Дело № 5-164/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
п. Любытино 05 июня 2019 года
Судья Боровичского районного суда Новгородской области Арсеньева Е.И., (<...>), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.7.13 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>
установил:
Консультантом отдела государственной охраны объектов культурного наследия инспекции государственной охраны культурного наследия инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области ФИО1 в отношении АО «<данные изъяты>» составлен протокол № 2 от 22 марта 2019 года об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.7.13 КоАП РФ, по тем основаниям, что при проведении внеплановой выездной проверки юридического лица - акционерного общества «<данные изъяты>» в отношении выявленного объекта культурного наследия «Дом усадебный, XIX в.», расположенного по адресу: <адрес> (далее - памятник) 21 декабря 2018 года в 12 часов 30 минут обнаружено следующее: в отношении памятника проведены работы по ремонту фасадов, в настоящее время работы не закончены. Указанные работы были проведены лицами, не имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Также при проведении данных работ не был осуществлен технический и авторский надзор за их проведением. Памятник по категории историко-культурного значения относится к категории - выявленных объектов культурного наследия, принят на государственную охрану приказом комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области от 11.03.2009 № 140 «Об утверждении перечня выявленных ОКН Новгородской области».
В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон) полномочия по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения исполняются органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен Федеральным законом.
Названный памятник находится в собственности АО «<данные изъяты>» (государственная регистрация от 12 августа 2003 года № 53-01/22-21/2003-324).
В ходе проведения внеплановой выездной проверки АО «<данные изъяты>», являющегося собственником памятника, на котором произведены работы по ремонту фасада указанным юридическим лицом не были представлены соответствующие документы, подтверждающие осуществление авторского надзора за проведением перечисленных ремонтных работ (договор на осуществление авторского надзора, журнал научного руководства и авторского надзора, документы, подтверждающие факт невозможности осуществления авторского надзора автором проекта).
В ходе проведения внеплановой выездной проверки юридического лица - АО «<данные изъяты>», являющегося собственником памятника, на котором произведены работы по ремонту фасада, указанным юридическим лицом не были представлены соответствующие документы, подтверждающие осуществление технического надзора за проведением перечисленных ремонтных работ (договор на осуществление технического надзора, журнал технического надзора).
Кроме того, указанным юридическим лицом не были представлены соответствующие документы, подтверждающие проведение работ по ремонту фасадов памятника физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Учитывая изложенное в действиях юридического лица - АО «<данные изъяты>» усматриваются признаки административного правонарушения, состоящие в нарушении требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за которое в соответствии с пунктом 3 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривается административная ответственность.
В соответствии с Положением об инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области, утвержденным постановлением Правительства Новгородской области от 17.11.2016 № 405, инспекция является органом исполнительной власти Новгородской области, исполняющим государственные полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории области, а также переданные Российской Федерацией и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета полномочия в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) в соответствии с действующим законодательством.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении АО «<данные изъяты>» переданы 05 апреля 2019 года в Боровичский районный суд.
