Дело № 5-169/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 27 марта 2018 года
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Гулевский Г.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Первомайского районного суда города Мурманска (<...>) поступившие из Мурманской таможни протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в отношении:
Общества с ограниченной ответственностью «Таможенный представитель» (далее - ООО «Таможенный представитель», Общество), юридический адрес: 191036, <...>, литер В, помещение 1 Н, ***, ранее привлекавшегося к административной ответственности по главе 16 КоАП РФ,
в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
*** с целью помещения товаров (добавка готовая для бетона) под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» таможенным представителем ООО «Таможенный представитель» от имени и по поручению ООО «Олен Бетон» на основании договора от ***№***, заключенного с ООО «Таможенный представитель» на таможенный пост Мурманской таможни (Адрес***) была подана декларация на товары, зарегистрированная таможенным постом в *** часов *** минут с присвоением №*** под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления и декларация таможенной стоимости (далее – ДТС-1), на основании которой были рассчитаны таможенные платежи, в том числе в отношении товаров №*** (*** рублей) и №*** (*** рублей) из расчета их стоимости, фактически выплаченной, и расходов по перевозке.
Решением ФИО1 от *** (докладная записка от ***№*** «О целесообразности проведения камеральной таможенной проверки у ООО «Олен Бетон» с резолюцией руководителя о согласии на проведение такой проверки) назначена камеральная таможенная проверка в отношении ООО «Олен Бетон» по вопросу соблюдения права ЕАЭС и таможенного законодательства Союза, в части контроля достоверности заявления таможенной стоимости при помещении под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» товаров, и правильности исчисления и полноты уплаты таможенных платежей, в том числе таможенной декларации на товары и декларации таможенной стоимости.
Входе камеральной таможенной проверки было установлено, что *** ООО «Олен Бетон» с иностранной организацией «Mapei AS» (Королевство Норвегия) был заключен внешнеэкономический Договор б/н от *** (далее - Договор) с дополнительным соглашением от ***, в рамках которого осуществлялась поставка материалов (добавки к бетону), согласно выставленному инвойсу от *** на общую сумму *** норвежских крон и на условиях поставки по Incoterms 2010, которые платежным поручением от ***№*** были перечислены со счета ООО «Олен Бетон» на счет иностранной организации «Mapei AS» в полном объеме.
С целью вывоза товаров с территории Норвегии иностранной организацией Тчуди Норзерн ФИО3 (Королевство Норвегия) были оказаны услуги по таможенному оформлению груза на экспорт и предварительному уведомлению. За оказанные услуги иностранной организацией был выставлен ООО «Олен Бетон» счет от ***№*** на общую сумму *** норвежских крон, однако в ДТС-1 данные расходы не учтены.
Товары, вывезенные с территории Норвегии в рамках внешнеэкономического Договора, были задекларированы Тчуди Норзерн ФИО3 экспортными декларациями страны отправителя от ***№***, №***.
С целью доставки товаров на таможенную территорию ЕАЭС ООО «Олен Бетон» *** заключен договор с ООО «ТехноЛогистика» (далее - перевозчик), в рамках которого заказчик поручает, а перевозчик берет на себя обязательства осуществлять грузовые автомобильные перевозки в международном сообщении, а также по территории России на основании заявки заказчика.
Товары общим весом брутто *** кг, погруженные в Сагстуа (Королевство Норвегия), ввезены и доставлены на территорию ЕАЭС (Адрес*** на автомобиле согласно *** от ***№***. За оказанные услуги ООО «ТехноЛогистика» выставила счет ООО «Олен Бетон» ***№*** на общую сумму *** рублей, из которых транспортные услуги по маршруту «Адрес***»» составили *** рублей. По платежному поручению от ***№*** указанные денежные средства перечислены ООО «Олен Бетон» на счет ООО «ТехноЛогистика» в полном объеме.
Согласно акту от ***№*** услуги выполнены полностью в срок, заказчик претензий по оказанию услуг не имеет.
В ходе камеральной таможенной проверки были выявлены расходы, понесенные ООО «Олен Бетон», и связанные с оформлением экспортной, транзитной деклараций и расходы на предварительное уведомление.
