ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1642/20 от 01.02.2021 Московского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-4/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Санкт-Петербург 01 февраля 2021 года

Судья Московского районного суда Санкт-Петербурга Лежакова Т.В.,

рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении

Администрации Московского района Санкт-Петербурга, ИНН <***>, КПП 781001001, ОГРН <***>, юридический адрес: Санкт-Петербург, Московский пр. д.129, суд –

У С Т А Н О В И Л:

Вину Администрации Московского района Санкт-Петербурга в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, а именно:

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 № 527 «О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в Санкт-Петербурге», объект расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр. д.188, Бассейная ул., Кузнецовская ул., ФИО4 пр., является объектом культурного наследия федерального значения «Парк» (далее - объект), входящий в состав ансамбля объекта культурного наследия федерального значения «Парк Победы Московский».

На основании ст.11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее-Закон № 73-ФЗ), и задания КГИОП от 20.10.2020 № 01-59-708/20-0-0, 20.10.2020 года произведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия, в ходе которого было осмотрено здание по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект д.188а, литера Д, расположенное в границах территорий объекта, но не являющееся объектом культурного наследия. В результате осмотра выявлено следующее:

На здании установлено инженерное оборудование (трубы системы вентиляции), по периметру террасы - деревянное ограждение, окрашенное в белый цвет. Установленные объекты нарушают облик объекта и визуальные связи между ландшафтными группами объекта, которые являются предметом охраны объекта. На террасе, в примыкании к лицевому фасаду здания установлены киоск, холодильник, контейнер, крыша для биотуалета, складируются малые архитектурные формы (диваны). В примыкании к южному фасаду здания установлены 2 биотуалета, 4 пластиковых бака в металлических сетчатых конструкциях, мангал. Разрешительная документация КГИОП в отношении выполнения данных видов работ отсутствует. За получением задания на проведение работ по сохранению объекта собственники не обращались;

Плиточное мощение террасы находится в неудовлетворительном состоянии, имеет утраты. Гранитный поребрик, расположенный по периметру террасы, имеет сколы, утраты, нарушения геометрии, выветривание шовного раствора, следы биопоражения и загрязнения поверхности камня. В примыкании к восточному фасаду здания складируется бетонная плитка.

Согласно Выпискам из единого государственного реестра недвижимости от 22.10.2020 №99/2020/355219129 и №99/2020/355223119, правообладателем помещений 2-Н и 3-Н, расположенных в здании по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр. д.188а, литера Д, на праве собственности является Санкт-Петербург.

Согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 16.02.2015 №98 «О Комитете имущественных отношений Санкт-Петербурга и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Санкт- Петербурга» Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - КИО) проводит государственную политику в сфере управления и распоряжения государственным имуществом Санкт-Петербурга.

Управление и распоряжение помещениями 2-Н и 3-Н, расположенными в объекте, осуществляет КИО.

Согласно информации КИО помещения 2-Н и 3-Н не переданы по договорам третьим лицам.

В соответствии с порядком, утвержденным Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2016 №28-рп, в целях организации проведения работ, необходимых для обеспечения содержания нежилых зданий, а также помещений в таких зданиях, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам, КИО письмом от 20.05.2016 № 54046-12 направил в Администрацию Московского района Санкт-Петербурга по месту нахождения объекта уведомление о необходимости организации проведения работ, направленных на обеспечение содержания объекта в отношении помещений 2-Н и 3-Н (пункт 9, 10 приложения к уведомлению), а потому обязанность по проведению работ, направленных на обеспечение содержания помещений 2-Н и 3-Н, расположенных в объекте, была возложена на Администрацию Московского района Санкт-Петербурга.

Таким образом, 20.10.2020 года в 15 час. 00 мин. Администрация Московского района Санкт-Петербурга в нарушение требований ст.ст. 5.1, 33, 45, 47.2, 47.3 Федерального Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» допустило нарушения требований по сохранению, использованию и государственной охране объекта культурного наследия федерального (общероссийского) значения «Парк», входящий в состав ансамбля объекта культурного наследия федерального значения «Парк Победы Московский», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр. д.188, Бассейная ул., Кузнецовская ул., ФИО4 пр., поскольку не получило задание, не согласовало проектную документации и не получило письменное разрешение КГИОП, провело самовольные работы по установке на фасадах здания инженерного оборудования (трубы системы вентиляции), на прилегающей к зданию территории различного оборудования и предметов, а также допустило ненадлежащее содержание террасы здания, по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 188а, литера Д, расположенного в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Парк», что было зафиксировано актом КГИОП от 20.10.2020 года.

