ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-169/2021 от 24.04.2021 Полярнозоринского районного суда (Мурманская область)

Дело № 5-169/2021.

УИД 51 RS 0019-01-2021-000302-95

Мотивированное постановление составлено 24 апреля 2021 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Полярные Зори 24 апреля 2021 года

Судья Полярнозоринского районного суда Мурманской области Мухаметшина А.И., рассмотрев в помещении суда, расположенном по адресу: <...>, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ФИО1, ***,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 организовал проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия при следующих обстоятельствах:

19.04.2021 в 07 час. 45 мин. и 20.04.2021 в 08 час. 50 мин. ФИО1, зарегистрированный по месту жительства <адрес>, осуществил предварительную агитацию путем размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте», на своей странице под ником «***», по адресу «<адрес>», находящейся в общем доступе для неограниченного круга лиц, пересланного сообщения штаба гр.Н «Финальная битва между добром и нейтралитетом», содержащего публичный призыв к неопределенному кругу лиц на участие 21 апреля 2021 года в 19 часов 00 минут в несанкционированном публичном мероприятии (митинге) в поддержку гр.Н, осуществив путем публичных призывов организацию публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении, чем нарушил положения статей 5, 10 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 в судебном заседании вину свою в содеянном не признал, пояснив, что, действительно, разместил на своей странице, адрес которой указан в протоколе об административном правонарушении, в социальной сети «ВКонтакте» репост (вторичную публикацию) сообщения о проведении митингов в поддержку гр.Н на центральных площадях городов России 21.04.2021 в 19 часов 00 минут, но сделал это без умысла на агитацию. Репост сообщения штаба гр.Н он сохранил на своей странице, поскольку его интересует эта тема. В митинге он не участвовал.

Изучив протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении, а также позицию ФИО1, судья приходит к следующему выводу.

Согласно положениям ст. 31 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В силу положений ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Реализация конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование обеспечивается Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ).

Исходя из пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона N 54-ФЗ).

Виды (формы) публичных мероприятий закреплены в статье 2 указанного Федерального закона, одним из которых является митинг, под которым понимается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Права и обязанности организатора публичного мероприятия установлены статьей 5 Федерального закона N 54-ФЗ.

Так, согласно п. 1 ч. 4 ст. 5 названного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

Положениями части 1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Согласно положениями статьи 1 Закона Мурманской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением мероприятий, указанных в п. 1.1 настоящей статьи) подается организатором публичного мероприятия в местную администрацию муниципального образования в случае, если место проведения публичного мероприятия находится на территории муниципального образования, при этом в силу п. 1.1 указанной статьи не требуется уведомление о проведении иного публичного мероприятия, в котором участвует не более 250 человек в единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера местах, определенных Правительством Мурманской области.

Постановлением Правительства Мурманской области от 24.01.2013 № 19-ПП (последняя редакция от 01.02.2021 № 27-ПП) утвержден перечень единых специально отведенных или приспособленных для вышеуказанных целей мест и их предельная заполняемость на территории Мурманской области. Так, на территории г. Полярные Зори с подведомственной территорией к такой территории отнесена площадка около жилого дома № 18 по ул. Ломоносова в районе памятника В.И. Ленину (ред. постановления от 20.12.2018 № 600-ПП).

К действиям по организации публичного мероприятия на основании п. 2 ст. 4 Федерального закона N 54-ФЗ относятся, в том числе, предварительная агитация в поддержку указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 10 Федерального закона № 54-ФЗ, организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.

В соответствии с положением, предусмотренным п. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

В силу положений ст. 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о средствах массовой информации) под средством массовой информации понимается любая форма периодического распространения массовой информации. В силу ст. 24 данного Закона правила, установленные законом, применяются в отношении периодического распространения массовой информации через телекоммуникационные сети.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 Закона об информации).

Таким образом, сайт сети «Интернет» является средством массовой информации, использование которого в целях совершения правонарушений недопустимо и запрещено законом.

