ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-16/2016 от 19.02.2016 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело №5-16/2016ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Архангельск, пр. Ломоносова, дом 203 19 февраля 2016 года

Судья Приморского районного суда Архангельской области Тарнаев П.В.,

с участием помощника Приморского межрайонного прокурора Архангельской области Худякова Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, в отношении

Волыхина М. А., родившегося <дата> в <адрес>, гражданина России, состоящего в браке, детей не имеющего, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, работающего <название организации>,

установил:

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, начальнику отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области Волыхину М.А. вменяется, что он, являясь начальником отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области, умышленно не выполнил требование прокурора, вытекающее из его полномочий, а именно не явился <дата> к 17 часам по письменному требованию заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области Герасимова Д.В. от <дата> в Приморскую межрайонную прокуратуру Архангельской области к помощнику прокурора Худякову Ю.А. по адресу: <адрес>

Начальник отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области Волыхин М.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. На основании п.4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ данное дело об административном правонарушении рассмотрено в его отсутствие.

В судебном заседании прокурор Худяков Ю.А. поддержал выводы, изложенные в указанном постановлении, просил привлечь вышеназванное должностное лицо к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.

Исследовав в судебном заседании материалы дела, заслушав прокурора Худякова Ю.А., суд пришел к следующему.

Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с должностной инструкцией от <дата><номер>, с которой Волыхин М.А. ознакомлен <дата>, должность начальника отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» согласно Реестру должностей муниципальной службы Архангельской области относится к ведущей должности муниципальной службы Архангельской области.

В соответствии с пунктом 3.4 должностной инструкции начальника отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район», начальник отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» координирует деятельность Отдела в области земельных отношений с федеральными и региональными органами государственной власти, муниципальными образованиями - сельскими поселениями, органами местной администрации, предприятиями, учреждениями; осуществляет: общее руководство отделом, обеспечивая выполнение задач и функций возглавляемых на отдел; контроль за своевременным и качественным рассмотрением обращений граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления; контроль за исполнением документов, поступающих на исполнение в отдел; организует рассмотрение писем, жалоб и заявлений граждан по вопросам, входящим в компетенцию отдела, организует их проверки, готовит соответствующие предложения.

На основании пункта 4.1.1 должностной инструкции начальник отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» данное должностное лицо несет персональную ответственность за состояние работы по всем направлениям своей деятельности, за нарушение Кодекса этики и служебного поведения муниципального служащего администрации, органов местной администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район», административную и уголовную ответственность.

Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Исходя из ч.1 ст.21 Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Частью 1 ст.22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокурору при осуществлении возложенных на него функций действительно предоставлено право вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. По смыслу данной статьи прокурор, реализуя данное право и вызывая гражданина или должностное лицо в прокуратуру, обязан указать в связи с каким именно нарушением и какого конкретно закона он вызывает гражданина или должностное лицо. В противном случае данная статья указанного Федерального закона предоставляла бы прокурору право произвольного вызова в прокуратуру любых гражданин или должностных лиц без каких-либо предусмотренных законом оснований, что недопустимо.

Из требования о явке в прокуратуру для дачи объяснения от <дата>, направленного Волыхину М.А., как должностному лицу - начальнику отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области, подписанного заместителем Приморского межрайонного прокурора Архангельской области Герасимовым Д.В., следует, что Волыхин М.А. обязан явиться <дата> к 17 часам по письменному требованию от <дата> в Приморскую межрайонную прокуратуру Архангельской области к помощнику прокурора Худякову Ю.А. по адресу: <адрес>, <номер> этаж, кабинет <номер>, для дачи объяснений в связи с проводимой проверкой исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан и решением вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ.

