УИД 47RS0005-01-2022-000449-27
Дело № 5-168/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
гор. Выборг 11 мая 2022 года
Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Прокопьева Марина Владимировна,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица перевозчика ОАО «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») ИНН <***> ОГРН <***> КПП 770801001 дата регистрации 23.09.2003 (Россия, 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2),
у с т а н о в и л:
юридическое лицо перевозчик ОАО «РЖД» сокрыло товар от таможенного контроля, путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров, при перемещении их через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союза), то есть совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ.
06.08.2021 в 17 часов 07 минут на станции Светогорск ЖДПП Бусловская в ходе проведения сотрудниками ПУ ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, службы в г. Выборге осмотра грузового железнодорожного состава № 3719, двигавшегося по выезду из РФ, в верхней части хребтовых балок путем крепления при помощи магнитов к раме железнодорожных вагонов типа «платформа» №№ 42385013, 42366328, перевозимых груз «древесина не обработанная», были обнаружены и изъяты следующие товары:
Сигареты марок «Marlboro (красный)», «Marlboro Gold Lights», «Winston Superslim», «Queen menthol» в 4 полиэтиленовых мешках черного цвета, общим количеством 1428 пачки.
В соответствии с п.1 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик представляет следующие документы и сведения (далее - ТСД): транспортные (перевозочные) документы; передаточная ведомость на железнодорожный подвижной состав; документ, содержащий сведения о припасах; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о: отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); станции отправления и станции назначения товаров (наименования); количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах); идентификационных номерах контейнеров.
В соответствии с п. 45 Приказа Минтранса РФ от 09.02.2010 N 31 "Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в железнодорожных пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте РФ 02.03.2010 N 16540) (далее - Приказа Минтранса РФ от 09.02.2010 N 31) за 1 час до прибытия поезда дежурный по железнодорожной станции и уполномоченный работник перевозчика информируют комиссию о количестве и типе вагонов в поезде, характере грузов и товаров, перевозимых через государственную границу в объеме полученной от сопредельной железнодорожной администрации поездной передаточной ведомости (далее - ППВ).
В соответствии с п. 49 Приказа Минтранса РФ от 09.02.2010 N 31 после прибытия поезда уполномоченный работник перевозчика с разрешения старшего пограничного наряда получает от локомотивной бригады перевозочные и товаросопроводительные документы, обрабатывает их и распечатывает ППВ в количестве экземпляров, установленном пограничным железнодорожным соглашением между Российской Федерацией и сопредельным государством.
В соответствии с п. 50 Приказа Минтранса РФ от 09.02.2010 N 31 после обработки перевозочные и товаросопроводительные документы передаются вместе с ППВ в подразделениях таможенного органа для выполнения контроля документов с занесением времени передачи документов в журнал приема-сдачи документов.
В зону таможенного контроля железнодорожной станции Светогорск таможенного поста ЖДПП Бусловская Выборгской таможни, расположенной по адресу: 188900, <...>, лит. А, 06.08.2021 прибыл грузовой поезд № 3719, поездная передаточная ведомость (далее - ППВ) № 4953, следующий из России в Финляндию, в составе которого находились железнодорожные платформы №№ 42385013, 42366328 с товаром «лесоматериалы из «березы».
Агентом по передаче груза ОАО «РЖД», согласно статьи 92 и пункту 4 статьи 89 ТК ЕАЭС, 06.08.2021 в 14 часов 27 минут были представлены для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля ТСД на железнодорожные платформы №№ 42385013, 42366328: декларация на товары (далее - ДТ) № 10228010/220721/0330773, ведомости вагонов к железнодорожной накладной № 52101016, 52110170, отгрузочная спецификация № 06, 07 от 15.07.2021.
По ДТ № 10228010/220721/0330773 от отправителя/экспортера ООО «АРТ-ЛЕС» (197341, <...>, лит. Б, оф. 24) в адрес получателя СТОРА ЭНСО (55100, Финляндия, г. Имотра, Хеикинкату 1), на железнодорожных платформах №№ 42385013, 42366328 перемещались товары: лесоматериалы из березы, общим объемом 123,63 куб. метров с корой.
