ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1688/20 от 10.12.2020 Кировского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-1688/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург «10» декабря 2020 года

Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга Абрамова М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, в отношении ООО «Веир Минералз РФЗ», ИНН 7702341685, КПП 771401001, ОГРН 1037702001182, дата регистрации юридического лица 10.01.2003, адрес места нахождения: Москва, ул. 8 марта, д. 1, стр. 12, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Веир Минералз РФЗ» допустило несоблюдение установленных международными договорами государств – членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, а именно:

16.07.2020 на Балтийский таможенный пост (ЦЭД) Балтийской таможни таможенным представителем АО «Геологистикс» в электронной форме представлена декларация на товар № 10216170/160720/0182367 с целью помещения товара под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления».

Согласно сведениям, заявленным в декларации на товары № 10216170/160720/0182367, отправителем товара является компания «Weir Minerals (India) Pvt. LTD» (Индия), получателем товара, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирования является ООО «Веир Минералз РФЗ» (127083, Москва, ул. 8 марта, д. 1, стр. 12, ИНН 7702341685, КПП 771401001); сведения, заявленные в графе 54: АО «Геологистикс» (191036, Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д. 7, лит. А, оф. 500, ИНН 7808025471).

Товар № 4 в контейнере - «насосы центробежные, одноступенчатые…» в количестве 1 штуки весом нетто – 650 кг, таможенная стоимость 391 902 рубля 14 копеек.

Товар № 4 по коду ТНВЭД ЕАЭС и описанию включен в Перечень продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза (ТР ТС) «О безопасности машин и оборудования» (ТР ТС 010/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 823.

При декларировании и помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара № 4 по декларации на товары № 10216170/160720/0182367 для целей соблюдения запретов и ограничений в области технического регулирования, декларантом в графе 44 декларации указаны сведения о декларации о соответствии № ТС N RU Д-GB.АВ72.В03948 сроком действия с 13.05.2016 по 12.05.2021, в которой указано, что продукция, поименованная в ней, соответствует требованиям ТР ТС 010/2011.

В рамках таможенного контроля проведен таможенный досмотр товара, по результатам которого установлено, что на маркировке товара № 4 (непосредственно на изделии) отсутствуют следующий сведения: наименование и (или) обозначение машины и (или) оборудования (тип, марка, модель (при наличии)), месяц и год изготовления.

Таким образом, ООО «Веир Минералз РФЗ» в 19 часов 01 минуту ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.3 КоАП РФ.

В судебное заседание законный представитель ООО «Веир Минералз РФЗ» не явился, извещена надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания дела не представил, доверил представление своих интересов защитнику Калачову Е.Н. (доверенность № 00180/20 от 18.09.2020, сроком действия 1 год без права передоверия). При таких обстоятельствах, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело об административном правонарушении в отсутствии законного представителя ООО «Веир Минералз РФЗ».

Защитник Калачов Е.Н. вину от имени ООО «Веир Минералз РФЗ» признал, пояснил, что Обществом предприняты меры во избежание подобных правонарушений, проведена соответствующая работа с контрагентами. Ходатайствует о назначении наказания в виде административного штрафа с возвратом изъятого товара.

В судебном заседании представитель Балтийской таможни Левченко А.Ю. составленный протокол об административном правонарушении поддержал в полном объеме, пояснил, что с учетом того, что Общество признало свою вину и впервые привлекается к административной ответственности, не возражает против удовлетворения ходатайства защитника в части назначения наказания.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что вина ООО «Веир Минералз РФЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, подтверждается в полном объеме имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно:

