ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-168/2021 от 12.05.2021 Оренбургского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 5-168/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Вводная и резолютивная части постановления объявлены 12 мая 2021года

Постановление в окончательной форме изготовлено 14 мая 2021 года

14 мая 2021 года г. Оренбург

Судья Оренбургского районного суда Оренбургской области Гаврилова Ю.В.,

с участием защитника юридического лица ООО «НПП Рона» Болдова С.К.,

при секретаре Смирновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственности «Научно-производственное предприятие Рона» (ООО «НПП Рона»), ИНН 561004723452, ОГРН 10256602728513, адрес место нахождения: 460507, Оренбургская область, Оренбургский район, п. Пригородный, пер. Таежный, д. 4,

УСТАНОВИЛ:

ООО «НПП РОНА» (далее Общество), будучи лицом, осуществляющим научное руководство и авторский надзор за проведением ремонтных работ по муниципальному контракту на выявленном объекте культурного наследия «Лечебница глазная. Конец XIX в. Кирпичный стиль», расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Краснознаменная, д. 43, в нарушение требований п. 7 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в течение 90 дней после выполнения работ не представило в Инспекцию Государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области отчётную документацию, включающую научный отчёт о выполненных работах.

В судебное заседание законный представитель юридического лица ООО «НПП Рона» не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, об уважительности причин неявки суду не сообщил, в связи с чем судья определил, рассмотреть дело в его отсутствие.

В судебном заседании защитник ООО «НПП Рона» Болдов С.К. вину не признал, жалобу поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в ней.

По обстоятельствам пояснил, что согласно «СП 11-110-99. Авторский надзор за строительством зданий и сооружений» авторский надзор является одним из видов услуг, оказываемых заказчику в соответствии с договором разработчиком рабочей документации на строительство объекта. Авторский надзор - один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте. Необходимость проведения авторского надзора относится к компетенции заказчика и, как правило, устанавливается в задании на проектирование объекта. В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 год № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» авторский надзор выполняет организация, которая выполнила проект. В соответствии со ст. 45 Указанного Закона работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В разрешении на проведение работ указан номер договора, который не соответствует тому номеру договора, по которому истек срок, а разрешение не могло быть выдано в отсутствие договора. Инспекция, при составлении протокола об административном правонарушении не обратила внимание на этот факт, это в соответствие с приказом является основанием к отказу на проведение работ, заказчик обязан обратиться за получением нового разрешения, это существенные несоответствия. При отсутствии договора разрешение выдано быть не может, договор с нами не заключался. В период проведения работ в 2020 года ООО «НПП Рона» не осуществляла авторский надзор и отчет не предоставляла.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что между ООО «НПП Рона» и МБУ «Спортивная школа № 2 «Прогресс» в 2019 году заключен договор авторского надзора за проведением реставрационных работ на указанном в протоколе об административном правонарушении объекте культурного наследия. Разрешение на проведение работ подрядчиком было получено в 2019 году, срок проведения работ ограничивался 15 ноября 2019 года. Договор авторского надзора закончил срок своего действия 31 декабря 2019 года и более не продлевался, новый договор в отношении этого же объекта не заключался, в связи с чем у Общества отсутствовала обязанность осуществлять авторский надзор за работами на объекте по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 43. Разрешение на проведение работ подрядчику выдано в нарушение закона, поскольку договор авторского надзора не был заключен ни с их организацией, ни с какой-либо другой. В январе 2020 года сотрудники Общества посещали объект, однако это было личной инициативой.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что в 2019 году она осуществляла авторский надзор за реставрационными работами на объекте культурного наследия по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 43, однако работы до настоящего времени подрядчиком не выполнены, возбуждены уголовные дела по факту неисполнения муниципальных контрактов. В 2020 году Общество составляло дополнительную смету на строительные работы, а в марте 2020 года подрядчик получил разрешение на проведение работ по другому объекту, а не тому, что указан в протоколе об административном правонарушении. Ссылаясь на государственный стандарт по ведению авторского надзора, считает, что Общество не обязано было осуществлять авторский надзор в 2020 году, так как основанием для этого является лишь действующий договор об авторском надзоре, которого в 2020 года у Общества не имелось, таким образом, им не нарушалось законодательство об объектах культурного наследия.

Лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, главный специалист отдела государственного надзора инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области Горшкова А.В., пояснила, что на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия №18 от 22 декабря 2020 года, был осуществлен выезд по месту нахождения выявленного объекта культурного наследия «Лечебница глазная. Конец XIX в. Кирпичный стиль», расположенного по адресу: г.Оренбург, ул.Краснознаменная, д. 43, и установлено, что на основании разрешения на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, в срок, указанный в разрешении, на вышеуказанном объекте ООО «Бетонстройкомплект» завершены работы в рамках исполнения гарантийных обязательств по муниципальному контракту, однако в течение 90 суток, после установленного в разрешении срока, в нарушение п. 7 ст. 45 ФЗ от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в Инспекцию отчетной документации о выполненных работах, не поступало. В связи с чем, в отношении ООО «НПП Рона», осуществляющего на основании договора от 19 сентября 2019 года №1739-19 авторский надзор за вышеуказанным объектом культурного наследия, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ.

