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 2 ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза.

Частью 7 статьи 92 Таможенного кодекса ЕАЭС определено, что лицом, представляющим такие документы и сведения, является перевозчик либо таможенный представитель и иное лицо, действующие от имени и по поручению перевозчика, если это допускается в соответствии с законодательством государств-членов.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 83 Таможенного кодекса ЕАЭС декларантом является перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.

Согласно п. 26 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчиком признается лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров.

Как усматривается из положений п. 27 ст. 2 ТК ЕАЭС перемещением товаров через таможенную границу Союза признаётся ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.

Ввоз товаров на таможенную территорию Союза представляет собой совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами – п.3 ст. 2 ТК ЕАЭС.

Вывоз товаров с таможенной территории Союза – совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза – п.5 ст. 2 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п. 45 ст. 2 ТК ЕАЭС товаром является любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

В силу требований ч.2 ст.9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 14 ТК ЕАЭС определено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

Перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение является незаконным перемещением товаров через таможенную границу (пп. 25 п.1 ст. 2 ТК ЕАЭС).

Тайниками признаются места, специально изготовленные (функциональным предназначением которых является только незаконное перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС) либо специально оборудованные или приспособленные (подвергшиеся конструктивным изменениям, разборке, монтажу и т.д.) для сокрытия товаров (например, перемещение товаров в нише, не предусмотренной конструкцией средства)- письмо ФТС России от 28.06.2013 № 18-12/27777 «О методических рекомендациях».

Под сокрытием товаров от таможенного контроля понимается совершение действий, направленных на затруднение обнаружения таких товаров (предметов) или утаивание их подлинных свойств и количества, в том числе придание одним товарам вида других, использование тайников, специально изготовленных или приспособленных для контрабанды в предметах багажа, одежды или оборудованных на транспортных средствах, используемых для перемещения товаров или иных предметов через таможенную границу (постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 № 12 «О судебной практике по делам о контрабанде»).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела следует, что **.** 2020 года в 11.15 часов на таможенный пост ЖДПП Скангали Псковской таможни прибыл груженый поезд № ** для убытия с таможенной территории ЕАЭС, международная перевозка осуществлялась перевозчиком - ОАО «РЖД».

**.** 2020 года в 00.05 минут работниками ж/д станции «Пыталово» т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни были предоставлены для оформления убытия товара «Уголь каменный битуминозный марки «ДОМСШ» поездная передаточная ведомость № ** от **.**.2020 и товаросопроводительные документы на товары и транспортные средства, следующие в составе поезда № ** в количестве 80 транспортных средств международной перевозки.

В соответствии со статьей 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) на перевозимый перевозчиком товар «Уголь каменный битуминозный марки «ДОМСШ» (ж/д вагон № **) были представлены следующие товаросопроводительные документы: железнодорожная накладная № ** от **.**.2020, декларация на товары № ** от **.**.2020.

Согласно товаросопроводительным документам отправитель товара: <данные изъяты>; получатель товара: <данные изъяты>.

**.**.2020 в 01 час 35 минут должностными лицами ОТО и ТК № 1 т/п ЖДПП Скангали документы были возвращены перевозчику.

**.**.2020 в 09 часов 50 минут поезд № ** предъявлен к комиссионному осмотру дежурной по станции "Пыталово".

В ходе проведения комиссионного осмотра вагона № ** было выявлено наличие тайников в ж/д вагоне № **.

В рамках реализации системы управления рисками проведен таможенный досмотр ж/д вагона № ** (акт таможенного досмотра № **), следовавшего с товаром «Уголь каменный битуминозный марки «ДОМСШ» со станции отправления - Мереть Западно-Сибирской ж/д (Россия) до станции назначения – Мамоново (Польша).

