ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-169/19 от 26.07.2019 Черепановского районного суда (Новосибирская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

26 июля 2019 года ________

Судья Черепановского районного суда ________ Береговая М.А.,

при секретаре Попель Е.В.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренномч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхв отношении Главного специалиста отдела строительства ________ФИО1, рожденной (дата), уроженки ________,

установил:

Старшим инспектором Контрольно-счетной палаты ________ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении от (дата), ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административным правонарушениях в отношении главного специалиста отдела строительства администрации ________ФИО1

Как следует из указанного протокола, (дата) в соответствии с годовым планом работы на текущий год, Контрольно-счетной палатой ________ была проведена проверка законности и эффективности использования средств областного бюджета, направленных на реализацию государственной программы ________ «Устойчивое развитие сельских территорий в ________ на (дата) годы и на период до (дата) года» в (дата) годах, по результатам рассмотрения которых было установлено следующее:

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий ________ и решения задач, поставленных ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий», принята государственная программа ________ «Устойчивое развитие сельских территорий в ________ на (дата) годы и на период до (дата) года» утвержденная постановлением ________ от (дата)-п (в редакции, действовавшей на момент получения средств).

Госпрограмма включает мероприятия по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Названным Постановлением установлен порядок предоставления из областного бюджета ________ местным бюджетам муниципальных образований иных межбюджетных трансфертов на осуществление мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

________ бюджета, источниками которых являются, в том числе субсидии, поступившие из федерального бюджета, перечисляются ________ местным бюджетам в форме иных межбюджетных трансфертов.

По смыслу п. 2 Порядка (приложение к Постановлению ________ от (дата)-п) предоставления из областного бюджета ________ местным бюджетам муниципальных образований ________ иных межбюджетных трансфертов на осуществление мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, разработанных в соответствии с Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от (дата) «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», иные межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам муниципальных образований в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета ________ на текущий финансовый год и плановый период в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных министерству сельского хозяйства ________ на текущий финансовый год.

В соответствии с п. 10 названного Порядка предоставления трансфертов финансирование расходов должно осуществляться с лицевых счетов органов местного самоуправления муниципальных образований ________ на счета, открытые получателями социальных выплат в кредитных организациях в течение 5 рабочих дней с момента зачисления иных межбюджетных трансфертов на лицевые счета органов местного самоуправления муниципальных образований ________.

Согласно ________ от (дата) «Об областном бюджете ________ на (дата) год и плановый период (дата) годов» ________ за счет средств федерального и областного бюджетов утверждены средства в объеме ............. руб., в том числе за счет средств федерального бюджета ............ тыс. руб., а за счет средств областного бюджета ............. руб.

Средства бюджета на осуществление мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в (дата) году доведены до ________ в установленных показателях в размере ............0 тыс. руб.

Указанные бюджетные средства предоставлены своевременно и в полном объеме двумя траншами: (дата) по платежному поручению от (дата) на сумму ............0 тыс. руб. и (дата) по платежному поручению от (дата),0 тыс. руб., на улучшение жилищных условий пяти участников Госпрограммы, включенных в Сводный список ________ на (дата) год.

________ в (дата) году с ________ заключено Соглашение от (дата) о предоставлении иных межбюджетных трансфертов в отмеченных объемах на осуществление мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности в ________, в том числе молодых семей и молодых специалистов на сумму ............0 тыс. руб. и два дополнительных соглашения к нему.

В соответствии с названными документами на администрацию района возложены обязательства по проведению мероприятий по обеспечению жильем граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий» и государственной программы ________.

В ходе проверки выявлены нарушения исполнения администрацией ________ обязательств, установленных Соглашением от (дата).

Так, администрацией ________ не выполнено обязательство, установленное пунктом 2.2.3 Соглашения , согласно которого указанная сторона «Осуществляет расходование средств иных межбюджетных трансфертов с лицевого счета органа местного самоуправления муниципального образования путем перечисления на счета, открытые получателями социальных выплат в кредитных организациях, в течение 5 рабочих дней с момента зачисления иных межбюджетных трансфертов на лицевые счета органа местного самоуправления муниципального образования».

В нарушение п. 10 Порядка предоставления трансфертов (приложение к Постановлению -п) и п. 2.2.3 Соглашения от (дата) перечисление денежных средств на счета получателей социальной выплаты производилось за пределами установленных сроков в течение до 42 рабочих дней.

В ходе проверки установлено, что в (дата) году бюджетные средства в сумме ............ тыс. руб. зачислены на счета администрации ________(дата), должны были быть перечислены получателям не позднее (дата), фактически были перечислены получателям (дата) в размере ............. (10 рабочих дней), (дата) - ............. руб. (18 рабочих дней), (дата) - ............ тыс. руб. (42 рабочих дня).

Кроме того, бюджетные средства в сумме ............ тыс. руб., зачислены на счета администрации района (дата), должны были быть перечислены получателям не позднее (дата), фактически перечислены получателям (дата) в объеме ............ тыс. руб. (7 рабочих дней), (дата)............ руб. (33 рабочих дня) и (дата) - ............. руб.

