ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-169/2021 от 15.04.2021 Тейковского районного суда (Ивановская область)

Дело № 5-169/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

г. Тейково Ивановской области 15 апреля 2021 года

Судья Тейковского районного суда Ивановской области Димитриенко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.12.1 КоАП РФ, в отношении:

Автономного государственного образовательного учреждения профессионального образования "Учебный центр профессиональной квалификации "Тейковская лесотехническая школа" Ивановской области" (сокращенное наименование - АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола», ОГРН , юр.адрес: <адрес>)

установил:

27 января 2021 года старшим государственным инспектором Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области Романовым С.А. в отношении АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.12.1 КоАП РФ за несоблюдение условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Как усматривается из данного протокола об административном правонарушении, 02.09.2020 года в период времени с 10 ч. 00 мин. до 12 ч. 00 мин., 29.10.2020 года с 10 ч. 00 мин. до 11 ч. 00 мин., 17.12.2020 с 14 ч. 00 мин. до 15 ч. 00 мин. выявлено, что АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» ограничило свободный доступ граждан к водному объекту озера Рубское и всей территории береговой полосы общего пользования (20 метров), вследствие возведения (нахождения) металлических ограждений (заборов), а также не принятия мер по сносу обнаруженного металлического заборного ограждения на территории береговой полосы общего пользования озера Рубское в границах земельного участка с кадастровым номером: , по адресу: <адрес>, тем самым, совершило административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования.

Из Департамента Управления имуществом Ивановской области в адрес Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области поступило обращение от 31.08.2020 № 411 о нарушении режима особой охраны памятника природы Ивановской области «Озеро Рубское» на прилегающей к озеру территории.

С целью проверки указанных в обращении фактов инспекторами Департамента был осуществлён выезд и осмотр территории прибрежной территории озера Рубское. В ходе осмотра факты, изложенные в обращении, подтвердились, по результатам осмотра составлен акт и проведена фотофиксация.

В этой связи, было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ, в ходе проведения административного расследования по которому инспекторами Департамента совместно с представителем Департамента управления имущества Ивановской области Аверьяновой И.А. осуществлен дополнительный выезд и осмотр указанной в обращении территории.

В результате осмотра прибрежной территории озера Рубское установлено, что в юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером: , по границе указанного земельного участка, на территории 20 метровой береговой полосы, прибрежной защитной полосы водоохранной зоны водного объекта Озера Рубское, в границах памятника природы «Озеро Рубское» и его охранной зоны установлено металлическое заборное сооружение.

В результате осмотров определено, что в заборе имеется калитка, которая на момент осмотров была закрыта на запорное устройство (замок). Таким образом, в ходе осмотров установлено, что вся территория части 20 метровой береговой полосы водоохранной зоны водного объекта озера Рубское и часть территории памятника природы озеро Рубское оказались закрыты для свободного доступа граждан в связи с установкой указанного металлического забора по границе земельного участка с кадастровым номером: . Металлическое заборное сооружение доходит до уреза воды озера Рубское и препятствует свободному доступу граждан 20 метровой береговой полосы водоохранной зоны водного объекта озера Рубское и части территории памятника природы Иваповской области озеро Рубское и его охранной зоне.

Кроме того, металлический забор, проходящий по периметру коттеджного поселка, расположен на земельных участках с кадастровым номером: , категория земель лесного фонда, по адресу: <адрес>; с кадастровым номером: , <адрес>, покрытый лесом и относящимся к землям лесного фонда и является федеральной собственностью.

Таким образом, установлено, что доступ к территории береговой полосы водного объекта озеро Рубское также закрыт и с восточного направления, так как обнаруженный забор также размещен на территории земельного участка с кадастровым номером . Установлены металлические автоматические ворота. Вход на территорию коттеджного поселка находится под охраной.

По информации Комитета Ивановской области по лесному хозяйству земельный участок с кадастровым номером , на основании Приказа Комитета Ивановской области по лесному хозяйству от 15.03.2016 года № 61, предоставлен АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» в постоянное (безвозмездное) пользование.