Таким образом, выявлено несоблюдение структуры таможенной стоимости декларируемых товаров, ООО «Таможенный представитель» не включены понесенные Покупателем расходы по таможенному декларированию товаров при вывозе из страны экспортера (Королевство Норвегия).
*** Декларантом в Таможню было направлено обращение о внесении изменений (дополнений) в ДТ №*** относительно товаров под №*** поскольку ООО «Таможенный представитель» по поручению ООО «Олен Бетон» была определена вновь их таможенная стоимость, равная соответственно *** рублей и *** рублей.
Таможней *** принято решение о корректировке таможенной стоимости товаров №*** задекларированных ТД №***.
Таким образом, таможенным представителем ООО «Таможенный представитель» в графе №*** и ДТС-1 к ней заявлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров №***, что послужило основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин и налогов.
Таможенные платежи, подлежащие доплате, были уплачены ООО «Олен Бетон» по платежным поручениям от ***№*** в общем размере *** рублей.
*** в отношении ООО «Таможенный представитель» по данному факту было возбуждено административное дело №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
*** по результатам административного расследования в отношении ООО «Таможенный представитель» составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Административное дело в отношении ООО «Таможенный представитель» поступило в суд 28 февраля 2018 года и подсудно Первомайскому районному суду города Мурманска.
ООО «Таможенный представитель» о дате, времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом. Законный представитель либо защитник ООО «Таможенный представитель» в судебное заседание не явились, однако в материалах дела имеется ходатайство об отложении рассмотрения дела от защитника ООО «Таможенный представитель» ФИО4, согласно которому он просит дело слушанием отложить в связи с необходимостью ознакомления с материалами дела.
В обоснование отложения судебного заседания объективных доказательств о невозможности ознакомления с материалами дела до даты судебного разбирательства защитником Общества не представлено, кроме этого Общество извещено о дате, времени и месте судебного заседания заблаговременно – *** согласно уведомлению о вручении, а судебная корреспонденция в адрес защитника ООО «Таможенный представитель» ФИО4 возвращена *** за истечением срока хранения, следовательно, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, считаю необходимым отказать в удовлетворении письменного ходатайства, законного представителя или защитника ООО «Таможенный представитель», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствии законного представителя или защитника ООО «Таможенный представитель», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, судья считает вину ООО «Таможенный представитель» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
Факт совершения ООО «Таможенный представитель» административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:
- определением о возбуждении в отношении ООО «Таможенный представитель» дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***№***, в котором указаны обстоятельства послужившие основанием возбуждения дела; ***
- светокопией докладной записки от ***№*** о целесообразности проведения камеральной таможенной проверки в отношении ООО «Олен Бетон» по вопросу соблюдения права ЕАЭС и таможенного законодательства Союза, в части контроля достоверности заявления таможенной стоимости при помещении под таможенную процедуру «выпуска для внутреннего потребления» товаров, и правильности исчисления и полноты уплаты таможенных платежей, в том числе таможенной декларации на товары и декларации таможенной стоимости, с резолюцией руководителя о согласии на проведение такой проверки; ***
- копией электронного документа - декларации на товары №*** от *** в отношении товаров «добавка готовая для бетона»; ***
- копией электронного документа декларации таможенной стоимости от ***
- копией электронного документа - декларации на товары №*** от ***
- копией электронного документа договора таможенного представителя ООО «Таможенный представитель» с декларантом ООО «Олен Бетон» от ***№***
- копией электронного документа - обращения декларанта о внесении изменений (дополнений) в ДТ №*** от ***, а именно в графах ДТ №*** платежные документы; ***
- копией электронного документа - письма №*** от *** согласно которому ООО «Олен Бетон» просит ООО «Таможенный представитель» произвести корректировку таможенной стоимости по ДТ №*** ввиду необходимости включения в таможенную стоимость расходов, понесенных ООО «Олен Бетон» на экспортное таможенное оформление товаров при их ввозе на территорию РФ; ***
- копией электронного документа - счета №*** от ***, выставленного ООО «Олен Бетон» иностранной организацией Тчуди Норзерн ФИО3 за оказание услуг общей стоимостью *** норвежских крон за таможенное оформление экспорта товаров, документов по транзиту Остби-Найден и предварительного уведомления; ***
- решением от *** о корректировке таможенной стоимости товаров по ДТ №*** от ***
