ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1653/20 от 19.10.2020 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №5-1653/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Надым ЯНАО 19 октября 2020 года

Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Стрельцов Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью фирма «Мост-Сервис», <адрес>

у с т а н о в и л:

Согласно протоколу об административном правонарушении, составленному 04 августа 2020 года, должностным лицом отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по ЯНАО Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - контролирующий орган) 17 июня 2020 года в отношении неустановленного лица было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.48 КоАП РФ по признакам нарушения пункта 2 статьи 61 Водного кодекса РФ; статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; абзаца «д», «е», «ж» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 г. № 380 «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания»; статьи 34, 35, 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ; пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. № 997.

В ходе административного расследования у контролирующего органа возникла необходимость истребовать сведения у ООО фирма «Мост-Сервис» для разрешения вопроса о наличии, либо отсутствии в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ. Контролирующим органом 06.07.2020 г. в адрес ООО фирма Мост-Сервис» было направлено определение № 03-042-17 об истребовании сведений.

По мнению контролирующего органа, ООО фирма «Мост-Сервис» в нарушение статьи 26.10 КоАП РФ умышленно не выполнило законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.48 КоАП РФ, не направило 13.07.2020 г., согласно определению № 03-042-17 об истребовании сведений от 06.07.2020 г., должностному лицу контролирующего органа сведения, необходимые для осуществления должностным лицом его законной деятельности, проведения всестороннего, полного, объективного административного расследования, по фактам нарушения законодательства РФ в области рыболовства.

Ввиду того, что в установленный срок запрашиваемые сведения юридическим лицом направлены не были, равно как и сообщение о невозможности их представить, контролирующим органом составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ.

Представитель отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по ЯНАО Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещался.

