Дело № 5-163/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть объявлена 30 августа 2018 года
Постановление в полном объеме изготовлено 31 августа 2018 года
Судья Правобережного районного суда г. Липецка Буева А.А. с участием
защитников лица, в отношении которого ведется административное производство, ООО «ФИО7» по доверенности ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6,
старшего помощника Липецкого межрайонного природоохранного прокурора Смирнова А.А.,
рассмотрев открыто в здании суда в городе Липецке дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении ООО «ФИО7», расположенного по адресу: <адрес>, ОГРН №, ИНН №, ранее привлекавшегося к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ 21.02.2018 года штраф 100 000 рублей,
установил:
ООО «ФИО7» не соблюдало экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с опасными веществами.
Правонарушение совершено ООО «ФИО7» в городе Липецке при следующих обстоятельствах.
29.03.2018 года в результате отбора в период времени с 10 часов 55 минут до 11 час 05 мин работниками АО «ЛГЭК», с которым 20.01.2014 года ООО «ФИО7» заключен договор водоотведения № №, с участием представителей ООО «ФИО7» в контрольном колодце № 1-1 проб сбрасываемых названным предприятием сточных вод в систему водоотведения ( акт отбора № 1/1) от 29.03.2018 года в контрольном канализационном колодце № 1-1, расположенном по адресу: <адрес>, установлены превышения содержания по Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 следующих загрязняющих опасных веществ : алюминий в 1,2 раза, железо в 3,2 раза, свинец в 2 раза, цинк в 6, 1 раза, по постановлению администрации г. Липецка от 29.11.2016 года № 2140 следующих загрязняющих опасных веществ :железо в 22, 7 раза, свинец в 16, 3 раза, цинк в 610 раз.
Законный представитель ООО «ФИО7» для рассмотрения дела не явился.
Защитники ООО «ФИО7» представители по доверенности ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, вину общества в совершении указанного правонарушения не признали, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку сточные воды, сбрасываемые Обществом, не являются отходами производства и потребления. Также указали на недопустимость акта отбора проб от 29.03.2018 года как доказательства по делу, поскольку пробы были взяты с нарушениями.
Несмотря на отрицание ООО «ФИО7» вины, вина Общества объективно подтверждается совокупностью исследованных судом на предмет допустимости, относимости и достаточности доказательств:
постановлением Липецкого межрайонного природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.04.2018 года ( л.д. 3-8);
сообщением АО ЛГЭК от 04.04.2018 года по результатам исследования качества сточных вод ООО «ФИО7», согласно которым установлены превышения содержания по Постановлению Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644 следующих загрязняющих опасных веществ : алюминий в 1,2 раза, железо в 3,2 раза, свинец в 2 раза, цинк в 6, 1 раза, по постановлению администрации г. Липецка от 29.11.2016 года № 2140 следующих загрязняющих опасных веществ : железо в 22, 7 раза, свинец в 16, 3 раза, цинк в 610 раз ( л.д. 15);
актом АО ЛГЭК № 1/1 от 29.03.2018 года отбора проб сточных вод ООО «ФИО7» ( л.д. 16);
выпиской АО ЛГЭК из журнала контроля состава и свойства сточных вод абонента от 03.04.2018 года № 38с ( л.д. 17)
решением о проведении проверки от 10.04.2018 года № 21 ( л.д. 37);
договором № 165301 водоотведения от 20.01.2014 года, заключенным между АО ЛГЭК и ООО «ФИО7», согласно приложению № 5 к которому установлены требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, где максимально допустимые значения нормативных показателей по цинку составляют 1 мг/дм3, железу – 3 мг/дм3, свинцу - 0, 25 мг/дм3, алюминий – 3 мг/дм3 ( л.д. 61- 79).
В силу ст. 11 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;
осуществлять гигиеническое обучение работников.
Согласно ч.2 ст.39 ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
В силу п. 23 ст. 2 ФЗ от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод;
В силу ч.1 ст. 27 ФЗ от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы допустимых сбросов абонентов), а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В силу ч.5 ст. 27 ФЗ от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" нормативы допустимых сбросов абонентов не должны превышать нормативы допустимых сбросов, установленные для объектов централизованных систем водоотведения, за исключением случаев, если проектной документацией очистных сооружений организации, осуществляющей очистку сточных вод, предусмотрено удаление загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов из сточных вод, принимаемых от абонентов.
В силу ч.6 ст. 27 ФЗ от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"В целях соблюдения установленных нормативов допустимых сбросов абонентов абоненты обеспечивают очистку сточных вод до их отведения (сброса) в централизованную систему водоотведения.
В соответствии с п.111-113 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 года № 644, абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).
