№ 5-16/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
город Гусев 16 августа 2019 года
Судья Гусевского городского суда Калининградской области Янч О.В.,
с участием представителя МУП «Управление ЖКХ» ФИО1,
заместителя Гусевского городского прокурора Вавилина В.С.,
при секретаре Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении
МУП «Управление ЖКХ», юридический адрес: <...>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. Гусевского городского прокурора Вавилина В.С. от 17 июня 2019 года возбуждено дело об административном правонарушении в отношении МУП «Управление ЖКХ» за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Прокурором указано, что Гусевской городской прокуратурой на основании поступившего обращения N. проведена проверка исполнения жилищного законодательства, по результатам которой в адрес МУП «Управление ЖКХ» внесено представление, в соответствии с которым предприятию необходимо было в течение одного месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, что подразумевает под собой исключение из квитанции N. требования об оплате суммы за бездоговорное потребление электроэнергии. В нарушение требований ст.ст. 6, 21, 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» МУП «Управление ЖКХ» умышленно не выполнило требования прокурора, направив ответ на представление 04 июня 2019 года № <...>, из содержания которого следует, что представление удовлетворению не подлежит, и мер на устранение выявленных нарушений приниматься не будет. Тем самым, МУП «Управление ЖКХ» совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ.
В судебном заседании прокурор настаивал на постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и привлечении МУП «Управление ЖКХ» к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.
Представитель МУП «Управление ЖКХ» ФИО1 в судебном заседании пояснил, что доводы о нарушении требований жилищного законодательства при рассмотрении представления прокурора подтверждения не нашли, в связи с чем в адрес прокурора был направлен соответствующий ответ. Но поскольку рассматриваемые правонарушения четко в законе не урегулированы, а действия МУП «Управление ЖКХ» не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинили вреда интересам граждан, общества и государства, просит суд прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.
Заслушав пояснения представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Управление ЖКХ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Так, статьи 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что в апреле 2019 года Гусевской городской прокуратурой по обращению N. проведена проверка исполнения МУП «Управление ЖКХ» жилищного законодательства.
В ходе проведенной проверки установлено, 15 декабря 2014 года между собственниками помещений в д. <адрес> и МУП «Управление ЖКХ» был заключен договор управления многоквартирным домом. 14 июня 2017 года жилое помещение, принадлежащее N. , расположенное по адресу: <адрес> было отключено от энергоснабжения ресурсоснабжающей организацией. 27 и 29 марта 2019 года в ходе проверки должностными лицами АО «Янтарьэнергосбыт» установлено, что в указанном жилом помещении потребитель самовольно подключился к электроэнергии через прибор учета, в связи с чем составлены акты неучтенного потребления электроэнергии физическим лицом. На основании произведенного расчета стоимость данного бездоговорного потребления составила <...> руб. В дальнейшем, данная сумма за бездоговорное потребление электроэнергии была предъявлена МУП «Управление ЖКХ» к оплате N. , проживающей по адресу <адрес>, в виде платежного документа за «дополнительные услуги». Поскольку электрическая энергия управляющей организации поставлялась в виде коммунального ресурса в находящийся в ее управлении многоквартирный дом в целях оказания проживающим в нем гражданам соответствующих коммунальных услуг, и сетевая организация не рассматривала управляющую компанию в качестве потребителя, у МУП «Управление ЖКХ» отсутствовали основания для включения в квитанцию оплаты задолженности за бездоговорное потребление электроэнергии, в связи с чем прокурором 08 мая 2019 года (исх. № <...>) было внесено представление в адрес МУП «Управление ЖКХ» с требованиями об устранении выявленных нарушений.
Согласно письму директора МУП «Управление ЖКХ» на имя прокурора Гусевского городского прокурора от 04 июня 2019 года № <...> по результатам рассмотрения представления прокурора нарушений требований жилищного законодательство не выявлено, поскольку внутриквартирные электрические сети и энергопринимающие устройства N. , проживающей по адресу: <адрес>, технологически присоединены в электросетям, являющимися общим имуществом многоквартирного дома и которые обслуживает МУП «Управление ЖКХ», управляющая компания, являясь в данном случае сетевой организацией, могла выставлять квитанции по оплате задолженности за бездоговорное потребление электроэнергии.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» неисполнение требований - прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.
И.о. Гусевского городского прокурора, требуя от директора МУП «Управление ЖКХ» устранения нарушений законодательства, действовал в пределах полномочий, представленных ему Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и виновность директора МУП «Управление ЖКХ» подтверждается: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 17 июня 2019 года (л.д. 3-7); представлением об устранении выявленных нарушений жилищного законодательства № <...> от 06 мая 2019 года (л.д. 12-15), ответом и.о. директора МУП «Управление ЖКХ» на представление от 04 июня 2019 года № <...> (л.д. 16-18), актом о введении ограничения режима потребления электрической энергии № <...> от 14 июня 2017 года (л.д. 19), актом допуска в эксплуатацию (замены) прибора учета электроэнергии прямого включения № <...> от 07 марта 2019 года (л.д. 20-21), актом неучтённого потребления электроэнергии физическим лицом № <...> от 27 марта 2019 года (л.д. 22-23), требование прокурора № <...> от 08 апреля 2019 года (л.д. 24), ответом директора МУП «Управление ЖКХ» № <...> от 12 апреля 2019 года на требование прокурора (л.д. 25), квитанцией на имя N. (л.д. 26), заявление N. от 03 апреля 2019 года (л.д. 27), Уставом МУП «Управление ЖКХ» (л.д. 28-43), договором энергоснабжения № 663/31, заключенным между МУП «Управление ЖКХ» и ОАО «Янтарьэнергосбыт».