Защитники Администрации Московского района Санкт-Петербурга – ФИО5 и ФИО6, действующие на основании доверенностей, в судебное заседание явились, вину юридического лица во вменяемом административном правонарушении не признали, указав, что спорный объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр. д.188а лит. Д пом.2Н и 3Н, от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в 2016 году Администрации не передавался, соответствующее уведомление им не поступало. 16.01.2018 года Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга №4-р утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению полномочий собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, в связи с чем, уведомление от 2016 года о передаче объектов является неактуальным. В соответствии с новым порядком, указанным в настоящем регламенте, Администрации Московского района не поступало письменное уведомление КИО о необходимости организации проведения работ на спорном объекте, а потому обязанности по принятию мер к сохранению объекта культурного наследия у Администрации не возникло. По мнению стороны защиты, надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения является Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга, который осуществляет соответствующий контроль за всеми зданиями, принадлежащими городу. Вины же Администрации во вменяемом административном правонарушении не имеется. Более того, указанное здание не является объектом культурного наследия, а потому на него не распространяют свое действие положения Федерального Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Защитники также добавили, что Комитетом по контролю за имуществом Санкт-Петербурга 11.02.2020 года был установлен факт самозахвата здания, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 188а, литера Д, пом. 2-Н и 3-Н, со стороны третьих лиц, которые вероятно и допустили устройство вентиляции без разрешительной документации и складирование различных объектов по периметру здания (киоска, мангала, биотуалетов и т.д.).

Ранее приобщенные письменные возражения, приобщенные 14.01.2021 года, защитники не поддерживали, в судебном заседании отозвали, приобщив к материалам дела иные дополнения к письменным возражениям. Согласно возражениям, сторона защиты указала, что содержание уведомления КИО от 20.05.2016 года о передаче объектов нежилого фонда Администрации Московского района ставит под сомнение, поскольку в указанном перечне имеется и помещение 1-Н, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 188а, литера Д, которое с 2006 года Комитетом сдавалось в аренду и использовалось юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, а затем в 2016 году было передано в частную собственность юридического лица. При этом порядок передачи нежилых зданий и помещений в них, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга был установлен распоряжением №4-р лишь 16.01.2018 года. Объект, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 188а, литера Д, не отнесен к объектам культурного наследия, нормативно-правовым актом его статус как объекта подлежащего охране не установлен, а потому в отношении него не действует специальный режим охраны объекта культурного наследия. Спорный объект находится в зоне ЗРЗ (14)05, расположенной за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга, а потому режим использования земель не нарушен, а участок в зоне расположения объекта культурного наследия «Парк» в приложении №1 к Закону Санкт-Петербурга №820-7 отсутствует. Таким образом факт нарушения Администрацией режима использования земель в границах территории объекта культурного наследия «Парк», а также факт несоблюдения Администрацией ограничений, установленных в зоне охраны такого объекта не подтверждён. Кроме этого, в ходе проверки КГИОП установил, что собственник помещения 1Н, площадью 141,2 кв.м, ООО «АРТРСтройСервис» при осуществлении своей деятельности установил трубы на фасаде сооружения и размещение малых архитектурных форм в целях осуществления своей предпринимательской деятельности, тогда как Администрация Московского района никакой деятельности в строении не осуществляла, фасад строения не изменяла, вентиляционное и инженерное оборудование не устанавливала и не размещала рядом со строением никаких предметов и объектов. Управление и распоряжение помещениями 2Н и 3Н осуществлял КИО. 18.01.2021 года письмом Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга подтвержден факт использования объектов имущества казны Санкт-Петербурга (помещениями 2Н и 3Н) без правоустанавливающих документов неустановленными лицами без правовых оснований, в связи с чем, Комитет направил заявку в СПбГКУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества» на организацию работ по осуществлению контроля за использованием и сохранностью объектов, включая пресечение незаконного использования, то есть фактически подтвердил захват помещений 2Н и 3Н третьими лицами, что свидетельствует об отсутствии вины Администрации во вменяемом административном правонарушении.