В результате таможенного досмотра ж/д вагона № ** в двух продольных балках жесткости вагона с внутренней стороны вагона обнаружено 2 пропила прямоугольной формы (в каждой балке по 1 пропилу), люки на пропилах зафиксированы герметиком. Данные пропилы дают доступ внутрь полости балки. Внутри одной продольной балки жесткости вагона посторонних вложений не обнаружено. Внутри другой продольной балки жесткости вагона обнаружены 6 прямоугольных брикетов прямоугольной формы, обтянутые черной пленкой. Брикеты скреплены между собой шпагатом зеленого цвета. При вскрытии брикетов обнаружено, что в каждом из них находится по 30 пачек сигарет - NZ Gold (ЭНЗЕД ГОЛД). Общим количеством 180 пачек и весом 3,12 кг. На пачках имеется маркировка, нанесённая типографским способом, с указанием наименования - NZ Gold (ЭНЗЕД ГОЛД), 20 сигарет с фильтром, продажа лицам не достигшим 18 лет запрещена, ОАО "ГРОДНЕНСКАЯ ТАБАЧНАЯ ФАБРИКА "НЕМАН" <...> www.tabak.by, содержит системные яды, канцерогенные и мутационные вещества, EAC, штрих-код, имеются акцизные марки. На акцизных марках указано: МIНIСТЭРСТВА ФIНАНСАУ РБ, АКЦЫЗЫ I ТЫТУНЕВЫЯ ВЫРАБЫ, а также на каждой акцизной марке имеются различные цифровые обозначения.

Итого, количество сокрытого от таможенного контроля товара - сигареты с фильтром Gold (ЭНЗЕД ГОЛД) составило 180 пачек.

**.**.2020 в соответствии с требованиями и в порядке ст. 27.10 КоАП России с изъят товар-предмет административного правонарушения, а именно 180 пачек сигарет с фильтром NZ Gold (Энзед Голд) и помещён на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств на т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни (<адрес>).

В подтверждение вины перевозчика ОАО «РЖД» судье представлены:

-железнодорожная накладная № ** от **.**.2020 (копия),

-декларация на товары № ** от **.**.2020 (копия),

-поездная передаточная ведомость № ** от **.**.2020 (копия),

-АТД № ** (копия),

-протокол изъятия вещей и документов от **.**.2020,

-заключение эксперта от **.**.2020 № **, согласно которому, образец исследуемого товара не отвечает требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку отсутствуют специальные (акцизные) марки Российской Федерации и информация об МРЦ. По этим причинам он не может быть реализован на территории РФ, в связи с чем, рыночной стоимости на территории РФ не имеет. В свою очередь рыночная стоимость товара, аналогичного представленному для экспертизы и отвечающего требованиям законодательства Российской Федерации, на территории Российской Федерации по состоянию на **.**.2020, с учетом количества, составляет 15170,40 руб. (пятнадцать тысяч сто семьдесят рублей 40 коп.),

- письмо ПУ ФСБ России по Псковской области от **.**.2020 № **,

- акт досмотра транспортного средства и перевозимых им грузов и товаров от **.**.2020 № **(копия),

- рапорт старшего смены пограничного наряда Г.А. от **.**.2020 (копия),

- письма перевозчика, отправителя, получателя товара, полученные в рамках административного расследования,