Перевозчик ОАО «РЖД» фактически владел перемещаемыми товарами, до вступления в правоотношения с таможенным органом по совершению таможенных операций в отношении товаров при их убытии с таможенной территории ЕАЭС, принятых к международной перевозке железнодорожным транспортом, допустил доступ третьих лиц к железнодорожному составу, убывающему в Финляндию, что привело к возможности размещения товаров на внутренних частях наружных и внешних конструктивных рам ж/д платформ №№ 42385013, 42366328, не обеспечил принятия должных мер по проведению коммерческих и технических осмотров вагонов, что привело к незаконному перемещению перевозчиком ОАО «РЖД» товаров в виде их сокрытия от таможенного контроля, путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза.
Руководствуясь требованиями ст. 27.10 КоАП РФ, протоколом изъятия вещей и документов от 26.08.2021 в качестве предмета АП был изъят товар: 1.сигареты торговой марки «Marlboro» (красный) без акцизных марок – 1107 пачек, 2. сигареты торговой марки «Marlboro Gold Light» без акцизных марок – 41 пачка, 3.сигареты торговой марки «Queen Menthol» c акцизными марками Республики Беларусь – 129 пачек, 4.сигареты торговой марки «Winston Superslim», без акцизных марок – 151 пачка. Всего перемещалось 1428 пачек.
Согласно пп. 25 п.1 ст. 2 ТК ЕАЭС под незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается перемещение товаров, в том числе с сокрытием от таможенного контроля.
Под сокрытием в данном случае понимается утаивания товаров, т.е. их физическое размещение в местах, не предназначенных для их транспортировки с использованием дополнительных креплений (магнитов), что затрудняет их обнаружение.
Согласно п. 2 ст. 94 ТК ЕАЭС товары Союза должны быть фактически вывезены с таможенной территории Союза в том же количестве и том же состоянии, в которых они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру.
Согласно п. 5 ст. 94 ТК ЕАЭС товары Союза могут быть вывезены с таможенной территории Союза в меньшем количестве, чем количество, заявленное при их помещении под определенную таможенную процедуру, вне зависимости от причин, по которым произошло уменьшение количества товаров.
Указанными нормами международного права именно на ОАО «РЖД» возложена обязанность по обеспечению перемещения товаров от отправителя в адрес получателя, в том же количестве и том же состоянии, в которых они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру, а также по недопущению незаконного перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС.
Следовательно, при проведении таможенного контроля установлено, что перевозчик ОАО «РЖД», ИНН <***>, сокрыл товары от таможенного контроля путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров, при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст. 16.1 КоАП России.
Таможенным органом в качестве доказательств события и состава административного правонарушения представлены: сообщение о наличии состава АП от 17.08.2021; протокол обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств от 06.08.2021; копия поездной ведомости №4953; копия декларации на товар №10228010/220721/0330773; копия отгрузочной спецификации №6 от 15.07.2021; копии актов таможенного осмотра №№10206022/060821/000081, 10206622/060821/000082, 10206022/060821/000083, 10206022/060821/000084; протокол изъятия вещей и документов от 26.08.2021; определение о назначении товароведческой экспертизы от 29.11.2021; заключение эксперта ЭКС ЦЭКТУ №12402080/0037679 от 24.12.2021; протокол опроса в качестве свидетеля приемосдатчика груза от 08.12.2021 гражданки РФ ФИО1 согласно которому следует, что в ее должностные обязанности входит проведение коммерческого осмотра составов, т.е. это осмотр вагонов и товара на наличие неисправностей груза. Гр. РФ ФИО1 проводился осмотр железнодорожного состава № 3719, а именно железнодорожных вагонов типа «платформа» № 42385013 и № 42366328, двигавшегося по выезду из РФ. Данный осмотр подвижного состава проводился на наличие посторонних предметов (мусора) на вагонах. В ходе проведения указанного осмотра сокрытый товар под вагонами № 42385013 и № 42366328 не был выявлен; протокол опроса от 24.12.2021 в качестве свидетеля приемосдатчика груза гражданки РФ ФИО3 согласно которому следует, что в ее должностные обязанности входит проведение коммерческого осмотра составов, т.е. это осмотр вагонов и товара на наличие неисправностей груза. Гр. РФ ФИО3 проводился осмотр железнодорожного состава № 3719, а именно железнодорожных вагонов типа «платформа» № 42385013 и № 42366328, двигавшегося по выезду из РФ. Данный осмотр подвижного состава проводился на наличие посторонних предметов (мусора) на вагонах с двух сторон. В ходе проведения указанного осмотра сокрытый товар под вагонами № 42385013 и № 42366328 не был выявлен; иные материалы дела об АП.