При рассмотрении дела представитель АО «<данные изъяты>» ФИО5 с протоколом об административном правонарушении не согласился, при этом пояснил, что на основании договора купли-продажи от 10 июля 2003 года АО «<данные изъяты>» является собственником административного здания с мансардой, полезной площадью 1683,7 кв.м., с пристройками и подвалом (нежилое здание), расположенного по адресу: <адрес> 08 сентября 2003 года между АО «<данные изъяты>» и Управлением государственного контроля, охраны и использования памятников истории и культуры г.Великого Новгорода заключено охранное обязательство, в силу которого общество приняло на себя обязательства по сохранению памятника истории и культуры «Каменного трехэтажного с башней усадебного дома Вахтера 19 века» и его использование под административное здание после ремонта. С момента приобретения памятника общество, с учетом финансовых возможностей (ежегодно в разном объеме), осуществляло ремонтные работы по сохранению памятника (была заменена кровля, установлен водосток, заменены некоторые оконные заполнения, осуществлены значительные работы внутри здания). В целях выполнения работ по отделке фасадов памятника ООО «<данные изъяты>» разработана рабочая проектно-сметная документация «Паспорт наружной отделки», согласованная с администрацией Новгородской области, Комитетом культуры и Управлением государственной охраны культурного наследия по Новгородской области 14 декабря 2011 года за регистрационным номером 3988. Весной 2013 года АО «<данные изъяты>» установило строительные леса, начались ремонтные работы по фасаду памятника (в частности, заделка трещин в штукатурном слое, расчистка от штукатурного слоя и старой окраски, штукатурка и окраска фасада и элементов декора в существующий цвет, окраска цоколя, обработка огне- и биозащитными составами, замена оконных приборов, ремонт оконных отливов), которые были приостановлены в ноябре 2014 года в связи с принятием Федерального закона от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом строительные леса не были разобраны до настоящего времени. В связи с необходимостью продолжения ремонтных работ 02 апреля 2018 года АО «<данные изъяты>» обратилось в инспекцию с заявлением о выдаче разрешения на проведение (продолжение) работ по сохранению памятника. Письмом от 10 апреля 2018 года за № КН-964-и инспекция сообщила, что она не возражает против проведения ремонтных работ согласно Паспорту наружной отделки, но при условии проведения работ юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Поскольку ГБУК «Новгородское научно-реставрационное управление» и ООО «<данные изъяты>», имеющие соответствующие лицензии, отказали АО «<данные изъяты>» в проведении вышеуказанных работ, в 2018 году работы по сохранению памятника общество не проводило. В 2018 году АО «<данные изъяты>» в рамках хозяйственной деятельности осуществило промывку и очистку фасада вышеуказанного здания. Согласно разъяснению Министерства культуры Российской Федерации работы в рамках хозяйственной деятельности не являются ремонтными работами. В материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, подтверждающие вину АО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ. Кроме того, в протоколе должностного лица от 22 марта 2019 года указано время обнаружения административного правонарушения, а не время его совершения, полагают, что срок привлечения к административной ответственности истек, в связи с чем. просят суд прекратить производство по делу по данным обстоятельствам.
Консультант отдела государственной охраны объектов культурного наследия инспекции государственной охраны культурного наследия инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области ФИО1 просила признать АО «<данные изъяты>» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП.
Выслушав пояснения участвующих лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Согласно п. 26 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Совмином СССР от 16.09.1982 № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящиеся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.
Согласно ст. 45 Федерального закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Работы по консервации и реставрации объектов культурного наследия, включенных в реестр, или выявленных объектов культурного наследия проводятся физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, состоящими в трудовых отношениях с юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также- физическими лицами, аттестованными федеральным органом охраны объектов культурного наследия в установленном им порядке, являющимися индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в 2011 году разработана проектная документация - паспорт наружной отделки и проект оконных заполнений для проведения ремонтно-реставрационных работ на памятнике.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 ГОСТ Р56200-2014 «Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия» авторский надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия осуществляется на основании договора, заключенного между заказчиком и юридическим или физическим лицом, разработавшим научно-проектную документацию.
В соответствии с подпунктом 4.8 пункта 4 в случае невозможности установления местонахождения автора проекта (физического или юридического лица), его отказа от осуществления авторского надзора, ликвидации проектной организации или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, приостановлении действия или аннулировании лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, допускается привлечение сторонних проектных организаций и физических лиц. При этом выбор исполнителя услуг осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Факт невозможности осуществления авторского надзора автором проекта оформляется документально.
В соответствии с пунктом 9.1 пункта 9 указанного ГОСТа при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется ведение журнала научного руководства и авторского надзора, который находится непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению.
