ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-163/17 от 12.05.2017 Бахчисарайского районного суда (Республика Крым)

дело № 5-163/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 мая 2017 года г. Бахчисарай

Судья Бахчисарайского районного суда Республики Крым, расположенного по адресу: <адрес>, ФИО1, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Главы администрации <адрес>ФИО2, -

УСТАНОВИЛ:

Глава администрации <адрес>ФИО2, не выполнил требования предписания Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от 21.10.2016г. , согласно которого необходимо было приостановить работы по сносу здания по <адрес> в <адрес> до получения соответствующего согласования, что выразилось в продолжении работ по демонтажу указанного здания и его сносе после получения соответствующего предписания.

ФИО2 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с учетом имеющихся в материалах дела возражений.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание также не явилось. О дате и времени судебного заседания извещено надлежащим образом. Ранее направляло в суд заявление о рассмотрении дела без участия.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие главы администрации <адрес>ФИО2 в порядке ч.2 ст.25.1 КРФоАП.

Согласно части 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что 21.10.2016г. при осуществлении мероприятий по контролю и систематическому наблюдению в отношении объекта культурного наследия – Ханского дворца XVI-XIX в.в., отнесенного к объектам культурного наследия федерального значения распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015г. -р, установлено, что Администрацией <адрес> проводится снос здания по <адрес> в <адрес>.

Данные работы производились в границах охранной зоны памятника.

Границы и режим охранной зоны определены научно-проектной документацией, утвержденной приказом Министерства культуры и туризма Украины от 31.07.2012г. .

Согласно документации, ближайшая к дворцу территория – комплексная охранная зона Ханского дворца.

В комплексной охранной зоне обеспечивается охрана традиционного характера среды (ландшафта, исторически сформированной пласировки), запрещаются градостроительные, архитектурные или ландшафтные преобразования, строительные, мелиоративные, дорожные, земляные работы без соответствующего согласования органа исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия.

Данные обстоятельства подтверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.10.2015г. -р (л.д.10—12), приказом Министерства культуры Украины от 31.07.2012г. (л.д.13-19).

Письмами от 23.07.2015г., 01.08.2016г., 21.09.2016г. Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым уведомлял Главу администрации <адрес> о наличии охранной зоны объекта культурного наследия и необходимости согласования работ, проводимых в данной зоне (л.д.19-22).

21.10.2016г. в адрес Главы администрации <адрес>ФИО2 Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым было направлено предписание , согласно которому необходимо было приостановить работы по сносу здания по <адрес> в <адрес>, до получения соответствующего согласования (л.д.25), полученное полномочным представителем администрации 25.10.2016г. (обратная сторона л.д.25).

Письмом от 24.10.2016г. Глава администрации <адрес>ФИО2 обратился в Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, заместителю председателя Совета министров Республики Крым – руководителю аппарата Совета министров Республики Крым ФИО3, в котором указывал, что работы по демонтажу здания по <адрес> в <адрес> были приостановлены подрядчиком. Просил разъяснить правовые основания вынесения соответствующего предписания, а также разъяснить правовые основания для расторжения муниципального контракта, заключенного с подрядчиком, как и рассмотреть вопрос о возможности принятия в республиканскую собственность в лице Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым строения по адресу <адрес> в <адрес> (л.д.26).

Письмом от 07.11.2016г. исх. Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым, адресованным Главе администрации <адрес>ФИО2, последнему было сообщено, что в нарушение норм действующего законодательства, без согласования с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым, администрацией <адрес> в границах комплексной охранной зоны Ханского дворца были организованы строительные, дорожные, земляные работы, снос здания по <адрес> (л.д.27).

Письмом ГБУ РК «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» от 31.10.2016г. исх., поступившим в Госкомитет 09.11.2016г., Государственному комитету по охране культурного наследия Республики Крым было сообщено о том, что в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения «Ханский дворец» продолжается демонтаж здания по <адрес>, с приложением подтверждающих документов (л.д.28-29).

17.11.2016г. должностным лицом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым был составлен акт осмотра охранной зоны объекта культурного наследия – Ханского дворца, согласно которому установлено, что произведен снос здания по <адрес> в <адрес>, за исключением части бокового фасада, то есть требования предписания Госкомитета от 21.10.2016г. приостановить работы по сносу здания по <адрес>, находящегося в охранной зоне Ханского дворца, до получения согласования органа охраны культурного наследия, не выполнены (л.д.30).

