ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-168/2017 от 07.06.2017 Октябрьского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 5-168/2017 07 июня 2017 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга А.А. Токарь, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261),

у с т а н о в и л:

В Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга поступил протокол об административном правонарушении № 104-п от 08.02.2017, составленный и.о. государственного инспектора отдела контроля и надзора за безопасностью движения Северо-Западного Управления государственногожелезнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее Управление) в отношении Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261), о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, с приложенными к нему светокопиями материалов административного расследования, проведенного Управлением в отношении указанного юридического лица.

Из протокола усматривается, что 07.01.2017 с 16:20 по 17:50 Министерством обороны Российской Федерации, расположенным по адресу: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19 в отсутствие лицензии осуществлялась погрузо-разгрузочная деятельность с опасными грузами в адрес войсковой части 45752 на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем ОАО «РЖД», примыкающим к станции Балтийск Калининградской железной дороги, а именно:

на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий ОАО «РЖД», примыкающий через стрелочный перевод № 7 к станции Балтийск, производится подача вагонов под выгрузку с грузом «топливо дизельное», класс опасности - 3, аварийная карточка – 315; согласно справке, поступившей от Калининградского территориального центра фирменного транспортного обслуживания за период с 01.12.2016 по 09.01.2017 года в адрес войсковой части 45752 подано под выгрузку 23 цистерны.

В соответствии с пунктом 27 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит обязательному лицензированию.

По смыслу пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Статьей 2 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» от 10.01.2003 №18-ФЗ опасный груз определен как груз, который в силу присущих ему качеств при определенных условиях при перевозке, выполнении маневровых, погрузочно-разгрузочных работ и хранении, может стать причиной взрыва, пожара, химического или иного вида заражения либо повреждения технических средств, устройств, оборудования и других объектов железнодорожного транспорта и третьих лиц, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда окружающей среде. В связи с чем, к субъекту гражданского оборота, желающему осуществлять работу с опасными грузами, в том числе и погрузочно-разгрузочные работы применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, необходимо пройти специальную разрешительную процедуру, подтверждающую наличие комплекса условий материально-технической и кадровой базы, удовлетворяющих безопасной работе с опасными грузами на железнодорожном транспорте.

Из взаимосвязанного смысла приведённых правовых норм следует, что для осуществления погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте необходимо специальное разрешение (лицензия).

«Пользователем» железнодорожного пути необщего пользования при станции Балтийск Калининградской железной - филиала ОАО «РЖД» согласно договору на подачу уборку вагонов № 131 от 11.10.2012 с учётом изменений, внесённых дополнительным соглашением от 19.04.2013, является Министерство обороны Российской Федерации, войсковая часть 45752 входит в структуру «Пользователя».

Министерство Обороны РФ в лице войсковой части 45752, осуществляющее деятельность на полигоне Калининградской железной дороги – филиала ОАО «РЖД (станция примыкания Балтийск), в нарушение требований Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства РФ от 21.03. 2012г. № 221 «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте», осуществляет погрузо-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте без лицензии.

Частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Из диспозиции указанной статьи следует, что объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией этой правовой нормы, является установленный порядок лицензирования отдельных видов деятельности, не связанной с извлечением прибыли, при этом объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Таким образом, для наступления административной ответственности, предусмотренной санкцией упомянутой статьи, необходимо установить следующие обстоятельства: факт осуществления Министерством Обороны Российской Федерации деятельности по работе с опасными грузами, в том числе и погрузочно-разгрузочные работы применительно копасным грузам на железнодорожном транспорте, а также факт отсутствия специального разрешения (лицензии) или сертификата на осуществление данного вида деятельности.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Наличие в действиях Министерства Обороны Российской Федерации события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и его виновность в совершении данного правонарушения подтверждаются совокупностью исследованных доказательств:

- договором № 131 от 11.10.2012, согласно которому:

подача вагонов, их расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути, осуществляется локомотивом «Перевозчика», прибывшего в адрес «Пользователя» - Министерства Обороны РФ, в лице войсковой части 45752, входящей в структуру «Пользователя», а «Пользователь» - Министерство Обороны РФ - обязуется выполнять требования ГОСТа-22235-2010 при производстве погрузочно-разгрузочных и маневровых работ, несет ответственность за повреждение вагонов, преданных на железнодорожный путь необщего пользования, в соответствии со статьей 104 Устава железнодорожного транспорта РФ (п. 19); при этом ответственность за наличие необходимых лицензий для осуществления деятельности на железнодорожном пути необщего пользования в соответствии с пунктом 20 договора № 131 от 11.10.2012 несет «Пользователь», то есть Министерство Обороны РФ, которое является ответственным лицом за соблюдение законодательства в области лицензирования при осуществлении погрузо-разгрузочной деятельности с опасными грузами;

