КОПИЯ
№ 5-1683/2020
66RS0004-01-2020-008260-02
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Екатеринбург 28 декабря 2020 года
Судья Ленинского районного суда г. Екатеринбурга Белых А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ФИО1, <данные изъяты>
установил:
ФИО1, являясь генеральным директором ООО «Первая архитектурно-производственная мастерская», главным архитектором проекта (руководителем авторского коллектива), научным руководителем производством работ по сохранению объекта культурного наследия) ООО «Первая архитектурно-производственная мастерская», зарегистрированное по адресу: <...>, допустил нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что выразилось в следующем.
Так в ходе приемки работ по сохранению объекта культурного наследия, проведенной 19.06.2020 по адресу: <...> выявлены следующие обстоятельства.
Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области в соответствии с п.2 ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в 2018 и 2020 годах были выданы разрешения (от 05.02.2018 № 38-05-30/14 и от 09.01.2020 № 38-05-30/01) на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Беседка-ротонда», расположенного по адресу: <...>, входящего в состав объекта культурного наследия регионального значения «Городская усадьба купца Е.А. Деласье».
Объект культурного наследия принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 18.02.1991 № 75 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области» и зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 661710917130015.
Приказом Управления от 05.05.2017 № 157 утвержден предмет охраны объекта культурного наследия.
Приказом Управления от 16.11.2016 № 215 на основании научно-проектной документации «Проект границ территории объекта культурного наследия «Городская усадьба купца Е.А. Деласье: двухэтажный каменный дом, одноэтажный каменный флигель, ограда и ворота, беседка-ротонда», расположенного по адресу: <...>» (шифр 03-03.2016-ПГТ), разработанной ООО «Первая архитектурно-производственная мастерская» (далее - ООО «АПМ-1»), утверждены границы территории ансамбля и режим использования данной территории.
Разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 05.02.2018 № 38-05-30/14 и от 09.01.2020 № 38-05-30/01выданы Управлением на основании научно-проектной документации «Проект по сохранению», шифр 13-17, разработанной ООО «АПМ-1».
Проект получил положительное заключение государственной историко- культурной экспертизы (акт от 31.08.2017) и согласован Управлением в установленном порядке (27.11.2017 N° 38-05-24/65).
Проектом предусмотрены работы по сохранению, включающие полный демонтаж существующей конструкции объекта культурного наследия с последующим устройством новых конструкций с сохранением формы и исторических габаритов. Также Проектом предусмотрена установка объекта на монолитное железобетонное основание.
Согласно проекту обязанности по научному руководству за проведением работ возложены на ФИО1, являющегося главным архитектором проекта и руководителем авторского коллектива, а также единоличным исполнительным органом (генеральным директором) ООО «АПМ-1».
На основании договора от 12.01.2018 № 12-АН/2017 (далее - Договор), заключенного между ООО Интерхолдинг «Фарадей» (Заказчик) и ООО «АПМ-1» (Исполнитель), осуществление научного руководства, авторского надзора и технического надзора при проведении работ обеспечивает Исполнитель.
В соответствии с п.7 ст.45 Федерального закона № 73-ФЗ в Управление на утверждение из ООО «АПМ-1» поступила отчетная документация (шифр 13-17-НРО) по результатам работ по сохранению объекта культурного наследия, выполненных в рамках Разрешений. Отчетная документация включала в себя научный отчет о выполненных работах, копию журналов научного руководства и авторского надзора за поведением работ за 2018 и 2020 годы соответственно выданным разрешениям по форме приложения А к ГОСТ Р 56200-2014 «Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия» (далее - ГОСТ Р 56200-2014).
В соответствии с п.8 Порядка утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840 (далее - Порядок), оснований для отказа в утверждении Отчетной документации у Управления не имелось.
Отчетная документация была согласована Управлением 05.06.2020, о чем для последующей приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия был проинформирован заказчик работ по сохранению объекта культурного наследия (ООО Интерхолдинг «Фарадей») письмом от 05.06.2020 № 38-01-82/2045.
В соответствии с письмом ООО Интерхолдинг «Фарадей» от 15.06.2020 № 15 (вх.№ 3520 от 16.06.2020) представителями Управления было принято участие в приемке выполненных работ. В ходе проведения 19.06.2020 такой приемки представителем Управления было выявлено, что объект культурного наследия установлен на эксплуатируемой кровле подземного паркинга ЖК «Ривьера», возведенного в границах территории данного объекта культурного наследия, утвержденных приказом Управления от 16.11.2016 № 215.