- протокол опроса свидетеля П.М. от **.**.2020, являющегося ** ОТОиТК № 1 т/п ЖДПП Скангали, согласно которому, **.**.2020 примерно в 10 час. 40 мин. при проведении комиссионного осмотра поезда с участием сотрудников ПУ ФСБ России им было установлено, что в вагоне № ** имеются признаки сокрытия товара с использованием тайников, а именно в 2-х продольных балках жесткости с внутренней стороны вагона были обнаружены 2 тайника (2 пропила прямоугольной формы) в верхней части балок. Сами тайники располагалась на противоположных друг другу продольных балках (по одному на каждой балке), о чем он сообщил старшему смены, главному государственному таможенному инспектору ОТО и ТК № 1 т/п ЖДПП ФИО2 о том, что в вагоне № **, перевозящем товар «уголь каменный», имеются признаки сокрытия товара с использованием тайника, после чего им был продолжен комиссионный осмотр состава. П.М. сообщено, что при комиссионном осмотре сверяются номера вагонов, сведения о товаре (внешний вид, степень грузки, наличие посторонних вложений) на соответствие сведениям, указанным в товаросопроводительных документах, передаточной ведомости, также осматривается подвагонное пространство, технологические полости и другие конструкции ж/д вагона на предмет наличия/отсутствия посторонних вложений, тайников. **.**.2020 ** т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни Г.С. выдано поручение на таможенный досмотр. Таможенный досмотр ж/д вагона № ** был проведен в период 15 час. 00 мин. **.**.2020 и до окончания рабочего времени (20 час. 00 мин. **.**.2020) П.М., после 20 час. 00 мин. **.**.2020 до 08 час. 00 мин. **.**.2020 таможенный досмотр проводил ** ОТО и ТК №1 т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни А.В., завершал таможенный досмотр и составлял акт таможенного досмотра № **** ОТО и ТК №1 т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни М.Д. В результате таможенного досмотра в вагоне № ** в двух продольных балках жесткости вагона с внутренней стороны вагона обнаружено 2 пропила прямоугольной формы (в каждой балке по 1 пропилу), люки на пропилах зафиксированы герметиком (фото №№ 5,6 АТД). Данные пропилы предоставляли доступ внутрь полости балки (фото №№ 7, 9, 10, 13,14, 15 АТД). Внутри одного тайника (одной продольной балки жесткости вагона) посторонних вложений не обнаружено. Внутри другой продольной балки жесткости вагона (2-й тайник) обнаружено 6 прямоугольных брикетов прямоугольной формы обтянутые черной пленкой. Данный вагон находился на ж/д станции «Пыталово» с **.**.2020 (11 час. 15 мин.) до начала комиссионного осмотра, таможенного контроля (**.**.2020), соответственно, у работников ОАО «РЖД» имелась возможность в указанный период времени провести проверку, как вагона, так и вывозимого товара, с учетом того, что товар перемещался в открытом полувагоне без применения каких-либо запорно-пломбировочных устройств. При этом таможенному контролю предшествовал коммерческий осмотр, проводимый работниками ОАО «РЖД», в том числе на предмет исправности рамы, кузова вагонов, их технического состояния, следовательно, при надлежащей проверке работники перевозчика должны были выявить наличие 2-х тайников, которые находились в верхней видимой части вагонов и не были присыпаны углем. Наличие тайников было выявлено при визуальном осмотре, без применения каких-либо технических средств,

- объяснения работников ОАО «РЖД» осмотрщиков-ремонтников вагонов ПТО Мереть ПКТ ФИО3, которые подтвердили, что ими осуществлялся осмотр и техническое обслуживание ж/д вагона № **, в котором выпиленные тайники в продольных и поперечных балках жесткости вагона отсутствовали.

Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают, размещение товаров в местах, не предусмотренных для перевозки товаров, в данном случае в продольных балках вагона, судьей расценивается как сокрытие товаров от таможенного контроля, путем использования тайников.

Так, обязанность лица выполнить то или иное требование закона в области таможенного дела вытекает из общеправового принципа, закрепленного в ст.15 Конституции Российской Федерации, согласно которому любое лицо должно выполнять установленные законом обязанности.

Согласно п. 1 ст. 9 ТК ЕАЭС, все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены Таможенным кодексом ЕАЭС.

В силу п. 2 ст. 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС.

Учитывая обстоятельства перевозки товара «сигареты» путем использования тайников, которые находились в верхней, видимой части ж/д вагона, с учетом обязанности перевозчика по коммерческому, техническому осмотру вагонов, охране груза, перевозчик ОАО «РЖД» не мог не знать о перевозимом им товаре, следовательно, перевозчик сокрыл незаконное перемещение товара «сигареты».

В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП России юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП России формы вины (статья 2.2 КоАП России) не выделяет.

Таким образом, в отношении юридического лица, совершившего правонарушение, форма вины, в частности прямой умысел не устанавливается.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Как указывалось выше, и подтверждено материалами настоящего дела тайники находились в верхней, видимой части ж/д вагона, и в соответствии с требованиями Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе, утвержденных приказом Минтранса России от 14.01.2020 № 9 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2020 № 58239), распоряжения ОАО «РЖД» от 31.12.2019 № 3116/р «Об утверждении Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях», Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов (утв. МПС РФ 29.12.95 № ЦМ-360), Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества (Протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50), работники ОАО «РЖД» были обязаны их выявить.

