ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-16/2013 от 29.08.2013 Каларского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 5-16/2013

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

29 августа 2013 г.                         с. Чара

Каларский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Бабиковой О.С.,

с участием представителя юридического лица ООО «Аэропорт», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – директора Хохлова А.В.,

при секретаре Мисюра Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 11.4 КоАП РФ в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт»,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протокола об административном правонарушении и.о. начальника Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Р.Ю.Г. от 03.06.2013г.серии ЗС № в отношении ООО «Аэропорт» с.Чара Каларского района Забайкальского края установлено, что в ходе проведения плановой выездной проверки выявлены нарушения ООО «Аэропорт» обязательных требований воздушного законодательства Российской Федерации, а именно: объекты обслуживания воздушного движения и радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, командно-диспетчерский пункт местных воздушных авиалиний, отдельная приводная радиостанция, автоматический радиопеленгатор не имеют сертификатов годности к эксплуатации, чем нарушена ч.3 ст. 48 Воздушного кодекса РФ, требования Федеральных авиационных правил «Сертификация объектов Единой Системы организации воздушного движения».

Данные нарушения указывают на совершение правонарушения юридическим лицом ООО «Аэропорт», за которое предусмотрена административная ответственность ч.2 статьи 11.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании установлено следующее.

Представитель Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.

Представитель юридического лица ООО «Аэропорт» директор Хохлов А.В. вину в совершении административного правонарушения не признал. Пояснил, что работа по оформлению сертификатов на объекты обслуживания воздушного движения и радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи велась учредителями общества.

В настоящее время решается вопрос о передаче данного имущества в ведение ФГУП «Росаэронавигация», кроме этого, он как директор ООО «Аэропорт» был привлечен к административной ответственности за эти же нарушения и им оплачен штраф в размере 40 тысяч рублей.

Суд, выслушав представителя юридического лица ООО «Аэропорт» директора Хохлова А.В., изучив и проанализировав материалы дела, приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, на основании Распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 24.04.2013г. № Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу проведена плановая выездная проверка с целью выполнения ежегодного Плана УГАН НОТБ СФО Ространснадзора на 2013 год юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт», расположенного по адресу: Забайкальский край, Каларский район, с. Чара, ул. 50 лет Октября, д.2, в ходе которой выявлены нарушения требований, установленных правовыми актами в области гражданской авиации.

В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 03 июня 2013г. серии ЗК № и актом проверки № от 30.05.2013г. ООО «Аэропорт» допущены следующие нарушения:

- объекты обслуживания воздушного движения – командно-диспетчерский пункт местных воздушных линий (КДП МВЛ) не имеет сертификата соответствия объектов ЕС ОрВД,

- объекты радиотехнического обеспечения полетов – автоматический радиопеленгатор, отдельная приводная радиостанция не имеют сертификата соответствия объектов ЕС ОрВД, тем самым нарушены требования ч.3 ст. 48 Воздушного кодекса РФ, согласно которой радиотехническое, светотехническое и метеорологическое оборудование, устанавливаемое на гражданских аэродромах, аэродромах совместного базирования гражданских воздушных судов и государственных воздушных судов и аэродромах совместного использования, а также объекты единой системы организации воздушного движения должны соответствовать требованиям годности к эксплуатации, что подтверждается соответствующим сертификатом годности к эксплуатации.

Согласно ч.2 ст. 11.4 КоАП РФ наступает ответственность за нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьей 11 Воздушного кодекса Российской Федерации, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации утвержденными Постановлением Правительства российской Федерации от 11.03.2010г. № 138 предусмотрен разрешительный и уведомительный порядок использования воздушного пространства.

Разрешительным порядком использования воздушного пространства является порядок использования воздушного пространства, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства.

Разрешение на использование воздушного пространства в классах A и C не требуется в случае: а) отражения воздушного нападения или вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации; б) предотвращения и пресечения нарушений государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной полосы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; в) пресечения и раскрытия преступлений; г) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; д) поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов; е) предотвращения и пресечения нарушений порядка использования воздушного пространства. Под уведомительным порядком использования воздушного пространства понимается предоставление пользователям воздушного пространства возможности выполнения полетов без получения диспетчерского разрешения.

Уведомительный порядок использования воздушного пространства устанавливается в воздушном пространстве класса G.

Пользователи воздушного пространства, осуществляющие полеты в воздушном пространстве класса G, уведомляют соответствующие органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) о своей деятельности в целях получения полетно- информационного обслуживания и аварийного оповещения.

При планировании полетов в воздушном пространстве класса G пользователи воздушного пространства обязаны иметь аэронавигационную и метеорологическую информацию.

При планировании полетов воздушных судов по правилам визуальных полетов, предусматривающих использование воздушного пространства класса G с пересечением районов аэродромов и местных воздушных линий воздушного пространства класса C, представление плана полета не требуется. В указанных случаях пересечение районов аэродромов и местных воздушных линий осуществляется при наличии диспетчерского разрешения соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).

