ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1685/2021 от 01.12.2021 Красносулинского районного суда (Ростовская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

«_01_» декабря 2021 г. г. Зверево

Судья Красносулинского районного суда Ростовской области Самойленко М.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении начальника отдела образования Администрации г. Зверево Ростовской области ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

В ходе плановой выездной проверки, проведенной в период с 02.08.2021 по 20.08.2021 в Администрации города Зверево по вопросам соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Проверка выполнения обязательств по соглашению о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, установлено, что начальником отдела образования Администрации г. Зверево Ростовской области ФИО1 было допущено нарушение расходования средств межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета на капитальный ремонт кровли МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» в г. Зверево Ростовской области.

В ходе проверки установлено, что Администрацией города Зверево в лице уполномоченного органа – Отдела образования Администрации города Зверево в 2019 году были нарушены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, установленные пунктом 2 части 4 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 № 834-ЗС, в связи с выявленными фактами расходования МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» бюджетных средств в сумме 6 736,78 рублей на основании документов, содержащих сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни, при осуществлении капитального ремонта кровли МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» по адресу: <...> (КБК 808 1403 9910074220 521).

ФИО1 в судебное заседание явилась, вину в совершении вышеописанного административного правонарушения признала полностью, раскаялась в содеянном, обстоятельства совершения административного правонарушения не оспаривала.

Представитель Министерства финансов Ростовской области в судебное заседание не явился..

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о виновности должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, по следующим основаниям.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе следующими бюджетными полномочиями, в том числе: обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 № 834-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» условием предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) местным бюджетам, в том числе является отсутствие фактов расходования бюджетных средств на основании документов, содержащих сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни.

Согласно п.п. 1.5, 2.2.5 Положения об Отделе образования Администрации города Зверево, утвержденого решением Собрания депутатов Зверевской городской Думы от 31.03.2016 № 4, Отдел образования осуществляет функций и полномочий учредителя в отношении подведомственных муниципальных образовательных учреждений, в том числе в отношении МБДОУ детский сад № 7 «Белочка».Кроме того, согласно п. 2.2.13 Положения Отдел образования обеспечивает целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств Отдела образования в соответствии с возложенными на него задачами и полномочиями осуществляет следующие функции:

осуществляет общее руководство подведомственными муниципальными бюджетными образовательными учреждениями в соответствии со своей компетенцией (п. 3.1.1 Положения);

осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств Администрации города Зверево (п. 3.1.20 Положения);

осуществляет подготовку заявок на предоставление из областного бюджета целевых субсидий на нужды развития муниципальных бюджетных образовательных организаций города Зверево (п. 3.1.22 Положения);

обеспечивает контроль за соблюдением получателями субсидий, иных субсидий, условий, установленных при их предоставлении (п. 3.1.24 Положения);

Согласно п. 3.2.10 Положения отдела образования проводит в подведомственных образовательных организациях работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделенных из бюджета.

Согласно п. 5.10 Положения начальник отдела образования руководит отделом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел образования задач и функций.

Согласно п. 5.11 Положения начальник отдела образования является распорядителем бюджетных средств, находящихся в распоряжении отдела образования.

Согласно распоряжению Администрации города Зверево от 08.07.2019 № 220-лс «О назначении ФИО1» на должность муниципальной службы начальника Отдела образования Администрации города Зверево назначена ФИО1, с ней заключен трудовой договор от 08.07.2019.

Согласно трудовому договору от 08.07.2019 начальник отдела образования обязан исполнять свои трудовые обязанности.

Главой Администрации города Зверево утверждена должностная инструкция начальника Отдела образования Администрации города Зверево от 16.07.2018 (ФИО1 ознакомлена с должностной инструкцией 08.07.2019). В соответствии с должностной инструкцией на начальника отдела образования возложены функции и задачи за неисполнение которых он несет установленную законодательством ответственность.

Распоряжением Правительства Ростовской области от 25.04.2019 № 225 «О выделении средств» в 2019 году за счет средств резервного фонда Правительства Ростовской области бюджету муниципального образования «Город Зверево» предоставлена субсидия в сумме 5 734 900,00 рублей на капитальный ремонт кровли МБДОУ детский сад № 7 «Белочка».

Распоряжением Администрации города Зверево от 05.06.2019 № 149 полномочия заказчика по расходованию средств резервного фонда Правительства Ростовской области и средств местного бюджета делегированы МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» в размере 6 843 600,00 рублей, в том числе средства резервного фонда Правительства Ростовской области в сумме 5 734 900,00 рублей при выделении из средств местного бюджета 1 108 700,00 рублей.

