ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-164/20 от 03.06.2020 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

03.06.2020 года г. Ижевск

Судья Первомайского районного суда г. Ижевска УР Алабужева С.В., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО «Спецавтохозяйство», , адрес места нахождения: УР, <адрес>

УСТАНОВИЛ:

В Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора (далее - Управление) из Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуры Удмуртской Республики поступило обращение (вх. -ж от 23.12.2019г.) с доводами о нарушении региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО «Спецавтохозяйство» (далее – ООО «САХ») Территориальной схемы обращения с отходами, в то числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, выразившимся в ненадлежащем осуществлении контроля за деятельностью по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> Удмуртской Республики, что привело к нарушению схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов, используемых для размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами.

Доводы, изложенные в обращении, послужили поводом к возбуждению административного дела и проведению административного расследования с 13.01.2020 в отношении ООО «Спецавтохозяйство».

В рамках проведения административного расследования от прокуратуры <адрес>, <адрес>» были истребованы сведения и документы, необходимые для полного, всестороннего и объективного рассмотрения указанных в обращении доводов, а также проанализированы документы, находящиеся в Западно-Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора.

По результатам рассмотрения документов установлено, что в нарушение требований ч.10 ст. 24.6 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата>, ООО «САХ» - являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляло ненадлежащий контроль за обращением МУП ЖКХ «Сюмсинское» с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> Удмуртской Республики; допускало направление МУП ЖКХ «Сюмсинское» собранных с мест накопления отходов в МО «<адрес>» на территорию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование земельного участка: для осуществления деятельности очистных сооружений канализации, где происходило складирование и последующее прессование ТКО с помощью пресс-компактора для последующего транспортирования до кустового полигона, что является нарушением Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике (Глава 7).

Административным органом выявленные нарушения квалифицированы по ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ - несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, о чем составлен соответствующий протокол от 26.02.2020г.

Представители административного органа, лица, привлекаемое к административной ответственности в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Представителем административного органа направлено ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Представителем ООО «Спецавтохозяйство» направлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие с просьбой направить дело по подсудности в Октябрьский районный суд г.Ижевска по месту нахождения юридического лица.

Относительно ходатайства ООО «Спецавтохозяйство» суд отмечает следующее.

Согласно ч.1 ст.29.5 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

03.04.2020г., 03.06.2020г. в суд поступили ходатайства защитника ООО «Спецавтохозяйство» о направлении административного дела по месту нахождения ООО «Спецавтохозяйство», поскольку если объективная сторона выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого по ст.54 ГПК РФ.

Абз. 3 пп. "з" п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 24.03.2005 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" регламентировано, что дело рассматривается по месту совершения правонарушения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

Однако в соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо установить проводилось ли фактически административное расследование.

13.01.2020г. должностным лицом административного органа вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении ООО «Спецавтохозяйство».

Согласно части 2 статьи 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Таким образом, административное дело подлежит рассмотрению по месту нахождения административного органа, проводившего административное расследование: <адрес>, что относиться к юрисдикции Первомайского районного суда г.Ижевска.

Основания для удовлетворения ходатайства представителя лица, привлекаемого к административной ответственности о направлении дела для рассмотрения по подсудности не имеется.

Изучив и проанализировав материалы дела, суд считает, что в действиях (бездействии) ООО «Спецавтохозяйство» наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ по следующим основаниям.

С ООО «Спецавтохозяйство» Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики <дата> заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики.

Зоной деятельности Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики является вся территория Удмуртской Республики.

Предметом Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики от <дата>, является обеспечение Региональным оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в пределах зоны деятельности Регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами в Удмуртской Республике.

Общество с ограниченной ответственностью «Спецавтохозяйство» (далее -ООО «САХ», Общество) является юридическим лицом и действует на основании Устава, утвержденного решением единственного участника от <дата>.

Согласно Уставу, целью Общества является удовлетворение потребностей участников рынка в товарах, работах и услугах, а также извлечение прибыли.

Общество осуществляет следующие виды деятельности: сбор, обработка, удаление, утилизация отходов; сбор, обработка, удаление сточных вод; торговля автотранспортными средствами; техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств; торговля оптовая неспециализированная; деятельность автомобильного грузового транспорта, в том числе специализированного; аренда и управление собственным недвижимым имуществом; и другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.

ООО «Спецавтохозяйство» имеет лицензию от <дата>, в части транспортирования отходов III-IV класса опасности. Лицензия действует бессрочно.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от <дата> № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 и 10 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»: сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность.

