ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-166/2018 от 11.04.2018 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-166/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Мурманск 11 апреля 2018 года

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Гулевский Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Первомайского районного суда города Мурманска (город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2) поступившие из Мурманской таможни протокол и материалы об административном правонарушении в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «Таможенный представитель» (далее - ООО «Таможенный представитель», Общество), юридический адрес: 191036, город Санкт-Петербург, улица Гончарная, дом № 23, литер В, помещение 1 Н, ИНН ***, дата регистрации юридического лица – ***, генеральный директор – ФИО1, ранее привлекавшегося к административной ответственности по главе 16 КоАП РФ,

в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

*** с целью помещения товаров (добавка готовая для бетона в ассортименте) под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» таможенным представителем ООО «Таможенный представитель» от имени и по поручению ООО «Олен Бетон» на основании договора от ***№*** заключенного с ООО «Таможенный представитель» на таможенный пост *** была подана декларация на товары, зарегистрированная таможенным постом в *** с присвоением №*** под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» и декларация таможенной стоимости (далее – ДТС-1), на основании которой были рассчитаны таможенные платежи, в том числе в отношении товаров №*** (2026571 рубль) и №*** (234939,05 рублей) из расчета их таможенной стоимости, заявленной ООО «Таможенный представитель».

Решением и.о. начальника Мурманской таможни ФИО2 от *** (докладная записка от ***№*** «О целесообразности проведения камеральной таможенной проверки у ООО «Олен Бетон» с резолюцией руководителя о согласии на проведение такой проверки) назначена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Олен Бетон» по вопросу соблюдения права ЕАЭС и таможенного законодательства Союза, в части контроля достоверности заявления таможенной стоимости при помещении под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» товаров, и правильности исчисления и полноты уплаты таможенных платежей, в том числе таможенной декларации на товары и декларации таможенной стоимости.

В ходе камеральной таможенной проверки было установлено, что *** ООО «Олен Бетон» с иностранной организацией «Mapei АS» (Королевство Норвегия) был заключен внешнеэкономический Договор б/н (далее - Договор) с дополнительным соглашением от ***, в рамках которого осуществлялась поставка оборудования и материалов (***), согласно выставленному инвойсу от *** б/н на общую сумму 253233,00 норвежских крон и на условиях поставки по Incoterms 2010, которые платежным поручением от ***№*** были перечислены со счета ООО «Олен Бетон» на счет иностранной организации «Mapei АS» в полном объеме.

С целью вывоза товаров с территории Норвегии иностранной организацией Тчуди Норзерн Лоджистикс АС (Королевство Норвегия) были оказаны услуги по таможенному оформлению груза на экспорт и предварительному уведомлению.

Товары, вывезенные с территории Норвегии в рамках внешнеэкономического Договора, были задекларированы Тчуди Норзерн Лоджистикс АС экспортными декларациями страны отправителя от ***№***, №***.

За оказанные услуги иностранной организацией был выставлен ООО «Олен Бетон» счет от ***№*** на общую сумму 1600 норвежских крон, однако в ДТС-1 данные расходы не учтены.

С целью доставки товаров на таможенную территорию ЕАЭС ООО «Олен Бетон» *** был заключен договор с ООО «Техно Логистика» (далее - перевозчик), в рамках которого заказчик поручает, а перевозчик берет на себя обязательства осуществлять грузовые автомобильные перевозки в международном сообщении, а также по территории России на основании заявки заказчика.

Товары общим весом 22820,00 кг, погруженные в *** (Королевство Норвегия), ввезены и доставлены на территорию ЕАЭС *** на автомобиле согласно CMR от ***№***. За оказанные услуги ООО «Техно Логистика» выставила счет ООО «Олен Бетон» ***№*** на общую сумму 278300,00 рублей, из которых транспортные услуги по маршруту *** составили 222640,00 рублей. По платежному поручению от ***№*** указанные денежные средства перечислены ООО «Олен Бетон» на счет ООО «Техно Логистика» в полном объеме.

Согласно акту от ***№*** услуги выполнены полностью в срок, заказчик претензий по оказанию услуг не имеет.