Отделом образования Администрации города Зверево заключено соглашение от 09.01.2019 № 4/1 с МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели в размере 6 090 900,00 рублей (с изменениями).

По результатам проведенного электронного аукциона от 16.07.2019 № 0158300041419000090-2-1 МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» с ООО «НОЙ строй сервис» заключен контракт от 29.07.2019 № 01583000414190000900001 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту кровли МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» по адресу: <...> на сумму 4 009 498,40 рублей (с изменениями), в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Ростовской области - 3 359 959,66 рублей, средств субсидии местного бюджета - 649 538,74 рублей (далее – Контракт).

В ходе проверки представлены акты о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 26.11.2019 № 1, от 26.11.2019 № 2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 от 26.11.2019 № 1 на сумму 4 009 498,40 рублей, которые подписаны без замечаний и возражений.

Работы по Контракту оплачены в соответствии с платежными поручениями от 03.12.2019 № 744964 на сумму 649 538,74 рублей, от 16.12.2019 №395356 на сумму 3 359 959,66 рублей.

В ходе проверки 03.08.2021 проведены контрольные обмеры объемов работ по капитальному ремонту кровли МБДОУ детский сад № 7 «Белочка», по результатам которых установлено отсутствие уголков ПВХ, размером 25х25 мм, гвоздей проволочных оцинкованных в общей сумме 6 736,78 рублей.

Таким образом, в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», условий контракта от 29.07.2019 № 01583000414190000900001 МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» в 2019 году приняты денежные обязательства и оплачены ООО «НОЙ строй сервис» невыполненные работы в сумме 6 736,78 рублей, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 26.11.2019 № 1, от 26.11.2019 № 2, платежными поручениями от 03.12.2019 № 744964, от 16.12.2019 №395356, актом контрольных обмеров от 03.08.2021.

Заявка о потребности в средствах на финансировании выполненных работ за счет средств резервного фонда Правительства Ростовской области от 04.12.2019 № 5517/1157 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» подписаны начальником отдела образования Администрации города Зверево ФИО1, к которым прилагались вышеуказанные акты по форме № КС-2, содержащие сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни.

Таким образом, в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», условий контракта от 29.07.2019 № 01583000414190000900001 МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» в 2019 году приняты денежные обязательства и оплачены ООО «НОЙ строй сервис» невыполненные работы в сумме 6 736,78 рублей, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 26.11.2019 № 1, от 26.11.2019 № 2, платежными поручениями от 03.12.2019 № 744964, от 16.12.2019 №395356, актом контрольных обмеров от 03.08.2021.

Из материалов дела следует, что в связи с ненадлежащим исполнением начальником Отдела образования Администрации города Зверево ФИО1 своих должностных обязанностей, при расходовании средств межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета на капитальный ремонт кровли МБДОУ детский сад № 7 «Белочка», в части не осуществления бюджетных полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в том числе не обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств, и соблюдения получателем межбюджетной субсидии условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении; не осуществления в отношении подведомственной образовательной организации внутриведомственного финансового контроля; допущения фактов расходования бюджетных средств на основании документов, содержащих сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни, были нарушены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Указанные обстоятельства подтверждены при рассмотрении дела следующими доказательствами:- протоколом об административном правонарушении от 21.09.2021 г. № 9.3.1.1-06\41;- выпиской из акта по результатам плановой выездной проверки в Администрации г. Зверево Ростовской области от 10.09.2021;-копией акта контрольных обмеров от 03.08.2021;- копией приказа Министерства финансов РО «О назначении плановой выездной проверки Администрации г. Зверево № 147 от 29.07.2921 и иными документами, имеющимися в материалах дела, в том числе трудовой договор ФИО1., копии платежных документов, копии заявок о потребности в средствах на финансирование выполненных работ.

Таким образом, факт совершения правонарушения установлен, как установлена и вина должностного лица ФИО1

Действия ФИО1 суд квалифицирует по ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ – нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.

Решая вопрос о размере и виде наказания ФИО1, суд учитывает характер совершенного ею административного правонарушения, личность виновной, имущественное положение лица, отсутствие смягчающих обстоятельств, отсутствие отягчающих обстоятельств, и считает необходимым назначить ФИО1 наказание в виде административного штрафа, предусмотренной санкцией ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ, суд, -

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано и (или) опротестовано в Ростовский областной суд через Постоянное судебное присутствие в г. Зверево Красносулинского районного суда, либо непосредственно, в течение 10 суток со дня получения копии настоящего постановления.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения постановления.