22.11.2016г. заведующей отделом государственного надзора в сфере охраны культурного наследия ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении в отношении главы администрации <адрес>ФИО2

Согласно преамбуле Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (далее ФЗ №73-ФЗ).

Пунктом 2 ст.34 ФЗ №73-ФЗ установлено, что охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Особенности правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя определяются Федеральным законом от 12.02.2015 №9-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее ФЗ №9-ФЗ).

В соответствии с п.5 ст.2 Федерального закона №9-ФЗ границы и особый режим использования территорий, установленные в целях государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, действуют до их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.7 Закона Республики Крым «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» от 11.09.2014 №68-ЗРК к полномочиям органа охраны объектов культурного наследия Республики Крым относятся, в частности осуществление государственного контроля в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в установленном порядке; согласование проектирования и проведения землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объектов культурного наследия, в границах зон их охраны, выявленных объектов культурного наследия либо на земельных участках или водных объектах, в пределах которых располагаются объекты археологического наследия; приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия, нарушить его целостность и сохранность; выдача предписаний об устранении причин и условий нарушений законодательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также причин повреждения или разрушения объектов культурного наследия

Границы и особый режим использования территорий, включая исторические ареалы, зоны охраны, установленные в целях государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым до принятия Республики Крым в состав Российской Федерации, действуют до их приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации (ст.44 закона №68-ЗРК).

Материалами дела достоверно подтверждено, что здание (жилой дом) по <адрес> в <адрес> расположено в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения Ханский дворец (л.д. 15-18; 28; 104-109; 125-126; 130-142).

Соответственно, проведение определенных строительных работ, в том числе по демонтажу здания, должно было быть согласовано с центральным органом исполнительной власти в сфере охраны культурного наследия.

Включение данного многоквартирного дома в Региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2016 годы на территории Республики Крым», утвержденную Постановлением Совета министров Республики Крым от 09.09.2014г. , с указанием в данной программе планируемой даты сноса – 30.12.2015г., не может свидетельствовать о правомерности действий главы администрации <адрес> по неисполнению законного предписания Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым.

Более того, с 01.02.2017г. в данную Региональную программу в части предполагаемых сроков сноса многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес> были внесены изменения, согласно которым данный дом сносу не подлежит, что также свидетельствует о том, что указание в адресной программе по переселению предполагаемой даты сноса указанного дома не может свидетельствовать об отсутствии необходимости соблюдения норм действующего законодательства при проведении соответствующих видов работ.

При этом, основной задачей разработки и утверждения Региональной программы является решение проблемы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Следует также отметить, что довод возражений, что указанная Региональная программа была согласована с ведомственным министерством – Министерством культуры Республики Крым документально не подтвержден.

Кроме того, прокуратурой <адрес> была проведена проверка по факту сноса строения по <адрес> в <адрес>, по результатам которой прокуратурой было установлено, что подрядной организацией ООО «Приоритет» в рамках исполнения обязательств по муниципальному контракту с администрацией <адрес> 21.10.2016г. начато выполнение работ по демонтажу здания по <адрес> в <адрес> в отсутствие согласования проведения данных работ в границах зоны охраны объекта культурного наследия федерального значения с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым. По результатам указанной проверки 27.10.2016г. и.о. прокуратура <адрес> в адрес председателя Бахчисарайского городского совета внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, согласно которому прокурором внесено требование безотлагательно рассмотреть данное представление с участием прокурора и в установленный законом месячный срок принять меры к устранению нарушений Федерального закона от 12.02.2015 №9-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области культуры и туризма в связи с принятием в Российскую Федерацию новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Закона Республики Крым от 11.09.2014 №68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в <адрес>» путем выполнения процедуры согласования проведения работ по демонтажу здания по <адрес> в <адрес> на территории охранной зоны объекта культурного наследия федерального значения Ханский дворец, 16-19 века с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым; решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушения требований действующего законодательства: начальника отдела администрации <адрес>ФИО5 и главы администрации <адрес>ФИО2 (л.д.263-268).