В ходе камеральной таможенной проверки были выявлены расходы, понесенные ООО «Олен Бетон», связанные с оформлением экспортной, транзитной декларацией и расходы на предварительное уведомление, не указанные в ДТС-1 и не учтенные при исчислении таможенных платежей.

Таким образом, выявлено несоблюдение структуры таможенной стоимости декларируемых товаров, а именно: ООО «Таможенный представитель» не включены понесенные Покупателем расходы по таможенному декларированию товаров при вывозе из страны экспортера (Королевство Норвегия).

*** Декларантом в Таможню было направлено обращение о внесении изменений (дополнений) в ДТ №*** относительно товаров под №*** и №***, поскольку ООО «Таможенный представитель» по поручению ООО «Олен Бетон» была определена вновь их таможенная стоимость, равная соответственно 2038261,49 рублей и 236130,73 рублей.

Таможней *** принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров №*** и №***, задекларированных ТД №***.

Таким образом, таможенным представителем ООО «Таможенный представитель» в графе 45 ДТ №*** и ДТС-1 к ней заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров №*** и №***, что послужило основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин и налогов.

Таможенные платежи, подлежащие доплате, были уплачены ООО «Олен Бетон» по платежным поручениям от ***№***, №*** в общем размере 3078,84 рублей.

*** в отношении ООО «Таможенный представитель» по данному факту было возбуждено административное дело №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

*** по результатам административного расследования в отношении ООО «Таможенный представитель» составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Административное дело в отношении ООО «Таможенный представитель» поступило в суд *** и подсудно Первомайскому районному суду города Мурманска.