Согласно ч. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).

Согласно п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 (далее - Правила обращения с ТКО), Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закрепляет понятие оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Согласно п. 13 Правил обращения с ТКО: Региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.

В соответствии с п.п. 23, 25 Правил обращения с ТКО: в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по* транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов. Существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО является порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Установлено, что ООО «САХ» заключен договор с оператором по обращению с ТКО по результатам проведения электронных аукционов: договор от <дата> с ООО «Мусоровозов» (Исполнитель, лицензия 018228/П от <дата> - бессрочная).

Согласно п. <дата> данного договора, исполнитель обязан предоставлять региональному оператору информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Исполнителем, цена которого или обитая цена которых составляет более чем 10 процентов цены настоящего договора, в течение 10 дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком.

Согласно письму ООО «Спецавтохозяйство» от 20.11.2019г., письмом от <дата> ООО «Мусоровозов» направил информацию региональному оператору о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Исполнителем в целях исполнения обязательств по договору от <дата>.В перечень соисполнителей входит МУП «ЖКХ «Сюмсинское» (Соисполнитель, лицензия 018250 от <дата> - бессрочная) с которым ООО «Мусоровозов» (Оператор), в целях исполнения обязательств по договору от <дата> с региональным оператором, заключило договор -У-М/18 от <дата> на оказание услуг по погрузке твердых коммунальных отходов в местах их накопления в границах территории оказания услуг и их последующему транспортированию в целях обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения. Сроки оказания услуг по данному договору с <дата> по <дата>.

Согласно п. 1.3 данного договора, МУП ЖКХ «Сюмсинское» оказывает у слуги по погрузке и транспортировке ТКО в соответствии с условиями настоящего договора и Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, утвержденной Постановлением Правительства Удмуртской Республики от <дата>.

П.6.1 данного договора определено, что текущий контроль качества оказываемых Исполнителем услуг по погрузке и транспортировке ТКО осуществляется Региональным оператором, Оператором путем мониторинга и анализа деятельности исполнителя, информации о деятельности по обращению с ТКО, предоставляемой осуществляющими контроль-надзорные функции в области обращения с ТКО уполномоченными исполнительными органами Удмуртской Республики и органами местного самоуправления территории, в границах которых оказываются услуги, а также иными доступными ему способами, в том числе: на основании поступающих претензий, жалоб, заявлений, поступающих от потребителей услуг в сфере обращения с отходами, по результатам рассмотрения которых составляются акты; на основании информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации, материалов, полученных с видеорегистраторов, материалов иной фото -и(или) видеофиксации; на основании информации, полученной по результатам выездного контроля мест накопления ТКО, мест приема и передачи отходов, по результатам которых составляются акты.

В соответствии с приложением к данному договору, услуги по погрузке и транспортированию ТКО, в рамках договора -У-М/18 от <дата>, оказываются в пределах границ муниципального образования «<адрес>».

<дата>, в рамках проверки, проводимой прокуратурой <адрес>, было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 18:20:049097:44 осуществляется несанкционированное складирование твердых коммунальных отходов, при этом данный земельный участок не предназначен для мусороперегрузки, а также для целей накопления твердых коммунальных отходов. Земельный участок с кадастровым номером 18:20:049097:44, площадью 4030 кв.м., из земель категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для осуществления деятельности очистных сооружений канализации, передан в аренду МУП ЖКХ «Сюмсинское» Администрацией МО «<адрес>» на основании договора аренды /юд от <дата> Срок аренды: с <дата> по <дата>.

В утвержденный реестр и схему мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов данный участок не включен. В ходе осмотра было установлено, что ТКО складировались непосредственно на почве. Твердое покрытие под навалами ТКО отсутствует. Навалы ТКО не защищены от осадков.

В ходе осмотра земельного участка директор МУП ЖКХ «Сюмсинское» -ФИО2 пояснил, что ТКО выгружаются на данный земельный участок, и в последующем, после определенного промежутка времени, загружаются в прессовальную машину и методом механического сдавливания формируются в брикеты, которые в последующем вывозятся на полигон.

Согласно Главе 7 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, утвержденной постановлением Правительства УР от <дата> (далее -Территориальная схема), схема направления потоков отходов с территорий <адрес> и <адрес> УР предусматривает непосредственную транспортировку ТКО с мест накопления отходов на кустовой полигон, которым является полигон ООО «<данные скрыты> расположенный на в 1<адрес>.

Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что ТКО, собранные с мест накопления отходов в МО «<адрес>» <адрес>» направляло на территорию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, разрешенное использование земельного участка: для осуществления деятельности очистных сооружений канализации, где происходило складирование и последующее прессование ТКО с помощью пресс-компактора для последующего транспортирования до кустового полигона. Поступление ТКО на указанный земельный участок, организация "и расположение мусороперегрузки на нем, не предусмотрено Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике.

Одним из условий совершения правонарушения МУП ЖКХ «Сюмсинское» в части нарушения Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, явилось ненадлежащее осуществление контроля со стороны регионального оператора - ООО «Спецавтохозяйство».

Таким образом, в нарушение требований ч.10 ст. 24.6 Федерального закона от <дата> № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата>, ООО «САХ» -являясь региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляло ненадлежащий контроль за обращением <адрес>» с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> Удмуртской Республики; допускало направление <адрес>» собранных с мест накопления отходов в МО «<адрес>» на территорию земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, разрешенное использование земельного участка: для осуществления деятельности очистных сооружений канализации, где происходило складирование и последующее прессование ТКО с помощью пресс-компактора для последующего транспортирования до кустового полигона, что является нарушением Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике (Глава 7).

ООО «Спецавтохозяйство» не представлено весомых доводов в обоснование уважительности причин, свидетельствующих об отсутствии у него возможности выполнить требование закона в области обращения с отходами, в части осуществления надлежащего контроля за обращением оператора с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> Удмуртской Республики и соблюдения Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике.

Вина ООО «Спецавтохозяйство» выразилась в том, что Общество имело возможность выполнить требования законодательства в части осуществления должного контроля за деятельностью оператора, в части недопущения нарушения Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Удмуртской Республике, однако, необходимых мер к соблюдению законодательства не приняло.

Для соблюдения требований закона Обществу надлежало обеспечить надлежащий текущий и постоянный контроль оказываемых исполнителем (МУП ЖКХ «Сюмсинское») услуг по погрузке и транспортировке ТКО с мест накопления отходов на кустовой полигон путем мониторинга и анализа деятельности исполнителя.

Указанные действия (бездействие) ООО «Спецавтохозяйство» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.8.2 КоАП РФ.

Факт совершения правонарушения и виновность ООО «Спецавтохозяйство» в его совершении подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении от 26.02.2020г., копией договора от <дата> ООО «Спецавтохозяйство» с <адрес>»; копией договора аренды земельного участка /юд от <дата> материалами проверки <адрес>» прокуратурой <адрес> УР от <дата> и <дата>; материалами административных производств в отношении <адрес>», возбужденных прокуратурой <адрес> УР и другими материалами дела.

У суда нет оснований ставить под сомнение данные этих документов/доказательств по делу. Данные доказательства собраны с соблюдением требований КоАП РФ, являются относимыми и допустимыми. Оснований для исключения их из числа доказательств по делу у суда не имеется.

Административное расследование проведено компетентными на то должностными лицами, с соблюдением требований действующего законодательства, на основании жалобы гражданина с доводами на нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, является легитимным, законным. Оснований не доверять, ставить под сомнение результаты административного расследования у суда не имеется.

Время совершении правонарушения: <дата> - дата осмотра прокуратурой <адрес> земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, где происходило складирование и последующее прессование ТКО с помощью пресс-компактора для последующего транспортирования до кустового полигона.

Место совершения правонарушения: юридический адрес ООО «Спецавтохозяйство» <адрес>

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, не усматривается.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при рассмотрении дела об административном правонарушении судом не установлено.

Обстоятельств, отягчающим административную ответственность, при рассмотрении дела об административном правонарушении судом не установлено.

В силу ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.

В соответствии с ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Суд отмечает, что ООО «САХ» является коммерческой организацией, исключительных обстоятельств, дающих основание для применения положений ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ судом не усматривается.

С учетом характера правонарушения, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ судом не усматривается.

Таким образом, суд считает необходимым назначить ООО «САХ» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь гл. 29 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

ООО «Спецавтохозяйство» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в сумме 100 000 (сто тысяч) рублей. Штраф перечислить по следующим реквизитам: УФК по Удмуртской Республике (Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора) р/с 40 Отделение -НБ Удмуртская Республика <адрес> БИК 049401001, ИНН 5904157090, КПП 590301001, ОКТМО сельского поселения, городского округа (8 знаков).

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. При не оплате штрафа в установленный срок, лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: С.В.Алабужева