При этом Проект не содержит решений по перемещению объекта культурного наследия по отношению к уровню земли, в том числе по установке данного объекта на вновь возведенный в границах его территории объект капитального строительства.
Сведения о принятии такого решения лицами, осуществляющими научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, а также сведения об обосновании такого решения и согласовании его с Управлением в Отчетной документации отсутствуют.
В связи с изложенным, по результатам осуществления 19.06.2020 процедуры приемки работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с пунктом 10 Порядка Управлением составлено заключение об отказе в приемке работ по сохранению объекта культурного наследия.
Уполномоченными должностными лицами Управления в соответствии с п.7 ст. 11 Федерального закона № 73-ФЗ, проведены мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия 15.09.2020 и 21.09.2020. Входе мероприятия 21.09.2020 специалистами ГБУК СО «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области» (далее - ГБУК СО НПЦ) проведено определение координат фактического расположения объекта культурного наследия на местности геодезическим способом (с погрешностью 0,1 м) в целях оценки соответствия фактического расположения объекта культурного наследия его расположению в утвержденных границах территории ансамбля, указанному в приказе Управления от 16.11.2016 № 215.
Результаты мероприятий зафиксированы актами осмотра от 15.09.2020 №° 38-04-23/82-20 и от 21.09.2020 №° 38-04-23/87-20.
По результатам указанных мероприятий выявлено, что территория ансамбля распространяется на два смежных земельных участка. Большинство памятников, входящих в ансамбль, расположены на земельном участке с кадастровым номером 66:41:0401038:3 (далее - Земельный участок - 1). Памятник «Беседка-ротонда» расположен на ином земельном участке - с кадастровым номером 66:41:0401038:20 (далее - Земельный участок - 2), который граничит с Земельным участком - 1 с западной стороны. На Земельном участке - 2 расположен жилой комплекс (многоквартирный жилой дом по адресу: <...>).
Вдоль границы Земельного участка - 1 и Земельного участка - 2 проходит подпорная стена объекта капитального строительства высотой выше человеческого роста. По верхнему краю данного объекта капитального строительства установлено ограждение: стеклянное на основании, облицованном гранитными плитами.
Горизонтальная поверхность данного объекта капитального строительства (крыша) по данным визуального осмотра является территорией внутреннего двора жилого комплекса. Объект культурного наследия расположен на территории внутреннего двора жилого комплекса (на крыше объекта капитального строительства).
Таким образом, объект культурного наследия расположен на значительном возвышении по отношению к иным, объектам, входящим в ансамбль, и визуально не составляет с ними единого композиционного целого.
Результаты определения координат фактического расположения объекта культурного наследия показали, что объект культурного наследия смещен относительно места своего положения, зафиксированного на момент утвержденных границ территории ансамбля, частично расположен вне утвержденных границ территории ансамбля, а также расположен выше уровня дневной поверхности на 2,98 метра. При этом последним днем производства работ по сохранению объекта культурного наследия является 30.01.2020 года.
Указанные обстоятельства являются нарушением ст.45, п.п.1,п.1 ст.5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В судебном заседании директор ООО «Первая архитектурно-производственная мастерская» ФИО1, а также защитник Федоров М.Н. вину в совершении правонарушения не признали. Пояснили, что проектная документация не содержит ограничений по размещению беседки-ротонды. В процессе производства работ по сохранению беседки-ротонды застройщик застроил территорию, где должна была располагаться беседка. Об этом ему ФИО1 было сообщено П., являющимся архитектором, ответственным за ведение авторского и технического надзора за производством работ по сохранению объекта культурного наследия. ФИО1, как генеральный директор и главный архитектор проекта, научный руководитель производства работ по сохранению объекта культурного наследия, в соответствии с положениями ГОСТ Р 56200-2014 было принято решение в целях сохранения объекта собрать беседку на том месте, где это было возможно в пределах территории объекта культурного наследия. При этом о принятом решении в Управление сообщено не было. Дополнили, что конструкция беседки-ротонды позволяет перенести ее в любое место. Полагали, что ФИО1 не является субъектом вменяемого правонарушения. В случае установления вины привлекаемого лица просили назначить наказание в виде предупреждения.
