ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-164/17 от 19.10.2017 Красноборского районного суда (Архангельская область)

Дело № 5-164/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

с. Верхняя Тойма 19 октября 2017 года

Судья Красноборского районного суда Архангельской области Королева Я.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении

Хананеина В. А., родившегося __.__.______г. на <адрес>, русского, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, работающего первым заместителем главы администрации муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район»,

УСТАНОВИЛ:

Хананеин В.А. допустил несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, а именно являясь ответственным должностным лицом за содержание и ремонт автомобильных дорог, включая элементы обустройства автомобильных дорог, в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, не принял необходимых мер к своевременному включению стационарного электрического освещения на улицах с. Верхняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области с наступлением темного времени суток.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

21 августа 2017 года при обследовании улично-дорожной сети с. Верхняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области старшим государственным инспектором дорожного надзора (дислокация Верхнетоемский район) ГИБДД ОМВД России «Красноборский» Попковым А.В. установлено, что справа и слева по улицам Угрюмова, Комсомольская, Лесная, Почтовая, перекресток улицы Строительная - выезд с Малетинского поля, перекресток улицы Полевая - выезд с Малетинского поля, улицам Ломоносова, Победы, Кировская, Строительная, Полевая, Северодвинская, Восточная, Кулижского, Аэродромная, Центральная, Вежливцева в нарушение п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93, п. 4.6.1.4 ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ 33176-2014 не работает (неисправно) наружное стационарное электрическое освещение, средняя горизонтальная освещенность между фонарями составляет 0 лк.

В судебном заседании Хананеин В.А. пояснил, что в связи с отсутствием финансирования включение наружного стационарного электрического освещения произведено 01 сентября 2017 года.

Исследовав письменные материалы дела, выслушав Хананеина В.А., прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 12.34Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

В статье 2Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ раскрыты основные термины данного Закона, в частности указано, что под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; под обеспечением безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В силу статьи 12 названного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Согласно пункту 4.6 «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 (далее - ГОСТ Р 50597-93), включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк. Переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим. Допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.

В соответствии с требованиями пункта 4.6.1.4 «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденному и введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 № 270-ст, горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям, указанным в таблице 8. Как усматривается из указанной таблицы максимальная горизонтальная освещенность автомобильных дорог 4-й категории, улиц и дорог местного значения должна составлять не менее 15 лк, а средняя горизонтальная освещенность - не менее 8 лк.

Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12 мая 1988 года № 120 утверждены и введены в действие Указания по эксплуатации установок наружного освещения городов, поселков и сельских населенных пунктов, которые содержат необходимые материалы по составлению графиков включения и отключения установок, планированию расходов электроэнергии. Указания распространяются на эксплуатацию наружного освещения улиц, дорог, проездов и площадей, территорий микрорайонов городов, поселков и сельских населенных пунктов (пункт 1.2). В Приложении 14 к Указанию приведена методика определения времени включения и выключения наружного освещения в населенных пунктах. Основой определения времени включения и выключения наружного освещения населенного пункта является световой календарь, представленный в Таблице 1, где указано местное время включения и выключения наружного освещения в зависимости от широты расположения и с учетом летнего и зимнего времени.

Согласно общеизвестным сведениям, село Верхняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области располагается на 62 градусе северной широты (62°14"5"N).

Из Таблицы 1 следует, что для 62 градуса северной широты в августе освещение включается с 11 по 15 августа в период времени с 22 часов 46 минут до 04 часов 13 минут, с 16 по 20 августа - с 21 часа 28 минут до 04 часов 30 минут, с 21 по 25 августа - с 21 часа 11 минут до 04 часов 44 минут, с 26 по 31 августа с 20 часов 48 минут до 05 часов 04 минут.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения и.о. главы МО «Верхнетоемский муниципальный район» Хананеина В.А. от 25 августа 2017 года № 10/92(б)р включение уличного освещения на территории МО «Верхнетоемское» произведено с 01 сентября 2017 года.

