ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-168/17 от 05.10.2017 Сулейман-стальского районного суда (Республика Дагестан)

Дело г.Постановление

по делу об административном правонарушении

Судья Сулейман-Стальского районного суда РД Акимова Л.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении начальника Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Докузпаринский район» Республики Дагестан Арабова ФИО6 по ст.15.14 КоАП РФ,

установил:

Председатель Счетной палаты Республики Дагестан ФИО7 представил материал об административном правонарушении в отношении начальника УСЗН в МО «Докузпаринский район» РД Арабова ФИО8 по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Из протокола об административном правонарушении И04 от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным инспектором Счетной палаты РД Османовым ФИО9., следует, что в соответствии с Законом Республики Дагестан «О Счетной палате Республики Дагестан и некоторых вопросах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований» от ДД.ММ.ГГГГ, Плана работы Счетной палаты РД на 2017 год (пункт 1.1.4), распоряжения Счетной палаты Республики Дагестан -р от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверения на право проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ-у в рамках проведения проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств выделенных УСЗН в МО « район» установлено следующее.

Согласно уточненной бюджетной смете на 2016 год Управлению утверждены расходы на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по видам классификации расходов бюджета 148 0707 19710 54570 323 262 в сумме 1473,4 тыс. рублей (из расчета 11495 рублей за 1 путевку) на приобретение 128 путевок.

Однако фактическое количество направленных в детские оздоровительные лагеря с Докузпаринского района РД составило всего 15 детей (на сумму 174,5 тыс. рублей).

Бюджетные средства в сумме 1298,9 тыс. рублей израсходованы на приобретение 113 путевок за организацию отдыха и оздоровление детей, зарегистрированных и проживающих в МО «Буйнакский район» и МО «Левашинский район».

Вместе с тем, в соответствии с Положением об УСЗН в МО «Докузпаринский район», Управление является территориальным органом Министерства труда и социального развития РД, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения на территории МО «Докузпаринский район».

Административным регламентом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан установлен порядок предоставления государственной услуги по организации отдыха детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, управлениями социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах которым предусмотрено, что государственная услуга предоставляется по месту жительства (на территории муниципального образования по месту пребывания, фактического проживания граждан), то есть Управление должно было направить детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации зарегистрированных и проживающих в МО «Докузпаринский район».

Из вышеизложенного следует, что бюджетные средства в сумме 1298,9 тыс. рублей израсходованы на цели, не соответствующие целям, определенным бюджетной сметой, что является нарушением статьи 38 и пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ. Дата совершения правонарушения, произведения полной оплаты (за исключением 30% ранее оплаченного аванса) заявками на кассовый расход №, 0387, 0388, 0389, 0390, 0391, 0392, 0393, 0394, 0395, 0396, 0397, 0398, 0399, 0400 - ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 1298, 9 тыс. рублей.

Вышеизложенное указывает на наличие в действиях начальника УСЗН в МО «Докузпаринский район» Арабова ФИО10 административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.14 КоАП РФ.

Счетная палата Республики Дагестан, будучи надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направила, просила о рассмотрении дела в их отсутствие.

Начальник УСЗН в МО «Докузпаринский район» Арабов ФИО11. в суде вину свою в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ не признал. Свои возражения обосновал тем, что Управлением социальной защиты населения была организована работа по оздоровлению и отдыху детей во время летних каникул 2016 года. Указанную работу до начала летнего сезона, для максимального охвата детей школьного возраста района, довели до населения через средства массовой информации. Совместными усилиями из Докузпаринского района поехали и отдохнули в оздоровительном лагере «Приморский» 15 детей из малоимущих семей. Из-за расположения мест отдыха детей вне района, неуверенности в безопасности детей в период их нахождения в местах отдыха, многие родители отказались отправлять своих детей в оздоровительные лагеря. В связи с этим с целью освоения выделенных средств ими были поданы заявки в другие муниципальные районы. Указанные средства были израсходованы ими исключительно по их целевому назначению, т.е. на оздоровление и отдых детей.

Управлением социальной защиты населения в МО «Докузпаринский район» были освоены оставшиеся финансовые средства на отдых детей из МО «Буйнакский район» (100 путевок) и МО «Левашинский район» (13 путевок) в оздоровительном лагере «Солнышко». Что подтверждается соответствующими заявками указанных муниципальных образований, государственными контрактами, актами сдачи-приемки оказанных услуг, счетами-фактурами и накладными.