Защитник ООО «Таможенный представитель» Врублевский В.Н. в судебном заседании показал, что не признает факт совершения административного правонарушения и вину в совершении административного правонарушения по следующим основаниям: во-первых, поставка товаров выполнена в соответствии с внешнеэкономическим договором на условиях FCA «географический пункт». Согласно Инкотермс, базис поставки FCA подразумевает, что переход рисков происходит в момент передачи перевозчику на складе продавца. Экспортные таможенные формальности являются ответственностью продавца, а импортные таможенные формальности - ответственностью покупателя. Правила Инкотермс определяют в основном обязанности, стоимость и риски, возникающие при доставке товара от продавцов к покупателям. Согласно п. 4 Постановления Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 28 июня 2001 года № 117-13 «Развитие законодательства о предпринимательстве и роль торгово-промышленных палат в этом процессе» указано «Признать правила Международной торговой палаты для толкования торговых терминов «Инкотермс-2000» торговым обычаем». Для декларирования товаров ООО «Олен Бетон» был предоставлен пакет документов, в котором отсутствовали какие-либо документы касательно дополнительно понесенных расходов по ввозу товаров. ООО «Таможенный представитель», учитывая согласованный сторонами базис поставки по Инкотермс, и, исходя из разумного максимума требования документов, была подготовлена и подана декларация на товары на основании представленных ООО «Олен Бетон» документов. У ООО «Таможенный представитель» не было оснований, учитывая согласованный сторонами базис поставки по Incoterms, требовать у ООО «Олен Бетон» документы, подтверждающие оплату экспортных таможенных формальностей в стране Продавца. Сторонами договора в тексте договора отдельно не упомянута обязанность какой-либо стороны к совершению экспортных таможенных формальностей в стране Продавца, однако, сторонами определен базис поставки согласно Инкотермс - «FCA», что означает что договором было определено, что расходы на совершение экспортных таможенных формальностей должны быть понесены Продавцом. Считает, что ООО «Таможенный представитель» были приняты все меры необходимой и должной осмотрительности и были предприняты все меры по соблюдению правил и норм таможенного законодательства. Кроме того, согласно Примечаний к ст. 16.2 КоАП РФ, ООО «Таможенный представитель» должно быть освобождено от административной ответственности за вменяемое правонарушение, так как соблюдены в совокупности необходимые условия для освобождения от ответственности, предусмотренные пп. 1-3 п. 2 настоящих Примечаний, а именно: Обществом в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, было направлено обращение о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов. На дату, предшествующую дате обращения ООО «Таможенный представитель», таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении. На дату предшествующую дате обращения ООО «Таможенный представитель» таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров. На дату предшествующую дате обращения ООО «Таможенный представитель» у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей. Считает, что таможенным органом фактически не установлен факт совершения административного правонарушения, не установлена (не доказана) вина Общества в совершении административного правонарушения. Просил производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Опрошенный в судебном заседании заместитель начальника отдела административных расследований Мурманской таможни ФИО3 считает, что, исходя из собранных по делу доказательств, нет никаких сомнений в наличии события административного правонарушения. У ООО «Таможенный представитель» имелись все возможности проверить (осмотреть) декларируемый товар и правильно заполнить ДТ. Одним из условий применения примечания к ст. 16.2 КоАП РФ является то, что таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется. Но проверка по данным фактам началась ***, а корректировка ДТ была произведена ***. Соответственно, часть 4 примечания к статье 16.2 КоАП РФ в данном случае применяться не может. ООО «Таможенный представитель» несет полную ответственность, когда выступает от имени декларанта, потому что это лицо, которое работает в этой сфере, которое обладает соответствующими знаниями в таможенной сфере, поэтому оно обязано было проверить, должно было обратиться к декларанту и проверить наличие каких-либо дополнительных расходов, а именно тех, которые были представлены для оформления таможенной декларации, в этом и заключается вина ООО «Таможенный представитель». В соответствии с заключением отделения контроля таможенной стоимости Мурманской таможни, касательно структуры таможенной стоимости, следует, что в соответствии с пунктом 4 Правил Incoterms® (Инкотермс-2010) Правила Инкотермс не представляют собой полный договор купли-продажи, в то же время стороны должны учитывать, что строго обязательный национальный закон (mandatory local law) может иметь преимущество в отношении какого-либо аспекта договора купли-продажи, включая избранный при заключении указанного договора термин Инкотермс. В связи с тем, что Правила Incoterms® (Инкотермс-2010) Российской Федерацией не ратифицированы, самостоятельной юридической силы они не имеют. Таким образом, при рассмотрении споров в Российской Федерации, в том числе и суде, юридически значимыми будут обладать положения внешнеторгового договора. Тем не менее, само понятие обычая делового оборота указано в пункте 1 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, где под обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В тоже время, пунктом 2 указанной статьи указано, что обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются. В ходе анализа дополнительно представленных документов и сведений, Мурманской таможней были выявлены расходы, понесенные компанией ООО «Олен Бетон», связанные с оформлением экспортной транзитной декларации и предварительным уведомлением. Несмотря на то, что при определении таможенной стоимости товаров, декларантом указан термин FCA (в интерпретации Инкотермс), в силу пункта 2 статьи 5 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ, при определении таможенной стоимости товаров, необходимо было руководствоваться статьей 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 года «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», и пунктом 22 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров (Правила заполнения ДТС-1), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля, и корректировки таможенной стоимости товаров». Заявление о том, что с учетом условий поставки FСА, ООО «Таможенный представитель» не посчитало необходимым запрашивать у ООО «Олен Бетон» сведения о расходах на оплату экспортных таможенных формальностей в стране Продавца, по мнению Мурманской таможни, не свидетельствует о принятии ООО «Таможенный представитель» всех необходимых мер по соблюдению таможенного законодательства, а следовательно, не свидетельствует о невиновности общества, в совершенном административном правонарушении. Таким образом, считаем, что вина ООО «Таможенный представитель» полностью доказана и подтверждается материалами дела об АП.