В данном случае все действия должностных лиц ОАО «РЖД следует рассматривать, как действия ОАО «РЖД», которое не обеспечило принятия должных мер, проведению коммерческих и технических осмотров вагонов, а также по недопущению использования неисправных вагонов, что привело к незаконному перемещению товаров в виде их сокрытия от таможенного контроля путем использования тайников при перемещении их через таможенную границу Союза.

В рамках производства по настоящему делу представителем ОАО «РЖД» по доверенности ФИО4 (письмо от **.**.2020 № **) сообщено, что вагон № ** был принят к перевозке по железнодорожной станции Мереть Западно- Сибирской железной дороги от грузоотправителя ПАО «ТКТ» с товаром, находящимся под таможенным контролем по ДТ № ** с перевозочными и товаросопроводительными документами со сведениями, внесенными грузоотправителем. Погрузка товара производилась силами грузоотправителя. Перевозчик ОАО «РЖД» в погрузочных мероприятиях участия не принимал. В соответствии с пунктом 6.1 Правил перевозки грузов, являющихся приложением № 1 к СМГС, погруженный отправителем груз в вагоны и контейнеры крытого типа перевозчик принимает к перевозке, осматривая снаружи состояние вагонов и контейнеров, проверяя состояние люков и дверей, наличие, исправность пломб, а также соответствие знаков на пломбах сведениям, указанным в накладной. В соответствии с пунктом 7 приложением 3 к ОП СМГС прием грузов, передаваемых в запломбированных вагонах, контейнерах, производится без проверки числа мест и массы груза, с проверкой целостности и состояния наложенных пломб (ЗПУ), соответствия оттисков на пломбах и знаков, нанесенных на ЗПУ, данным указанным в накладной СМГС, а также технической и коммерческой исправности вагона. В соответствии с приказом Минтранса России от 07.12.2016 года № 374 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, как во внутригосударственном, так и в международном сообщении, пунктом 80.1 установлено, что при приеме грузов в железнодорожном подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок железнодорожным транспортом, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах и контейнерах путем проведения визуального осмотра состояния вагонов, контейнеров. Вышеуказанный вагон был отправлен со станции Мереть ЗападноСибирской железной дороги. Вагон имел маршрут следования по Западно- Сибирской железной дороги, Свердловской железной дороги, Горьковской железной дороги, Московской железной дороги, Северной железной дороги, Октябрьской железной дороги. В пути следования имел длительные стоянки на следующих станциях: <данные изъяты>.

Дополнительно представителем ОАО «РЖД» ФИО4 (письмо от **.**.2020 № **) сообщено, что по представленным сведениям от структурных подразделений Октябрьской железной дороги **.** 2020 года вагон № ** прибыл на станцию Пыталово Октябрьской железной в составе поезда № ** формированием станция Ярославль Главный Северной железной дороги в 11 часов 15 минут на путь №2. Технический осмотр данного состава производили **ФИО5 состава в 11 часов 25 минут, снятие ограждения в 13 час 51 минуту. Из полученных объяснительных осмотрщиков ремонтников вагонов Л.П., Л.В., технических неисправностей и наличие посторонних предметов в подвагонном пространстве не было. В ходе технического осмотра на станции Пыталово осмотрщиками ремонтниками вагонов эксплуатационного вагонного депо Новосокольники технических неисправностей не выявлено. При поступлении по станции Пыталово Октябрьской железной дороги вагон № ** с товаром, находящимся под таможенным контролем по таможенной процедуре экспорт ДТ № ** с перевозочными и товаросопроводительными документами со сведениями, внесенными грузоотправителем в неизменном состоянии был представлен для убытия в таможенный орган. Информацией, кроме представленной таможенному органу, перевозчик не располагает. По мнению общества, перевозчик выполнил все требуемые от него действия в соответствии со статьями ТК ЕЭС, требованиями которых были выполнены и не нарушены ОАО «РЖД». Вину ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.1 КоАП России, не признало.