В соответствии с подпунктом 4.2 пункта 4 ГОСТ Р56254-2014 «Технический надзор на объектах культурного наследия» технический надзор на объектах культурного наследия осуществляют физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации по сохранению объектов культурного наследия согласно с действующим законодательством Российской Федерации и обладающие соответствующей лицензией. Технический надзор ведется с учетом требований ГОСТ Р 55528, ГОСТ Р 55567, ГОСТ Р 55653, ГОСТ Р 55935, ГОСТ Р 55945.
В соответствии с подпунктом 4.5 пункта 4 указанного ГОСТа заказчик вправе принять решение об осуществлении технического надзора:
физическими или юридическими лицами, разработавшими проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия (авторами проекта);
заказчиком, при условии наличия специализированной структуры (управление, служба, отдел и т.п.) и квалифицированных сотрудников;
- физическими или юридическими лицами, привлеченными на договорной основе и отвечающими требованиям подпункта 4.2 пункта 4 названного ГОСТа.
В соответствии с подпунктом 5.1 пункта 5 указанного ГОСТа технический надзор осуществляется на основании договора, заключенного между заказчиком и физическим или юридическим лицом.
В соответствии с подпунктом 9.1 пункта 9 указанного ГОСТа при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется ведение журнала технического надзора, который находится непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению.
Согласно ч. 3 ст.7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, – влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из имеющегося в деле протокола об административном правонарушении № 2 от 22 марта 2019 года при проведении внеплановой выездной проверки в отношении АО «<данные изъяты>» в отношении выявленного объекта культурного наследия «Дом усадебный, XIX в.», расположенного по адресу: <адрес> (далее - памятник) 21 декабря 2018 года в 12 часов 30 минут обнаружено следующее: в отношении памятника проведены работы по ремонту фасадов, в настоящее время работы не закончены. Указанные работы были проведены лицами, не имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Также при проведении данных работ не был осуществлен технический и авторский надзор за их проведением. Памятник по категории историко-культурного значения относится к категории - выявленных объектов культурного наследия, принят на государственную охрану приказом комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области от 11.03.2009 № 140 «Об утверждении перечня выявленных ОКН Новгородской области».
Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В судебное заседание не представлено доказательств того, что юридическим лицом были приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.
Таким образом, в действиях АО «БКО» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст.7.13 КоАП РФ.
Довод АО «<данные изъяты>» о том, что в данном случае истек срок давности привлечения к административной ответственности, судья находит ошибочным, поскольку правонарушение, предусмотренное ч.3 ст.7.13 КоАП РФ относится к длящимся, срок привлечения к административной ответственности в соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ составляет 1 год и подлежит исчислению в силу ч.2 ст.4.5 КоАП РФ со дня его обнаружения. Днем обнаружения административного правонарушения следует считать 21 декабря 2018 года. Таким образом, срок привлечения АО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч.3 ст.7.13 КоАП РФ истекает 21 декабря 2019 года.
В соответствии с ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания АО «<данные изъяты>» в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ судья учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения.
Также судья принимает во внимание, что юридическое лицо привлекается к административной ответственности за данное административное правонарушение впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, судом не установлено.
При таких обстоятельствах судья полагает назначить АО «<данные изъяты>» наказание в виде административного штрафа в соответствии с санкцией ч.3 ст.7.13 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3.12, 29.1, 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
Признать АО «<данные изъяты>», расположенный по адресу: <адрес> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.7.13 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа: Получатель – УФК по Новгородской области (УМВД по Новгородской области), ИНН <***>, КПП 532101001, БИК 044959001, ГРКЦ ГУ Банк России по Новгородской области в г.В.Новгород, р/с <***>, л/с <***>, ОКАТО 49206000000, КБК 18811608000016000140; наименование платежа – административный штраф.
Разъяснить правонарушителю, что административный штраф должен быть уплачен юридическим лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. В противном случае оно может быть привлечено к административной ответственности по ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд Новгородской области (п. Любытино) или непосредственном в Новгородский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.И. Арсеньева