ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-167/2023 от 26.12.2023 Иультинского районного суда (Чукотский автономный округ)

Дело № 5-167/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Иультинского районного суда Чукотского автономного округа Реутова Н.В., с участием заместителя прокурора <...>К.Г.С,, должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, З.Н.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 15.15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица – начальника Управления социальной политики городского округа <...>З.Н.М., <...>

у с т а н о в и л:

должностное лицо – начальник Управления социальной политики городского округа <...>З.Н.М. допустила нарушение порядка формирования муниципального задания, при следующих обстоятельствах.

<...>З.Н.М., являясь должностным лицом – начальником Управления социальной политики городского округа <...> допустила нарушение порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг Муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Школа-интернат <...>» (далее - МБОУ «Школа-интернат <...>»), а именно: в нарушение пункта 2.4 Порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа <...> и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержденного постановлением Администрации городского округа <...> от <...>№ <...>-па (далее - Порядок), срок, на который утверждено муниципальное задание, превышает срок, на который сформирован местный бюджет; в нарушение статьи 3 Федерального закона от <...> № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ) в пункте 5 разделов 1, 2, 3 части 1 Муниципального задания имеется указание на административный регламент Управления социальной политики городского округа <...> исполнения муниципальной функции «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам», утвержденного постановлением Главы городского округа <...> от <...>№ <...>-пг, которое постановлением главы городского округа <...> от <...>№ <...>-пг признано утратившим силу; в нарушение требований частей 4, 5 статьи 69.2 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), пункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ в части оказания образовательных услуг по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся в отсутствии административных регламентов о предоставлении таких видов муниципальных услуг, и требований части 1 статьи 69.2 БК РФ, пункта 2.2 Порядка формирования муниципального задания об отсутствии в муниципальном задании категории физических лиц, являющихся потребителями соответствующей услуги.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, З.Н.М. в судебном заседании вину в нарушении порядка формирования муниципального задания не признала, указав, что указанные нарушения устранены в ходе проверки и не нанесли существенного вреда охраняемым общественным правоотношениям.

Участвующий в деле заместитель прокурора <...>К.Г.С, в судебном заседании постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении З.Н.М. поддержал в полном объеме.

Выслушав объяснения должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, участвующего в деле прокурора, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.

Статьёй 15.15.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 6 БК РФ для целей применения бюджетного законодательства применяются следующие понятия и термины: муниципальное задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ); муниципальные услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами местного самоуправления, муниципальными учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами.

Согласно части 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными учреждениями формируется в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) (часть 3 статьи 69.2 БК РФ).

Из содержания частей 4, 5 статьи 69.2 БК РФ следует, что через формирование муниципальных заданий решение вопросов местного значения осуществляется только на предоставление муниципальных услуг.

В силу пункта 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять такие услуги в соответствии с административными регламентами.

Перечень разработанных административных регламентов утвержден постановлением администрации городского округа <...> от <...>№ <...>-па (в редакции постановления администрации городского округа <...> от <...>№ <...>-па), в котором в перечне муниципальных услуг в сфере отсутствует указание на услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся.

Порядок формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений городского округа <...> и финансового обеспечения выполнения муниципального задания, утвержден постановлением администрации городского округа <...> от <...>№ <...>-па.

В соответствии с пунктом 2.4 указанного Порядка, муниципальное задание утверждается на срок, соответствующий установленному нормативными правовыми актами городского округа <...> сроку формирования бюджета городского округа.

Согласно пункту 2.2 Порядка, муниципальное задание должно содержать, в том числе, определение категорий физических и юридических лиц, являющиеся потребителями соответствующих услуг.

Решением Совета депутатов городского округа <...> от <...>№ <...> утверждён бюджет городского округа <...> на 2023 год.

Как следует из материалов дела, <...> начальником Управления социальной политики городского округа <...>З.Н.М. издан приказ № <...>-од, которым утверждено муниципальное задание муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Школа-интернат поселка <...>» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (далее – Муниципальное задание) (л.д. 11).

Таким образом, утверждение муниципального задания на трёхлетний срок в рассматриваемом случае противоречит приведённым положениям БК РФ и Порядка формирования муниципального задания.