Из имеющихся в материалах дела письменных объяснений Волыхина М.А. от <дата> следует, что <дата> ему было вручено требование о явке в прокуратуру для дачи объяснений. В связи с тем, что ему было не понятно, о каких конкретно нарушениях законодательства идет речь и указанием в требовании на возможное привлечение к административной ответственности, он <дата> явился в прокуратуру и предоставил письменное заявление, что подтверждается регистрационным штампом Приморской межрайонной прокуратуры Архангельской области. По мнению Волыхина М.А., в его действиях отсутствует событие и состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, <дата> начальник отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области Волыхин М.А. действительно прибыл в Приморскую межрайонную прокуратуру Архангельской области, где оставил свое заявление, в котором указал, что с требованием о явке в прокуратуру он ознакомлен, считает, что не нарушал законодательство о порядке рассмотрения обращений граждан, и на основании ст.51 Конституции РФ отказывается давать объяснения в прокуратуре <дата> в 17 часов, то есть свидетельствовать против себя самого.

В самом требовании о явке начальника отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области Волыхина М.А. в прокуратуру не имеется никаких указаний на то в связи с каким установленным прокурором или предполагаемым, по мнению прокурора, нарушением закона Волыхин М.А. обязан явится к помощнику прокурора и по поводу чего он обязан давать объяснения. Сама по себе ссылка на проведение прокуратурой проверки исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан (более того без указания даже места проведения такой проверки) не свидетельствует о том, что в данном требовании имеется указание на какое-либо явное или предполагаемое прокурором нарушение закона, в том числе со стороны самого Волыхина М.А., в части порядка рассмотрения обращений граждан. Исходя из смысла ч.1 ст.22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О Прокуратуре Российской Федерации» прокурор в требовании о явке в прокуратуру обязан указать по поводу какого нарушения закона вызывается гражданин или должностное лицо.

Вторым основанием для явки начальника отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области Волыхина М.А. в прокуратуру в требовании указана дача объяснения в связи с решением вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.5.59 КоАП РФ.

Ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ предусматривает возможность вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и без явки лица, в отношении которого данное постановление выносится. Указанное возможно при надлежащем извещении лица о времени и месте вынесения указанного постановления. Явка гражданина или должностного лица в прокуратуру для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, то есть для совершения процессуальных действии, предусмотренных КоАП РФ, является правом данного лица, которым он вправе пользоваться по своему усмотрению. В рамках производства по делу об административном правонарушении, а равно при проведении прокурором или кем бы то ни было любой проверки гражданин или должностное лицо вправе отказаться от дачи объяснений на основании ст.51 Конституции РФ. Данное конституционное право является основополагающим, и его использование гражданином или должностным лицом не может влечь наступления какой-либо ответственности, в том числе административной.

Волыхин М.А. в установленный в требовании срок явился в прокуратуру и в своем заявлении на имя заместителя прокурора Герасимова Д.В. указал, что считает, что не нарушал законодательство о порядке рассмотрения обращений граждан, и на основании ст.51 Конституции РФ отказывался давать объяснения в прокуратуре <дата> в 17 часов, то есть свидетельствовать против себя самого. Содержание данного заявления и действия начальника отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области Волыхина М.А., с учетом содержания самого требования о явке в прокуратуру для дачи объяснений, не свидетельствуют, что в действиях начальника отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области Волыхина М.А. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

Сам же факт того, что данное заявление было передано Волыхиным М.А. не помощнику прокурора Худякову Ю.А., а сдано им <дата> в канцелярию Приморской межрайонной прокуратуры Архангельской области для его регистрации и передачи надлежащему должностному лицу прокуратуры согласно Инструкции по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генпрокуратуры России от 29 декабря 2011 года №450, также не свидетельствует о наличии в действиях начальника отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области Волыхина М.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях начальника отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области Волыхина М. А. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ, в связи с чем данное дело об административном правонарушении в отношении начальника отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области Волыхина М. А. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении начальника отдела земельных отношений комитета по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям администрации МО «Приморский муниципальный район» Архангельской области Волыхина М. А. прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного постановления.

Мотивированное постановление на основании ч.1 ст.29.11 КоАП РФ изготовлено 20 февраля 2016 года.

Судья П.В. Тарнаев