Главный государственный таможенный инспектор ОТКПВТ Мурманской таможни ФИО4 в судебном заседании пояснила, что требование №*** о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке декларанту было выставлено ***, именно в этот день началась камеральная проверка, и ООО «Олен Бетон» было уведомлено в этот день, что идет камеральная проверка и о том, что им направлено требование. Что касается условий поставки, то ООО «Таможенный представитель» имел полное право запросить все необходимые документы, бухгалтерскую отчетность у ООО «Олен Бетон» и увидеть, что были дополнительные платежи. В соответствии с ТК ТС, камеральная таможенная проверка считается открытой с момента назначения ее начальником Таможни, которая назначена на основании докладной записки о целесообразности проведения камеральной таможенной проверки у ООО «Олен Бетон» от ***, в ней указаны нарушения во всех декларациях, в ней указано, что таможенная стоимость, указанная в декларациях, недостоверна, и данный факт может свидетельствовать о совершении декларантом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, заслушав защитника Врублевского В.Н., заместителя начальника отдела административных расследований Мурманской таможни ФИО3, главного государственного таможенного инспектора ОТКПВТ Мурманской таможни ФИО4, судья считает вину ООО «Таможенный представитель» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:

- определением о возбуждении в отношении ООО «Таможенный представитель» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***№***, в котором указаны обстоятельства послужившие основанием возбуждения дела; (л.д. 1-5)

- светокопией докладной записки от ***№*** о целесообразности проведения камеральной таможенной проверки в отношении ООО «Олен Бетон» по вопросу соблюдения права ЕАЭС и таможенного законодательства Союза, в части контроля достоверности заявления таможенной стоимости при помещении под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» товаров, и правильности исчисления и полноты уплаты таможенных платежей, в том числе таможенной декларации на товары и декларации таможенной стоимости, в которой содержатся сведения о недостоверном заявлении таможенным представителем ООО «Таможенный представитель» таможенной стоимости товаров, задекларированных в том числе по ДТ №***, и, что данный факт может свидетельствовать о совершении декларантом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, с резолюцией руководителя - и.о. начальника Мурманской таможни ФИО2 от *** о согласии на проведение такой проверки; (л.д. 7-9)

- копией электронного документа - декларации на товары №*** от *** в отношении товаров - добавки к бетону и иные материалы; (л.д. 10-14)

- копией электронного документа декларации таможенной стоимости от ***; (л.д. 15-16)

- копией электронного документа - декларации на товары №*** от ***; (л.д. 17-20)

- копией электронного документа договора таможенного представителя ООО «Таможенный представитель» с декларантом ООО «Олен Бетон» от ***№***; (л.д. 21-22, 102-108)

- копией электронного документа - обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в ДТ №*** от ***, а именно в графах ДТ 12, 44, 45, 46, 47, В, В.Платежные документы; (л.д. 28)

- копией электронного документа - письма №*** от ***, согласно которому ООО «Олен Бетон» просит ООО «Таможенный представитель» произвести корректировку таможенной стоимости по ДТ №*** ввиду необходимости включения в таможенную стоимость расходов, понесенных ООО «Олен Бетон» на экспортное таможенное оформление товаров при их ввозе на территорию РФ; (л.д. 29)

- копией электронного документа - счета №*** от ***, выставленного ООО «Олен Бетон» иностранной организацией Тчуди Норзерн Лоджистикс АС за оказание услуг общей стоимостью 1600 норвежских крон за таможенное оформление экспорта товаров, документов по транзиту Эдда-Стурьскуг и предварительного уведомления; (л.д. 30, 46)

- решением о корректировке таможенной стоимости товаров от ***; (л.д. 31-34)

- копией электронного документа – международной товарно-транспортной накладной CMR №*** от ***; (л.д. 59)

- светокопией инвойса от *** б/н на общую сумму 253233,00 норвежских крон; (л.д. 38)

- светокопией карточки счета №*** за *** год; (л.д. 45, 61)

- платежным поручением №*** от *** об уплате ООО «Олен Бетон» транспортных услуг ООО «Техно Логистика» суммы в размере 278300 рублей; (л.д. 60)

- светокопией счета-фактуры №*** от *** за транспортные услуги по маршрутам *** (Норвегия) – *** предоставленные ООО «Техно Логистика» ООО «Олен Бетон» на общую сумму 278300 рублей; (л.д. 57)

- распечаткой дополнительных расходов №*** от *** на сумму 1600 норвежских крон поставщиком Тчуди Норзерн Лоджистикс АС перед покупателем ООО «Олен Бетон», с эквивалентом в российской валюте 13056,96; (л.д. 52, 56)