В силу статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставление государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В пункте 5 разделов 1, 2, 3 части 1 Муниципального задания указано об оказании муниципальной услуги в порядке административного регламента Управления социальной политики городского округа <...> исполнения муниципальной функции «Организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам», утвержденного постановлением Главы городского округа <...> от <...>№ <...>-пг, которое постановлением главы городского округа <...> от <...>№ <...>-пг признано утратившим силу.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что должностным лицом З.Н.М. допущены нарушения порядка формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг МБОУ «Школа-интернат <...>», выразившиеся в утверждении муниципального задания на срок, превышающий срок, на который сформирован местный бюджет, а также в указании в муниципальном задании административного регламента, утратившего силу, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и подтверждённым исследованными доказательствами.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Из разделов 1, 2 части 1 Муниципального задания следует, что оно утверждено для оказания таких муниципальных услуг, как реализация адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся.

Вместе с тем административные регламенты о предоставлении таких видов муниципальных услуг не разработаны и не утверждены.

Перечень разработанных административных регламентов утвержден постановлением администрации городского округа <...> от <...>№ <...>-па (в редакции постановления администрации городского округа <...> от <...>№ <...>-па), в котором в перечне муниципальных услуг в сфере образования отсутствует указание на услуги по предоставлению общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, а также по реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающая, компенсирующая и логопедическая помощь обучающимся.

Как следует из распоряжения Правительства РФ от <...>№ <...>-р «Об утверждении Стратегии развития экспорта услуг до 2025 года» образовательными услугами являются услуги, представляющие собой целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни.

Согласно части 1 статьи 99 Федерального закона от <...> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») финансовое обеспечение реализации образовательных программ в Российской Федерации осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных данным Федеральным законом.

При этом положениями статей 69.2 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений осуществляется путем предоставления им субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.

В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание формируется, в том числе в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями (классификаторами) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам.

Общероссийские базовые перечни формируются и ведутся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности исходя из положений федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и соответствующих федеральных органов исполнительной власти, регулирующих оказание государственных и муниципальных услуг физическим лицам, являющихся основанием для включения государственной (муниципальной) услуги в общероссийский базовый перечень.

На основании норм Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в общероссийский перечень Минпросвещения России включены услуги по реализации образовательных программ, в целях оказания которых образовательным организациям утверждаются государственные (муниципальные) задания.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 210-ФЗ муниципальной услугой является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) и уставами муниципальных образований.

В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Данный вид образовательной программы отличается от основных общеобразовательных программ, имеет свою специфику, предназначен для лиц, имеющих особенности в развитии, в связи с чем данная программа должна предоставляться на основании специального административного регламента.

Согласно части 1 статьи 69.2 БК РФ государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам должно содержать определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг; порядок оказания соответствующих услуг; предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2.2 Порядка формирования муниципального задания муниципальное задание должно содержать, в том числе определение категорий физических и юридических лиц, являющиеся потребителями соответствующих услуг.

Однако, в разделах 2, 3, 4 части 1 Муниципального задания указано, что получателями соответствующих услуг являются «физические лица» без указания на категории физических лиц.

В связи с чем, прихожу к выводу, что факт отсутствия административных регламентов о предоставлении муниципальных услуг в виде реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для детей с умственной отсталостью, коррекционно-развивающей, компенсирующей и логопедической помощи обучающимся, а также неопределении категории физических лиц, являющихся потребителями соответствующей услуги, нашел свое подтверждение.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

На основании изложенного, действия должностного лица квалифицирую по статье 15.15.15 КоАП РФ, как нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

Санкция статьи 15.15.15 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

При назначении административного наказания учитывается характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч.2 ст. 4.1 КоАП РФ).

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.

Учитывая, что сведений о привлечении З.Н.М. ранее к административной ответственности не имеется, считаю возможным определить З.Н.М. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.15.15 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.5, 4.1, 15.6, 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

признать должностное лицо - начальника Управления социальной политики городского округа <...>З.Н.М. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.5.5 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей, подлежащего зачислению по реквизитам: получатель – УФК по Камчатскому краю (УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу л/с 04381860900), ИНН 4101117450, КПП 410101001, счет № 03100643000000013800, банк получателя – ОТДЕЛЕНИЕ ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ БАНКА России// УФК по Камчатскому краю, г. Петропавловск-Камчатский, счет 40102810945370000031, БИК 0130024023, ОКТМО 30701000, КБК 32211601151019002140, УИН 32241000230000309111.

Разъяснить З.Н.М. положения статьи 32.2 КоАП РФ, в соответствии с которой административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней, судья, вынесший постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Иультинский районный суд Чукотского автономного округа либо непосредственно в суд Чукотского автономного округ.

Судья Н.В. Реутова