- копиями железнодорожных накладных, дорожных ведомостей, ведомостей подачи и уборки вагонов;

- протоколом аттестационной комиссии Калининградского ТЦФТО № 252 от 13.10.2016 о проверке знаний работника войсковой части 45752 в объеме, соответствующем должностным обязанностям при производстве погрузки грузов в цистерны, вагоны;

- копией приказа № 97-о от 12.10.2016 о назначении Поповой Ю.А. (сливщика-наливщика отделения хранения горючего) ответственным лицом за погрузку грузов войсковой части 45752;

- копией информационного письма начальника Калининградского ТЦФТО ОАО «РЖД» об осуществлении войсковой частью 45752 на железнодорожных путях необщего пользования Калининградской железной дороги на станции Переславское – Западное подлежащих лицензированию погрузочно-разгрузочных операций с опасными грузами: с грузом «ВМ» (1 класс опасности) и дизельное топливо, топливо реактивное (3 класс опасности) в отсутствие лицензии;

- письмом и.о. начальника Калининградского ТЦФТО об осуществлении войсковой частью 45752 подачи вагонов под выгрузку с опасными грузами: «топливо дизельное» (3 класс опасности, аварийная карточка 315);

- отсутствием Министерства обороны Российской Федерации как лицензиата в реестре действующих лицензий на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, в открытом доступе сети Интернет по адресу http://rostransnadzor.ru/deyatel-nost/litsenzii/, иными материалами дела об административном правонарушении, отсутствием возражений Министерства обороны Российской Федерации относительно сведений, установленных в ходе проведённого административного расследования.

Раннее в адрес Министерства Обороны Российской Федерации (Войсковая часть 45752) также поступали опасные грузы, а именно, 17.12.2016 на ст. Осенцы груз «топливо дизельное», АК № 315, в 12 вагонах принят к перевозке (дорожная ведомость № 2257433, 22574216, 22574219, 22574185, 22574198, 22574160, 22574141, 22574145, 22573929, 22573933, 22573881, 22573837). Согласно ведомости подачи и уборки вагонов № 126067 в период с 12 часов 40 минут до 17 часов 40 минут 24 декабря 2016 года была произведена выгрузка опасного груза «топливо дизельное». 30 декабря 2016 года на ст. Осенцы принят к перевозке опасный груз «топливо дизельное, АК № 315, в 11 вагонах (согласно дорожным ведомостям № 22 44467, 22637383, 22637208, 22637117, 22637171, 22637372, 22637342, 22637215, 11 44407, 22644356, 22644218). Согласно ведомости подачи и уборки вагонов № 012002 в период с 16 часов 20 минут до 17 часов 50 минут 07.01.2017 года была произведена выгрузка опасного груза «топливо дизельное». Таким образом, подтверждены факты неоднократной выгрузки опасного груза на железнодорожном пути необщего пользования грузополучателем Министерство Обороны Российской Федерации (в/ч 45752);

Суд, проверив представленные доказательства, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, и дав всем собранным по настоящему делу доказательствам оценку, пришел к выводу, что представленные доказательства являются относимыми, допустимыми, объективными и достоверными, их совокупность – достаточной для разрешения настоящего дела об административном правонарушении. У суда нет оснований не доверять представленным доказательствам, поскольку они имеют последовательный, объективный и непротиворечивый характер, взаимно дополняют друг друга, полно, всесторонне устанавливают обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Исходя из изложенного, суд считает установленными и доказанными факт совершения Министерством Обороны Российской Федерации административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, его вину в совершении данного правонарушения.

При решении вопроса о применении наказания суд, учитывая установленные обстоятельства, характер правонарушения, принципы пропорциональности и соразмерности административного наказания полагает возможным назначить Министерству обороны Российской Федерации наказание, предусмотренное санкцией ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде предупреждения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

п о с т а н о в и л:

Признать Министерством Обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261), юридический адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, свидетельство о государственной регистрации юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1037700255284 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти суток со дня вручения копии постановления, через Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья: А.А. Токарь