Допрошенный в судебном заседании 14.01.2021 года в качестве свидетеля представитель КГИОП ФИО1, будучи предупрежденным об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, пояснил, что территория Московского парка победы отнесена к объектам культурного наследия, а большая часть находящихся в ней зданий и элементов составляют целый ансамбль объекта культурного наследия, находящегося под охраной государства. Помимо вышеуказанных элементов на территории парка расположены и иные здания, которые хоть и не включены в состав ансамбля объекта культурного наследия, но находятся в границах его территории, а потому в силу положений ст.5.1 Федерального закона №73-ФЗ на указанные объекты также распространяются ограничения. В частности в силу пункта 2 ч.1 ст.5.1 Федерального закона №73-ФЗ проведение каких-либо строительных и иных работ, изменяющих облик объекта культурного наследия, а также влияющих на восприятие данного объекта культурного наследия, необходимо согласовывать в установленном законом порядке с КГИОП. 20.10.2020 года специалист КГИОП в соответствии с положением ст.11 Федерального закона №73-ФЗ на основании

соответствующего задания проводила мероприятия по контролю за состояние объекта культурного наследия – Московский парк Победы, в ходе которого выявил нарушения содержания объекта, расположенного в границах территории памятника истории и культуры, и отразил их в соответствующем акте, приложив к нему фотофиксацию и схему. Впоследствии КГИОП из Росреестра были получены выписки из ЕГРП, из которых усматривалось, что здание расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр. д.188а лит. Д имеет несколько помещений, одно из которых принадлежит юридическому лицу Обществу с ограниченной ответственностью, а два помещения находятся в собственности Санкт-Петербурга. В целях установления ответственных за содержание данных помещений (2Н и 3Н) лиц КГИОП обратился в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, который в свою очередь пояснил, что в 2016 году в соответствии с установленным Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2016 года №28-рп порядком данные помещения были переданы для обеспечения их содержания Администрации Московского района, что подтверждено соответствующим уведомлением с приложением. Указанные обстоятельства явились основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении Администрации Московского района Санкт-Петербурга.

Допрошенный в судебном заседании 01.02.2021 года в качестве свидетеля представитель КГИОП ФИО2, действующий на основании доверенности, будучи предупрежденным об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, указал, что Закон Санкт-Петербурга №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» не применив в данном случае, поскольку он устанавливает зоны охраны, тогда как Администрации вменяется совершение иного административного правонарушения, выразившегося в нарушении пункта 2 ч.1 ст.5.1 Федерального закона №73-ФЗ, поскольку объект, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр. д.188а лит. Д, расположен в границах самого объекта культурного наследия – «Парк». Таким образом хоть само здание и не является объектом культурного наследия, но находится в границах территории объекта культурного наследия, на него распространяют свое действие положения Федерального закона №73-ФЗ. Объект культурного наследия «Парк» является объектом культурного наследия федерального значения, а потому искажение его облика действующим законодательством запрещено. ФИО7 также добавил, что согласно сведениям, представленным КИО, в 2016 году помещения 2Н и 3Н были переданы Администрации в порядке, предусмотренном Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2016 №28-рп на основании письменного уведомления. При этом указанное распоряжение не предусматривает оформление акта приема-передачи объектов или составление иных документов в подтверждения получения администрацией района нежилого фонда. Указанные обстоятельства подтверждают вину Администрации в совершении административного правонарушения. Более того Административный регламент от 2018 года предусматривает аналогичный порядок передачи нежилого фонда администрациям районом и не отменяет действие распоряжения №28-рп.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав участников процесса и допросив явившихся свидетелей, суд приходит к выводу, что вина Администрации Московского района Санкт-Петербурга в совершении административного правонарушения подтверждается представленными в суд материалами, а именно:

- протоколом об административном правонарушении №229-2020 от 16.11.2020 года, составленном в полном соответствии с требованиями ст.28.2 КоАП РФ, копия которого была направлена в адрес Администрации и получена /л.д.1-9/;

