Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<адрес> 03.02.2021
Судья Анадырского городского суда <адрес> Шевченко Г.В., при секретаре ФИО2,
с участием старших помощников прокурора <адрес>ФИО3 и ФИО7,
законного представителя юридического лица Департамента сельского хозяйства и продовольствия <адрес> – ФИО4, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении:
юридического лица - Департамента сельского хозяйства и продовольствия <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: 689000, Чукотский автономный округ, <адрес>.
установил:
28.12.2020 прокурором <адрес> (далее ЧАО) ФИО5 в отношении юридического лица - Департамента сельского хозяйства и продовольствия ЧАО (далее - Департамент) возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ за непредоставление в срок до ДД.ММ.ГГГГ сведений и документов, необходимых для проведения проверки и рассмотрения обращения.
Из указанного постановления о возбуждении дела об административном правонарушении следует, что в декабре 2020 года прокуратурой <адрес> (далее ЧАО) проводилась проверка в Департаменте сельского хозяйства и продовольствия ЧАО (далее – Департамент) по исполнению требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил определения границ рыболовных участков» по обращению председателя Общественной организации «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Анадыря и Анадырского муниципального района ФИО6 В рамках указанной проверки в адрес начальника Департамента направлено требование прокурора ЧАО от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ сведений, иных документов и информации, необходимых для проведения проверки. В связи предоставлением неполной информации и необходимых документов, ДД.ММ.ГГГГ начальнику Департамента повторно направлено требование прокурора ЧАО № о предоставлении в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ документов и иных сведений, необходимых для проведения проверки.
Действуя умышлено, Департамент не выполнил законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, не исполнив требования прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, тем самым нарушил требование п. 1 ст. 6, п. 2.1 ст. 4, ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-I «О прокуратуре Российской Федерации».
В судебном заседании старшие помощники прокурора ЧАО ФИО3 и ФИО7 пояснили, что в деянии юридического лица имеется состав инкриминируемого правонарушения, предусмотренный ст. 17.7 КоАП РФ.
В судебном заседании законный представитель юридического лица, Департамента, ФИО4 вину не признала, пояснила, что она не согласна с постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Департамента. Согласно подп.6 п.2.3 Положения Департамент в области рыболовства определяет состав, порядок деятельности Комиссии по определению границ рыболовных участков, осуществляет ее организационно-техническое обеспечение. В обязанности Департамента не входит участие в деятельности Комиссии по определению границ рыболовных участков, он не несет ответственность за её деятельность. Требования прокурора о предоставлении сведений и документов были частично исполнены в связи с тем, что не были указаны какие конкретно уведомления и какие документы, подтверждающие направление уведомлений о заседании Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ необходимо представить, не указано за какой период необходимо представить копии заявлений о формировании новых рыболовных участков. В связи с чем, просила производство по делу прекратить за малозначительностью.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое КРФ об АП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии со ст. 21, 22 Закона "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора за исполнением законов являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:
- по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
- требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
- вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 названного Закона.
Пунктом 2.1 статьи 4 Закона о прокуратуре установлено, что органы прокуратуры в связи с осуществлением ими в соответствии с названным Законом прокурорского надзора вправе получать в установленных законодательством Российской Федерации случаях доступ к необходимой им для осуществления прокурорского надзора информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, в том числе осуществлять обработку персональных данных.
Из материалов дела следует, что в соответствии с решением прокурора округа от ДД.ММ.ГГГГ№ в Департаменте организована проверка по исполнению требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил определения границ рыболовных участков».
Основанием для принятия данного решения являлось обращение председателя Общественной организации «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Анадыря и Анадырского муниципального района ФИО6, указывающей о фактах нарушения Департаментом законов.
В целях получения информации, необходимой для проведения проверки исполнения законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, о порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, в адрес начальника Департамента направлено требование прокурора ЧАО от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в прокуратуру ЧАО по адресу: ЧАО, <адрес>, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, документов и других материалов, а именно:
копий уведомлений, направленных членам Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории ЧАО от ДД.ММ.ГГГГ, а также документов, подтверждающих их получение членами Комиссии;
2) копий заявлений от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и муниципальных образований о формировании новых рыболовных участков, поступивших в Департамент и результатов их рассмотрения, копий ответов (при наличии);
3) копий документов, подтверждающих направление ответов Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ на электронный адрес заявителя – председателя Общественной организации «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Анадыря и Анадырского муниципального района ФИО6 (от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№);
4) копии ответа Департамента о рассмотрении обращения председателя Общественной организации «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Анадыря и анадырского муниципального района» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№, в том числе подтверждающие его направление заявителю;
5) указании причин, по которым на обращения председателя Общественной организации «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Анадыря и анадырского муниципального района» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ Департаментом не сообщено о поданных заявках на формирование рыболовных участков.