В письменных возражениях, начальником УСЗН МО «Докузпаринский район» указано, что бюджетной сметой УСЗН в МО «Докузпаринский район» предусмотрены средства на организацию летнего отдыха и оздоровление детей по коду бюджетной классификации 148 0707 1971054570 323 262в сумме 1298,9 тыс. руб.

Предметом заключенного государственного контракта являлось оказание услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и поставка для этих целей заказчику путевок. Путевка в загородное стационарное учреждение отдыха и оздоровления детей, является документом, подтверждающим право заказчика на услуги по отдыху и оздоровлению, предоставляемые учреждением.

Согласно заявкам на кассовый расход от 11.06.2016г за №, 0387, 0388, 0389, 0390, 0391, 0392, 0393, 0394, 0395, 0396, 0397, 0398, 0399, 0400 на общую сумму 1298, 9 тыс. рублей указанные средства были направлены в соответствии с государственным контрактом на приобретение путевок и не были отвлечены на другие цели. Фактические расходы отражены на основании актов об оказании услуг, как и предусмотрено условиями государственного контракта. Заявка на кассовый расход подтверждает факт направления средств, в соответствии с бюджетной сметой и условиями государственного контракта. В связи с чем, указанное не является нецелевым использованием бюджетных средств, исходя из определения данного статьями 38 и 306.4 Бюджетного кодекса РФ.

Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн виды расходов классификации расходов бюджетов РФ подразделяются на группы. При этом существуют группы расходов, по которым невозможна оплата услуг не в интересах учреждения. К таковым относятся 100 - Расходы на выплаты персоналу, 200 - Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Что касается группы видов расходов 300, то ее применение означает выплаты и оплату услуг в интересах получателя независимо от места его нахождения. Привязка к территориальному расположению получателя социальной выплаты противоречит Закону Российской Федерации от 25.06.1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р. Аналогичная позиция отмечена и в письме Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ/В-8544 «О недопущении отказов в предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми исходя из данных регистрационного учета граждан на территории Российской Федерации».

В связи, с чем просил суд признать незаконным привлечение его к административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств и прекратить производство по делу.

Свидетель Абдулгалимов ФИО12. – главный бухгалтер УСЗН в МО «Докузпаринский район» по поводу составленного инспектором счетной палаты в отношении начальника УСЗН Арабова ФИО13. протокола об административном правонарушении пояснил, что согласно заявкам на кассовый расход, средства были направлены в соответствии с государственным контрактом на приобретение путевок и не были отвлечены на другие цели. Аналогичная ситуация имелась в других районах республики, в данном случае нецелевого использования бюджетных средств не имеется. В связи с тем, что многие родители отказались отправлять своих детей в оздоровительные лагеря, по согласованию с Министерством труда и социального развития РД и согласно писем начальников УСЗН Буйнакского и Левашинского районов о направлении детей, Управлением были освоены оставшиеся финансовые средства на отдых 113 детей из этих районов в оздоровительный лагерь «Солнышко» в соответствии с целями, определенным бюджетной сметой по коду бюджетной классификации 148 0707 1971054570 323 262. При этом 30 % от стоимости путевок по каждому договору перечисляли отдельным платежным поручением авансом, остальные 70 % - после получения акта об оказании услуг. Также по коду бюджетной классификации – прочие работы (услуги) были произведены транспортные расходы (наем автотранспортных средств для направления детей к месту отдыха) в размере 100200 руб.

Выслушав объяснения начальника УСЗН в МО «Докузпаринский район» Арабова ФИО14., главного бухгалтера Абдулгалимова ФИО15 исследовав и проанализировав представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 15.14 КоАП РФ, нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере бюджетного финансирования.

Объективную сторону комментируемого правонарушения составляет неправильное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа.

Субъектами указанного правонарушения могут быть как должностные лица организаций - получателей бюджетных средств, так и сами организации - получатели бюджетных средств.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется исключительно умыслом.