- актом мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 20.10.2020 года, составленный специалистом КГИОП, в котором отражено, что в ходе осмотра здания по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект д.188а, литера Д, не являющегося памятником истории и культуры, но находящегося в границах территорий объекта культурного наследия, выявлено: на здании установлено инженерное оборудование (трубы системы вентиляции), по периметру террасы - деревянное ограждение, окрашенное в белый цвет. Установленные объекты нарушают облик объекта и визуальные связи между ландшафтными группами объекта, которые являются предметом охраны объекта. На террасе, в примыкании к лицевому фасаду здания установлены киоск, холодильник, контейнер, крыша для биотуалета, складируются малые архитектурные формы (диваны). В примыкании к южному фасаду здания установлены 2 биотуалета, 4 пластиковых бака в металлических сетчатых конструкциях, мангал. Разрешительная документация КГИОП в отношении выполнения данных видов работ отсутствует. За получением задания на проведение работ по сохранению объекта собственники не обращались; Плиточное мощение террасы находится в неудовлетворительном состоянии, имеет утраты. Гранитный поребрик, расположенный по периметру террасы, имеет сколы, утраты, нарушения геометрии, выветривание шовного раствора, следы биопоражения и загрязнения поверхности камня. В примыкании к восточному фасаду здания складируется бетонная плитка /л.д.16/;

- материалами фотофиксации, являющимися приложением к акту осмотра, зафиксировавшими отраженные в акте нарушения, в том числе наличие установленного на здании вентиляционного оборудования, наличие террасы, киоска, биотуалетов, контейнеров, баков и т.д. /л.д.17-19/;

- схемой фотофиксации, являющейся приложением к акту осмотра, с указанием места расположения здания на объекте /л.д.20/;

- заданием начальника Управления ландшафтной архитектуры и гидротехнических сооружений КГИОП №01-59-708/20 от 20.10.2020 года на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, явившегося основанием для проведения проверочных мероприятий на территории объекта культурного наследия федерального значения «Парк», входящего в состав комплекса «Парк Победы Московский» /л.д.21/;

- выписки ЕГРН, согласно которым помещения 2Н и 3Н, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 188а, литера Д, с 2015 года принадлежат на праве собственности Санкт-Петербургу, а помещение 1Н – с 16.06.2016 года ООО «АртСтройСервис» /л.д.22-27/;

- письменными пояснениями представителя Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга ФИО3 от 06.11.2020 года, согласно которым в составе имущества казны Санкт-Петербурга учтены нежилые помещения 2Н и 3Н, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 188а, литера Д, право собственности на которые возникло 10.03.2015 года и которые по договорам не переданы третьим лицам. Письмом от 20.05.2016 года №54046-12 КИО в соответствии с порядком, утвержденным Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2016 №28-рп, в целях организации проведения работ, необходимых для обеспечения содержания нежилых зданий, а также помещений в таких зданиях, уведомило Администрацию Московского района Санкт-Петербурга о необходимости организации работ в отношении помещений 2Н и 3Н (п.9,10 приложения к уведомлению) /л.д.28-32/;

- уведомлением от 20.05.2016 года №54046-12, направленным КИО в адрес Администрации Московского района Санкт-Петербурга о необходимости организации проведения работ, направленных на обеспечение содержания объектов нежилого фонда, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам с приложением перечня объектов, в котором под номером 9, 10 имеются сведения о передаче помещений 2Н и 3Н, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 188а, литера Д /л.д. 33-34/;

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Администрации Московского района Санкт-Петербурга по состоянию на 16.11.2020 года /л.д. 35-40/;

- Распоряжением КГИОП №10-574 от 13.11.2013 года об определении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Парк Победы Московский», в котором представлен перечень объектов, являющихся предметом охраны, в границах объекта по адресу: Московский пр. д.188, Бассейная ул., Кузнецовская ул., пр. ФИО4. Как следует из указанного перечня, здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр. д.188а лит.Д, к объектам культурного наследия не относится /л.д.41-51/;

- Распоряжением председателя КГИОП №308-р от 27.06.2017 года об утверждении границ и режима использования территории объекта культурного наследия федерального значения «Парк Победы Московский», согласно которому были утверждены границы территории объекта культурного наследия федерального значения, ограниченного улицей Бассейная, Московским пр., Кузнецовской улицей и пр. ФИО4 согласно приложению №1 к распоряжению, в котором также отражены и координаты характерных точек в системе координат /л.д.52-58/;

- перечнем объектов исторического и культурного наследия федерального значения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 10.07.2001 №527, в котором также отражен объект «Парк Победы Московский» с указанием границ территории /л.д.59-61/.