Как следует из материалов дела, 21 августа 2017 года с 20 часов 30 минут до 21 часа 30 минут при проверке автомобильных дорог в с. Верхняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области на предмет соответствия требованиям законодательства по обеспечению соответствия эксплуатационного состояния улично-дорожной сети условиям безопасности дорожного движения установлено, что справа и слева по улицам Угрюмова, Комсомольская, Лесная, Почтовая, перекресток улицы Строительная - выезд с Малетинского поля, перекресток улицы Полевая - выезд с Малетинского поля, улицам Ломоносова, Победы, Кировская, Строительная, Полевая, Северодвинская, Восточная, Кулижского, Аэродромная, Центральная, Вежливцева в нарушение п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93, п. 4.6.1.4 ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ 33176-2014 не работает (неисправно) наружное стационарное электрическое освещение, средняя горизонтальная освещенность между фонарями составляет 0 лк.

В целях устранения нарушений Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52766-2007, СП 34.13330.2012, СП 52.13330.2011 в связи с выявленными на основании проверки от 21 августа 20017 года нарушениями на автодорогах и улицах с. Верхняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» выдано предписание об устранении выявленных нарушений, а именно принять необходимые меры к включению уличного наружного электрического освещения по улицам Угрюмова, Комсомольская, Лесная, Почтовая, перекресток улицы Строительная - выезд с Малетинского поля, перекресток улицы Полевая - выезд с Малетинского поля, улицам Ломоносова, Победы, Кировская, Строительная, Полевая, Северодвинская, Восточная, Кулижского, Аэродромная, Центральная, Вежливцева и предоставить информацию о ходе выполнения предписания к 23 августа 2017 года.

23 августа 2017 года в период с 20 часов 30 минут до 21 часа 30 минут старшим государственным инспектором дорожного движения (дислокация Верхнетоемский район) ГИБДД ОМВД России «Красноборский» Попковым А.В. в ходе повседневной проверки вновь произведено обследование улично-дорожной сети с. Верхняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области на предмет соответствия требованиям законодательства - Федеральному закону от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ГОСТ Р 50597-93, ГОСТ Р 52766-2007, СП 34.13330.2012, СП 52.13330.2011 по обеспечению соответствия эксплуатационного состояния улично-дорожной сети условиям безопасного дорожного движения и установлено, что справа и слева по улицам Угрюмова, Комсомольская, Лесная, Почтовая, перекресток улицы Строительная - выезд с Малетинского поля, перекресток улицы Полевая - выезд с Малетинского поля, улицам Ломоносова, Победы, Кировская, Строительная, Полевая, Северодвинская, Восточная, Кулижского, Аэродромная, Центральная, Вежливцева в нарушение п. 4.6 ГОСТ Р 50597-93, п. 4.6.1.4 ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ 33176-2014 не работает (неисправно) наружное стационарное электрическое освещение, средняя горизонтальная освещенность между фонарями составляет 0 лк.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14Федерального закона от 06. 10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Исходя из положений п. 2 ч. 1 ст. 8 Устава муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район», принятого Собранием депутатов пятого созыва МО «Верхнетоемский муниципальный район» 05 февраля 2016 года, к вопросам местного значения, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений, решаемым на территориях сельских поселений, входящих в состав Верхнетоемского муниципального района, органами местного самоуправления Верхнетоемского муниципального района, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Распоряжением главы МО «Верхнетоемский муниципальный район» Вьюхиной Н.В. от 30 августа 2016 года № 11/3р распределены обязанности между главой МО «Верхнетоемский муниципальный район», заместителями главы администрации и руководителем аппарата администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район». Согласно п. 2.1 указанного Распоряжения первый заместитель главы администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» является должностным лицом администрации, непосредственно обеспечивающим исполнение полномочий главы МО «Верхнетоемский муниципальный район». Первый заместитель главы администрации несет персональную ответственность за работу курируемых им структурных подразделений, организует их деятельность (пункт 2.2). В соответствии с пунктом 2.6 первый заместитель главы администрации обеспечивает осуществление полномочий органов местного самоуправления при решении следующих вопросов местного значения, определенных Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Распоряжением главы МО «Верхнетоемский муниципальный район» Вьюхиной Н.В. от 16 января 2017 года № 12р Хананеин В.А., первый заместитель главы администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» назначен ответственным должностным лицом за содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая улично-дорожную сеть на территории Верхнетоемского муниципального района, за исключением территории МО «Афанасьевское».