Допрошенный в ходе судебного заседания свидетель Абдуллаев Ф.К. пояснил, что в 2019 году на основании муниципального контракта осуществлял ремонтные работы на объекте культурного наследия по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 43. Для чего его организация получала в Инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области разрешение на проведение работ, срок действия которого истекал 15 ноября 2019 года. В связи с тем, что погодные условия не позволили завершить все работы до указанного срока, а организация уже приобрела для этого все необходимые материалы, заказчик подписал акты выполненных работ с договоренностью о том, что как только погодные условия позволят, они доделают работы по муниципальному контракту. В 2019 году при проведении работ по контракту на объекте культурного наследия авторский надзор осуществляло ООО «НПП «РОНА» В начале 2020 года он обращался в Инспекцию, ему было выдано разрешение на проведение работ, в котором указано, что будут проводиться работы в рамках гарантийных обязательств по муниципальному контракту, срок до 30 апреля 2020 года. В указанный в разрешении срок, его организация выполнила все работы, при этом сотрудников ООО «НПП «РОНА» на объекте он не видел. После 30 апреля 2020 года на объекте по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 43 его организация никакие работы не выполняла.

Выслушав мнение защитника и показания свидетелей, изучив представленные материалы, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи.

Согласно части 3 статьи 7.13 КоАП РФ действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, которые регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ). Предметом правонарушения являются объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны.

Требования сохранения и использования объекта культурного наследия, за нарушение которых установлена административная ответственность, связаны с обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, являющимися предметом его охраны, а также с соблюдением установленного режима содержания и использования сопряженных с недвижимым памятником истории и культуры зон его охраны.

Из материалов дела усматривается, что по адресу: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 43, располагался выявленный объект культурного наследия «Лечебница глазная. Конец XIX в. Кирпичный стиль», являющийся согласно списку, утвержденному приказом департамента по культуре и искусству Оренбургской области от 16 июня 2008 года № 218, вновь выявленным памятником истории и культуры г. Оренбурга (п. 87), состоящим на учете с 03 ноября 1997 года.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «город Оренбург наделен статусом исторического поселения, где государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, а также другие ценные объекты (Закон Оренбургской области от 03 июля 2013 года № 1678/503-V-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Оренбургской области».

На основании заявления от 20 января 2020 года, 23 марта 2020 года ООО «Бетонстройкомплект» выдано разрешение на проведение ремонта (в рамках гарантийных обязательств) на выявленном объекте культурного наследия по адресу: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 43, «Лечебница глазная. Конец XIX в. Кирпичный стиль» со сроком проведения работ до 30 апреля 2020 года. Основанием для выдачи данного разрешения послужил муниципальный контракт от 18 сентября 2019 года , согласно эскизному проекту реставрации, разработанному ООО «НПП «РОНА», при авторском надзоре заместителя директора ФИО2

В соответствии с п. 7 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.

На основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 22 декабря 2020 года № 18, осуществлен выезд по месту нахождения выявленного объекта культурного наследия по адресу: г.Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 43, «Лечебница глазная. Конец XIX в. Кирпичный стиль», и установлено, что все работы завершены работы, однако отчетной документации, включая научный отчёт о выполненных работах, в Инспекцию не поступило, в связи с чем был составлен акт о проведении мероприятия по контролю за ранее выданным разрешением на проведение работ от 22 декабря 2020 года.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО «НПП Рона», осуществляющего авторский надзор и научное руководство, согласно договору 19 сентября 2019 года , и будучи лицом осуществившим разработку эскизного проекта реставрации, протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 7.13 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 28 декабря 2020 года ; договором на авторский надзор от 19 сентября 2019 года , разрешением на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия от 09 октября 2019 года; муниципальным контрактом от 18 сентября 2019 года , заявлением о выдаче разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от 20 января 2020 года ; разрешением на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия от 23 марта 2020 года; заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 22 декабря 2020 года № 18; актом о проведении мероприятия по контролю за ранее выданным разрешением на проведение работ от 22 декабря 2020 года, а также иными материалами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Таким образом, оценив всю совокупность представленных доказательств, суд считает вину ООО «НПП Рона» в совершении административного правонарушения доказанной, его действия подлежат квалификации по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях.

Судья не соглашается с доводами о том, что Общество в силу отсутствия действующего договора с заказчиком на авторский надзор не должно было осуществлять авторский надзор и научное руководство, поскольку они противоречат действующему законодательству.