- декларацией на товары № 10216170/160720/0182367, согласно сведениям которой, отправителем товара является компания «Weir Minerals (India) Pvt. LTD» (Индия), получателем товара, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирования является ООО «Веир Минералз РФЗ» (127083, Москва, ул. 8 марта, д. 1, стр. 12, ИНН 7702341685, КПП 771401001); сведения, заявленные в графе 54: АО «Геологистикс» (191036, Санкт-Петербург, 2-я Советская ул., д. 7, лит. А, оф. 500, ИНН 7808025471); товар № 4 в контейнере № «насосы центробежные, одноступенчатые...» в количестве 1 штуки весом нетто – 650 кг, таможенная стоимость 391 902 рубля 14 копеек; сведения, указанные в графе 44: 03012/0 6 от 15.10.2019, 03012/0 БН от 17.03.2020, 03031/0 08100036/2594/0000/2/0 от 16.10.2008, 04021/0 19-ЕХР-5196 от 21.03.2020, 04031/0 5220 от 09.07.2020, 09023/2 77 004162044 от 10.01.2003 10013160/160620/0302308, 09023/2 77 012834615 от 28.12.2010 10013160/160620/0302308, 09023/2 77 017296346 от 30.11.2015 10013160/160620/0302308, 09023/2 ТС N RU Д-GB.AB72.B.03948 от 13.05.2016 10013160/290620/0327909, 09023 /2 БН от 23.04.2018 10013160/170620/0302909, 09023/2 ЮЭ9965-19-56079129 от 17.06.2019 10013160/160620/0302308, 09023/0 18160 от 27.04.2020, 09023/0 2020/688626 от 10.07.2020, 09023/0 БН от 16.07.2020;

- актом таможенного досмотра № 10216120/220720/004233 от 20.07.2020, из которого следует, что государственным таможенным инспектором ОТО и ТК Погорнец Д.А., государственным таможенным инспектором ОТО и ТК Шегуровым С.Е. в присутствии специалиста по таможенному оформлению АО «Геологистикс» Сахарова А.А. проведен таможенный досмотр товаров в контейнере № , в ходе которого обнаружен товар, представляющий собой компрессор с электродвигателем весом брутто 745 кг. На таре и товаре отсутствует маркировка и происхождение товара;

- судовым коносаментом №

- декларацией о соответствии

- инвойсом № от 21.03.2020;

- протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении № 10216000-001560/2020 от 01.08.2020, согласно которому государственный таможенный инспектор ОТО и ТК т/п Гавань Погорнец Д.А. при участии представителя ЗАО «Контейнерный Терминал Санкт-Петербург» Федорова С.А. 2- х понятых, с использованием видеозаписи произвел изъятие товара № 4 по декларации на товары № 10216170/160720/0182367 – деревянный ящик с маркировкой На изделии маркировка: «p-spa 200x543020tb65f». Изделие по внешнему виду представляет собой компрессор с электродвигателем, весом брутто 745 кг;

- актом приема-передачи товаров на ответственное хранение от 01.08.2020, согласно которому государственный таможенный инспектор ОТО и ТК т/п Гавань Погорнец Д.А. передал представителю ООО «Валро» на ответственное хранение на складе ООО «Валро» товар, изъятый согласно протоколу изъятия № 10216000-001560/2020 от 01.08.2020;

- протоколом об административном правонарушении № 10216000-1560/2020 от 28.09.2020, составленным в отношении ООО «Веир Минералз РФЗ» уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ.

Все документы, имеющиеся в деле об административном правонарушении, составлены уполномоченными должностными лицами, их содержание и оформление соответствует требованиям КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в данных документах отражены. Нарушений требований административного законодательства при составлении указанных документов судом не выявлено.

Перечисленные доказательства суд оценивает относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для установления факта виновности ООО «Веир Минералз РФЗ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Ст. 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с ввозом на таможенную территорию Евразийского экономического союза или Российскую Федерацию товаров, в отношении которых законодательством членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены запреты и ограничения.

Объективной стороной данного правонарушения является несоблюдение установленных международными договорами государств – членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию.

Согласно п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ЕАЭС.

Согласно п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС, при помещении товаров под таможенные процедуры используются декларации на товары.

Как усматривается из пп. 32 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенная декларация – таможенный документ, содержащий сведения о товарах и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.