Указанные пояснения ОАО «РЖД» не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что товар «уголь» перемещался в открытом подвижном составе, без применения ЗПУ, сами тайники находились в верхней, видимой части ж/д вагона № **, не в подвагонном пространстве, что также подтверждается материалами, представленными Пограничным управлением по Псковской области ФСБ России (письмо от **.**.2020 № **), а именно копиями акта досмотра транспортного средства и перевозимых им грузов и товаров от **.**.2020 № ** и рапорта **Г.А. от **.**.2020.

В рамках производства по делу об АП № ** в адрес т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни в порядке ст. 29.6 КоАП России было направлено поручение по осуществлению опроса работников ОАО «РЖД» ж/д станции «Пыталово», во исполнение которого осуществлен опрос в качестве свидетелей следующих работников ОАО «РЖД»:

- И.А., ** ж/д станции Пыталово, которым сообщено, что в его должностные обязанности входит осуществление коммерческого осмотра поездов и вагонов в транзитных поездах для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов. При исполнение своих должностных обязанностей И.А. руководствуется Правилами коммерческого осмотра поездов и вагонов в парке станции ЦМ-360, "Технологическим процессом работы пункта пропуска коммерческого осмотра вагонов в поездах железнодорожной станции Пыталово Октябрьской дирекции управления движения", утвержденным начальником Октябрьской дирекции управления движением **.**.2020. При осмотре вагонов И.А. обращает внимание на коммерческую исправность вагонов: исправность дверей, отсутствие перекоса вагона относительно железнодорожного полотна, исправность крыш крытых вагонов, наличие и исправность ЗПУ – визуальный осмотр состояния вагона, соответствие номерных знаков в документе и на вагоне, наличие информационных табличек, равномерное распределение груза в вагоне: отсутствие воронок в грузе и просыпаний груза через разгрузочные люки. И.А. осматривал вагон № ** в составе поезда № **, прибывшего на станцию **.**.2020. Осмотр данного состава, по технологическому процессу станции, производился с вышки на предмет равномерного распределения груза в вагоне, отсутствия воронок в грузе и просыпаний груза через разгрузочные люки. Далее проведена проверка соответствия номерных знаков в документе и на вагоне, наличие информационных табличек. Коммерческих неисправностей в поезде № **, прибывшем на станцию **.**.2020, обнаружено не было, о чем имеется отметка в Книге регистрации коммерческих неисправностей ф. ГУ-98ВЦ. Кузов вагона, в котором были оборудованы тайники, не подлежит коммерческому осмотру, т.к. является технической частью вагона и подлежит осмотру работниками ВЧДЭ-24 при проведении технического осмотра состава поезда (протокол опроса свидетеля от **.**.2020).

- Л.В., ** станции Пыталово, который показал, что при исполнении своих должностных обязанностей он руководствуется "Технологическим процессом работы пункта пропуска коммерческого осмотра вагонов в поездах железнодорожной станции Пыталово Октябрьской дирекции управления движения" утвержденным начальником Октябрьской дирекции управления движением **.**.2020. При прибытии поезда в его обязанности входит встреча поезда сходу, после остановки и ограждения состава осмотр узлов и деталей вагонов на предмет выявления неисправностей. В обязанности также входит осмотр подвагонного пространства, который включает в себя осмотр колёсных пар, надрессорной балки, тяги, рычагов, тормозной рычажной передачи, разгрузочных механизмов, хребтовая балка осматривается снаружи на предмет трещин, торцевые стойки и стены вагона осматриваются с наружной стороны. При проверке железнодорожного полувагона Л.В. обращает внимание на техническое состояние вагона (тормозное оборудование, ходовая часть, автосцепное устройство). Им осматривался вагон № ** в составе поезда № **, прибывшего на станцию **.**.2020, а именно встреча поезда с ходу. После остановки и ограждения состава осмотр узлов и деталей вагонов на предмет выявления неисправностей. Нарушений выявлено не было (протокол осмотра свидетеля от **.**.2020).

- Л.Р., ** ж/д станции Пыталово, который показал, что при прибытии поезда проводится технический осмотр вагонного депо Новосокольники ВЧДЭ-24, коммерческий осмотр приемщиком поездов ст. Пыталово, проверка документов, списывание состава, проверка натурного листа поезда. Осмотр грузовых вагонов производится с хвоста поезда, на территории станции исключен доступ посторонних лиц, станция ограждена, находится под охраной, манипуляций с указанным вагоном не производилось. Действия по проверке товара, перемещаемого в ж/д вагоне № ** на соответствие сведения о нем в товаросопроводительных документах и на наличие тайников, производятся на станции отправления (протокол опроса от **.**.2020).