В должностные обязанности ФИО1 входит реализация мероприятий госпрограммы, она является уполномоченным лицом, ответственным за реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в (дата) г.г. (с июля (дата) года по настоящее время), что подтверждается распоряжением ________ от (дата)-Р).

Местом совершения административного правонарушения является юридический адрес ________: ________.

Датой совершения административного правонарушения: (дата), (дата).

Представитель Муниципального учреждения «Контрольно-счетной палаты ________» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении был извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - (главный специалист отдела строительства администрации ________) ФИО1 в судебном заседании пояснила, что не согласна с протоколом об административном правонарушении, ею в рамках реализуемых программ подготавливался только проект постановлений о суммах выплат, которые представлялись на подпись ________. Она являлась техническим исполнителем проекта документации, не наделенным правом подписи, не являлась распорядителем и получателем денежных средств.

Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела об административном правонарушении, изучив материалы дела и дополнительно истребованные документы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из положений ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 3 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом указанного административного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ является главный распорядитель бюджетных средств, предоставляющий межбюджетные трансферты, и (или) финансовый орган, главный распорядитель (распорядитель), получатель средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, и их должностные лица.

Согласно статье 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Учитывая перечисленные правовые нормы, при квалификации объективной стороны отмеченного состава административного правонарушения административная контролирующий орган должен был исходить из существа правонарушения, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.

При этом, согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Как следует из примечания данной статьи, под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.

Однако протоколом и другими материалами дела об административном правонарушении служебные обязанности ФИО1 исследованы не были, сведения о том, какие именно из них были ею не исполнены или исполнены ненадлежащим образом отсутствуют.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Кроме того, контролирующим органом не приведены доказательства наличия у главного специалиста администрации ФИО1 статуса должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, как это установлено правилами ст. 2.4. КоАП РФ.

Должностное лицо Контрольно-счетной палаты ________ ограничилось констатацией обстоятельства наличия распоряжения ________ от (дата)-Р, которымФИО1 назначена ответственной за реализацию мероприятий названной государственной программы без передачи ей соответствующих полномочий.

Вместе с тем, по смыслу п. 2 отмеченного распоряжения ________ от (дата)-Р (л.д. 12), контроль за реализацией мероприятий государственной программы в отмеченный период времени возложен на другое должностное лицо - заместителя главы администрации ФИО3

Подобное положение исключает возможность наличия у ФИО1 самостоятельных полномочий лица, выполняющего организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в муниципальном образовании.

Буквальное содержание истребованных судом должностных обязанностей главного специалиста отдела строительства ________ФИО1 (л.д. 85-90) свидетельствует о том, что указанное лицо является подчиненным руководителю отдела Администрации квалифицированным техническим специалистом-исполнителем, не имеющим подчиненных сотрудников и статуса должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления.

Учитывая перечисленные обстоятельства, следует признать, что в действиях ФИО1 отсутствует такой необходимый признак состава вменяемого административного правонарушения, как вина должностного лица администрации ________, такой статус должностного лица (получателя средств бюджета, которому представлены межбюджетные трансферты порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансферов), привлекаемого к административной ответственности, материалами дела не подтвержден, в связи с чем в ее действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Кроме того, в силу ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Как следует из абзаца 2 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

Судебная инстанция также исходит из правовой позиции, изложенной в пункте 19 Пленума Высшего арбитражного суда РФ т (дата) N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся. Аналогичная позиция изложена в абзаце 4 пункта 14 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от (дата) N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", согласно которому срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которых предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

С учетом перечисленных разъяснений и положений ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ течение годичного срока давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу начинается с (дата) (как установлено актом проверки, окончательный срок перечисления бюджетных средств (дата) в сумме 6 493,0 тыс. руб.) и с (дата) (как установлено актом проверки, окончательный срок перечисления бюджетных средств (дата) в сумме 455,0 тыс. руб., зачисленных на счета администрации района (дата)).

Таким образом, срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение истек (дата)

В пункте 13.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от (дата) N 5 указано, что согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных статьей 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. Если при рассмотрении жалобы будет установлено, что в действиях лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, не содержится состава административного правонарушения либо отсутствовало само событие административного правонарушения, то такое постановление подлежит отмене с вынесением решения о прекращении производства по делу в соответствии с пунктом 1 либо пунктом 2 статьи 24.5 КоАП РФ.

В силу императивных правил, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренному частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении названного лица, подлежит прекращению на основании пункта 2, 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срок привлечения к административной ответственности и отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Как указано в п. 2 Письма Верховного Суда Российской Федерации от (дата)/общ., если дело рассматривалось мировым судьей или судьей районного суда, то его постановление может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.2 - 30.8 КоАП РФ, только в вышестоящий суд: соответственно в районный суд либо в областной или другой соответствующий ему суд (пункт 1 статьи 30.1 КоАП РФ).

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.9, 29.10Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 прекратить, в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения и истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.

Судья М.А. Береговая