ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1686/2021 от 30.04.2021 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 5-1686/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Красноярск 30 апреля 2021 года

Судья Центрального районного суда г. Красноярска Федорова О.А., с участием начальника отдела государственного надзора службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края ФИО1, представителя ОАО «РЖД» Бурой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД»,

УСТАНОВИЛ:

В Центральный районный суд поступил материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 18 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД»., 22.04.2021 года по подведомственности из Иланского районного суда Красноярского края.

Из представленных материалов следует, на основании приказа Службы от 28.01.2021 № 60 в отношении ОАО «РЖД», проведена внеплановая документарная проверка с целью установления факта выполнения либо невыполнения пункта 2 предписания от 26.02.2018 № 05/18 об устранении выполненных нарушений, на основании которого требовалось в срок до 01.02.2021 года в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня, у стены которой были расстреляны рабочие паровозного депо-участники Канско-Иланского восстания против колчаковского режима 27 декабря 1918 года мемориальная зона», расположенном по адресу : <...>.

Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16.06.1980 года № 384-15 объект культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня, у стены которой были расстреляны рабочие паровозного депо-участники Канско-Иланского восстания против колчаковского режима 27 декабря 1918 года мемориальная зона», по адресу : <...> принят на государственную охрану.

Приказом Министерства культуры РФ от 12.09.2016 года № 42177-р ОКН зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории культуры ) народов РФ за государственным регистрационным номером 241610481480005.

Приказом Службы от 28.06.2018 года №330 утверждены границы территории ОКН.

Приказом Службы от 25.04.2017 года №235 утверждено охранное обстоятельство собственника или иного законного владельца ОКН.

Приказом Службы от 22.11.2017 года № 836 утвержден предмет охраны ОКН.

Постановлением правительства Красноярского края от 27.12.2016 года №678-п утверждены границы и режимы использования земель в границах защитных зон объектов культурного наследия, в том числе ОКН.

Актом технического состояния от 30.01.2017 года №631 зафиксировано состояние ОКН, произведена фотофиксация.

Службой в период с 12.12.2019 года по 26.12.2019 года проведена внеплановая документарная проверка с целью установления факта выполнения либо невыполнения пункта 1 предписания от 26.02.2018 года №05/18 в связи с истечением срока выполнения, на основании которого требовалось в срок до 30.11.2019 года в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» предоставить на согласование в краевой орган охраны объектов культурного наследия научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению ОКН, разработанную на основании задания на проведения работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, выданного органом охраны объектов культурного наследия, а также получившую положительное заключение государственной историко- культурной экспертизы. В результате проверки установлено, что пункт 1 предписания не выполнен.

В соответствии с п.13 Службы от 28.01.2021 года №60 проверяемому лицу указано на предоставление перечня документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки: учредительные документы поверяемого лица (устав, свидетельство о государственной регистрации) и документы, подтверждающие выполнение пункта 2 предписания об установлении выявленного нарушения от 26.02.2018 года №05/18.

В рамках проведенной проверки представлены документы, из которых, помимо прочего, установлено следующее:

-сопроводительное письмо за подписью начальника Красноярской дирекции по эксплуатации зданий и сооружения ФИО2 от 01.02.2021 № 29/КрасДЭЗ о предоставлении документов к проверке, приложением к которому являются:

положение о Красноярской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений - структурного подразделения Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» от 24.06.2019 № 35;

свидетельство о государственной регистрации права от 25.03.2004 и выписка из единого государственного реестра объектов градостроительной деятельности от 27.01.2004, согласно которым ОКН входит в «Комплекс № 1 Иланской дистанции гражданских сооружений, водоснабжения и водоотведения ст. Иланская (г. Иланский)», субъектом права выступает ОАО «РЖД»;

доверенность на начальника Красноярской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений;

письмо от 29.01.2021 № 26/КрасДЭЗ о переносе сроков исполнения по предписанию от 26.02.2018 № 05/18 с приложением;

договор от 29.12.2018 № 4687 между ОАО «РЖД» (заказчик) и АО «Росжелдорпроект» (подрядчик) на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия «Водонапорная башня, у стены которой были расстреляны рабочие паровозного депо - участники Канско- Иланского восстания против колчаковского режима 27 декабря 1918 года мемориальная зона», <...>;

письмо «Красноярскжелдорпроект» № 17 исх-01373 от 17.05.2019 о расторжении договора от 29.12.2018 № 4687;

дополнительное соглашение от 05.08.2019 № 1 о расторжении договора № 4687;