- светокопией поручения №*** от *** о переводе ООО «Олен Бетон» в адрес Тчуди Норзерн Лоджистикс АС 2800 норвежских крон по инвойсам №*** и №*** от ***; (л.д. 54)

- светокопией поручения №*** от *** о переводе ООО «Олен Бетон» в адрес «Олен Бетон АС» 253233,00 норвежских крон по инвойсу б/н от *** по контракту от ***; (л.д. 42)

- светокопией договора от ***, заключенного между ООО «Олен Бетон» и иностранной компанией «Mapei АS»; (л.д. 63-64, 65)

- светокопией договора на перевозку груза от ***, заключенного между ООО «Олен Бетон» и ООО «Техно Логистика»; (л.д. 66)

- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Таможенный представитель» по состоянию на ***; (л.д. 67-70)

- светокопией акта камеральной таможенной проверки №*** от ***; (л.д. 76-87)

- письмом генерального директора ООО «Таможенный представитель» ФИО1№*** от ***, согласно которому Общество является юридическим лицом. Должностные лица Общества, имеющие соответствующие аттестаты знакомы с правами и обязанностями и обладают в целом знаниями об ответственности таможенного представителя. Общество не заявляло недостоверных сведений о таможенной стоимости товара. В соответствии со статьями 63, 64 Закона № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные операции может совершать лицо, являющееся специалистом по таможенным операциям, имеющим соответствующий аттестат. Должностному лицу, совершающему таможенные операции в рамках таможенной декларации, делегированы полномочия по контролю за правильностью совершения таможенных операций. Общество полагает, что таможенные операции должностным лицом Общества совершены в точном соответствии с поручением Декларанта, на основании и в соответствии с таможенными документами, которые Декларантом были представлены. Общество действовало в точном соответствии с нормами права, установленными для его деятельности. Общество, руководствуясь статьей 13 ТК ТС, статьей 61 Закона № 311-Ф3, приняло все зависящие от него меры для соблюдения правовых норм, охраняемых законом, обеспечило должностных лиц Общества: оборудованными рабочими местами, соответствующим специальным оценкам условий труда; соблюдает требования трудового законодательства. Генеральный директор, осуществляющий общее руководство деятельностью Общества путём администрирования, в том числе путём проведения вебинаров. В регионе деятельности Мурманской таможни Общество осуществляет свою деятельность через Обособленное подразделение ***, начальник которого осуществляет общее руководство и контроль за действиями сотрудников обособленного подразделения. Общество не признаёт факта вменяемого ему административного правонарушения и не признаёт вину в совершении данного правонарушения. Статья 15 ТК ТС устанавливает права таможенного представителя, при этом статья 17 ТК ТС устанавливает ответственность таможенного представителя, которые не корреспондируются со статьей 188 ТК ТС, устанавливающей обязанности Декларанта. Ответственность таможенного представителя и декларанта не идентична. Декларант обязан предоставить таможенные документы в соответствии со ст.183 ТК ТС; (л.д. 98-99)

- сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ООО «Таможенный представитель» по состоянию на ***; (л.д. 120)

- протоколом об административном правонарушении №*** от *** по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении ООО «Таможенный представитель», в котором описаны обстоятельства совершения данного административного правонарушения. (л.д. 122-126);

- светокопией требования №*** Мурманской таможни в адрес генерального директора ООО «Олен Бетон» о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке выставленное ***.

Изучив материалы дела, судья считает вину ООО «Таможенный представитель» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

С 01 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, при этом установленные нормативными правовыми актами правила перемещения через границу на таможенную территорию ЕАЭС и таможенного декларирования товаров, оставлены без изменения, в данной связи необходимо руководствоваться нормами Таможенного кодекса Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 203 ТК ТС, по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств – членов таможенного союза.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.

Согласно подпункту 34 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, таможенный представитель – юридическое лицо государства – члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Таможенное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 27 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).

При помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары (пункта 1 статьи 181 ТК ТС).

Согласно пунктам 2 статьи 180 ТК ТС, перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств – членов Таможенного союза.

