ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-167/18 от 31.10.2018 Тукаевского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 5-167/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

31 октября 2018 года город Набережные Челны

Судья Тукаевского районного суда Республики Татарстан Зверева О.П., с участием представителя Министерства образования и науки Республики Татарстан ФИО1, представителя юридического лица – ФИО2, при секретаре судебного заседания Минаевой В.Д., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района (<адрес>, ИНН , ОГРН

УСТАНОВИЛ:

Отделом государственного надзора в сфере образования департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан проведена плановая выездная проверка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района <адрес>, ИНН ОГРН ) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в ходе которой установлены нарушения требований статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части ведения образовательной деятельности без лицензии, а именно на момент проведения проверки, в 2017-2018, 2018-2019 учебных годах МБОУ «Калмашская средняя общеобразовательная школа» осуществлялось и осуществляется обучение по программе дополнительного образования (2017-2017 учебный год – программы предшкольной подготовки, 2018-2019 учебный год - кружковая работа, протарифицировано 4 кружка по 2 часа в неделю).

Представитель Министерства образования и науки Республики Татарстан – ведущий советник отдела правового регулирования департамента надзора и контроля в сфере образования ФИО1 в судебном заседании просил привлечь муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ

Представитель муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района ФИО2 факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении не отрицал, однако суду показал, что программа предшкольной подготовки осуществлялась за 2017-2018 учебный год, кружковая работа в 2018/2019 учебном году фактически не осуществлялась, педагоги к работе не приступали, в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ приехала выездная проверка. На сегодняшний день работа по получению лицензии на обучение по программам дополнительного образования.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителя должностного лица, составившего протокол, представителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района, прихожу к следующему выводу.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

По смыслу данной нормы ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях направлена на защиту граждан при осуществлении некоторых видов деятельности, а в частности осуществлением образовательной деятельности.

Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок государственного управления, а объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии лицензии.

При квалификации данного правонарушения следует учитывать, что в ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях речь идет о видах деятельности, не носящих коммерческого характера.

Согласно п. 40 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.

Статьей 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

В соответствии с п. 4 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

В силу частей 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

Из материалов дела усматривается и судьей установлено, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии серия от ДД.ММ.ГГГГ выданной Министерством образования и науки Республики Татарстан.

В период ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Отдела государственного надзора в сфере образования департамента и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан на основании приказа данного образования от ДД.ММ.ГГГГ в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района была проведена выездная плановая проверка.

В рамках проверки выявлены нарушения лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании в области образования, которые зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ведущим советником отдела государственного надзора в сфере образования департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

Согласно данному протоколу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлено, что учреждением допускаются нарушения лицензионных требований, предъявляемых к лицензиату при осуществлении им деятельности в сфере образования, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а именно: ст. 91 № 273-ФЗ в 2017-2018, 2018-2019 учебных годах и по настоящее время в МБОУ осуществлялось и осуществляется обучение по программам дополнительного образования (2017-2018 учебный год – программы предшкольной подготовки, 2018-2019 учебный год – кружковая работа, протарифицировано 4 кружка по 2 ч. в неделю) без наличия лицензии на данный вид деятельности. В приложении к лицензии на право ведения образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия «бессрочно» указаны только следующие уровни образования: начальное общее, основное общее и среднее общее образование.

Факт нарушения лицензионных требований подтвержден собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 7), приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки (л.д. 10-19), актом проверки (л.д. 20-25), предписанием об устранении нарушений (л.д. 26-28) и иными материалами дела.

Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывают, они получили надлежащую правовую оценку судьи в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Анализ вышеизложенных обстоятельств дела, установленных должностным лицом при проведении проверки и указанных им в протоколе об административном правонарушении, применительно к положениям действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что осуществляя образовательную деятельность без лицензии на осуществление отдельных видов образовательной деятельности, МБОУ «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района нарушило лицензионные требования, что образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Утверждение представителя МБОУ «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района о том, что учреждением предпринимаются меры, направленные на получение лицензии на осуществление данного вида деятельности не свидетельствует об отсутствии вины в совершении административного правонарушения, факт осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного образования без лицензии на момент выявления правонарушения установлен.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, свидетельствующих о принятии муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства о лицензировании, а также доказательства объективной невозможности принятия юридическим лицом мер, направленных на недопущение совершения административного правонарушения до выявления правонарушения, материалы дела не содержат, что свидетельствует о наличии вины указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Доводы о том, что на сегодняшний день обучение по программам дополнительного образования не осуществляется, не может служить основанием для освобождения МБОУ «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района от административной ответственности по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку состав данного правонарушения образуют действия по осуществлению лицензируемого вида деятельности при отсутствии лицензии, полученной в установленном законом порядке.

При решении вопроса о виде и размере административного наказания, подлежащего назначению муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района, необходимо исходить из того, что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.

При назначении административного наказания судья учитывает вышеизложенные обстоятельства, а также характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, в связи, с чем считает, что наказание должно быть назначено в виде приостановления деятельности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Калмашская средняя общеобразовательная школа» Тукаевского муниципального района <адрес> ИНН , ОГРН виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде приостановления деятельности в виде запрета осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного образования (программа предшкольной подготовки и кружковая работа) на 90 (девяноста) суток.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности юридического лица.

Постановление в части приостановления деятельности подлежит немедленному исполнению.

Копию постановления немедленно направить для исполнения в ОСП по Менделеевскому и Тукаевскому районам УФССП России по РТ.

Разъяснить, что в соответствии с частью 3 статьи 32.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности может быть досрочно прекращено по ходатайству юридического лица, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, через Тукаевский районный суд Республики Татарстан.

Судья