В соответствии с п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Ст. 134 ТК ЕАЭС определено, что таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления применяется в отношении иностранных товаров, в соответствии с указанной процедурой, товары находятся и используются на таможенной территории ЕАЭС без ограничений по владению, пользованию и (или) распоряжению ими, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования в отношении иностранных товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.

Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» согласно подп. 3 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС является соблюдение запретов и ограничений.

Ст. 2 ТК ЕАЭС определено понятие «запреты и ограничения» -применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов.

Пп. 1, 2 ст. 52 Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 установлено, что в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, принимаются Технические регламенты ЕАЭС. При этом, Технические регламенты имеют прямое действие на территории ЕАЭС.

Порядок, правила и процедуры технического регулирования в рамках ЕАЭС определены Протоколом о техническом регулировании в рамках ЕАЭС (Приложение № 9 к Договору о ЕАЭС от 29.05.2014 года).

В соответствии с Протоколом, технический регламент ЕАЭС – документ, принятый Евразийской экономической комиссией и устанавливающий обязательные для применения и исполнения на территории ЕАЭС требования к объектам технического регулирования.

В технических регламентах ЕАЭС установлены не только требования непосредственно к самим объектам технического регулирования, но также содержатся требования к их упаковке, маркировке, этикеткам и правилам нанесения.

В соответствии с п. 2 ст. 53 Договора о ЕАЭС, продукция, в отношении которой вступил в силу технический регламент ЕАЭС выпускается в обращение на территории ЕАЭС при условии, что она прошла необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом ЕАЭС.

Согласно п. 5 Протокола – оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах ЕАЭС проводится в том числе, в форме подтверждения соответствия.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах декларирования соответствия и сертификации. Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС осуществляется до выпуска ее в обращение.

В соответствии с п. 2 Протокола, под выпуском в свободное обращение понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе.

Согласно ст. 106 ТК ЕАЭС – в декларации на товары подлежат указанию сведения о соблюдении запретов и ограничений в области технического регулирования.

Товар № 4 по декларации на товары № 10216170/160720/0182367 «насосы центробежные, одноступенчатые...» по наименованию и заявленному коду ТН ВЭД ЕАЭС включен в перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного Союза – 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза № 823 от 18.10.2011.

В соответствии с п. 2 предисловия ТР ТС 010/2011, технический регламент Таможенного союза (ЕАЭС) разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к машинам и (или) оборудованию при разработке (проектировании), изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации, обеспечения свободного перемещения машин и (или) оборудования, выпускаемого в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза (ЕАЭС).

П. 2 ст. 1 ТР ТС 010/2011 установлено, что технический регламент устанавливает минимально необходимые требования к безопасности машин и (или) оборудования при разработке (проектировании) изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, хранении, транспортировании, реализации и утилизации в целях защиты жизни или здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждения потребителей.

П. 1 ст. 3 ТР ТС 010/2011 установлено, что машины и (или) оборудование выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭс, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли процедуры подтверждения соответствия, установленные настоящим техническим регламентом, а также другими техническими регламентами Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.

Ст. 351 ТК ЕАЭС установлено, что таможенные органы обеспечивают и выполняют на таможенной территории ЕАЭС функции и задачи по обеспечению соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, а также по защите национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира окружающей среды.

При декларировании и помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товара № 4 по декларации на товары № 10216170/160720/0182367 для целей соблюдения запретов и ограничений в области технического регулирования, декларантом в графе 44 ДТ указаны сведения о декларации о соответствии № ТС N RU Д-GB.АВ72.В03948 сроком действия с 13.05.2016 по 12.05.202, в которой указано, что продукция, поименованная в ней, соответствует требованиям ТР ТС 010/2011.

В соответствии с п. 8 ст. 5 ТР ТС 010/2011 машина и (или) оборудование должны иметь хорошо различимую четкую и нестираемую идентификационную надпись, содержащую: наименование изготовителя и (или) его товарный знак, наименование и (или) обозначение машины и (или) оборудования (тип, марка, модель (при наличии)), месяц и год изготовления.