Между тем, направленный в прокуратуру ЧАО ответ начальника Департамента от ДД.ММ.ГГГГ не содержал полной информации по всем пунктам требования:
- не представлены копии документов, подтверждающие получение членами Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории ЧАО, копий уведомлений о месте, дате и времени проведения заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ;
- не представлены копии документов, подтверждающих фактическое рассмотрение обращений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и муниципальных образований о формировании новых рыболовных участков, а также копии ответов на них;
- отсутствовали копии документов, подтверждающих направление ответов Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ на электронный адрес заявителя – председателя Общественной организации «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Анадыря и Анадырского муниципального района ФИО6;
- не представлена копия ответа Департамента о рассмотрении обращения председателя Общественной организации «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Анадыря и анадырского муниципального района» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№, в том числе подтверждающая его направление заявителю;
- не указаны причины, по которым на обращения председателя Общественной организации «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Анадыря и анадырского муниципального района» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ Департаментом не сообщено о поданных заявках на формирование рыболовных участков;
- некоторые копии документов представлены без отметки исходящей корреспонденции Департамента.
ДД.ММ.ГГГГ начальнику Департамента повторно направлено требование прокурора ЧАО о предоставлении не позднее ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанной документации, а также иных сведений, необходимых для проведения проверки.
Однако в установленный срок требование прокурора не исполнено, документация и иные сведения по существу поставленных вопросов не представлены, что подтверждается письмом начальника Департамента от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержится в том числе, просьба о пояснении какие конкретно документы должны служить подтверждением факта получения уведомления и писем, и каким нормативным правовым актом регулируется данный вопрос. При этом, ходатайства о продлении сроков исполнения требования об истребовании документов и сведений в связи с наличием уважительных причин, свидетельствующих о невозможности представления указанных в требовании документов в полном объёме в установленный срок, Департаментом не заявлено.
Следовательно, Департамент, действуя умышленно, не желая выполнять законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленные федеральным законом (п. 1 ст. 6, ст. 22 и ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре РФ») к указанному сроку – ДД.ММ.ГГГГ, требования прокурора округа не выполнил.
Факт нарушения Департаментом приведенных выше требований законодательства подтверждается следующими доказательствами:
- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором описано событие административного правонарушения;
- заверенной копией обращения председателя Общественной организации «Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Анадыря и Анадырского муниципального района» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о проведении проверки на предмет соответствии законодательства РФ действий Департамента и принятии мер прокурорского реагирования;
- заверенной копией решения о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому проведение проверки организовано в Департаменте;
- заверенной копией требования прокурора ЧАО от ДД.ММ.ГГГГ№ в адрес Департамента о предоставлении сведений и документов, необходимых для проведения проверки в срок до ДД.ММ.ГГГГ;
- заверенной копией письма Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№ о направлении запрашиваемой документации;
- заверенной копией требования от ДД.ММ.ГГГГ№ из которого следует, что ранее представленный ответ Департамента не содержит полной информации по всем пунктам требования;
- заверенной копией письма Департамента от ДД.ММ.ГГГГ№;
- заверенной копией рапорта старшего помощника прокурора ЧАО ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о неисполнении Департаментом требований прокурора ЧАО и рассмотрении вопроса о привлечении юридического лица – Департамента к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ.
Совокупность имеющихся относимых, допустимых, достоверных и не противоречащих друг другу доказательств свидетельствует о наличии вины юридического лица - Департамента в указанном выше деянии. Департамент имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не принял все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ч. 1, 2 ст. 6, ст. 22 и ст. 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре РФ» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, документы (в том числе электронные документы, подписанные электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации), справки и другие материалы или их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования прокурора руководителю или иному уполномоченному представителю органа (организации), а в ходе проведения проверок исполнения законов - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования прокурора. В требовании прокурора могут быть установлены более длительные сроки.
В данном случае решение о проведении проверки и требования о предоставлении документов получены Департаментом, что не оспаривалось законным представителем в суде.
Доводы законного представителя юридического лица о том, что требования прокурора о предоставлении документов должны были быть адресованы непосредственно председателю Комиссии по определению границ рыболовных участков, не основаны на законе по следующим основаниям.
Так из требований прокурора следует, что начальнику Департамента ФИО8 необходимо было предоставить в прокуратуру округа документы и иные сведения, необходимые для проведения проверки.