В соответствии с пунктом 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:…5) сведения о товарах: …таможенная стоимость;

Согласно статье 188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:

1) произвести таможенное декларирование товаров;

2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;

3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа;

4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС;

5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;

6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ТК ТС, декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пунктом 7 статьи 190 ТК ТС).

В графе 17 ДТС–1, указывается величина расходов по перевозке оцениваемых товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза. Если ДТС–1 заполняется на товары нескольких наименований, то расходы на перевозку (транспортировку) товаров распределяются между товаров различных наименований пропорционально их весу брутто.

В графе 17 ДТС–1 также указываются понесенные покупателем расходы по таможенному оформлению товаров при вывозе из страны экспорта (если таковые имеются), а также вознаграждение экспедитора.

Следовательно, в соответствии с таможенным законодательством именно декларанты либо таможенные представители обязаны определять при таможенном декларировании товаров их таможенную стоимость. В соответствии с пунктом 4 Правил Incoterms® (Инкотермс-2010) Правила Инкотермс не представляют собой полный договор купли-продажи, в то же время стороны, должны учитывать, что строго обязательный национальный закон (mandatory local law) может иметь преимущество в отношении какого-либо аспекта договора купли-продажи, включая избранный при заключении указанного договора термин Инкотермс.

В связи с тем, что Правила Incoterms® (Инкотермс-2010) Российской Федерацией не ратифицированы, самостоятельной юридической силы они не имеют. Таким образом, при рассмотрении споров в Российской Федерации, в том числе и суде, юридически значимыми будут обладать положения внешнеторгового договора.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы, связанные с вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по его представлению за рубежом, связанных с покупкой оцениваемых (ввозимых) товаров, в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.

Пункт 2 статьи 12 ТК ТС устанавливает, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей. Одновременно с этим пункт 6 указанной статьи определяет, что при совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются при совершении таможенных операций декларантом или иными заинтересованными лицами в соответствии с ТК ТС.

Согласно пункту 3 статьи 12 ТК ТС установлено, что отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований, установленных ТК ТС.

В силу пунктов 1, 4 статьи 16 ТК ТС, обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.

Согласно статье 79 ТК ТС, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

В силу пункта 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.

Согласно статье 17 ТК ТС за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Следовательно, таможенный представитель обладает правами, установленными статьей 187 ТК ТС для декларанта. Из перечисленных норм следует, что декларантом по договору с таможенным представителем передаются последнему не только права, но и обязанности в полном объеме.

Статьями 15, 187 ТК ТС предусмотрены правомочия таможенного представителя, позволяющие обеспечить возможность заявления в таможенный орган достоверных сведений о таможенной стоимости товара, в частности требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований установленных ТК ТС.

Заявление таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, налогов, образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ предусматривает (в том числе) административную ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Таким образом, результатами таможенного контроля в деянии ООО «Таможенный представитель» при таможенном декларировании товаров №***, №*** по ДТ №***, были установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении устанавливает административную ответственность за совершение данной категории правонарушений юридическими, должностными лицами и гражданами.

Вина юридических лиц проявляется через виновное поведение их работников и исходит из способности юридического лица в лице его органа (руководителя) предвидеть противоправные действия своих работников и своими действиями предотвращать их или пресекать.

Субъектом ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ, в рассматриваемом случае, является лицо, совершавшее таможенные операции по таможенному декларированию товаров по ДТ №***, т.е. таможенный представитель – ООО «Таможенный представитель».

Следовательно, именно ООО «Таможенный представитель» является субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ.

Согласно пункта 1 статьи 15 ТК ТС, при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

В соответствии со статьей 187 ТК ТС, декларант вправе:

– осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;

– брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса;

– присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;

– представлять в соответствии с настоящим Кодексом документы и сведения в виде электронных документов;

– привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;

– пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом».

Вступая в таможенные правоотношения, ООО «Таможенный представитель» должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. обеспечить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7–П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязательных лиц.