В судебное заседание генеральный директор ООО фирма «Мост-Сервис» Пушкарев А.М. направил письменные возражения, указав, что состав административного правонарушения в действиях Общества отсутствует. Общество направляло корреспонденцию в адрес контролирующего органа по электронной почте и Почтой России. Сотрудники контролирующего органа, напротив, нарушая установленные ограничения в период пандемии, пытались вручить корреспонденцию любому сотруднику Общества, который им встретится на территории. 07.07.2020 Общество получило определение №03-042-17 от 06.07.2020 г. об истребовании сведений в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ, в отношении неустановленного лица. Ранее Обществом было получено определение №01-042-17 от 17.06.2020 г. об истребовании сведений в рамках дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ, в отношении неустановленного лица. Оба вышеуказанных определения по своему содержанию практически идентичны. Предприятие в срок, установленный КоАП РФ, заявило ходатайство об отсрочке исполнения Определения от 17.06.2020, указав, что 20-21 июня 2020 года - выходные дни, кроме того, часть сотрудников предприятия находится на дистанционном режиме работы (Постановлением Губернатора ЯНАО от 16.03.2020 №29-ПГ «О введении режима повышенной готовности») и (или) в отпусках. Часть истребуемых документов (например, акты технического освидетельствования переправы на льду или ледовых площадок) не являются документами Общества, поэтому они должны быть запрошены. В связи с изложенным было заявлено ходатайство о продлении срока предоставления документов. Определением контролирующего органа от 22.06.2020 в продлении указанного срока было отказано без указания мотивов. Срок был установлен до 25.06.2020 г. При этом 23.06.2020 г. у 3 работников предприятия была выявлена повышенная температура, поэтому они были отправлены на сдачу теста на коронавирусную инфекцию, который готовится в течение недели. Посещение офиса организации с 23.06.2020 ограничено, введен карантин. Позднее в связи с тем, что у генерального директора общества (Пушкарев А.М.), заместителя генерального директора <данные изъяты> главного бухгалтера общества (<данные изъяты>) была обнаружена коронавирусная инфекция, Общество подало еще одно ходатайство о продлении сроков предоставления документов. Данное ходатайство определением от 06.07.2020 г. было оставлено без удовлетворения и назначена дата составления протокола об административном правонарушении (10.07.2020). При составлении протокола никто присутствовать не мог в связи с тем, что представители Общества находились на больничном по причине заболевания коронавирусной инфекцией. Это подтверждают листы временной нетрудоспособности №358921216842, №358900002340, №358921398441 по Пушкареву А.М. (генеральный директор) за период с 29.06.2020 по 24.07.2020, листы временной нетрудоспособности №351549025674, №351549143821 по <данные изъяты> (заместитель генерального директора) за период с 29.06.2020 по 07.08.2020, лист временной нетрудоспособности №351549023770 по <данные изъяты> (главный бухгалтер) за период с 23.06.2020 по 22.07.2020 с кодом «31» (продолжает болеть). Таким образом, в действиях предприятия отсутствует вина в административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 17.7 КоАП РФ. В настоящее время документы, запрошенные по Определениям № 01-042-17 от 17.06.2020 и 03-042-17 от 06.07.2020, в адрес административного органа представлены, что подтверждается описью вложения и квитанцией по отправке (РПО 62932050000740 от 05.08.2020, л.д. 100). Составление протокола об административной ответственности в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при наличии обстоятельств, свидетельствующих о невозможности лица участвовать при его составлении, обусловленных заболеванием законного представителя коронавирусной инфекцией, является нарушением прав ООО фирма «Мост-Сервис», который должен иметь объективную возможность участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении. Кроме того, поведение контролирующего органа в данном случае следует расценивать, как понуждение законного представителя нарушать карантин, то есть законодательство РФ, что влечет самостоятельную административную ответственность. Контролирующий орган вынес еще несколько определений об истребовании документов, которые содержат идентичный определению от 06.07.2020 список документов; определения составлены в рамках одного и того же дела об административном правонарушении. В настоящий момент контролирующий орган вынес постановление №Я05-042/2020-17 от 09.09.2020, в соответствии с которым ООО фирма «Мост-Сервис» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ и к нему применено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Данное постановление от 09.09.2020 было вынесено в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, по которому истребовались документы по определению от 17.06.2020. Таким образом, несвоевременное по объективным причинам предоставление Обществом одних и тех же документов, которые запрашивались несколькими определениями контролирующего органа, никак не повлияло на права последнего.

Судья, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему:

Согласно статье 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как указано в протоколе об административном правонарушении, 17 июня 2020 г. должностным лицом отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по ЯНАО Нижнеобского территориального управления Федерального агентства по рыболовству (далее - контролирующий орган) в отношении неустановленного лица было возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 8.48 КоАП РФ по признакам нарушения пункта 2 статьи 61 Водного кодекса РФ; статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; абзаца «д», «е», «ж» пункта 2 Постановления Правительства РФ от 29.04.2013 г. № 380 «Об утверждении положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания»; статьи 34, 35, 55 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ; пункта 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 г. № 997.

В ходе административного расследования у контролирующего органа возникла необходимость истребовать сведения у ООО фирма «Мост-Сервис» для разрешения вопроса о наличии либо отсутствии в действиях состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.48 КоАП РФ.

Должностным лицом контролирующего органа 06.07.2020 г. в адрес юридического лица ООО фирма Мост-Сервис» было направлено определение № 03-042-17 об истребовании сведений, что подтверждается отметкой о получении ООО фирма «Мост-Сервис» от 07.07.2020 г. № 99.

По мнению контролирующего органа, ООО фирма «Мост-Сервис» в нарушение статьи 26.10 КоАП РФ умышленно не выполнило законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.48 КоАП РФ, не направило 13.07.2020 г., согласно определению № 03-042-17 об истребовании сведений от 06.07.2020 г. (сопроводительное письмо от 06.07.2020 г. исх. № 1913), должностному лицу контролирующего органа сведения, необходимые для осуществления должностным лицом его законной деятельности, проведения всестороннего, полного, объективного административного расследования, по фактам нарушения законодательства РФ в области рыболовства.