Согласно письму ** станции ФИО6 от **.**.2020, по прибытию поезда на станцию «Пыталово» перевозчиком осуществлен коммерческий осмотр поезда, вагонов для выявления и устранения коммерческих неисправностей, угрожающих безопасности движения и сохранности перевозимых грузов согласно требованию Правил коммерческого осмотра поездов и вагонов в парке станции ЦМ-360. Коммерческий неисправностей обнаружено не было, о чем имеется отметка в Книге регистрации коммерческих неисправностей ф. ГУ-98ВЦ. Кузов вагона, в котором были оборудованы тайники не подлежит коммерческому осмотру, т.к. является технической частью вагона и подлежит осмотру работниками ВЧДЭ-24 при проведении технического осмотра поезда.

Данные пояснения не могут быть приняты во внимание в связи с тем, что в силу требований распоряжения ОАО «РЖД» от 31.12.2019 № 3116/р «Об утверждении Единого типового технологического процесса коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях», а именно Приложением 7 к Части 1 Типового технологического процесса «Классификатор коммерческих неисправностей грузовых вагонов» таблица №2 «Вид коммерческой неисправности» определено, что к коммерческим неисправностям кузова вагона относятся: щель, трещина, отверстие, проруб, пролом, пробоина, повреждение, излом шелевок, заделка внутренняя, заделка наружная на сварке, заделка наружная без применения сварки, заварка, неисправность сварочного шва, деформация, перекос и прочие.

Учитывая обстоятельства перевозки товара (размещение тайников в видимой части вагона), которые являются достаточными основаниями для перевозчика полагать о возможном незаконном перемещении, в том числе и сокрытии от таможенного контроля товара, следовательно, противоправное деяние не могло быть совершено без осведомленности работников ОАО «РЖД», попустительства незаконным действиям неустановленных лиц, а в случае отсутствия такой осведомленности - при полном игнорировании требований действующего законодательства по организации грузовых международных железнодорожных перевозок.

Кроме того, согласно информации представленной ОАО «РЖД» вагоны имели длительные остановки на ж/д станциях: - <данные изъяты>.

Тем самым, перевозчик имел возможность установить наличие тайников, факт незаконного перемещения табачной продукции при проведении коммерческих/технических осмотр на указанных ж/д станциях, в том числе на ж/д станции Пыталово.

По делу установлено, что перевозчик ОАО «РЖД» ненадлежащим образом организовал данную международную перевозку товаров.

Объективной стороной административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 16.1 КоАП России является деяние, выразившееся в сокрытии товаров от таможенного контроля путем использования тайников в видимой части вагона при перемещении их через таможенную границу.

Проанализировав установленные в суде обстоятельства, вышеизложенные нормы, судья приходит к выводу о том, что вина перевозчика ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.1 КоАП РФ, установлена.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не выявлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.

Оснований для освобождения перевозчика ОАО «РЖД» от административной ответственности, признания правонарушения малозначительным, не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.

Решая вопрос о виде и размере наказания, судья учитывает следующее.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Санкцией ч.2 ст.16.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 названного Кодекса).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При назначении административного наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие отягчающего обстоятельства – повторного совершения Обществом однородного административного правонарушения, и полагает целесообразным назначить наказание в виде административного штрафа с конфискацией товара являющегося предметом административного правонарушения.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 7585,2 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения – 180 пачек сигарет с фильтром NZ Gold (Энзед Голд), находящихся в камере хранения вещественных доказательств на т/п ЖДПП Скангали Псковской таможни (<адрес>).

Исполнение наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения возложить на Псковскую таможню, обязав таможенный орган передать конфискованное имущество территориальному органу Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Вещественные доказательства – копии документов, находящихся в деле, хранить при материалах дела в течение всего срока хранения последнего.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Псковский областной суд через Псковский городской суд со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Судья В.В. Куликова