договор с ООО «Вертикальный Мир» от 22.08.2019 № 3566909 на разработку научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия «Водонапорная башня, у стены которой были расстреляны рабочие паровозного депо - участники Канско-Иланского восстания против колчаковского режима 27 декабря 1918 года мемориальная зона», <...>, согласно пункту 12.1 которого, срок действия указанного договора - по 15.08.2020;

дополнительное соглашение с ООО «Вертикальный Мир» № 3 от 27.11.2020 к договору от 22.08.2019 № 3566909, которым внесены изменения, в том числе в пункт 12.1, в следующей редакции: «Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует по 30.04.2021»;

письмо от 01.10.2020 № 102-5239 о согласовании проектной документации службой по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края;

положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы (акт государственной историко-культурной экспертизы № 400- 70 БИКЭ от 03.09.2020).

На письмо от 29.01.2021 № 26/КрасДЭЗ о переносе сроков исполнения по предписанию от 26.02.2018 № 05/18 Службой направлен обоснованный ответ (письмо от 03.02.2021 № 102-399) о том, что продление срока исполнения предписания после его истечения не предусмотрено.

Согласно п. 1 ст.40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководстве проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Документарная внеплановая проверка проведена с целью установления факта выполнения либо невыполнения пункта 2 предписания от 26.02.2018 № 05/18 об устранении выполненных нарушений, на основании которого требовалось в срок до 01.02.2021 года в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня, у стены которой были расстреляны рабочие паровозного депо-участники Канско-Иланского восстания против колчаковского режима 27 декабря 1918 года мемориальная зона», расположенном по адресу : <...>.

Службой в период с 12.12.2019 года по 26.12.2019 года проведена внеплановая документарная проверка с целью установления факта выполнения либо невыполнения пункта 1 предписания от 26.02.2018 года №05/18 в связи с истечением срока выполнения, на основании которого требовалось в срок до 30.11.2019 года в порядке, предусмотренном ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» предоставить на согласование в краевой орган охраны объектов культурного наследия научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению ОКН, разработанную на основании задания на проведения работ по сохранению указанного объекта культурного наследия, выданного органом охраны объектов культурного наследия, а также получившую положительное заключение государственной историко- культурной экспертизы. В результате проверки установлено, что пункт 1 предписания не выполнен.

В соответствии с п.13 Службы от 28.01.2021 года №60 проверяемому лицу указано на предоставление перечня документов, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки: учредительные документы поверяемого лица (устав, свидетельство о государственной регистрации) и документы, подтверждающие выполнение пункта 2 предписания об установлении выявленного нарушения от 26.02.2018 года №05/18, ОАО «РЖД» представлены, вышеперечисленные документы.

Из пункта 1 статьи 47.3 Закона об объектах культурного наследия следует, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 названного закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны, в числе прочего, осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Службой разрешение на проведение работ по сохранению ОКН не выдавалось.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований пункта 2 предписания от 26.02.2018 года №05/18 от установлении выявленных нарушений работы по сохранению ОКН не выполнены.

16.02.2021 года установлено, что ОАО «РЖД», не выполнило требования пункта 2 предписания от 26.02.2018 года № 05/18 об устранении выявленных нарушений.

В судебном заседании представитель юридического лица полагает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 18.ст. 19.5 КоАП РФ. Вина ОАО «РЖД» отсутствует. Представив положительное заключение государственной экспертизы.

В судебном заседании представитель Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края поддержала обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, просила привлечь юридическое лицо к административной ответственности, представленное положительное заключение, относится к выполнению пункта 1 предписания.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из содержания протокола об административном правонарушении следует, что он составлен по факту неисполнения юридическим лицом пункта 2 предписания от 26.02.2018 года №05/18 об устранении выявленных нарушений, вынесенным службой по государственной охране объектов культурного наследия, согласно пункту 2, которого юридическому лицу предписано в срок в срок до 01.02.2021 года выполнить в порядке, предусмотренном ст. 45 ФЗ от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня, у стены которой были расстреляны рабочие паровозного депо-участники Канско-Иланского восстания против колчаковского режима 27 декабря 1918 года мемориальная зона», расположенном по адресу : <...>.

Вина юридического лица в совершении административного правонарушения установлена совокупностью исследованных в судебном заседании следующих доказательств:

-приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края № 60 от 28.01.2021 года о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ОАО «РЖД»;

-актом проверки юридического лица, в ходе которой установлен факт неисполнения 2 пункта предписания об устранении выявленных нарушений №02вп-юл/2021 от 16.02.2021 года;

-предписанием об устранении выявленных нарушений № 05/18 от 26.02.2018 года.

-решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 16.06.1980 года № 384-15 объект культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня, у стены которой были расстреляны рабочие паровозного депо-участники Канско-Иланского восстания против колчаковского режима 27 декабря 1918 года мемориальная зона», по адресу : <...> принят на государственную охрану;

-приказом Министерства культуры РФ от 12.09.2016 года № 42177-р ОКН зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории культуры ) народов РФ за государственным регистрационным номером 241610481480005;

-приказом Службы от 28.06.2018 года №330 утверждены границы территории ОКН;

-приказом Службы от 25.04.2017 года №235 утверждено охранное обстоятельство собственника или иного законного владельца ОКН.

-приказом Службы от 22.11.2017 года № 836 утвержден предмет охраны ОКН.

-постановлением правительства Красноярского края от 27.12.2016 года №678-п утверждены границы и режимы использования земель в границах защитных зон объектов культурного наследия, в том числе ОКН.

-актом технического состояния от 30.01.2017 года №631 зафиксировано состояние ОКН, приложение к нему;

-положением о Красноярской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений -структурного подразделения Красноярской железной дороги-филиала ОАА «РЖД»;

-свидетельством о регистрации права от 25.04.2004 года;

- выпиской из ЕГРЮЛ;

- иными, представленными суду материалами дела.

При разрешении данного дела об административном правонарушении установлены все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, и на основе полного, всестороннего и объективного исследования представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу о наличии в действиях ОАО «РЖД» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Учитывая диспозицию ч. 18 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является законность предписания, выданного органом государственного надзора в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

При этом предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

В данном случае, в соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Данных о признании названного выше предписания недействительным и его отмене материалы дела не содержат и в судебном заседании не представлено.

Суд принимает во внимание, что со стороны юридического лица, предпринимались меры к исполнению предписания от 26.02.2018 года №05/18, что подтверждается материалами дела, а именно, согласно письма от 27.02.2018 г. №102-723, между институтом «Красноярскжелдорпроект» - филиалом АО «Росжелдорпроект» и Красноярской дирекцией по эксплуатации зданий и сооружений был заключен договор от 29.12.2018 г. № 4687 на разработку научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Водонапорная башня, у стены которой были расстреляны рабочие паровозного депо-участники Канско- Иланского восстания против колчаковского режима 27 декабря 1918 года (мемориальная зона)» ст.Иланская. ООО «АРТ-СТРОЙ Сервис» определена Заказчиком как субподрядная организация по объекту, с окончанием выполнения работ 02.09.2019 г. В ходе проработки субподрядного договора получен отказ от ООО «АРТ-СТРОЙ СЕРВИС», в связи с окончанием действия лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, также «Красноярскжелдорпроект» получил отказы на выполнение вышеперечисленных работ от филиалов АО «Росжелдорпроект», субподрядной организации ООО «Желдорпроект». Выполнить данные проектные работы своими силами институт «Красноярскжелдорпроект» не имеет возможности, в связи с отсутствием специалистов, включенных в реестр Министерства Культуры, и окончанием действия лицензии Общества на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, договор был расторгнут. Заключен договор от 22.08.2019 года № 3566909 с ООО «Вертикальный Мир» по разработке научно-проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия. В настоящее время разработанная научно-проектная и сметная документация

Вместе с тем, неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.

Факт невыполнения юридическим лицом в установленный срок 2 пункта предписания не оспаривается представителем последнего и подтверждается приведенными выше доказательствами, сомнений в допустимости и достоверности которых не возникает.

Таким образом, исследованные доказательства в своей совокупности достаточны для признания юридического лица виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ - не выполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный надзор (контроль) в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

Довод представителя ОАО «РЖД» о том, что в действиях юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, не нашел своего подтверждения, в судебном заседании.

При определении вида и меры наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, то обстоятельство, что юридическое лицо ранее к административной ответственности за аналогичное правонарушение, не привлекалось, а также, что со стороны юридического лица, предпринимались меры к исполнению предписания, с учетом введения в 2020 году ограничений, в целях предупреждения распространения короновирусной инфекции, работы по научно-проектной документации на проведение работ по сохранению вышеуказанного объекта были затруднены.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.

Учитывая финансовое положение юридического лица, полагаю возможным с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначить юридическому лицу наказание ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9- 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо –ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.18 ст.19.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Штраф перечислить по следующим реквизитам: ИНН <***> КПП 770301001 получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации) л/с <***>, Банк получателя: ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА РОССИИ/ Межрегиональное операционное УФК г. Москва БИК 024501901; Единый счет №40102810045370000002; казначейский счет №03100643000000019500; ОКТМО 45382000.

На постановление может быть подана жалоба в Красноярский краевой суд в 10-дневный срок через Центральный районный суд г. Красноярска.

Судья О.А. Федорова