В силу положений части 2 статьи 23.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) дело рассмотрено Тейковским районным судом Ивановской области.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» Ратников В.В., будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. В ходе судебного заседания 06 апреля 2021 года вину в совершении вменяемого административного правонарушения не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Пояснил, что забор, ограничивающий доступ к водному объекту озеро Рубское и его береговой полосе, проходит по периметру коттеджного поселка, земельный участок с кадастровым номером не огорожен, доступ к нему, а также водному объекту и береговой полосе на территории указанного земельного участка имеется. Спорный забор АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» не устанавливало, его собственностью он не является, на балансе не состоит, заинтересованности в его сохранении юридическое лицо не имеет. При приемке земельного участка в 2016 году забор на его границе был уже установлен, участок был сформирован, отмежёван и поставлен на кадастровый учет, визуально определить, что забор находится на участке АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» не представлялось возможным ввиду значительности размера территории. Полагает, что самовольный снос забора, не являющегося собственностью АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола», будет являться самоуправством. Довод о допущенном Лесотехшколой бездействии полагает необоснованным, поскольку о возможном нарушении, имеющем место, последнему стало известно лишь в декабре 2020 года. До указанного времени оснований сомневаться в законности установки заборного сооружения не имелось, поскольку ранее на огороженном земельном участке находился детский лагерь, территория которого подлежала огораживанию. После получения сообщения от ОГКУ «Тейковское лесничество» от 25.12.2020 Лесотехшколой была проведена дополнительная проверка с выездом на место, заключен договор с ООО «Луксор», из отчета которого следует, что не исключена реестровая ошибка в определении границ земельного участка с кадастровым номером со смежными землепользователями, после чего в Комитет Ивановской области по лесному хозяйству было направлено письмо об оказании содействия в определения собственников смежных участков. В случае если суд придет к выводу о наличии в действиях АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, просил применить при назначении наказания положения ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.

Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» по доверенности Журлова Н.Ю., будучи извещенной надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в ходе судебного заседания 06 апреля 2021 года полагала, что основания для привлечения АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» к административной ответственности по ст. 8.12.1 КоАП РФ отсутствуют, ввиду отсутствия состава правонарушения.

Представитель Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении поддержал.

Свидетель Романов С.А. (должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении) в судебном заседании 06 апреля 2021 года показал, что на основании поступившего обращения Департамента Управления имуществом Ивановской области инспекторами Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области 02.09.2020, 29.10.2020 и 17.12.2020 года были осуществлены выезды и осмотры прибрежной территории озера Рубское. В ходе осмотров обнаружено металлическое заборное сооружение, проходящее по периметру коттеджного поселка, и доходящее до уреза воды озера Рубское. Забор представляет собой единое сооружение, в заборе имеется калитка, которая на момент осмотров была закрыта на запорное устройство, пройти с территории земельного участка с кадастровым номером ко всей береговой полосе озера «Рубское» не представляется возможным. Согласно заключению проведенной землеустроительной экспертизы забор расположен на земельном участке с кадастровым номером , находящемся в постоянном (безвозмездном) пользовании АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола». Также сообщил, что 18.03.2021 года инспекторами Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области проведен дополнительный выезд на место, в ходе которого установлено, что забор не демонтирован по настоящее время.

Выслушав законного представителя и защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола», допросив должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, допросив эксперта, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.

Статья 8.12.1. КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

В силу ч. 1 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Водным кодексом РФ.

Согласно ч. 2 ст. 6 Водного кодекса РФ, каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено Водным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 6 ст. 6 Водного кодекса РФ, полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Из положений ч. 8 ст. 6 Водного кодекса РФ, каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Из материалов дела следует, что 02.09.2020 года в период времени с 10 ч. 00 мин. до 12 ч. 00 мин., 29.10.2020 года с 10 ч. 00 мин. до 11 ч. 00 мин., 17.12.2020 с 14 ч. 00 мин. до 15 ч. 00 мин. в ходе рассмотрения информации, изложенной в обращении Департамента Управления имуществом Ивановской области от 31.08.2020 № 411, установлено наличие события административного правонарушения, выраженного в ограничении доступа к водному объекту общего пользования - памятнику природы Ивановской области «Озеро Рубское» на прилегающей к озеру территории, на территории юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером , по границе указанного земельного участка, на территории 20 метровой береговой полосы, прибрежной защитной полосы водоохранной зоны водного объекта Озера Рубское, в границах памятника природы «Озеро Рубское» и его охранной зоны установлено металлическое заборное сооружение.

Согласно выписке из ЕГРН правообладателем земельного участка с кадастровым номером , является АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола», которому указанный земельный участок предоставлен в постоянное (безвозмездное) пользование на основании Приказа Комитета Ивановской области по Лесному хозяйству от 15.03.2016 года № 61.