- сообщением генерального директора ООО «Олен Бетон» от ***№*** согласно которому в ООО «Таможенный представитель» на электронный адрес были предоставлены инвойс №*** от *** и счет за доставку №*** от ***. До подачи ДТ в таможенный орган ООО «Олен Бетон» не представило ООО «Таможенный представитель» документов на оплату расходов за предварительное уведомление по незнанию, а само ООО «Таможенный представитель» документы, подтверждающие дополнительные расходы на транспортировку товаров, не запрашивало; ***
- копией электронного документа – международной товарно-транспортной накладной CMR №*** от ***
- светокопией инвойса от ***№*** на общую сумму *** норвежских крон с погрузочным листом к инвойсу; ***
- светокопией карточки счета №*** за ***
- светокопией поручения №*** от *** о переводе ООО «Олен Бетон» в адрес Тчуди Норзерн ФИО3 *** норвежских крон по инвойсам *** от ***
- распечаткой доп.расходов №*** от *** на сумму *** норвежских крон поставщиком Тчуди Норзерн ФИО3 перед покупателем ООО «Олен Бетон», с эквивалентом в российской валюте ***
- светокопией акта №*** от *** об оказании ООО «ТехноЛогистика» услуг в полном объеме на общую сумму ***
- платежным поручением №*** от *** об уплате транспортных услуг ООО «Олен Бетон» в адрес ООО «ТехноЛогистика» суммы в размере ***
- светокопией договора от ***, заключенного между ООО «Олен Бетон» и «Mapei AS» на поставку добавки к бетону и иных материалов с дополнительным соглашением от ***
- светокопией договора на перевозку груза от ***, заключенного между ООО «Олен Бетон» и ООО «ТехноЛогистика»; ***
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Таможенный представитель» по состоянию на ***
- светокопией акта камеральной таможенной проверки №*** от ***
- письмом генерального директора ООО «Таможенный представитель» ФИО2№*** от *** согласно которому Общество является юридическим лицом и не обладает индивидуальными признаками. Таким образом, Общество как субъект, не наделёно психофизиологическими особенностями и не может обладать знаниями. Должностные лица Общества, имеющие соответствующие аттестаты знакомы с правами и обязанностями и обладают в целом знаниями об ответственности таможенного представителя. Общество не заявляло недостоверных сведений о таможенной стоимости товара. В соответствии со статьями 63, 64 Закона № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные операции может совершать лицо, являющееся специалистом по таможенным операциям, имеющим соответствующий аттестат. Должностному лицу, совершающему таможенные операции в рамках таможенной декларации, делегированы полномочия по контролю за правильностью совершения таможенных операций. Общество полагает, что таможенные операции должностным лицом Общества совершены в точном соответствии с поручением Декларанта, на основании и в соответствии с таможенными документами, которые Декларантом были представлены. Общество действовало в точном соответствии с нормами права, установленными для его деятельности. Общество, руководствуясь статьей 13 ТК ТС, статьей 61 Закона № 311-Ф3, приняло все зависящие от него меры для соблюдения правовых норм, охраняемых законом, обеспечило должностных лиц Общества: оборудованными рабочими местами, соответствующим специальным оценкам условий труда; соблюдает требования трудового законодательства. Генеральный директор, осуществляющий общее руководство деятельностью Общества путём администрирования, в том числе путём проведения вебинаров. В регионе деятельности Мурманской таможни Общество осуществляет свою деятельность через Обособленное подразделение города Мурманска, начальник которого осуществляет общее руководство и контроль за действиями сотрудников обособленного подразделения. Общество не признаёт факта вменяемого ему административного правонарушения и не признаёт вину в совершении данного правонарушения. Статья 15 ТК ТС устанавливает права таможенного представителя, при этом статья 17 ТК ТС устанавливает ответственность таможенного представителя, которые не корреспондируются со статьей 188 ТК ТС, устанавливающей обязанности Декларанта. Ответственность таможенного представителя и декларанта не идентична. Декларант обязан предоставить таможенные документы в соответствии со ст.183 ТК ТС; ***
- сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении ООО «Таможенный представитель» по состоянию на ***
- протоколом об административном правонарушении №*** от *** по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении ООО «Таможенный представитель», в котором описаны обстоятельства совершения данного административного правонарушения***
Изучив материалы дела, судья считает вину ООО «Таможенный представитель» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
С 01 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, при этом установленные нормативными правовыми актами запреты и ограничения в виде мер нетарифного регулирования на перемещение через границу на таможенную территорию ЕАЭС товаров, оставлены без изменения, в данной связи необходимо руководствоваться нормами Таможенного кодекса Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 203 ТК ТС, по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств – членов таможенного союза.Согласно пунктам 1 и 2 статьи 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Согласно подпункту 34 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, таможенный представитель – юридическое лицо государства – члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Таможенное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 27 пункта 1 статьи 4 ТК ТС).
При помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары (пункта 1 статьи 181 ТК ТС).
Согласно пунктам 2 статьи 180 ТК ТС, перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств – членов Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 2 статьи 181 ТК ТС в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде:…5) сведения о товарах: …таможенная стоимость;
Согласно статье 188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан:
1) произвести таможенное декларирование товаров;
2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза;
3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа;
4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС;
5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре;
6) выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ТК ТС, декларант либо таможенный представитель, действующий от имени и по поручению декларанта, несет ответственность за указание в декларации таможенной стоимости недостоверных сведений и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, в соответствии с законодательством государств – членов Таможенного союза.
С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (пунктом 7 статьи 190 ТК ТС).
Согласно Правилам заполнения ДТС–2, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров», графы 11-25 заполняются применительно к порядку заполнения граф11-25 ДТС-1.
В графе 17 ДТС–1, указывается величина расходов по перевозке оцениваемых товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза. Если ДТС–1 заполняется на товары нескольких наименований, то расходы на перевозку (транспортировку) товаров распределяются между товаров различных наименований пропорционально их весу брутто.
В графе 17 ДТС–1 также указываются понесенные покупателем расходы по таможенному оформлению товаров при вывозе из страны экспорта (если таковые имеются), а также вознаграждение экспедитора.
Следовательно, в соответствии с таможенным законодательством именно декларанты либо таможенные представители обязаны определять при таможенном декларировании товаров их таможенную стоимость. В соответствии с пунктом 4 Правил Incoterms® (Инкотермс-2010) Правила Инкотермс не представляют собой полный договор купли-продажи, в то же время стороны, должны учитывать, что строго обязательный национальный закон (mandatory local law) может иметь преимущество в отношении какого-либо аспекта договора купли-продажи, включая избранный при заключении указанного договора термин Инкотермс.
В связи с тем, что Правила Incoterms® (Инкотермс-2010) Российской Федерацией не ратифицированы, самостоятельной юридической силы они не имеют. Таким образом, при рассмотрении споров в Российской Федерации, в том числе и суде, юридически значимыми будут обладать положения внешнеторгового договора.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы, связанные с вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам, за исключением вознаграждения за закупку, уплачиваемого покупателем своему агенту (посреднику) за оказание услуг по его представлению за рубежом, связанных с покупкой оцениваемых (ввозимых) товаров, в размере, в котором они осуществлены или подлежат осуществлению покупателем, но не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары.
Пункт 2 статьи 12 ТК ТС устанавливает, что таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства – члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей. Одновременно с этим пункт 6 указанной статьи определяет, что при совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться менее благоприятные условия или предъявляться более жесткие требования, чем те, которые установлены и предъявляются при совершении таможенных операций декларантом или иными заинтересованными лицами в соответствии с ТК ТС.
Согласно пункту 3 статьи 12 ТК ТС установлено, что отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 15 ТК ТС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований, установленных ТК ТС.
В силу пунктов 1, 4 статьи 16 ТК ТС, обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством Таможенного союза. Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.
Согласно статье 79 ТК ТС, плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств – членов Таможенного союза и (или) законодательством государств – членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В силу пункта 6 статьи 60 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», при декларировании товаров и (или) их выпуске таможенный представитель несет солидарную с декларантом или иными представляемыми им лицами обязанность по уплате таможенных платежей в полном размере суммы подлежащих уплате таможенных платежей вне зависимости от условий договора таможенного представителя с декларантом и иными представляемыми им лицами.
