ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-169/2022 от 17.10.2022 Бичурского районного суда (Республика Бурятия)

Дело № 5-169/2022

УИД 04RS0003-01-2022-000630-83

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

село Бичура 17 октября 2022 года

Судья Бичурского районного суда Республики Бурятия А.Л. Куликова, при секретаре – помощнике судьи Федотовой В.В., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности Л.Ц, переводчика Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении

Л.Ц, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Китай, гражданина КНР, холостого, имеющего среднее профессиональное образование, работающего механиком в ООО <данные изъяты> зарегистрированного по месту пребывания и проживающего по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося,

УСТАНОВИЛ:

Из протокола об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 30 минут при проверке документов по адресу: <адрес>, был выявлен гражданин КНР Л.Ц, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который прибыл на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с целью поездки «Работа по найму» в визовом режиме, и по истечении срока временного пребывания до ДД.ММ.ГГГГ не выехал за пределы Российской Федерации.

В судебном заседании Л.Ц после разъяснения прав лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, а также положений ст. 51 Конституции РФ, отводов и ходатайств не заявлял, вину в совершении указанного правонарушения признал, обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердил, пояснил, что раскаивается в содеянном, что не выехал из Российской Федерации в установленный срок по причине того, что в результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ на производственной базе ООО <данные изъяты>, были уничтожены его документы: паспорт, миграционная карта, разрешение на работу. Паспорт он восстановил через консульство в <адрес> только в сентябре 2022 года. В настоящее время намерен выехать из России, билеты приобрел на 15 ноября 2022 года.

Свидетель ФИО1 в судебном заседании пояснила, что работает менеджером ООО <данные изъяты>», которое является принимающей стороной, где работает гражданин КНР Л.Ц. В результате пожара, произошедшего ДД.ММ.ГГГГ, сгорело производственное помещение ООО <данные изъяты>», расположенное на территории производственной базы по адресу: <адрес>. В результате пожара сгорели и документы Л.Ц, а именно: паспорт за номером , который был выдан ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ с имеющимися визами, разрешение на работу серии от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, миграционная карта серия , корешок уведомления о постановке на миграционный учет сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. Она помогала Л.Ц восстановить паспорт через консульство в <адрес>, паспорт был восстановлен и получен Л.Ц лишь 14 сентября 2022 года, при первой возможности был приобретен билет для вылета Л.Ц в <адрес> на 15.11.2022 года.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснил, что работает начальником отделения по вопросам миграции ОМВД России по <адрес>. Гражданин Л.Ц въехал на территорию России ДД.ММ.ГГГГ с целью визита «Работа» по визе «Работа по найму» сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ. В установленные законом сроки Л.Ц встал на миграционный учет, далее продлевал миграционный учет по месту пребывания в соответствии с Указом Президента РФ от 18.04.2020 N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", Указом Президента РФ от 15.06.2021 N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на основании заявлений принимающей стороны на каждые 90 дней. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2022 года № 1253-р, был утвержден перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение. В утвержденный перечень включена КНР. С даты включения в перечень иностранных государств, то есть с 20.05.2022 года иностранные граждане, не имеющие законные основания для нахождения на территории РФ обязаны в установленные 90-дневный срок покинуть территорию РФ, то есть до 17.08.2022 года. ДД.ММ.ГГГГФИО1 и Л.Ц сообщили ему о пожаре, произошедшем на территории ООО <данные изъяты> и об утрате документов Л.Ц: паспорта, миграционной карты, разрешения на работу. Ему известно, что Л.Ц сразу обратился в Генеральное консульство КНР в <адрес> для восстановления национального заграничного паспорта. Паспорт был восстановлен 14 сентября 2022 года.

Проверив обстоятельства возбуждения дела об административном правонарушении, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, сроки давности привлечения к административной ответственности, изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав Л.Ц, ФИО1, ФИО2, суд приходит к следующему.

Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ).

Статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок установлено, что законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 15.06.2021 N 364 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и урегулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, постановлено: 1. Приостановить с 16 июня 2021 г. до истечения 90 суток с даты снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством: а) течение сроков временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации и имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на его территории, сроков, на которые такие иностранные граждане и лица без гражданства поставлены на учет по месту пребывания, а также сроков действия визы и миграционной карты с проставленными в ней отметками, выданных этим иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.05.2022 № 1253-р утвержден перечень иностранных государств, в отношении которых сняты введенные Российской Федерацией временные ограничения на транспортное сообщение, в который включена КНР.