Согласно заключению эксперта ЭКС – региональный филиал ЦЭКТУ г. Санкт - Петербурга от 24.12.2021 №12402080/0037679 рыночная стоимость товара (сигарет, общим количеством 1428 пачек), являющегося предметом административного правонарушения, на внутреннем рынке РФ по состоянию на 06.08.2021 составила 267 983,44 рублей.
В судебное заседание руководитель или защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ОАО «РЖД» не явились, извещены надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представили.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, признается сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза.
Из положений указанной нормы следует, что субъективная сторона состава рассматриваемого административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.
Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Из указанного следует, что для признания ОАО "РЖД" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, необходимо было установить, что юридическое лицо сознавало, что своими действиями (бездействием) оно скрывает товар от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза. Между тем, таких доказательств установлено не было.
Как следует из фототаблицы № 1 фото № 2 (л.д. 16) сокрытый товар был расположен во внутренней части хребтовых балок под железнодорожным вагоном типа «платформа».
В судебном заседании 23.03.2022 в качестве свидетеля была допрошена приемосдатчик груза и багажа ОАО «РЖД» ФИО1., которая показал, что в она производила коммерческий осмотр железнодорожного состава № 3719, в том числе, железнодорожных вагонов типа «платформа» № 42385013 и № 42366328, поскольку в ее должностные обязанности входит проведение именно коммерческого осмотр вагонов и товара на наличие неисправностей груза, правильности крепления груза, наличие мусора на платформе вагона. В ходе проведения осмотра «платформ» скрытого товара обнаружено не было, поскольку осмотр производится от пола «платформы» и вверх, а товар (как потом было выявлено пограничниками) был сокрыт в углублениях хребтовых балок под «платформой», что объемом коммерческого осмотра не охватывается.
Согласно должностной инструкции приемосдатчика груза и багажа железнодорожной станции Светогорск ОАО «РЖД», утвержденной 28.11.2019, приемосдатчик груза обязан, в том числе, проводить коммерческий осмотр вагонов в поездах или вагонов, подаваемых под погрузку (л.д 2.1.8).
Согласно п. 23.1 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 28 (ред. от 03.10.2011) "Об утверждении Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом" прием к перевозке грузов в подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ, или вагонах с наложением закруток установленного типа, в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов, производится перевозчиком без проверки грузов в вагонах путем проведения визуального осмотра коммерческого состояния вагонов (исправность ЗПУ, закруток, люков, шелевок, обивки и т.п.).
Порядок производства коммерческого осмотра вагонов предусмотрен Правилами коммерческого осмотра поездов и вагонов, утвержденных МПС России 29 декабря 1995 года N ЦМ-360 (далее - Правила), в соответствии с пунктом 3.1 которых все прибывающие на станцию поезда должны встречать работники, производящие коммерческий осмотр в установленном технологическим процессом месте для проверки в процессе движения состояния люков, дверей и кузовов вагонов, размещения и крепления грузов на открытом подвижном составе, наличия запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), пломб и закруток.
Пунктом 5.2 Правил установлены признаки неисправностей вагонов (контейнеров), которые являются обязательными основаниями для выгрузки груза и проверки его количества и состояния, в том числе: неисправности, требующие перегруза; признаки хищения (проломы, пробоины стен, крыши, пола вагона и контейнеров, следы вскрытия тары и выемки грузовых мест), а также вагоны с разрядными грузами, огнестрельным оружием и грузами иностранных представительств.
Перечнем коммерческих неисправностей, при наличии которых вагоны запрещается отправлять со станции (Приложение N 2 к Правилам), также перечислены признаки неисправностей вагонов, которые должны быть выявлены при коммерческом осмотре вагонов, например, отсутствие на вагонах пломб (ЗПУ), повреждение пломб (ЗПУ), отсутствие закруток, неправильная загрузка вагонов, открытые и незапертые двери вагонов, открытые люки полувагонов, незакрытые платформы бортов, течь груза из кузова вагона или котла цистерны и прочее.
Из анализа положений Правил следует, что коммерческий осмотр предполагает только визуальный осмотр подвижного состава работниками ОАО "РЖД" без осмотра иных мест, не предназначенных для транспортировки товаров, и доступ к которым затруднен, для целей выявления тайников, специально изготовленных или приспособленных для сокрытия товаров для целей незаконного перемещения через таможенную границу.