В ходе судебного разбирательства в целях проверки доводов стороны защиты судом были истребованы и впоследствии приобщены к делу дополнительные доказательства:

- ответ Комитета по контролю за имуществом Санкт-Петербурга от 22.01.2021 года, в котором Комитет указывает, что 24.11.2020 года обследование в отношении нежилых помещений 2Н и 3Н, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 188а, литера Д, не проводилось, однако данное обследование имело место 11.02.2020 года и 26.10.2020 года, в результате которых был выявлен факт использования данных объектов без правовых оснований, в связи с чем, Комитетом в установленном порядке в адрес СПбГКУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества» заявки на организацию работ по осуществлению контроля за использованием и сохранностью объектов, включая пресечение незаконного использования;

- акты обследования объекта нежилого фонда от 11.02.2020 года в отношении нежилых помещений 2Н и 3Н, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 188а, литера Д, с приложением фотофиксации, в ходе которых выявлено использование данных помещений под склад;

- акты обследования объекта нежилого фонда от 26.10.2020 года в отношении нежилых помещений 2Н и 3Н, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 188а, литера Д, с приложением фотофиксации, на которых также запечатлен факт установки трубы вентиляции рядом с отдельным входом на объект 2Н, а также расположение по периметру здания террасы и биотуалетов;

- ответ КИО Санкт-Петербурга от 26.01.2021 года, согласно которому Комитет указывает, что в отношении нежилых помещений 2Н и 3Н, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 188а, литера Д, в адрес Администрации Московского района Санкт-Петербурга было направлено уведомление об организации работ от 20.05.2016 года №54046-12 в соответствии с порядком, утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга №28-рп, при этом оформление актов приема-передачи объектов данным распоряжением не предусмотрено;

- уведомление КИО от 20.05.2016 года №54046-12, направленное в адрес Администрации Московского района с приложением перечня помещений, в котором фигурируют помещения 2Н и 3Н.

Суд признает представленные доказательства допустимыми, достоверными, полученными с соблюдением норм закона, подтверждающими наличие события и состава административного правонарушения, а также виновность в его совершении Администрации Московского района Санкт-Петербурга.

В силу положений п.1 ст. 33 Федерального закона РФ от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п.1 ст.45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Положением пп.3 п.3 ст.47.2 Закона № 73-ФЗ на собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия возлагается обязанность организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным ст.45 Закона № 73-ФЗ.

На основании п. 1 ст.47.3 Закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.

Согласно п.1 ч.1 ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия: на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Как усматривается из материалов дела Администрации Московского района Санкт-Петербурга были переданы от КИО на основании уведомления от 20.05.2016 года №54046-12 нежилые помещения 2Н и 3Н, расположенные по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр. д. 188а, литера Д, для организации проведения работ, направленных на обеспечение содержания объектов нежилого фонда, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам.

При этом вышеуказанное здание не является памятником истории и культуры, однако находится в границах территорий объекта культурного наследия «Парк», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Парк Победы Московский», в связи с чем, на указанный объект распространяет свое действие положение ст.ст. 5.1, 33, 45, 47.2, 47.3 Закона № 73-ФЗ.

Между тем, в нарушение вышеуказанных положений, Администрация Московского района Санкт-Петербурга не исполнила обязанность по сохранению объекта, расположенного в границах территории объекта культурного наследия, что было выявлено 20.10.2020 года в 15 час. 00 мин. специалистом КГИОП, проводившим проверочные мероприятия.

Так, в нарушение ст.47.2, 47.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» Администрация Московского района Санкт-Петербурга допустила установление на здании инженерного оборудования (трубы системы вентиляции), возведение по периметру здания террасы, размещение вдоль здания киоска, холодильника, контейнера, биотуалетов, пластиковых баков, мангала, складирование малых архитектурных форм (диваны) и бетонной плитки. В ходе проверочных мероприятий установлено также, что плиточное мощение террасы находится в неудовлетворительном состоянии, имеет утраты, гранитный поребрик по периметру террасы имеет сколы, утраты, нарушения геометрии, выветривание шовного раствора, следы биопоражения и загрязнения поверхности камня. Вышеуказанное нарушает облик объекта и визуальные связи между ландшафтными группами объекта, являющегося предметом охраны объекта.