Из подп. 6,7 п. 2.3. Положения о Департаменте сельского хозяйства и продовольствия <адрес> (утверждены Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№) следует, что в полномочия Департамента входит: определение состава, порядка деятельности Комиссии по определению границ рыболовных участков, осуществление ее организационно-технического обеспечения; определение границ рыболовных участков в соответствии с федеральным законодательством; формирование и утверждение перечня рыболовных участков <адрес>.
Приказом начальника Департамента №-од от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден Порядок деятельности Комиссии по определению границ рыболовных участков на территории ЧАО. Согласно п. 1.2. Порядка Комиссия является постоянно действующим коллегиальным органом при Департаменте. Из п. 2.1 следует, что основной задачей Комиссии является подготовка предложений, в пределах предоставленных Департаменту полномочий, по определению на территории ЧАО границ рыболовных участков.
Исходя из правового статуса, Комиссия по определению границ рыболовных участков не является юридическим лицом, а соответственно не имеет гражданские права, и связанные с этой деятельностью обязанности.
Соответственно, именно юридическое лицо, исходя из возложенных на Департамент полномочий, должно было исполнить требования прокурора округа в установленные сроки.
Также не состоятельны доводы законного представителя Департамента о том, что в требовании прокурора не указано какие конкретно документы должны служить подтверждением факта получения уведомления членов Комиссии о дате и месте проведения заседания Комиссии, поскольку в требовании, в пункте 1 четко изложено о необходимости предоставления прокурору уведомлений и документов, подтверждающих получение уведомлений членами Комиссии.
При этом, представленная ФИО4 в суде факсограмма от ДД.ММ.ГГГГ, содержащая сведения об уведомлении членов Комиссии о дате и месте проведения заседания Комиссии ДД.ММ.ГГГГ, по сути таковой не является, поскольку не содержит неотъемлемых реквизитов, предъявляемых к подобного рода документам, не указаны номера факсов получателей, и не приложены отчеты об отправке. Несмотря на то, что указанная факсограмма, как утверждает ФИО4, отправлена своевременно членам комиссии электронной почтой, и они были уведомлены о предстоящем заседании ДД.ММ.ГГГГ, однако прокурору ЧАО данная факсограмма так и не была предоставлена вместе со скриншотами, подтверждающими её отправку в адрес членов комиссии, что в свою очередь является подтверждением того, что у юридического лица имелась возможность выполнить своевременно требования прокурора.
Департамент, получив повторное требование ДД.ММ.ГГГГ, в котором прокурором указан срок до ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение приведенных выше положений Закона о прокуратуре, не исполнил. При этом доказательств невозможности своевременно дать ответ, Департаментом не представлено в суде.
Соответственно, неисполнение законных требований прокурора со следующего дня – ДД.ММ.ГГГГ влечет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ.
Таким образом, действия прокурора по вынесению постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ являются законными.
Местом совершения правонарушения в форме бездействия является юридический адрес Департамента.
Давая правовую оценку деянию юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и, квалифицируя его действия по ст.17.7 КоАП РФ, судья исходит из приведенных выше доказательств, устанавливающих обстоятельства дела, согласно которым в связи с проведением проверки в Департаменте по исполнению требований законов, юридическое лицо, Департамент, не исполнило требования прокурора ЧАО от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ о предоставлении в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ сведений и документов, иных документов, необходимых для проведения проверки.
Совершенное Департаментом правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку правоотношения возникают в сфере надзорных функций, совершенное деяние посягает на институт государственной власти.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, которое посягает на институты государственной власти, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ судья признает обстоятельством, смягчающим административную ответственность – привлечение к административной ответственности впервые.
С учетом изложенного, судья приходит к выводу о необходимости назначения Департаменту наказания в пределах санкции статьи, предусмотренного санкцией ст. 17.7 КоАП РФ, в виде административного штрафа, в минимальном размере.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
юридическое лицо - Департамент сельского хозяйства и продовольствия <адрес>, - признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу на расчётный счёт: получатель - УФК по Чукотскому автономному округу (прокуратура <адрес>, л/с <***>), ИНН <***>; КПП 870901001; БИК 047719001; р/с 40№; КБК 41№.
Разъяснить Департаменту, что неуплата административного штрафа в срок, указанный выше, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Разъяснить Департаменту, что в силу ч.4 ст. 4.1 КоАП РФ, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, направить соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Постановление может быть опротестовано прокурором и (или) обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5.1 КоАП РФ, в суд <адрес>, в том числе через Анадырский городской суд ЧАО, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Г.В. Шевченко