Единый типовой технологический процесс коммерческого осмотра вагонов и поездов на железнодорожных станциях, утвержденный Распоряжением ОАО "РЖД" от 31 декабря 2019 года N 3116/р (действующего на момент выявления правонарушения), определяет коммерческий осмотр как комплекс мероприятий, направленных на выявление несоответствий условий размещения и крепления грузов требованиям технических условий, правил перевозки и сохранности груза, в том числе с использованием программно-технических средств проведения коммерческого осмотра, из чего следует, что выявление сокрытого незаконно перемещаемого груза этим актом также не отнесено к задачам коммерческого осмотра. Пункт 2.1.1 Типового технологического процесса предусматривает проверку в ходе коммерческого осмотра соблюдение условий погрузки, в том числе: состояние и правильность размещения и крепления грузов на открытом подвижном составе; соблюдение габарита погрузки; наличие необходимых знаков, надписей и маркировок на вагоне, контейнере; соответствие фактической массы груза данным, указанным в перевозочном документе; и другие, касающиеся соблюдений условий погрузки; состояние груза, в том числе: наличие выемок грузов; видимые следы порчи, повреждения, недостачи груза; и другие, касающиеся состояния груза; исправность и состояние вагонов, контейнеров в коммерческом отношении, в том числе: исправность верхних разгрузочных люков; исправность загрузочных люков специализированных вагонов; исправность дверей; исправность кузовов вагонов (наличие повреждений, прорубов); исправность фитингов контейнеров; состояние упорных головок фитинговых платформ (приведение в рабочее положение); полное закрытие бортов, люков, дверей и наличие необходимых зазоров; наличие остатков ранее перевозимых грузов, не снятых реквизитов крепления и мусора; и другие, касающиеся состояния вагонов, контейнеров в коммерческом отношении; наличие и состояние запорно-пломбировочных устройств (ЗПУ), пломб и закруток, что само по себе также не свидетельствует о возможности обнаружения сокрытых в полостях вагона вложений.
Технический осмотр железнодорожных вагонов в соответствии с Технологией безопасной эксплуатации и ремонта подвижного состава промышленного железнодорожного состава, утвержденной Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 30 марта 2001 года N АН-25-р (Приложение N 2 к Распоряжению), предполагает только техническое обслуживание вагонов для поддержания работоспособности и безопасности их эксплуатации, в том числе выявление технических неисправностей, угрожающих безопасности движения, в частности, выявление неисправностей: ходовых частей, тормозных устройств, нижних рам кузова, автосцепных устройств и других частей вагонов, пневматической системы разгрузки и механизма открытия бортов, узлов и деталей. При этом Технология не содержит такого требования при техническом осмотре как выявление незаконных скрытых вложений во внутренних полостях вагонов.
Таким образом, ОАО «РЖД» не является субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку не осуществляло перевозку изъятого товара, в смысле, придаваемом этому понятию диспозицией части 2 статьи 16.1 КоАП РФ, и не скрывало этот товар от таможенного контроля.
Использование иными лицами железнодорожных вагонов для целей незаконного перемещения партии сигарет с таможенной территории ЕАЭС в качестве орудия противоправных действий не свидетельствует о вине ОАО «РЖД» в правонарушении. Данных, указывающих на то, что ОАО «РЖД» или его сотрудники принимали участие в сокрытии товара от таможенного контроля либо располагали сведениями об этом, материалы дела не содержат.
В ходе производства по делу также не было представлено доказательств, что действия по сокрытию товара от таможенного контроля были осуществлены по поручению или от имени ОАО "РЖД".
Таким образом, при производстве по настоящему делу не было представлено доказательств виновности ОАО "РЖД" в сокрытии товара от таможенного контроля, как и не представлено доказательств, что юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, что является основанием для прекращения производства по делу.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 16.2, 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
дело об административном правонарушении в отношении юридического лица перевозчика ОАО "Российские железные дороги" ИНН <***> ОГРН <***> КПП 770801001 дата регистрации 23.09.2003 (Россия, 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2) по ч. 2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Товара, изъятый в качестве предмета административного правонарушения: 1.сигареты торговой марки «Marlboro» (красный) без акцизных марок – 1107 пачек, 2. сигареты торговой марки «Marlboro Gold Light» без акцизных марок – 41 пачка, 3.сигареты торговой марки «Queen Menthol» c акцизными марками Республики Беларусь – 129 пачек, 4.сигареты торговой марки «Winston Superslim», без акцизных марок – 151 пачка. Всего перемещалось 1428 пачек и хранящейся на ответственном хранении в КХВД Выборгской таможни РФ, 188800, <...>), по вступлению постановления в законную силу передать в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня получения, вручения копии постановления.
Судья М.В. Прокопьева