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, учитывая то, что законные требования прокурора, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении не выполнены, суд приходит к выводу о наличии в действиях МУП «Управление ЖКХ» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Вопреки доводам представителя МУП «Управление ЖКХ» представление прокурора являлось законным и подлежало обязательному исполнению.
В силу ст.ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Согласно положениям п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с п. 167 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.
На основании п. 192 Основных положений по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии.
Лицо, осуществившее бездоговорное потребление, обязано оплатить счет для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления в течение 10 дней со дня получения счета.
При отказе лица, осуществившего бездоговорное потребление, от оплаты указанного счета стоимость электрической энергии в объеме бездоговорного потребления взыскивается с такого лица сетевой организацией в порядке взыскания неосновательного обогащения на основании акта о неучтенном потреблении электрической энергии и счета для оплаты стоимости электрической энергии в объеме бездоговорного потребления.
В силу положений ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в этом доме (ч. 2, 3 ст. 161 ЖК РФ).
Из материалов дела следует, что 05 мая 2015 года между ОАО «Янтарьэнергосбыт» и МУП «Управление ЖКХ» заключен договор энергоснабжения № 663/31, согласно которому гарантирующий поставщик ОАО «Янтарьэнергосбыт» обязуется в течение срока действия настоящего договора осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечивать передачу электрической энергии (мощности) и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом поставки электрической энергии, покупателю МУП «Управление ЖКХ» для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги электроснабжения.
В случае выявления фактов безучетного потребления электрической энергии Гарантирующий поставщик (ОАО «Янтарьэнергосбыт») и /или Сетевая организация составляет акт о неучтенном потреблении и производит перерасчёт потребленной потребителем электрической энергии, исходя из максимальной мощности и количества часов, в течение которого осуществлялось безучетное потребление электрической энергии, но не более 8 760 часов (п. 5.3.).
При этом, как следует из п. 6.3 данного договора платежи, полученные покупателем (МУП «Управление ЖКХ») от потребителей (лица, пользующиеся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, потребляющие коммунальные услуги) в счет оплаты за электрическую энергию (в том числе за общедомовые нужды), подлежат перечислению в пользу гарантирующего поставщика (ОАО «Янтарьэнергосбыт») не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей к покупателю.
Анализируя вышеприведенные нормы закона во взаимосвязи с фактическими обстоятельствами дела, суд приходит к выводу о том, что электрическая энергия, поставляемая АО «Янтарьэнергосбыт» МУП «Управление ЖКХ» поставляется обществом (как энергоснабжающей организацией) в виде коммунального ресурса предприятию (как управляющей организации) в находящийся в ее управлении МКД в целях оказания проживающим в нем гражданам соответствующих коммунальных услуг.
Поскольку МУП «Управление ЖКХ» не может быть отнесено к сетевой организации, что следует из заключенного договора энергоснабжения № 663/31 от 05 мая 2015 года, согласно которому МУП «Управление ЖКХ» приобретает электрическую энергию на розничных рынках не для собственных (хозяйственных) нужд и не в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, управляющая организация не вправе была выставлять счет за бездоговорное потребление электроэнергии N. , указывая его в платежном документе.
Оснований для освобождения общества от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности совершенного правонарушения, поскольку действия МУП «Управление ЖКХ» не повлекли существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинили вреда интересам граждан, общества и государства, суд не усматривает в силу следующего.
Так, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере надзорных функций и свидетельствуют о высокой степени их общественной опасности, поскольку угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению возложенных на него обязанностей по соблюдению требований закона.
Следовательно, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении МУП «Управление ЖКХ» не имеется.
Санкция ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, отсутствуют.
При назначении наказания МУП «Управление ЖКХ» суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также то что ранее юридическое лицо за подобные нарушения к административной ответственности не привлекалось.
С учетом изложенных обстоятельств суд полагает необходимым назначить наказание МУП «Управление ЖКХ» в виде административного штрафа в минимальном размере 50 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
МУП «Управление ЖХХ» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Штраф перечислить в УФК по Калининградской области (Облпрокуратура), ИНН - <***>, КПП - 390601001, лицевой счет <***>, расчетный счет <***>, БИК 042748001, ОКАТО 27401000000, КБК 41511690010016000140 – «прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещения ущерба, зачисляемых в федеральный бюджет».
В соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 настоящего Кодекса. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней, лицо, не уплатившее штраф, может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи жалобы через Гусевский городской суд в течение 10 суток.
Судья О.В. Янч