В пункте 31 постановления от 26.06.2018 № 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" Пленум Верховного Суда Российской Федерации, помимо прочего, разъяснил, что под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (статья 4 Закона о публичных мероприятиях).

При этом организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он в силу ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 этой статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, ФИО1, проживающий по адресу: <адрес>, осуществил организацию публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, выложив на своей странице по адресу «<адрес>», под ником «***», находящейся в общем доступе, пересланное сообщение штаба гр.Н «Финальная битва между добром и нейтралитетом», содержащее публичный призыв к неопределенному кругу лиц на участие 21 апреля 2021 года в 19 часов 00 минут в несанкционированном публичном мероприятии (митинге) в поддержку гр.Н. Данные агитационные мероприятия были начаты 19.04.2021 в 7 часов 45 минут, путем размещения поста о митинге, и завершены 20.04.2021 в 08 час. 50 мин., путем размещения на своей страницы видео с митингами в поддержку гр.Н и соответствующими комментариями о поддержке данного человека известными людьми.

Так, согласно скриншоту персональной страницы, пользователем которой является ФИО1, что последний подтвердил в судебном заседании, 19.04.2021 в 07 час. 45 мин. со страницы в социальной сети под именем «***» на собственной странице в социальной сети «ВКонтакте» им сохранено обращение к неопределенному кругу лиц следующего содержания: «Финальная битва между добром и нейтралитетом. 21 апреля 2021 19:00. Существуют обстоятельства, в которых нужно действовать быстро, иначе произойдет непоправимое. Мы приняли решение не дожидаться сбора 500 000 человек на нашем сайте… Мы объявляем митинг сейчас» (л.д. 11,12). Затем, в продолжение данного поста 20.04.2021 в 08 часов 50 минут опубликовано видео с человеком, держащем в руках лозунг с требованием о свободе гр.Н, с текстом под видео о том, что известные люди обратились к ФИО2 с просьбой о спасении гр.Н (л.д. 8-10). Тематически последний пост взаимосвязан с постом от 19.04.2021 с призывами на митинг.

Не вызывает сомнений, что вышеуказанные сообщения-посты, взаимосвязанные по смыслу и своему содержанию, являются ничем иным, как публичным призывом к участию в несанкционированном митинге.

Изложенные обстоятельства, а именно: факт размещения ФИО1 на своей персональной странице в социальной сети публичного обращения был выявлен оперуполномоченным отдела уголовного розыска МО МВД России «Полярнозоринский» гр.М, что отражено им в рапорте на имя руководителя МО МВД России «Полярнозоринский» от 21.04.2021. Так, согласно рапорту, в ходе мониторинга ГИС Интернет было установлено, что на персональной странице пользователя по адресу «<адрес>», имеющего исходные данные «***», город Полярные Зори, в разделе «записи» размещены в свободном доступе для других пользователей сети материалы, призывающие к участию неопределенного круга лиц в несанкционированных собраниях, митингах и других массовых мероприятиях. По исходным данным пользователя установлено, что данная страница принадлежит ФИО1, зарегистрированному по адресу: <адрес> (л.д. 4).

Согласно сообщению заместителя главы администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией гр.С, от 22.04.2021, направленному в МО МВД России «Полярнозоринский», уведомления о проведении акций на территории г. Полярные Зори в администрацию города не поступало (л.д. 18).

Из объяснений ФИО1, данных им в судебном заседании, установлено, что ему известно о том, что публичное мероприятие в поддержку гр.Н (митинг) было проведено на центральной площади г. Полярные Зори (площадь имени Андрушечко), в котором он не принимал участия. При этом согласно вышеприведенного Перечня единых, специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов…мест, утвержденного постановлением Правительства Мурманской области от 24.01.2013 № 19-ПП (последняя редакция от 01.02.2021 № 27-ПП), на территории г. Полярные Зори площадь Андрушечко (ул.Сивко, <...>) в число таким мест, где можно проводить публичное мероприятия без уведомления местной администрации, не входит.