В своем письменном объяснении Хананеин В.А указал, что с правонарушением не согласен, пояснив, что фактически уличное освещение в с. Верхняя Тойма было включено 01 сентября 2017 года и в настоящее время дороги и улицы освещены. Считает, что в последствиях совершения правонарушения отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в связи с чем оно может быть признано малозначительным. Обращает внимание на то, что задержка в подключении уличного освещения в с. Верхняя Тойма обусловлена финансовым положением по исполнению бюджета МО «Верхнетоемское», что подтверждается письмом финансового управления администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район». По мнению первого заместителя главы администрации МО «Верхнетоемский муниципальный район» он не является должностным лицом соответствующим требованиям статьи 2.4 КоАП РФ.

На основании положений ст. 2.4 КоАПРФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. В примечании к этой статье указано, что к должностным лицам относятся, в том числе, лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.

Таким образом, судьей установлено, что Хананеин В.А., ненадлежащим образом исполняя возложенные на него функции, в достаточной степени мер для соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в селе Верхняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области не принял, что создало угрозу безопасности дорожного движения в населенном пункте.

Допустив несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения,а именно являясь ответственным должностным лицом за содержание и ремонт автомобильных дорог, включая элементы обустройства автомобильных дорог, в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, не принял необходимых мер к своевременному включению стационарного электрического освещения на улицах с. Верхняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области с наступлением темного времени суток, являясь ответственным должностным лицом за содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая улично-дорожную сеть, на территории Верхнетоемского муниципального района, Хананеин В.А. совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.34 КоАПРФ.

Факт допущенного Хананеиным В.А. нарушения подтвержден актами проверки электрического уличного освещения автодорог по улицам с. Верхняя Тойма Верхнетоемского района Архангельской области от 21 и 23 августа 2017 года, предписанием от 22 августа 2017 года, распоряжением от 16 января 2017 года № 12р, распоряжением от 30 августа 2016 года № 11/3р и распоряжением от 25 августа 2017 года № 10/92(б)р, иными документами, представленными в материалы дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАПРФ.

Доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьей 26.2 КоАПРФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Выяснив обстоятельства, подлежащие в силу ст. 26.1 КоАПРФ выяснению по делу об административном правонарушении, должностное лицо правильно квалифицировало допущенное Хананеиным В.А. административное правонарушение по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении в отношении Хананеина В.А. составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям статьи 28.2КоАП РФ.

За совершенное правонарушение Хананеин В.А. подлежит административному наказанию.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающих и отягчающих административную ответственность Хананеина В.А., судьей не усматривается.

Санкция части 1 статьи 12.34 КоАПРФ предусматривает наказание виновному должностному лицу, ответственному за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в виде административного штрафа размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Учитывая характер и обстоятельства совершенного Хананеиным В.А. административного правонарушения, его личность, обстоятельства, влияющие на административную ответственность, считаю возможным назначить Хананеину В.А. административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции части 1 статьи 12.34 КоАПРФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5КоАП РФ, не истек.

Оснований для признания деяния малозначительным судьей не усматривается, поскольку совершенное Хананеиным В.А. правонарушение затрагивает права неопределенного круга лиц в сфере безопасности дорожного движения.

Ссылка Хананеина В.А. на тяжелое финансовое состояние МО «Верхнетоемское» не может являться основанием для уменьшения административной ответственности, поскольку указанное обстоятельство не освобождает от обязанности по надлежащему исполнению законодательства РФ в сфере безопасности дорожного движения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАПРФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Хананеина В. А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАПРФ, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей 00 копеек.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН 2901071427, КПП 290101001, р/с № 40101810500000010003, банк получателя: Отделение Архангельск, БИК 041117001, ОКТМО 11608408, УИН: 18810429170550000987.

В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления данного постановления в законную силу, штраф будет взыскан в принудительном порядке (ст. 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Лицо, не уплатившее штраф, в срок, предусмотренный частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, может быть привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Красноборский районный суд Архангельской области: Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Победы, д. 3.

Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Я.А. Королева

Копия верна. Судья Я.А. Королева