Административный штраф должен быть уплачен по следующим банковским реквизитам:

Единый счет 40102810845370000050

Казначейский счет 03100643000000015800

Банк Отделение Ростов-на-Дону, г. Ростов-на-Дону

БИК 016015102

Получатель: УФК по Ростовской области ( Министерство финансов Ростовской области)

ИНН – <***>

КПП – 616301001

ОКТМО – 60701000

КБК 804 1 16 01156 01 0000 140

В поле «Назначение платежа» - Ф.И.О., адрес, номер и дата постановления.

Судья: М.Л. Самойленко

На основании приказа министерства финансов Ростовской области от 29.07.2021 № 147 «О назначении плановой выездной проверки Администрации города Зверево», в период с 02.08.2021 по 20.08.2021 проведена плановая выездная проверка в Администрации города Зверево по вопросам соблюдения целей, порядка и условий предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Проверка выполнения обязательств по соглашению о предоставлении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и соглашению о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 № 834-ЗС «О межбюджетных отношениях органов государственной власти и органов местного самоуправления в Ростовской области» условием предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) местным бюджетам, в том числе является отсутствие фактов расходования бюджетных средств на основании документов, содержащих сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни.

Распоряжением Правительства Ростовской области от 25.04.2019 № 225 «О выделении средств» в 2019 году за счет средств резервного фонда Правительства Ростовской области бюджету муниципального образования «Город Зверево» предоставлена субсидия в сумме 5 734 900,00 рублей на капитальный ремонт кровли МБДОУ детский сад № 7 «Белочка».

Распоряжением Администрации города Зверево от 05.06.2019 № 149 полномочия заказчика по расходованию средств резервного фонда Правительства Ростовской области и средств местного бюджета делегированы МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» в размере 6 843 600,00 рублей, в том числе средства резервного фонда Правительства Ростовской области в сумме 5 734 900,00 рублей при выделении из средств местного бюджета 1 108 700,00 рублей.

Отделом образования Администрации города Зверево заключено соглашение от 09.01.2019 № 4/1 с МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели в размере 6 090 900,00 рублей (с изменениями).

По результатам проведенного электронного аукциона от 16.07.2019 № 0158300041419000090-2-1 МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» с ООО «НОЙ строй сервис» заключен контракт от 29.07.2019 № 01583000414190000900001 на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту кровли МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» по адресу: <...> на сумму 4 009 498,40 рублей (с изменениями), в том числе за счет средств резервного фонда Правительства Ростовской области - 3 359 959,66 рублей, средств субсидии местного бюджета - 649 538,74 рублей (далее – Контракт).

В ходе проверки представлены акты о приемке выполненных работ по форме № КС-2 от 26.11.2019 № 1, от 26.11.2019 № 2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 от 26.11.2019 № 1 на сумму 4 009 498,40 рублей, которые подписаны без замечаний и возражений.

Работы по Контракту оплачены в соответствии с платежными поручениями от 03.12.2019 № 744964 на сумму 649 538,74 рублей, от 16.12.2019 №395356 на сумму 3 359 959,66 рублей.

В ходе проверки 03.08.2021 проведены контрольные обмеры объемов работ по капитальному ремонту кровли МБДОУ детский сад № 7 «Белочка», по результатам которых установлено отсутствие уголков ПВХ, размером 25х25 мм, гвоздей проволочных оцинкованных в общей сумме 6 736,78 рублей.

Таким образом, в нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 94 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», условий контракта от 29.07.2019 № 01583000414190000900001 МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» в 2019 году приняты денежные обязательства и оплачены ООО «НОЙ строй сервис» невыполненные работы в сумме 6 736,78 рублей, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 26.11.2019 № 1, от 26.11.2019 № 2, платежными поручениями от 03.12.2019 № 744964, от 16.12.2019 №395356, актом контрольных обмеров от 03.08.2021.

Заявка о потребности в средствах на финансировании выполненных работ за счет средств резервного фонда Правительства Ростовской области от 04.12.2019 № 5517/1157 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли здания МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» подписаны начальником отдела образования Администрации города Зверево ФИО1, к которым прилагались вышеуказанные акты по форме № КС-2, содержащие сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни.

