ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-168/18 от 16.11.2018 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 5-168/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 ноября 2018 года г. Корсаков

Сахалинской области

Судья Корсаковского городского суда Сахалинской области Мурынчик Е.В., при секретаре Кравченко Н.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица

Общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность», расположенного по адресу: <адрес>,ИНН/КПП 6504018840/650401001

У С Т А Н О В И Л:

22 октября 2018 года в Корсаковский городской суд поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность».

Из материалов дела следует, что определением начальником отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора А. от 26 сентября 2018 года было возбуждено дело об административном правонарушении и назначении административного расследования в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность».

26 сентября 2018 года по средствам электронной почты в адрес общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» было направлено определение начальника отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора А. от 26 сентября 2018 года об истребовании у юридического лица необходимых документов с указанием на необходимость предоставления указанных документов в трехдневный срок со дня получения определения.

Указанное определение от 26 сентября 2018 года было получено обществом с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» по электронной почте.

В ответ на указанное определение 1 октября 2018 года по электронной почте от генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» Б. поступил письменный отказ в предоставлении истребуемых документов со ссылкой на их конфиденциальность.

4 октября 2018 года от общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» по электронной почте поступили решение о создании общества, свидетельство о постановке на учет, устав общества, которые определением от 26 сентября 2018 года истребованы не были.

В связи с неисполнением обществом с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» законных требований должностного лица в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ.

В судебное заседание законный представитель общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» Б. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Защитники общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» В., Гилёв С.С., Г., действующие на основании доверенностей от 13.11.2018 года, возражали против привлечения юридического лица к административной ответственности, просили о прекращении административного материала в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. Представили суду письменные возражения по делу об административном правонарушении согласно которым, общество ссылается на незаконность определения от 26 сентября 2018 года о возбуждении дела об административном правонарушении и назначении административного расследования в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность». Кроме того, указав, что истребованные должностным лицом документы юридическое лицо могло представить лишь при наличии своего согласия, а также, что истребованные документы носят конфиденциальный характер, что явилось законным основанием для их непредставления должностному лицу.

В судебном заседании присутствовал начальник отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора А., который настаивал на привлечении юридического лица к административной ответственности. Дополнительно суду пояснил, что определение от 26 сентября 2018 года об истребовании необходимых документов было направлено в адрес юридического лица простой электронной почтой, при этом определение электронной подписью уполномоченного должностного лица подписано не было в связи с тем, что в УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора отсутствуют квалифицированные сертификаты и специальные технические средства для электронной подписи. Определение от 26 сентября 2018 года об истребовании необходимых документов в адрес юридического лица почтовым отправлением направлено не было, нарочно не вручалось.

Выслушав защитников юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» В., Гилёва С.С., Д., начальника отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора А., изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо прочего, подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых доказана его вина. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, возбудивший производство об административном правонарушении.

В силу положений ст. 26.10 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение.

Статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Объективную сторону данного правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 1 Положения « О полномочиях должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющих контрольные (надзорные) функции» утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. , должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляют контрольные (надзорные) функции в области гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, судоходных гидротехнических сооружений, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой области и на метрополитене (далее - государственные транспортные инспекторы).

Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в целях осуществления контроля (надзора) в установленной сфере деятельности при исполнении должностных обязанностей осуществляет следующие полномочия: запрашивает у субъектов транспортного комплекса необходимые для выполнения задач контроля (надзора) документы и информацию; составляет протоколы об административных правонарушениях.

Согласно материалам дела, определением должностного лица - начальником отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора А. от 26 сентября 2018 года было возбуждено дело об административном правонарушении и назначении административного расследования в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность».

В рамках административного расследования 26 сентября 2018 года было вынесено определение об истребовании сведений в соответствии с которым у общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» истребованы документы, необходимые для полного и всестороннего рассмотрения дела об административном правонарушении. Юридическому лицу разъяснено о необходимости предоставления запрашиваемых документов в трехдневный срок со дня получения определения.

Из материалов дела следует, что указанное определение было направлено в адрес общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» электронной почтой.

При этом, судом принимается во внимание следующее.

Особенности делопроизводства в Ространснадзоре определены Инструкцией по делопроизводству Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденной Приказом Ространснадзора от 19 декабря 2011 г. № АК-1222фс.

Порядок работы с электронными документами регламентирован разделом 5 указанной Инструкции. Согласно п. 5.3 Инструкции для подтверждения подлинности электронных документов в Службе используются электронные подписи. Используемые средства электронной подписи должны быть сертифицированы в установленном порядке.

При обработке, рассмотрении, согласовании и подписании электронных документов в системе электронного документооборота во внутреннем документообороте Службы (докладные, служебные записки, справки, сводки и др.) могут использоваться способы подтверждения действий с электронными документами, при которых электронная подпись не используется, при условии, что программные средства, применяемые в Службе, позволяют однозначно идентифицировать лицо, подписавшее или завизировавшее документ.

Пунктом 5.6 Инструкции установлено, что прием и отправка электронных документов осуществляются Канцелярией.

В соответствии с п. 5.12 Инструкции после отправки электронного документа, заверенного электронной подписью уполномоченного должностного лица, досылки адресату его копии на бумажном носителе, как правило, не требуется, за исключением ответов на обращения граждан, поступивших по информационно-телекоммуникационным каналам, на которые в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060), заявителю дается письменный ответ, направляемый по почтовому адресу, указанному в обращении.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что электронный документ, передаваемый в другую организацию, не заверенный электронной подписью уполномоченного должностного лица, не считается документом, имеющим юридическую силу. В связи с этим при передаче такого документа адресату по электронной почте досылка оригинала является обязательной.

Вместе с тем из материалов дела усматривается, что определение об истребовании сведений от 26 сентября 2018 года, направленное обществу с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» по электронной почте, не было подписано электронной подписью вынесшего его должностного лица. Данное обстоятельство не оспаривалось самими должностным лицом А. в ходе рассмотрения дела.

При этом, доказательства направления определения должностного лица об истребовании документов от 26 сентября 2018 года почтовым отправлением, личного вручения юридическому лицу материалы дела не содержат.

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что определение от 26 сентября 2018 года об истребовании документов было направлено обществу с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» электронной почтой, не заверенное электронной подписью уполномоченного должностного лица, при этом, оригинал указанного определения в адрес юридического лица почтовым отправлением направлен не был, нарочно не вручался. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что определение должностного лица от 26 сентября 2018 года об истребовании документов, полученное юридическим лицом по электронной почте, не имело юридической силы в связи, с чем обязанность по его исполнению у общества отсутствовала.

Принимая во внимание изложенное, прихожу к выводу, что вменяемое обществу с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» событие административного правонарушения, отсутствует.

Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, производство в отношении общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» подлежит прекращению по п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Изложенные доводы защитников в ходе рассмотрения административного материала, существенного значения по делу не имеют.

Руководствуясь ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Подразделения транспортной безопасности «Скат - Транспортная безопасность» прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья

Корсаковского городского суда Е.В. Мурынчик