В рамках таможенного контроля проведен таможенный досмотр товара (акт таможенного досмотра № 10216120/220720/004233), по результатам которого установлено, что на маркировке товара № 4 (непосредственно на изделии) отсутствуют следующий сведения: наименование и (или) обозначение машины и (или) оборудования (тип, марка, модель (при наличии)), месяц и год изготовления.

Таким образом, установленный факт несоответствия маркировки товара (отсутствие сведений о наименовании и (или) обозначении машины и (или) оборудования (тип, марка, модель (при наличии)), месяца и года изготовления) свидетельствует о несоответствии маркировки товара требованиям ТР ТС 010/2011.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России, является лицо, в обязанности которого входит соблюдение установленных запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС декларантом признается лицо, которое декларирует товар или от имени которого декларируется товар. В соответствии со ст. 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений представляются таможенному органу при декларировании товара.

В ходе административного расследования установлено, что ООО «Веир Минералз РФЗ» заключило внешнеэкономический контракт № 005 от 06.10.2008 на поставку товара «насосы центробежные, одноступенчатые…», Общество является получателем и декларантом товара по ДТ №10216170/160720/0182367.

Данные обстоятельства, в их совокупности, указывают на то, что ООО «Веир Минералз РФЗ» является надлежащим субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП России.

В соответствии со статьей 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать установленные законом Обязанности. Вступая в правоотношения с таможенным органом, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п. 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного РФ от 02.06.2004 № 10 в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.

В соответствии с п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе осматривать, измерять товары, брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем.

Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «Веир Минералз РФЗ» установленных законом обязанностей, предусмотренных ст.ст. 84, 108 ТК ЕАЭС, в процессе административного расследования не установлено. Также установлено, что отсутствует факт реализации предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть ООО «Веир Минералз РФЗ» имело правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ст. 16.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению предусмотренных законодательством норм, что позволяет сделать вывод о виновности ООО «Веир Минералз РФЗ» в совершении административного правонарушения.

Таким образом, деяние ООО «Веир Минералз РФЗ», выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а также ст. 24.5 КоАП РФ, суд не усматривает.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность Общества, наличие смягчающего обстоятельства – признание Обществом своей вины.

С учетом того, что ООО «Веир Минералз РФЗ» ранее к административной ответственности в области таможенного дела не привлекалось, полностью прознало свою вину, намерено устранить допущенное нарушение и оформить надлежащим образом изъятый в ходе производства по делу товар, суд полагает возможным назначить ООО «Веир Минералз РФЗ» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 16.3 КоАП РФ, без назначения наказания в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ООО «Веир Минералз РФЗ» (ИНН 7702341685, КПП 771401001, ОГРН 1037702001182, дата регистрации юридического лица 10.01.2003, адрес места нахождения: Москва, ул. 8 марта, д. 1, стр. 12) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, зачислив денежные средства на следующие реквизиты:

получатель Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН 7730176610, КПП 773001001, ОКТМО 45328000, банк получателя Операционный департамент Банка России,701, БИК 044501002, счет 40101810800000002901, КБК 15311601161010000140, назначение платежа – оплата штрафа по постановлению № 10216000-1109/2020 для Балтийской таможни (поле 107 – код 10216000), УИН 15310102160001560209.

Товар, являющийся предметом административного правонарушения по делу № 10216000-1560/2020 «насосы центробежные, одноступенчатые...», изъятый согласно протоколу изъятия вещей и документов от 01.08.2020 и акту приема-передачи товаров на ответственное хранение от 01.08.2020, находящийся в ООО «Валро» по адресу: Санкт-Петербург, Ломоносов, ул. Федюнинского, д. 2А, лит. Б,К, вернуть ООО «Веир Минералз РФЗ» для помещения под соответствующую таможенную процедуру.

Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.

Судья М.М. Абрамова