В результате Администрацией города Зверево в лице уполномоченного органа – Отдела образования Администрации города Зверево в 2019 году были нарушены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, установленные пунктом 2 части 4 статьи 8 Областного закона от 26.12.2016 № 834-ЗС, в связи с выявленными фактами расходования МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» бюджетных средств в сумме 6 736,78 рублей на основании документов, содержащих сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни, при осуществлении капитального ремонта кровли МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» по адресу: <...> (КБК 808 1403 9910074220 521).

Указанные нарушения отражены в акте плановой выездной проверки Администрации города Зверево от 10.09.2021, возражения по которому у Администрации города Зверево отсутствуют (вх. от 16.09.2021 №55.1/854).

Положение об Отделе образования Администрации города Зверево утверждено решением Собрания депутатов Зверевской городской Думы от 31.03.2016 № 40 (далее - Положение).

Согласно п.п. 1.5, 2.2.5 Положения Отдел образования осуществляет функций и полномочий учредителя в отношении подведомственных муниципальных образовательных учреждений, в том числе в отношении МБДОУ детский сад № 7 «Белочка».

Кроме того, согласно п. 2.2.13 Положения Отдел образования обеспечивает целевое и эффективное использование выделенных бюджетных средств.

Отдела образования в соответствии с возложенными на него задачами и полномочиями осуществляет следующие функции:

осуществляет общее руководство подведомственными муниципальными бюджетными образовательными учреждениями в соответствии со своей компетенцией (п. 3.1.1 Положения);

осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств Администрации города Зверево (п. 3.1.20 Положения);

осуществляет подготовку заявок на предоставление из областного бюджета целевых субсидий на нужды развития муниципальных бюджетных образовательных организаций города Зверево (п. 3.1.22 Положения);

обеспечивает контроль за соблюдением получателями субсидий, иных субсидий, условий, установленных при их предоставлении (п. 3.1.24 Положения);

Согласно п. 3.2.10 Положения отдела образования проводит в подведомственных образовательных организациях работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделенных из бюджета.

Согласно п. 5.10 Положения начальник отдела образования руководит отделом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на отдел образования задач и функций.

Согласно п. 5.11 Положения начальник отдела образования является распорядителем бюджетных средств, находящихся в распоряжении отдела образования.

Согласно распоряжению Администрации города Зверево от 08.07.2019 № 220-лс «О назначении ФИО1» на должность муниципальной службы начальника Отдела образования Администрации города Зверево назначена ФИО1, с ней заключен трудовой договор от 08.07.2019.

Согласно трудовому договору от 08.07.2019 начальник отдела образования обязан исполнять свои трудовые обязанности.

Главой Администрации города Зверево утверждена должностная инструкция начальника Отдела образования Администрации города Зверево от 16.07.2018 (ФИО1 ознакомлена с должностной инструкцией 08.07.2019). В соответствии с должностной инструкцией на начальника отдела образования возложены функции и задачи за неисполнение которых он несет установленную законодательством ответственность.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе следующими бюджетными полномочиями, в том числе:

обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;

обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом РФ, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

С учетом изложенного, а также в связи с ненадлежащим исполнением начальником Отдела образования Администрации города Зверево ФИО1 своих должностных обязанностей, при расходовании средств межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета на капитальный ремонт кровли МБДОУ детский сад № 7 «Белочка», в части:

не осуществления бюджетных полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в том числе не обеспечения целевого и эффективного использования бюджетных средств, и соблюдения получателем межбюджетной субсидии условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;

не осуществления в отношении подведомственной образовательной организации внутриведомственного финансового контроля;

допущения фактов расходования бюджетных средств на основании документов, содержащих сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни,

были нарушены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, что с учетом статьи 1.7 КоАП, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ.

Согласно части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов является административным правонарушением, за совершение которого предусмотрена административная ответственность.

Местом совершения административного правонарушения является рабочее место начальника Отдела образования Администрации города Зверево, расположенное по адресу: 346311, <...>.

Временем совершения административного правонарушения является дата оплаты невыполненных работ платежными поручениями, подтверждающими расходование бюджетных средств на основании документов, содержащих сведения о не имевших места фактах хозяйственной жизни при выполнении работ на капитальный ремонт кровли МБДОУ детский сад № 7 «Белочка» 16.12.2019 №395356 - 16.12.2019.

ФИО1 о времени и месте составления протокола об административном правонарушении была надлежащим образом извещена (копия уведомления прилагается), на составление протокола об административном правонарушении явилась.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии со ст. 51 Конституции Российской Федерации не обязано свидетельствовать против себя самого и своих близких родственников, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, в т.ч. вправе представлять на отдельном листе объяснения и замечания по содержанию настоящего протокола, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (главы 25 и 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).