Вышеуказанные нарушения были выявлены в ходе мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, проведенных на основании соответствующего задания в полном соответствии с положениями ст.11 Федерального закона №73-ФЗ, и подтверждаются приложенными к акту проверки материалами дела, в частности материалами фотофиксации, планом границ территории объекта культурного наследия, выписками из ЕГРН, а также уведомлением КИО от 20.05.2016 года с приложением перечня переданных Администрации Московского района Санкт-Петербурга объектов.

Таким образом Администрации Московского района Санкт-Петербурга имела возможность соблюсти требования Федерального закона №73-ФЗ при проведении работ в помещениях 2Н и 3Н, переданных ей на основании уведомления от 20.05.2016 года, однако не приняла необходимых мер по их соблюдению, чем допустила совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

Довод стороны защиты о том, что трубы вентиляции и остальное оборудование было размещено ООО «АртСтройСервис», являющимся собственником помещения 1Н по указанному адресу, которое осуществляет свою предпринимательскую деятельность, не свидетельствуют об отсутствии в действиях Администрации состава вменяемого административного правонарушения в силу следующего.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе объекта культурного наследия, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 64 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания» (далее - Постановление ВАС РФ N 64) отношения собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающие по поводу общего имущества в таком здании, прямо законом не урегулированы. Поэтому в соответствии с пунктом 1 ст. 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности статьи 249, 289, 290 ГК РФ. В силу изложенного собственнику отдельного помещения в здании во всех случаях принадлежит доля в праве общей собственности на общее имущество здания.

Согласно ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно ст. 289 ГК РФ собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.

Согласно ст. 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

Таким образом, Администрация Московского района Санкт-Петербурга, которой были переданы со стороны КИО нежилые помещения 2Н и 3Н, несет ответственность за выявленные на объекте нарушения совместно с иными владельцами помещений, расположенных в данном здании.

Ссылки защитников на тот факт, что объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр. д.188а лит. Д пом.2Н и 3Н, от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга в 2016 году Администрации не передавался является несостоятельным, поскольку противоречит исследованным судом доказательствам, в частности уведомлению КИО от 20.05.2016 года №54046-12 о необходимости организации проведения работ, направленных на обеспечение содержания объектов нежилого фонда, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга и не переданных по договорам третьим лицам с приложением перечня объектов, в котором под номером 9, 10 имеются сведения о передаче помещений 2Н и 3Н, расположенных по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 188а, литера Д.

Указанный порядок передачи нежилого фонда предусмотрен Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2016 №28-рп и был в полной мере соблюден со стороны КИО. При этом указанное распоряжение не предусматривает оформление каких-либо передаточных актов в подтверждение фактической передаче объектов администрации, поэтому отсутствие такого акта не может расцениваться судом как нарушение установленного порядка передачи объекта для проведения работ, направленных на обеспечение содержания объектов нежилого фонда.

16.01.2018 года Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга №4-р утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по осуществлению полномочий собственника государственного имущества Санкт-Петербурга, однако как усматривается из его текста данный регламент не обязывает государственные органы повторно проводить процедуры передачи администрациям районов объектов нежилого фонда, которые были переданы до вступления в силу регламента. Более того, указанный регламент не отменяет действие Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 20.04.2016 №28-рп, в связи с чем, суд не может согласиться с позицией стороны защиты, что после утверждения регламента в 2018 году все объекты нежилого фонда подлежали повторной передачи в администрации районов. Суд также обращает внимание, что фактически административный регламент предусматривает аналогичную процедуру передачи объектов для проведения работ, направленных на обеспечение содержания объектов нежилого фонда, которая ранее была установлена распоряжением №28-рп.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что Администрация Московского района Санкт-Петербурга, которой в 2016 году спорные нежилые помещения были переданы в целях организации проведения работ, направленных на обеспечение содержания объектов нежилого фонда, и которая возложенные на нее функции фактически не исполнила, является надлежащим субъектом административного правонарушения.