Виновность ФИО1, наряду с вышеприведенными доказательствами, подтверждается также протоколом об административном правонарушении №** от 21.04.2021 (л.д. 2-3), в котором обстоятельства совершенного ФИО1 правонарушения изложены в соответствии с обстоятельствами, установленными судьей, при этом протокол об административном правонарушении отвечает требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков не имеет; рапортом старшего участкового уполномоченного (УУП) МО МВД России «Полярнозоринский» гр.С от 21.04.2021 (л.д. 6), из которого следует, что в ходе беседы с ФИО1, состоявшейся 21.04.2021 в процессе работы по рапорту оперуполномоченного гр.М, по обстоятельствам совершенного ФИО1 правонарушения последний отказался давать письменные объяснения и подписывать протокол об административном правонарушении, в связи с чем, текст протокола ему был зачитан вслух и вручена его копия, а также выдано официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, недопустимости продолжения антиобщественного поведения (л.д. 6).

Кроме того, из рапорта старшего участкового уполномоченного (УУП) МО МВД России «Полярнозоринский» гр.С от 22.04.2021 установлено, что митинг в поддержку гр.Н, действительно, состоялся на центральной площади г. Полярные Зори, площади Андрушечко, 21.04.2021 в 19 часов 00 минут, то есть в дату и время, о которых говорилось в постах с призывом на митинг, размещенных ФИО1 на собственной странице в социальной сети «ВКонтакт». При этом сам ФИО1 в этом митинге участия не принимал.

Оценивая в совокупности собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, судья приходит к выводу, что по своему содержанию они убедительны, логически взаимосвязаны и дополняют друг друга, а в своей совокупности являются достаточными для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, то есть в организации публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.

Протокол об административном правонарушении в силу п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ составлен уполномоченным должностным лицом органов внутренних дел (полиции).

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей не установлены.

Оснований, предусмотренных ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности, не имеется, учитывая характер правонарушения, объектом которого является общественный порядок, необходимость соблюдения и охраны которого составляет основу благополучия и спокойствия общества, проявление уважения к нему, что также находится под защитой Конституции РФ. Нарушение в этой области свидетельствует о его высокой степени общественной опасности.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Назначая наказание, судья, в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, а также обстоятельство, смягчающее административную ответственность.

Так, обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в силу ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд признаёт ***.

Иные смягчающие обстоятельства, как и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, по делу не установлены.

Оценивая приведённые обстоятельства в совокупности, учитывая, что ФИО1 ранее к административной ответственности не привлекался, при этом имеет регулярный законный источник дохода в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, судья приходит к выводу, что цель административного наказания - превенция правонарушений может быть достигнута посредством назначения наказания в виде административного штрафа.

Исходя из конкретных обстоятельств дела, значительного размера минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи, при наличии смягчающего административную ответственность обстоятельства, принимая во внимание, что ФИО1 не являлся участником митинга, проведенного 21.04.2021 в 19 часов 00 минут на центральной площади города, судья считает необходимым на основании частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ снизить размер административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, назначив наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей. Штраф в указанном размере соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечит цели административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9- 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

ФИО1 признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание с применением части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, по следующим реквизитам:

Получатель штрафа: МО МВД России «Полярнозоринский» по Мурманской области. Идентификатор (УИН) 18880451210002062723.

Расчетный счет: <***>, ИНН: <***>, КПП: 511701001, банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ МУРМАНСК//УФК по Мурманской области, г.Мурманск, БИК: 014705901, Код ОКТМО 47719000, Код бюджетной классификации 18811601201019000140.

Наименование платежа: штраф.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Копию документа об уплате штрафа необходимо представить в Полярнозоринский районный суд Мурманской области.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд Мурманской области в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья: А.И. Мухаметшина