ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1683/2021 от 22.04.2021 Ленинградского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 5-1683/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 апреля 2021 года г. Калининград

Судья Ленинградского районного суда г. Калининграда Кузовлева И.С.,

с участием прокурора Литасовой О.В.,

при секретаре Бродецкой О.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении гражданина Российской Федерации ФИО1, <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

ОМВД России по Ленинградскому району г. Калининграда направлены в суд материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1

Как следует из представленных материалов, 21.04.2021 в 20 часов 15 минут в служебном кабинете № 136 ОМВД России по Ленинградскому району г. Калининграда установлено, что ФИО1 в сети Интернет на Персональной анкете пользователя социальной сети (https://www.facebook.com) «Facebook», под сетевым псевдонимом <данные изъяты> (<данные изъяты>) администрирует персональную анкету пользователя, где разместил информацию, касающуюся призывов к участию в несанкционированном публичном мероприятии в поддержку А. Навального, которое должно состояться 21.04.2021 в 19 часов 00 минут на площади Победы в г. Калининграде, тем самым организовал проведение публичного мероприятия без уведомления администрации городского округа «Город Калининград», чем нарушил ч.ч. 1, 2 ст. 4, п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ. 19.02.2021 и 24.02.2021 ФИО1 привлекался к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, таким образом, ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ.

ФИО1 в судебном заседании свою вину в совершении вменяемого административного правонарушения не признал. Пояснил, что часть фактов, указанных в протоколе об административном правонарушении, он не оспаривает. Материалы дела направлены в суд недоработанные, в них отсутствует доказательственная база, в протоколе не указана дата административного правонарушения. Администрация городского округа «Город Калининград» была уведомлена ФИО2 и ФИО3, отказа по результатам рассмотрения уведомления не было, о нем ничего не известно. Он действительно является администратором страницы по указанному адресу и организатором проходившего 21.04.2021 митинга, в котором сам принимал участие.

Выслушав пояснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, заключение прокурора, полагавшей, что ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности в виде административного ареста на срок 30 суток, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи.

В силу ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 - 6.1 настоящей статьи, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей, или обязательные работы на срок от сорока до двухсот часов, или административный арест на срок до тридцати суток; на должностных лиц - от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Из разъяснений, содержащихся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», следует, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания пункта 3 части 4 и части 5 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).

В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.п. 1, 2 ч. 4 ст. 5).

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч. 5 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

Пунктами 1, 2, 4 ст. 4 Федерального закона № 54-ФЗ к организации публичного мероприятия отнесены действия по оповещению возможных участников публичного мероприятия, проведению предварительной агитации и другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Из положений ст. 10 Федерального закона № 54-ФЗ следует, что предварительной агитацией является информирование граждан о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и распространение иной информации, связанной с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывы граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.

При этом проведение предварительной агитации, оповещение граждан о публичном мероприятии, проведение публичного мероприятия организатор или иные граждане вправе осуществлять только с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия (ч. 5 ст. 5, ст. 10 этого же Федерального закона).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО1 в нарушение приведенных выше требований Федерального закона № 54-ФЗ до согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия проводил оповещение возможных участников готовящегося публичного мероприятия, призывал и агитировал граждан к участию в несогласованном публичном мероприятии, призывая принять участие в публичном мероприятии 21.04.2021 в 19 часов 00 минут на площади Победы в г. Калининграде.

Постановлением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 19.02.2021 по делу ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей. Постановление вступило в законную силу 06.04.2021.

Постановлением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 24.02.2021 по делу ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей. Решением Калининградского областного суда размер назначенного штрафа уменьшен до 10000 рублей. Постановление вступило в законную силу 30.03.2021.

Соответственно, действия ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ.

Факт совершения ФИО1 вменяемого административного правонарушения и вина в его совершении подтверждаются совокупностью представленных в материалы дела доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:

- протоколом об административном правонарушении 01 № 039564 от 21.04.2021, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, в котором, вопреки доводам ФИО1, в числе прочего указана дата выявления длящегося административного правонарушения;

- рапортами оперуполномоченного ЦПЭ УМВД России по Калининградской области ФИО4 от 22.04.2021, согласованными начальником ЦПЭ УМВД России по Калининградской области ФИО5;

- уведомлением о проведении публичного мероприятия от 19.04.2021 и отказом администрации городского округа «Город Калининград» Исх. № 885/иАпУ от 20.04.2021 в рассмотрении уведомления по существу по мотиву нарушения требований п. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ;

- протоколом осмотра предметов (документов) от 21.04.2021, согласно которому был произведен осмотр Персональной анкеты пользователя социальной сети «Facebook» (https://www.facebook.com), под сетевым псевдонимом <данные изъяты> (<данные изъяты>). С указанной страницы были произведены снимки экрана (скриншоты), сохраненные в виде файлов «Фото № 1» - «Фото № 29», которые были записаны на оптические диски формата DVD-R при помощи стандартного программного обеспечения. Пользователем, который идентифицирован как ФИО1, 10 ч. была размещена новостная запись: «… в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость» Чего-то я зашуганный стал. А если вот так написать – это еще штраф или уже арест?.. . «Правду говорить легко и приятно» Тем более, что таких, как я, сажают под арест и вовсе без повода. Смысл сдерживаться? Я – сотрудник штаба Навального. Я довольно мирный человек и не_экстремист. Собираюсь завтра на митинг за свободу Навального и против нашего бесправия. Мне могут помешать прийти на площадь некоторые обстоятельства – в первую очередь полицейский патруль, традиционно дежурящий в дни митингов у нас под окнами … - но посмотрим. …»; 21 ч. была размещена новостная запись: «Федеральный штаб уведомил администрации городов о завтрашних митингах. Теперь их дело обеспечить безопасности. Времени для этого у них достаточно. ЕСПЧ неоднократно указывал, что в случаях, когда события происходят стремительно и требуется немедленная реакция общества, уведомления можно подавать в таком формате. Это уведомление должно быть рассмотрено точно так же, если бы оно было подано в «установленные сроки», то есть за 10-15 дней до акции. Митинги и другие массовые мероприятия у нас несут уведомительный характер – в соответствии с Конституцией. Препятствование мирному выражению мнения граждан со стороны власти или полиции – преступление. Встречаемся завтра на площади Победы в 19:00! #СвободуНавальному»;

- рапортом зам. ком. ОР ППСП ОМВД России по Ленинградскому району г. Калининграда ФИО6

Прихожу к выводу, что виновность ФИО1 в совершении правонарушения подтверждена вышеизложенными, согласующимися между собой доказательствами, и квалифицирую его деяние по ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ.

Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не усматриваю.

Предусмотренные статьей 2.9 КоАП РФ основания для освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности административного правонарушения, с учетом конкретных обстоятельств дела, объема и характера выявленных нарушений, отсутствуют.

Объектом посягательства совершенного ФИО1 административного правонарушения является общественный порядок и общественная безопасность, необходимость соблюдения и охраны которых вытекают из обязанности граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ, что свидетельствует о высокой степени общественной опасности правонарушений в указанной сфере.

Исходя из анализа представленных в материалы дела доказательств, совершенное ФИО1 административное правонарушение нельзя признать малозначительным, ввиду наличия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

С учетом обстоятельств, характера совершенного правонарушения, считаю необходимым назначить ФИО1 наказание в виде административного ареста на срок 21 сутки. Применение более мягкого административного наказания, исходя из характера совершенного административного правонарушения и личности виновного, не будет отвечать целям административного наказания. Срок административного ареста следует исчислять с момента административного задержания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 8 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного ареста на срок 21 сутки.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: И.С. Кузовлева