Запрещен сброс (прием) абонентами в централизованные системы водоотведения сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести к следующим недопустимым негативным последствиям, угрожающим работоспособности систем водоотведения:
а) повреждение объектов централизованных систем водоотведения и нарушение режима их работы, в том числе в силу следующих причин:
разрушающее коррозионное, абразивное или механическое воздействие на канализационные сети, иные сооружения и оборудование;
образование в канализационных сетях и на очистных сооружениях пожароопасных, взрывоопасных и токсичных газопаровоздушных смесей;
нарушение процессов биологической очистки сточных вод на очистных сооружениях централизованной системы водоотведения, в том числе по причине содержания в сточных водах стойких, токсичных, биоаккумулирующих веществ, не поддающихся очистке;
б) нарушение надежности и бесперебойности работы централизованной системы водоотведения, в том числе по причине уменьшения рабочего сечения сетей и возникновения препятствий для тока воды;
в) создание условий для причинения вреда здоровью персонала, обслуживающего централизованные системы водоотведения;
г) невозможность утилизации осадков сточных вод с применением методов, безопасных для окружающей среды.
Сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
В соответствии с Приложением № 5 к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения максимально допустимые значения нормативных показателей по цинку составляют 1мг/дм3, железо – 5 мг/дм3, свинец -0, 25 мг/дм3, алюминий -5мг/дм3
В соответствии с постановлением администрации г. Липецка от 29.11.2016 года № 2140 « Об утверждении нормативов водоотведения ( сброса) по составу сточных вод допустимая концентрация загрязняющих веществ не может превышать следующих значений: по цинку 0, 01 мг/л, по железу 0, 7 мг/л, по свинцу – 0, 03 мг/л.
Суд квалифицирует действия ООО «ФИО7» по ст. 8.2 КоАП РФ как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с опасными веществами.
Доводы стороны защиты об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, поскольку сточные воды, сбрасываемые Обществом, не являются отходами производства и потребления, нахожу несостоятельными, поскольку в качестве правонарушения вменяется не обращение со сточными водами и отходами производства и потребления, а несоблюдение требований при обращении Общества непосредственно с опасными веществами, такими как алюминий, железо, свинец, цинк, которые по вине Общества попали в сточные воды с превышением установленных нормативов.
Согласно материалам дела ООО «ФИО7» по адресу: : <адрес>, осуществляет деятельность по производству красок, лаков и аналогичных материалов для нанесения покрытий, полиграфических красок и мастик.
Из объяснений свидетелей работников ООО «ФИО7» начальника ремонтной службы ФИО1 В.С., инженера-электрика ремонтной службы ФИО2 А.С. следует, что колодцы, из которых были взяты пробы сточных вод Общества 29.03.2018 года, подключены к системе водоотведения из административного корпуса ООО «ФИО7», туалетов, душевых, рукомойников. ( л.д. 81-82, 83-84)
Из объяснений стороны защиты следует, что в данный колодец № 1-1, из которого были взяты пробы сточных вод, отходы производства не поступают.
Однако, несмотря на то, что в данный колодец не поступают отходы производства Общества, в сточных водах были выявлены опасные вещества, значение которых превышает максимально допустимые, что свидетельствует о том, что Обществом не были предприняты все возможные меры по исключению подпадания загрязняющих и опасных веществ в сточные воды при использовании работниками Общества туалетов, душевых и рукомойников, что в соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ характеризует наличие вины Общества в совершении правонарушения.
Доводы стороны защиты о допущенных нарушениях при взятии проб сточных вод из колодца № 1-1 от 29.03.2018 года также нахожу несостоятельными, поскольку пробы брались АО ЛГЭК в присутствии представителей ООО «ФИО7», согласно акту № 1/1 от 29.03.2018 года каких-либо замечаний не поступило, результаты были опломбированы, имеется отметка инженера –химика лаборатории, получившего пробу, о том, что пломба не нарушена. Исследования проводились иным лицом, нежели взятие проб, существенных нарушений, которые могли привести к недостоверным сведениям по результатам исследований судьей не усматривается. ( л.д. 16)
Каких-либо доказательств, опровергающих материалы дела, не имеется.
При назначении наказания суд учитывает характер административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность и обстоятельств, смягчающих ответственность.
Как смягчающее вину обстоятельство суд учитывает добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.
Как отягчающее административную ответственность обстоятельство суд признает повторное совершение Обществом однородного административного правонарушения в течение года.
С учетом обстоятельств совершенного, учитывая положения ст. 3.1 КоАП РФ, согласно которым целью административного наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, учитывая, что ООО «ФИО7» предприняло действия по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, судья полагает возможным при назначении наказания ограничиться административным штрафом и не применять более тяжкое наказание в виде приостановления деятельности общества.
Также судья при назначении наказания в виде штрафа не находит оснований для применения положений ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, поскольку Общество ранее привлекалось за совершение аналогичного правонарушения в течение года, повторно выявленное превышение нормативов опасных веществ в сточных водах Общества является значительным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
ООО «ФИО7» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Сумму административного штрафа необходимо перечислить на расчетный счет <данные изъяты>
Разъяснить ООО «ФИО7, что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Квитанцию об оплате штрафа необходимо представить в Правобережный районный суд г. Липецка.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано через Правобережный районный суд г. Липецка в Липецкий областной суд течение десяти суток со дня вручения копии постановления.
Судья А.А.Буева