ООО «Таможенный представитель» имело возможность соблюсти таможенное законодательство, т.к. работники Общества, имея достаточный уровень подготовки, знание прав таможенного представителя при совершении таможенных операций (статья 15 ТК ТС, статья 187 ТК ТС), имели возможность:

– реализовать в полном объеме права, представленные таможенному представителю действующим законодательством (в том числе отобрать пробы товаров, привлечь эксперта для уточнения сведений о товаре);

– заявить в ДТ верную стоимость товаров №№ 1, 2;

– до представления ДТ в таможенный орган, проверить достоверность внесенных в ДТ сведений;

– произвести верный расчет подлежавших уплате таможенных пошлин, налогов и произвести их уплату.

Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «Таможенный представитель» таможенных обязанностей в ходе производства по данному делу об АП не установлено, а также отсутствуют факты реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, т.е. ООО «Таможенный представитель» было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не предприняло исчерпывающих мер.

Административное правонарушение в данном случае, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ООО «Таможенный представитель». При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от ООО «Таможенный представитель» в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, правонарушение было бы предотвращено.

Объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся во внесении в таможенную декларацию недостоверных сведений, в том числе о стоимости товаров №№ 1, 2.

Действия правонарушителя судья квалифицирует по ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, ООО «Таможенный представитель» совершило заявление таможенным представителем при декларировании товаров недостоверных сведений о стоимости товаров №№ 1, 3, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Довод защиты, что согласно примечаний к ст. 16.2 КоАП РФ, ООО «Таможенный представитель» должно быть освобождено от административной ответственности за вменяемое правонарушение, так как соблюдены в совокупности необходимые условия для освобождения от ответственности, предусмотренные пп. 1-3 п. 2 настоящих Примечаний, а именно: Обществом в таможенный орган, осуществивший выпуск товаров, было направлено обращение о внесении изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров с приложением документов; на дату, предшествующую дате обращения ООО «Таможенный представитель», таможенный орган не выявил административное правонарушение в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, предметом которого являются товары, указанные в сообщении; на дату, предшествующую дате обращения ООО «Таможенный представитель» таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров; на дату, предшествующую дате обращения ООО «Таможенный представитель» у декларанта, таможенного представителя отсутствует задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, не оплаченная после истечения сроков, установленных требованием об уплате таможенных платежей, является несостоятельной. Одним из условий применения примечания к ст. 16.2 КоАП РФ является то, что таможенный орган не уведомил декларанта, таможенного представителя либо лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представителя о проведении таможенного контроля после выпуска товаров, если такое уведомление предусмотрено правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле, либо не начал его проведение без уведомления, если такое уведомление не требуется. Однако, камеральная проверка таможенным органом по данным фактам началась *** и ООО «Олен Бетон» в этот же день было уведомлено, что идет камеральная проверка и о том, что им направлено требование. Требование №*** о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке декларанту было выставлено ***, а корректировка ДТ была произведена ***. Соответственно, часть 4 примечания к статье 16.2 КоАП РФ в данном случае применяться не может.

Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Общества отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, ООО «Таможенный представитель», не представлено. Факт выявленного нарушения свидетельствует о недостаточном контроле со стороны ответственных лиц юридического лица за соблюдением действующего таможенного законодательства.

Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ООО «Таможенный представитель», судьёй признается: оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении; добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность ООО «Таможенный представитель», судьёй признается: повторное совершение однородного административного правонарушения.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что совершенное ООО «Таможенный представитель» правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, судья считает возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа, предусмотренном санкцией статьи, без конфискации предметов административного правонарушения, поскольку данный вид наказания соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 КоАП РФ, и оно соразмерно содеянному.

Руководствуясь ст. 3.5, ч. 2 ст. 16.2, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Таможенный представитель» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 1539 (одна тысяча пятьсот тридцать девять) рублей 42 (сорок две) копейки.

Административный штраф подлежит уплате в течение 60-ти суток со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо предъявить в канцелярию Первомайского районного суда города Мурманска по адресу: город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2, кабинет № 123 в часы работы суда или посредством факсимильной связи 23-08-07, или на электронный адрес – perv.mrm@sudrf.ru с пометкой «в административную канцелярию».

Неуплата штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, влечет за собой привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 (десяти) дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Первомайского районного

суда города Мурманска Г.Н. Гулевский