Согласно статье 17 ТК ТС за несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Следовательно, таможенный представитель обладает правами, установленными статьей 187 ТК ТС для декларанта. Из перечисленных норм следует, что декларантом по договору с таможенным представителем передаются последнему не только права, но и обязанности в полном объеме.
Статьями 15, 187 ТК ТС предусмотрены правомочия таможенного представителя, позволяющие обеспечить возможность заявления в таможенный орган достоверных сведений о таможенной стоимости товара, в частности требовать от представляемого лица документы и сведения, необходимые для таможенных целей, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение требований установленных ТК ТС.
Заявление таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, налогов, образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена часть 2 статьи 16.2 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 16.2 КоАП России предусматривает (в том числе) административную ответственность за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Таким образом, результатами таможенного контроля в деянии ООО «Таможенный представитель» при таможенном декларировании товаров №*** по ДТ №***, были установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП России.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП России, административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КоАП России или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 2 статьи 16.2 КоАП России устанавливает административную ответственность за совершение данной категории правонарушений юридическими, должностными лицами и гражданами.
Вина юридических лиц проявляется через виновное поведение их работников и исходит из способности юридического лица в лице его органа (руководителя) предвидеть противоправные действия своих работников и своими действиями предотвращать их или пресекать.
Субъектом ответственности по части 2 статьи 16.2 КоАП России, в рассматриваемом случае, является лицо, совершавшее таможенные операции по таможенному декларированию товаров по ДТ №***, т.е. таможенный представитель – ООО «Таможенный представитель».
Следовательно, именно ООО «Таможенный представитель» является субъектом ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 16.2 КоАП России.
Согласно пункта 1 статьи 15 ТК ТС, при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
В соответствии со статьей 187 ТК ТС, декларант вправе:
– осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем;
– брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса;
– присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров;
– представлять в соответствии с настоящим Кодексом документы и сведения в виде электронных документов;
– привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах;
– пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом».
Вступая в таможенные правоотношения, ООО «Таможенный представитель» должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. обеспечить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП России, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 № 7–П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязательных лиц.
ООО «Таможенный представитель» имело возможность соблюсти таможенное законодательство, т.к. работники Общества, имея достаточный уровень подготовки, знание прав таможенного представителя при совершении таможенных операций (статья 15 ТК ТС, статья 187 ТК ТС), имели возможность:
– реализовать в полном объеме права, представленные таможенному представителю действующим законодательством (в том числе отобрать пробы товаров, привлечь эксперта для уточнения сведений о товаре);
– заявить в ДТ верную стоимость товаров №***
– до представления ДТ в таможенный орган, проверить достоверность внесенных в ДТ сведений;
– произвести верный расчет подлежавших уплате таможенных пошлин, налогов и произвести их уплату.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «Таможенный представитель» таможенных обязанностей в ходе производства по данному делу об АП не установлено, а также отсутствуют факты реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, т.е. ООО «Таможенный представитель» было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не предприняло исчерпывающих мер.
Административное правонарушение в данном случае, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ООО «Таможенный представитель». При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от ООО «Таможенный представитель» в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, правонарушение было бы предотвращено.
Объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся во внесении в таможенную декларацию недостоверных сведений, в том числе о стоимости товаров №***
Действия правонарушителя судья квалифицирует по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, ООО «Таможенный представитель» совершило заявление таможенным представителем при декларировании товаров недостоверных сведений о стоимости товаров №*** если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Общества отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, ООО «Таможенный представитель», не представлено. Факт выявленного нарушения свидетельствует о недостаточном контроле со стороны ответственных лиц юридического лица за соблюдением действующего таможенного законодательства.
Вместе с тем, событие, повлекшее возбуждение дела об административном правонарушении, имело место ***. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по составу административного правонарушения, предусмотренному частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, составляет два года и истек ***.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности отнесено пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку на момент рассмотрения дела об административном правонарушении истек двухгодичный срок давности привлечения ООО «Таможенный представитель» к административной ответственности, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Руководствуясь ч. 2 ст. 16.2, п. 6 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Таможенный представитель» прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 (десяти) дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Первомайского районного
суда города Мурманска Г.Н. Гулевский