Представители Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области Д., Н. в судебном заседании дали пояснения, отраженные в протоколе об административном правонарушении. Дополнительно указали, что согласно проектной документации беседка должна располагаться на уровне земли. Ссосались на то, что отчетная документация утверждается на основании представленных документов без выхода на место. На представленных документах расположение беседки выше уровня земли отражено не было в связи, с чем оснований для отказа в утверждении отчетной документации не имелось. При выходе на место были выявлено вышеуказанные нарушения, в связи с чем составлено заключение об отказе в приемке работ по сохранению объекта культурного наследия. При этом, в силу положений ГОСТ Р 56200-2014 научный руководитель производства работ по сохранению объекта культурного наследия имел возможность принимать решения о необходимости принципиальных изменений проектных решений. Вместе с тем, указанные решения должны быть согласованы с органом, ответственным в области охраны объектов культурного наследия. Дополнили, что в проектной документации использованы общепринятые обозначения, которые свидетельствуют о том, что беседка должна располагаться на уровне земли. Указали, что ФИО1 привлекается к административной ответственности как руководитель юридического лица и как лицо, ответственное за научное руководство производством работ по сохранению объекта культурного наследия.
Исследовав представленные материалы, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к выводу, что совершение правонарушения ФИО1 подтверждается собранными по делу доказательствами.
В протоколе об административном правонарушении отражены вышеуказанные обстоятельства. Протокол составлен в присутствии привлекаемого лица.
Аналогичные обстоятельства следуют из приложенных к материалам дела разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, приказа о возложении обязанности по научному руководству научно-проектными работами, договора на осуществление научного руководства, авторского и технического надзора, научно-проектной документации, отчетной документации, журналов авторского надзора, заключения об отказе в приемке работ по сохранению объекта культурного наследия, актов осмотра от 15.09.2020, 21.09.2020, заключения.
Согласно положениям ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в том числе региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением. После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ.
В силу п.п.1,п.1 ст.5.1 Закона на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
В соответствии с п.5.11, 6.5.7, 6.5.10 ГОСТ Р 56200-2014 Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия указания научного руководителя и руководителя авторского коллектива являются обязательными для заказчика, пользователя объектом культурного наследия (собственника и подрядных организаций. Научный руководитель принимает решение о направлении предложений о необходимых принципиальных изменений проектных решений на рассмотрение соответствующего органа охраны объектов культурного наследия и заказчика. Информирует (в официальной форме) заказчика и соответствующий орган охраны объектов культурного наследия о несвоевременном и/или некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих научное руководство, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от проектных решений и нарушений требований нормативных документов.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, в нарушение вышеуказанных положений законодательства в области охраны объектов культурного наследия, при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, допустило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Своими действиями ФИО1 совершил правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.е. нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Доводы ФИО1 и защитника относительно того, что проектная документация не содержит сведений о необходимости расположения беседки на уровне земли, опровергнуты исследованными в судебном заседании чертежами. Доводы о полномочиях научного руководителя принимать решения по изменению принципиальных изменений проектных решений на квалификацию правонарушения не влияют, поскольку указанные полномочия ограничены лишь возможностью направления предложений о необходимых таких изменений на рассмотрение соответствующего органа охраны объектов культурного наследия и заказчика. Чего в рассматриваемом случае сделано не было. При этом не в судебном заседании не оспорено, что ФИО1 является генеральным директором юридического лица, а также научным руководителем производством работ по сохранению объекта культурного наследия. При этом в полномочия ФИО1 как генерального директора входят административно-хозяйственный и организационно-распорядительные функции.
При определении вида и размера наказания учету подлежит характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд признает привлечение к административной в области охраны объектов культурного наследия впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
При этом суд учитывает, что в силу положений ст.3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение назначается при отсутствии причинения вреда объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что допущенное нарушение повлекло изменение объемно-пространственных характеристик объекта культурного наследия, что в свою очередь исключает возможность назначения наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 4.1, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен в срок 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
ИНН <***>
КПП 770301001
Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч <***>)
р/с <***>
Банк: операционный департамент Банка России, <...>
БИК 044501002 кор. счета нет
ОКТМО 45382000
КБК 054 1 16 01071 01 0013 140
Настоящее постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в десятидневный срок со дня получения копии постановления путем принесения жалобы в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья (подпись) А.С. Белых
Копия верна
Судья А.С. Белых
По состоянию на 28.12.2020 года постановление в законную силу не вступило
Судья.