Факт совершения административного правонарушения и вина АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» подтверждены совокупностью исследованных судом доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно:

протоколом об административном правонарушении от 27 января 2021 года, составленном в присутствии представителя АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» (т.1 л.д. 6-8);

актами осмотра от 02.09.2020, от 29.10.2020, от 17.12.2020 года с фотоматериалами к ним (т.1 л.д. 95-108, 110-121, 187-192);

заключением землеустроительной экспертизы, согласно которому металлический забор на земельном участке с кадастровым номером располагается в границах охранной зоны особо охраняемой территории памятника природы «Озеро Рубское» , в границах особо охраняемой территории памятника природы «Озеро Рубское» , в границах водоохранной зоны , в границах прибрежной полосы (т.1 л.д. 76-84);

копией обращения Департамента Управления имуществом Ивановской области от 31.08.2020 № 411-и (т.1 л.д. 125-126);

выпиской из ЕГРН от 09.03.2021, согласно которой земельный участок с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный на землях лесного фонда, вид разрешенного использования – для размещения пляжа, для размещения объектов санаторного и курортного назначения, по адресу: <адрес>, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» (т.1 л.д. 168-185);

- Приказом Комитета Ивановской области по Лесному хозяйству № 61 от 25.03.2016 года о предоставлении АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» в постоянное (безвозмездное) пользование земельного участка, с прилагаемыми к нему схемой, характеристикой, актом приема-передачи (т.1 л.д. 154-155, 158, 160, 161-164);

- показаниями допрошенного в судебном заседании 06 апреля 2021 года эксперта ООО «Луксор» Зубко П.А., проводившего по делу землеустроительную экспертизу», из которых следует, что, исходя из координат и сведений, занесенных в ЕГРН, граница береговой линии озера «Рубское» относительно фактического уреза воды по состоянию на 02.11.2020 года находится под водой на расстоянии около 11 метров от уреза воды. Установленный забор расположен на земельном участке с кадастровым номером , он доходит до фактического уреза воды и находится в границах 20-метровой береговой полосы. Не исключил возможность кадастровой ошибки, допущенной при межевании смежных земельных участков;

- представленной экспертом схемой фактического расположения забора, проходящего по участку (т.2 л.д. 49).

Данные доказательства суд признает относимыми, допустимыми и достоверными.

При этом довод представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» Ратникова В.В., что доступ к береговой полосе в границах земельного участка с кадастровым номером обеспечен, а за отсутствие доступа с береговой полосе на территории коттеджного поселка ответственность на юридическое лицо не может быть возложена, судом отклоняется, поскольку свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе подразумевает, в числе прочего, возможность граждан использовать всю береговую полосу без ограничений для передвижения и пребывания около данного водного объекта (без использования механических транспортных средств). В рассматриваемом случае наличие ограждения, препятствующего проходу к водному объекту общего пользования, указанную возможность не обеспечивает.

При этом, то обстоятельство, что ограждение береговой полосы было произведено иными лицами и не состоит на балансе АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола», правового значения не имеет.

АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола», будучи правообладателем земельного участка, в границах которого находится береговая полоса общего пользования, в соответствии с требованиями Водного кодекса Российской Федерации обязано было обеспечить свободный доступ граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, однако, неправомерно ограничило такой доступ с использованием металлического ограждения.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Имеются достаточные основания для вывода о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению условий обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Совокупность собранных по делу относимых, допустимых и достоверных доказательств, которые последовательны, непротиворечивы, согласуются между собой, дополняют друг друга, является достаточной для вывода о наличии в действиях АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» состава административного правонарушения и квалификации его действий по ст. 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

Совершение правонарушения, предусмотренного статьей 8.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из части 3 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что особые условия применения мер административной ответственности в отношении некоммерческих организаций, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (далее - их работники), устанавливаются настоящим Кодексом.

Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 3.4 указанного Кодекса).

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, действующая во взаимосвязи с положениями статьи 3.4 данного Кодекса, предусматривает возможность замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением в качестве одного из способов индивидуализации административного наказания, применяемого в отношении особого субъекта административной ответственности - субъектов малого и среднего предпринимательства, а также их работников. По смыслу указанных законоположений такая замена осуществляется, в частности, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора) при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 1563-О).

Обсуждая вопрос о мере наказания, предусмотренной санкцией ст. 8.12.1 КоАП РФ, прихожу к выводу о возможности применения в отношении АГОУ ПО УЦПК «Тейковская лесотехшкола» положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку данное юридическое лицо является некоммерческой организацией, основным видом деятельности которого является образовательная деятельность, впервые привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, выявленного в ходе осуществления государственного контроля (надзора), при этом причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также имущественного ущерба, отсутствует. Вменяемое правонарушение к исключениям, предусмотренным ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ, не относится. Кроме того, суд принимает во внимание затруднительное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также осуществление им социальных и образовательных функций.

При рассмотрении дела также обсуждался вопрос об освобождении виновного лица от административной ответственности по основаниям, предусмотренным в статье 2.9 Кодекса, однако, с учетом конкретных обстоятельств дела и толкования, данного в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5, достаточных оснований к этому не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать Автономное государственное образовательное учреждение профессионального образования "Учебный центр профессиональной квалификации "Тейковская лесотехническая школа" Ивановской области" (ОГРН , юр. адрес: <адрес>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.12.1 КоАП РФ, и назначить в соответствии со ст. ст. 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ наказание в виде предупреждения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись Димитриенко Т.А.