Согласно протокола заседания комиссии по устранению причин и условий, способствующих выявлению нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия от 25.11.2016г., в ходе которого было рассмотрено представление прокуратур от 27.10.2016г. об устранении нарушений законодательства об охране культурного наследия, по результатам рассмотрения представления было решено не привлекать к дисциплинарной ответственности главу администрации ФИО2 и начальника отдела градостроительства, архитектуры и земельных ресурсов администрации <адрес>ФИО5; рекомендовать администрации <адрес> в дальнейшем не допускать противоправных действий/бездействий в деятельности по сохранению, использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского поселения, расположенных на территории <адрес>; согласовывать указанные действия с необходимыми органами и организациями в рамках действующего законодательства (л.д.270-273).

Соответственно, законность вынесенного предписания, а также необходимость при проведении соответствующих видов работ получения согласования с Государственным комитетом по охране культурного наследия Республики Крым также нашли свое отражение по результатам проведенной прокуратурой <адрес> проверки.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

При рассмотрении дел об административном правонарушениях, предусмотренных ст.19.5 КоАП РФ, судья должен выяснить законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.

Полномочия Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым по вынесению соответствующего предписания от 21.10.2016г. вытекают из вышеприведенных норм действующего законодательства, в частности вышеприведенных положений Закона Республики Крым «Об объектах культурного наследия в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-ЗРК.

Вина главы администрации <адрес> в совершении правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ подтверждена совокупностью вышеуказанных и исследованных судом доказательства по делу, а именно: протоколом об административном правонарушении от 22.11.2016 года, составленным заведующим отделом государственного надзора в сфере охраны культурного наследия ФИО4 (л.д.1-6); актом осмотра охранной зоны объекта культурного наследия – Ханского дворца, включенного в Перечень объектов федерального значения, расположенных на территории Республики Крым и <адрес> Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8); фототаблицей (л.д.9); данными распоряжения Правительства Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ, которым утвержден перечень объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территориях Республики Крым и <адрес>, к которым в частности относится Ханский дворец (л.д.10-12); приказом Министерства культуры Украины от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении научно-проектной документации относительно границ и режимов использования зон охраны памяток и внесения объектов культурного наследия в Государственный реестр недвижимых памяток Украины» (л.д.13); письмом Министерства культуры Украины от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14); Концепцией Плана организации территории Государственного историко-культурного заповедника в городе Бахчисарай с определением границ и режимов использования зон охраны памяток, утвержденной приказом Министерства культуры Украины от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-18), в которой в частности содержится текстовое описание границ охранной зоны Ханского дворца; уведомлением Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ о наличии объектов культурного наследия (л.д.19-20); письмом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.21); письмом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22); заявлением о приостановлении сноса вновь выявленного объекта культурного наследия – жилого дома по <адрес> (л.д.23); письмом Прокуратуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24); предписанием Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, адресованное Главе Администрации <адрес> Республики Крым ФИО2 (л.д.25); письмом Государственного комитета по охране культурного наследия Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27); письмом Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник» от ДД.ММ.ГГГГ с приложением (л.д.28-29); актом осмотра охранной зоны объекта культурного наследия – Ханского дворца, включенного в Перечень объектов федерального значения, расположенных на территории Республики Крым и <адрес> Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30); фототаблицей (л.д.31-32), а также дополнительно представленными суду при рассмотрении дела об административном правонарушении доказательствами, в частности материалами проверки прокуратуры <адрес> (л.д.170-277).

Оснований не принимать представленные письменные доказательства у суда не имеется, поскольку они получены без нарушений требований КоАП РФ, являются доказательствами по делу, согласно ст. 26.2 КоАП РФ и объективно подтверждают совершение должностным лицом главой Администрации <адрес>ФИО2 административного правонарушения.

Исследовав материалы дела и оценив в их совокупности представленные суду доказательства, принимая во внимание личность лица, привлекаемого к административной ответственности, характер совершенного им правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность лица, привлекаемого к административной ответственности, прихожу к выводу, что глава администрации <адрес>ФИО2 подлежит признанию виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ и подлежит административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей, предусмотренного санкцией ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 18 ст. 19.5, ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, -

ПОСТАНОВИЛ:

Главу администрации <адрес>ФИО2 (<адрес>) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ФИО2 административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу на следующие реквизиты: р/с Управление федерального казначейства по <адрес> (Государственный комитет по охране культурного наследия Республики Крым, л/с ), банк получателя – отделение <адрес>, ИНН <***>, КБК 81, КПП 910201001, БИК 043510001, ОКТМО 35701000.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья

Бахчисарайского районного суда

Республики Крым ФИО1