В своих пояснениях защитники указывали, что здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Московский пр. д.188а лит. Д, не является объектом культурного наследия, а потому на него не распространяют свое действие положения Федерального Закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Оценивая указанные пояснения суд находит их не соответствующими требованиям действующего законодательства, поскольку не смотря на то, что здание объектом культурного наследия не является, оно располагается в границах территории объекта культурного наследия «Парк Победы Московский», включенного в реестр, а потому на него распространяет свое действие ст.5.1, п.1 ст.47.3 Закона № 73-ФЗ. При этом фактические обстоятельства расположения данного здания в границах территории объекта культурного наследия подтверждаются в том числе и распоряжением КГИОП №308-р от 27.06.2017 года, в котором отражено, что объект культурного наследия федерального значения «Парк Победы Московский» ограничен улицами Кузнецовской, Благодатной, пр. ФИО4 и Московским пр.

Ссылки стороны защиты на факт самозахвата здания со стороны третьих лиц, которые вероятно и допустили устройство вентиляции без разрешительной документации и складирование различных объектов по периметру здания не свидетельствует об отсутствии в действиях Администрации Московского района состава вмененного административного правонарушения, поскольку с 2016 года на основании уведомления КИО Администрация обязана была осуществлять мероприятия по контролю надлежащего содержания нежилого фонда, однако своих обязанностей не выполнило, что и повлекло совершение правонарушения.

Более того, согласно соответствующих актов обследования объектов нежилого фонда от 11.02.2020 года и 26.10.2020 года было установлено фактическое использование помещения 2Н, без указания лиц, использующих данный объект, доступ в помещение 3Н обеспечен не был. Тем не менее выявленный факт использования нежилого помещения или не использования не препятствовал Администрации Московского района реализовать свои обязательства относительно данного объекта, переданные КИО в 2016 году.

Содержание уведомления КИО от 20.05.2016 года о передаче объектов нежилого фонда Администрации Московского района защитники поставили под сомнение на том основании, что в перечне имеется и помещение 1-Н, которое с 2006 года Комитетом сдавалось в аренду и использовалось юридическими лицами для осуществления предпринимательской деятельности и извлечения прибыли, а затем в 2016 году было передано в частную собственность юридического лица.

С данным выводом защиты суд согласиться не может, поскольку как усматривается из выписки из ЕГРН помещение 1Н было оформлено в собственность ООО «АртСтройСервис»16.06.2016 года, что свидетельствует о том, что уведомление КИО от 20.05.2016 года содержало достоверные сведения относительно находящегося в собственности города имущества. Факт передачи впоследствии помещения 1Н в собственность иному лицу не свидетельствует по мнению суда о подложности уведомления с приложением перечня переданных Администрации Московского района объектов.

В возражениях сторона защиты также ссылалась на Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» с указанием на то, что спорный объект находится в зоне ЗРЗ (14)05, расположенной за пределами исторически сложившихся центральных районов Санкт-Петербурга, а потому режим использования земель не нарушен.

Между тем Администрации Московского района Санкт-Петербурга согласно протокола об административном правонарушении не вменяется нарушение режима границ, а потому в данной части доводы защиты не принимаются судом во внимание.

Согласно протоколу об административном правонарушении Администрация Московского района допустила нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выразившееся в том, что на фасаде здания, переданного ей для организации работ по содержанию, и не являющегося объектом культурного наследия, располагающегося однако в границах объекта культурного наследия, установлены трубы вентиляции без соответствующего согласования с КГИОП, а также по периметру здания расположены различные объекты (биотуалеты, баки, киоски, мангал и т.д.), размещение которых также не согласовано с КГИОП и нарушающих восприятие объекта культурного наследия Московского парка победы.

Вышеуказанное является нарушением ст.ст.5.1, 47.3 Федерального закона №73-ФЗ.

Таким образом все вмененные лицу протоколом об административном правонарушении нарушения нашли свое подтверждение исследованными судом доказательствами, а потому действия Администрации Московского района Санкт-Петербурга подлежат квалификации по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Суд принимает во внимание, что юридическое лицо вину не признало, однако относится к органам исполнительной власти района, финансируемого за счет средств бюджета, ранее за совершение однородных правонарушений к административно ответственности не привлекалось.

С учетом вышеизложенного, а также принимая во внимание цели назначения наказания, суд полагает справедливым, достаточным и возможным применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере ниже низшего предела, поскольку полагает, что данное наказание способно достичь целей восстановления социальной справедливости, и достаточно для исправления правонарушителя и предупреждения совершения им новых противоправных деяний.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Администрацию Московского района Санкт-Петербурга виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и назначить административное наказание с применением положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня его вручения.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа:

<адрес>

<адрес>.

Судья Лежакова Т.В.