Установлено, что юридическим лицом ставился вопрос о предоставлении дополнительного времени для сбора необходимых документов, при этом достоверно установлено, что указанные обстоятельства были обусловлены введенными в этот период ограничительными мерами в отношении организаций и их работников в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Предприятие в срок, установленный КоАП РФ, заявило ходатайство об отсрочке исполнения определения от 17.06.2020, указав, что 20-21 июня 2020 г. - выходные дни, кроме того, часть сотрудников предприятия находится на дистанционном режиме работы (Постановлением Губернатора ЯНАО от 16.03.2020 №29-ПГ «О введении режима повышенной готовности») и (или) в отпусках. Часть истребуемых документов (например, акты технического освидетельствования переправы на льду или ледовых площадок) не являются документами Общества, поэтому они должны быть запрошены.

Определением контролирующего органа от 22.06.2020 в продлении срока было отказано без указания мотивов. Позднее в связи с тем, что у генерального директора общества (Пушкарев А.М.), заместителя генерального директора <данные изъяты> главного бухгалтера общества (<данные изъяты> была обнаружена коронавирусная инфекция, Общество подало еще одно ходатайство о продлении срока. Определением от 06.07.2020 г. ходатайство оставлено без удовлетворения. При составлении протокола об административном правонарушении никто присутствовать не мог в связи с тем, что представители Общества находились на больничном по причине заболевания коронавирусной инфекцией.

В качестве доказательств заболевания сотрудников предприятия коронавирусной инфекцией предоставлены листы временной нетрудоспособности №358921216842, №358900002340, №358921398441 по Пушкареву А.М. (генеральный директор) за период с 29.06.2020 по 24.07.2020, листы временной нетрудоспособности №351549025674, №351549143821 по <данные изъяты>. (заместитель генерального директора) за период с 29.06.2020 по 07.08.2020, лист временной нетрудоспособности №351549023770 по <данные изъяты> (главный бухгалтер) за период с *дата* по *дата*.

В настоящее время запрошенные документы в адрес контролирующего органа представлены, что подтверждается описью вложения и квитанцией по отправке (РПО 62932050000740 от *дата*).

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины (Определение Конституционного Суда РФ от 21.04.2005 №119-О).

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

По мнению судьи, собранные доказательства не являются достаточными для признания ООО фирма «Мост-Сервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ. Общество в установленном порядке ходатайствовало перед контролирующим органом о предоставлении дополнительного времени для сбора документов в связи с введенными в указанный период ограничительными мерами в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Как указывалось выше, Обществом были предоставлены листы временной нетрудоспособности по Пушкареву А.М. (генеральный директор) за период с 29.06.2020 по 24.07.2020, листы временной нетрудоспособности по <данные изъяты> (заместитель генерального директора) за период с 29.06.2020 по 07.08.2020, лист временной нетрудоспособности по <данные изъяты> (главный бухгалтер) за период с 23.06.2020 по 22.07.2020.

В дальнейшем сведения, запрошенные по определениям № 01-042-17 от 17.06.2020 и 03-042-17 от 06.07.2020, в адрес административного органа были представлены, что подтверждается описью вложения и квитанцией по отправке (РПО 62932050000740 от 05.08.2020). При этом нарушение сроков предоставления документов было связано с введенными в указанный период ограничительными мерами в отношении организаций и их работников в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

Доводы Общества об ограничении количества сотрудников, находящихся на рабочих местах, что фактически влекло приостановление деятельности Общества, не опровергаются материалами дела. Введенные ограничительные меры и заболевание ряда сотрудников повлекли нарушение сроков предоставления документации. Указанные нарушения не свидетельствуют об умышленном характере действий (бездействия) Общества при направлении ответа.

Согласно пункту 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью фирма «Мост-Сервис» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи жалобы через Надымский городской суд.

Судья: (подпись)

Копия верна. Судья: Е.С. Стрельцов

Секретарь суда________