В соответствии с определениями, данными в п.п. 3.1, 3.2, 3.4 «ГОСТа Р 56200-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 30 октября 2014 года № 1460-ст (далее - ГОСТ Р 56200-2014) и в п.п. 3.1.26, 3.1.27, 3.1.21 «ГОСТа Р 55528-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования», утвержденного и введенного в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 г. № 593-ст (далее - ГОСТ Р 55528-2013):

- авторский надзор: один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, осуществляемый в целях обеспечения соответствия проектных решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым работам на объекте;

- научно-проектная документация: единый комплекс научно-исследовательской, научно-изыскательской, проектной, сметной и отчетной документации для проведения работ по сохранению объектов культурного наследия (консервации, ремонта, реставрации, приспособления объекта для современного использования), а также воссозданию.

Научное руководство и авторский надзор на объекте культурного наследия осуществляется в течение всего срока выполнения работ по его сохранению (п. 4.5 ГОСТа Р 56200-2014).

В случаях невозможности установления местонахождения автора проекта (физического или юридического лица), его отказа от осуществления научного руководства и авторского надзора, ликвидации проектной организации или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, приостановлении действия или аннулировании лицензии на деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации допускается привлечение сторонних проектных организаций и физических лиц.

Факт невозможности осуществления научного руководства и авторского надзора автором проекта оформляется документально (п. 4.8 ГОСТа Р 56200-2014).

На основании изложенного и совокупности исследованных доказательств суд приходит к выводу о том, что именно ООО «НПП «РОНА» как лицо, осуществлявшее разработку документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, указанного в протоколе об административном правонарушении, и на которое, в связи с этим, возложена обязанность осуществлять авторский надзор за их проведением, должно было предоставить в Инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области в срок до 18 сентября 2020 года отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как материалы рассматриваемого дела не содержат доказательств, подтверждающих, что в ходе осуществления Обществом своей деятельности в качестве лица, осуществляющего научное руководство и авторский надзор за проведением работ на выявленном объекте культурного наследия, приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ, за нарушение которых установлена административная ответственность, как не представлено и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, что указывает на его вину.

Доводы об отсутствии у Общества обязанности осуществлять авторский надзор за проведением ремонтных работ на объекте по адресу: г. Оренбург, ул. Краснознаменная, д. 43, ввиду того, что срок действия соответствующего договора истек, подлежат отклонению, поскольку такая обязанность возложена на данное Общество в силу положений Федерального закона РФ № 73-ФЗ.

Доказательств, свидетельствующих о принятии ООО «НПП «РОНА» всех зависящих от него, достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, в материалы дела не представлено.

Обстоятельств, при которых допускается привлечение для осуществления авторского надзора сторонних лиц, по делу не установлено.

Факт невозможности осуществления авторского надзора автором проекта, в том числе отказ ООО «НПП «РОНА» от его осуществления, документально не оформлялся. Напротив, в материалы дела представлен журнал реставрации, научно-методического руководства и авторского надзора, по указанному в деле объекту культурного наследия, из которого видно, что авторский надзор осуществлялся в 2019 году, последняя запись сделана 23 декабря 2020 года, что противоречит показаниями свидетеля ФИО4 о том, что после 30 апреля 2020 года его организация не выполняла на том объекте никаких работ.

Ссылки на то, что Общество не уведомлялось о необходимости авторского надзора и о проведении работ по сохранению соответствующего объекта культурного наследия на основании разрешения от 23 марта 2020 года, не свидетельствуют об отсутствии состава вменяемого административного правонарушения, а лишь подтверждают непринятие ООО «НПП «РОНА» всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, не истёк.

Переходя к вопросу о назначении административного наказания ООО «НПП Рона» суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, судья учитывает: привлечение юридического лица к административной ответственности за нарушение законодательства об объектах культурного наследия впервые.

Судья, принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, фактические обстоятельства его совершения, с учётом имущественного и финансового положения юридического лица, считает, что справедливым и достаточным за совершенное административное правонарушение будет назначение Обществу административного наказания с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, полагая, что именно оно достигнет цели – предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

признать общество с ограниченной ответственности «Научно-производственное предприятие Рона» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения наказания, по следующим реквизитам:

УФК по Оренбургской области (инспекция государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области),

ИНН5610234048, КПП 561001001

Банк: Отделение Оренбург, УФК по Оренбургской области, г. Оренбург,

БИК 015354008,

к/с 4010 2810 5453 7000 0045,

р/с 0310 0643 0000 0001 5300

ОКТМО 53701000

Квитанция об уплате административного штрафа должна быть передана в суд.

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд Оренбургской области в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии постановления.

Судья Ю.В. Гаврилова