Основанием для привлечения Арабова ФИО16. к административной ответственности, по мнению административного органа, служат изложенные в протоколе об административном правонарушении И04 от ДД.ММ.ГГГГ выводы о нецелевом использовании Управлением бюджетных средств в сумме 1298, 9 тыс. рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В силу статьи 162 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Согласно уточненной бюджетной смете на 2016 год Управлению утверждены расходы на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с отдыхом и оздоровлением детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по видам расходов, классификации расходов бюджета 148 0707 19710 54570 323 262 в сумме 1571560 рублей (из расчета 11495 рублей за 1 путевку) на приобретение 128 путевок.

Из материалов дела следует, что из Докузпаринского района поехали и отдохнули в оздоровительном лагере «Приморский» 15 детей из малоимущих семей. Управлением социальной защиты населения в МО «Докузпаринский район» были освоены оставшиеся финансовые средства на сумму 1298,9 тыс. руб. на отдых детей из МО «Буйнакский район» (100 путевок) и МО «Левашинский район» (13 путевок) в оздоровительном лагере «Солнышко». Что подтверждается соответствующими заявками указанных муниципальных образований, государственными контрактами, актами сдачи-приемки оказанных услуг, счетами-фактурами и накладными. На основании государственных контрактов от 11.06.2016г., представленных счетов-фактур, во исполнение условий контракта, согласно заявкам на кассовый расход, по классификации расходов бюджета 148 0707 19710 54570 323262, УСЗН в МО «Докузпаринский район», указанные средства перечислены Детскому оздоровительному лагерю «Солнышко», за услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Из Актов сдачи-приемки оказанных услуг от 03.07.2016г., следует, что в период летних каникул 2016г., дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, получили оздоровительные услуги в полном объеме.

При этом сведений о том, что денежные средства израсходованы на цели, не соответствующие целям, определенным бюджетной сметой, материалы дела не содержат и таковых суду не представлено.

Согласно заявкам на кассовые расходы от 23.06.2016г., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ за услуги по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, УСЗН в МО «Докузпаринский район» перечислены авансовые платежи в размере 30% Детскому оздоровительному лагерю «Солнышко» на общую сумму 1298,9 тыс. рублей.

Административным регламентом Министерства труда и социального развития Республики Дагестан установлен порядок предоставления государственной услуги по организации отдыха детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, управлениями социальной защиты населения в муниципальных районах и городских округах, согласно которому государственная услуга предоставляется по месту жительства (на территории муниципального образования по месту пребывания, фактического проживания граждан).

Из объяснений начальника УСЗН и главного бухгалтера УСЗН в МО «Докузпаринский район», следует, что из-за отказа многих родителей направлять своих детей в оздоровительные лагеря, были освоены оставшиеся финансовые средства на отдых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из Буйнакского и Левашинского районов в оздоровительном лагере «Солнышко».

Таким образом, суд приходит к выводу, что в данном случае бюджетные средства, выделенные Министерством труда и социального развития РД на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря для детей, находящихся в грудной жизненной ситуации, израсходованы строго по их целевому назначению по коду бюджетной классификации 148 0707 1971054570 323262.

Нарушения принципа адресности расходования бюджетных средств начальником УСЗН в МО «Докузпаринский район» Арабовым ФИО17 судом не установлено.

Из нормы ст. 2.4 КоАП РФ следует, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении в числе других подлежат выяснению обстоятельства, связанные с наличием события административного правонарушения.

При составлении должностным лицом протокола об административном правонарушении не исследованы все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях начальника УСЗН в МО «Докузпаринский район» Арабова ФИО18 состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст.28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись.

Из протокола об административном правонарушении И04 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Арабов ФИО19 отказался от его подписания, однако соответствующая запись об этом должностным лицом, составившим протокол, не произведена.

Согласно ч. 6 ст. ст.28.2 КоАП физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении И04 от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется сведений о вручении его копии Арабову ФИО20.

Сведений о направлении копии протокола об административном правонарушении Арабову ФИО21 в течение трех дней со дня его составления, материалы дела также не содержат.

Из объяснений Арабова ФИО22. в судебном заседании следовало, что он отказался от подписания протокола об административном правонарушении, копию протокола он не получил.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 24.5 ч.1 п.2, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника Управления социальной защиты населения в муниципальном образовании «Докузпаринский район» Арабова ФИО23 прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ.

Судья Л.Н. Акимова