Пунктом 2 названного распоряжения установлено, что датой снятия временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством является дата его включения в перечень, утвержденный пунктом 1 настоящего распоряжения.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов 30 минут по адресу: <адрес>, выявлен гражданин КНР Л.Ц, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, который прибыл на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ с целью поездки «Работа по найму» в визовом режиме. В установленные законом сроки встал на миграционный учет и неоднократно продлевал миграционный учет по месту пребывания, однако с 18 августа 2022 года уклонился от выезда из Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, который составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в отношении Л.ЦДД.ММ.ГГГГ, рапортом сотрудника ОМВД России по <адрес>, письменными объяснениями Л.Ц, копиями: паспорта (с переводом), миграционной карты, уведомления о прибытии иностранного гражданина и разрешения на работу; досье иностранного гражданина и данными из базы данных ФМС России, справкой ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, накладной о получении Л.Ц паспорта, другими материалами дела.

Исследованные в судебном заседании доказательства не вызывают у суда сомнений, поскольку добыты они в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются последовательными и непротиворечивыми, согласуются между собой, отражают фактические обстоятельства дела, отвечают требованиям относимости, допустимости и достаточности, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела, и исключают какие-либо сомнения в виновности Л.Ц в совершении данного административного правонарушения.

Таким образом, гражданин КНР Л.Ц, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в нарушение п. 2 ст. 5 Федерального Закона № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002, с даты включения КНР в перечень иностранных государств, т.е. с 20 мая 2022 года как иностранный гражданин, не имеющий законных оснований для нахождения на территории РФ, обязан был в установленный 90-дневный срок покинуть территорию РФ, то есть до 17 августа 2022 года. В настоящее время Л.Ц находится на территории РФ незаконно и уклоняется от выезда из Российской Федерации.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о виновности Л.Ц и квалифицирует его действия по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ - уклонение от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Согласно п. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

В качестве смягчающих наказание обстоятельств суд учитывает признание вины, раскаяние в содеянном, совершение правонарушение впервые.

Обстоятельств отягчающих ответственность, а также оснований для освобождения от наказания, судом не установлено.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, фактические обстоятельства дела, подтвержденные имеющимися в материалах дела доказательствами, личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его материальное положение, обстоятельства совершения правонарушения, степень его общественной опасности, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, влияние назначенного наказания на исправление Л.Ц.

В соответствии с общими правилами назначения наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности административное наказание за совершенное административное правонарушение назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение.

Санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрено дополнительное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ.

Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса об административных правонарушениях» предусмотрено, что при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы РФ судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, и международных договорах Российской Федерации.

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 04.11.1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.

В рассматриваемом случае следует учесть, что Л.Ц ранее к административной ответственности не привлекался. На территории России проживал длительное время с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Л.Ц на уважение частной жизни.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. N 3-П, от 13 марта 2008 г. N 5-П, от 27 мая 2008 г. N 8-П, от 13 июля 2010 г. N 15-П, от 17 января 2013 г. N 1-П, от 17 февраля 2016 г. N 5-П и др.).

С учетом личности Л.Ц, а также конкретных обстоятельств настоящего дела, характера совершенного правонарушения, незначительного срока незаконного пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина, который связан с восстановлением утраченных документов, приобретением авиабилетов, их стоимостью, наличия совокупности смягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствия отягчающих ответственность обстоятельств, суд полагает возможным назначить Л.Ц административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей без применения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Л.Ц, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца КНР, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Административный штраф следует перечислить по следующим реквизитам: <данные изъяты>.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф, назначенный иностранному гражданину или лицу без гражданства одновременно с административным выдворением за пределы Российской Федерации, должен быть уплачен не позднее следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего постановления по делу об административном правонарушении.

Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа предоставить в Бичурский районный суд Республики Бурятия.

Разъяснить, что при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа по истечении установленного законом срока, постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы штрафа в принудительном порядке. Частью 1 ст. 20.25 КоАП РФ установлена ответственность за неуплату административного штрафа в срок, установленный ст. 32.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в 2-кратном размере от суммы неоплаченного административного штрафа, но не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 дней со дня получения копии постановления путем подачи жалобы через Бичурский районный суд Республики Бурятия.

Судья Бичурского районного суда

Республики Бурятия А.Л. Куликова