В соответствии с Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации утвержденными Постановлением Правительства российской Федерации от 11.03.2010г. № 138, к нарушениям порядка использования воздушного пространства Российской Федерации относятся:

а) использование воздушного пространства без разрешения соответствующего центра Единой системы при разрешительном порядке использования воздушного пространства, за исключением случаев, указанных в пункте 114 настоящих Федеральных правил;б) несоблюдение условий, доведенных центром Единой системы в разрешении на использование воздушного пространства;

в) невыполнение команд органов обслуживания воздушного движения (управления полетами) и команд дежурного воздушного судна Вооруженных Сил Российской Федерации;

г) несоблюдение порядка использования воздушного пространства приграничной полосы;

д) несоблюдение установленных временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений;

е) полет группы воздушных судов в количестве, превышающем количество, указанное в плане полета воздушного судна;

ж) использование воздушного пространства запретной зоны, зоны ограничения полетов без разрешения;

з) посадка воздушного судна на незапланированный (незаявленный) аэродром (площадку), кроме случаев вынужденной посадки, а также случаев, согласованных с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами);

и) несоблюдение экипажем воздушного судна правил вертикального, продольного и бокового эшелонирования (за исключением случаев возникновения на борту воздушного судна аварийной ситуации, требующей немедленного изменения профиля и режима полета);

к) несанкционированное органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) отклонение воздушного судна за пределы границ воздушной трассы, местной воздушной линии и маршрута, за исключением случаев, когда такое отклонение обусловлено соображениями безопасности полета (обход опасных метеорологических явлений погоды и др.);

л) взлет воздушного судна в контролируемое воздушное пространство без разрешения органа обслуживания воздушного движения (управления полетами).

В соответствии с п. 156-160 данных Федеральных Правил расследование и учет нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации проводятся в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации для государственной, гражданской и экспериментальной авиации, а также настоящими Федеральными правилами.

По результатам проведенных расследований нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации заинтересованные федеральные органы исполнительной власти разрабатывают мероприятия в целях предупреждения повторения нарушений. Регистрация нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации ведется оперативными органами Единой системы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации.

Нарушение требований настоящих Федеральных правил влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 Кодекса).

В соответствии с положениями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указывается, в том числе событие и состав административного правонарушения.

При проверке законности о привлечении к административной ответственности, суд не должен подменять административный орган в вопросе установления наличия вины в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.

Как следует из материалов дела, ООО "Аэропорт" является юридическим лицом, является правопреемником видов аэропортовой деятельности, осуществляемых Филиалом ОАО авиакомпания «Даурия» «Аэропорт Чара».

В соответствии с Уставом предметом деятельности ООО "Аэропорт" является прочая вспомогательная деятельность воздушного транспорта, оптовая и розничная торговля горюче-смазочными материалами, техническое обслуживание и ремонт авиационной техники, аэропортовая деятельность, заправка авиационной и иной техники и др.

Директором юридического лица не оспаривается, что в ООО "Аэропорт" объекты обслуживания воздушного движения и радиотехнического обеспечения полетов действуют в отсутствие сертификата годности к эксплуатации, что противоречит требованиям действующего законодательства. Вместе с тем, как следует из представленных документов несертифицированные объекты командно- диспетчерского пункта местных воздушных авиалиний, отдельной приводной радиостанции, автоматического радиопеленгатора не являются собственностью ООО «Аэропорт».

Использование данных объектов без соответствующих сертификатов не относится к нарушениям порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, предусмотренных п.147 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства российской Федерации от 11.03.2010г. № 138, следовательно, не попадает под административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.11.4. КоАП РФ.

Кроме этого, в деле имеется копия решения Каларского районного суда Забайкальского края от 20 августа 2012 года, которым на ООО «Аэропорт» в гражданско-правовом порядке возложена обязанность устранить те же нарушения, которые были выявлены при привлечении ООО «Аэропорт» к административной ответственности по ч.2 ст.11.4 КоАП РФ,

Определением Каларского районного суда от 25.02.2013г. ООО «Аэропорт» предоставлена отсрочка исполнения решения Каларского районного суда от 20.08.2012г. по иску Читинского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «Аэропорт» о признании противоречащей законодательству деятельности в части осуществления организации воздушного движения без сертификата, обязании получить сертификат, на срок до 25 декабря 2013 года.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ООО «Аэропорт» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 11.4 КоАП РФ, то есть нарушение правил использования воздушного пространства лицами, не наделенными в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

Согласно ч.1 ст.24.5 КоАП РФ при отсутствии события и состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Руководствуясь ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 11.4 КоАП РФ в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Аэропорт», дальнейшим производством прекратить ввиду отсутствия состава.

Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти суток.

Судья Каларского

районного суда         О.С.Бабикова.