ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-16/2021 от 05.02.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-16/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

5 февраля 2021 года 180007, <...>

Резолютивная часть оглашена 25 января 2021 г.

Судья Псковского городского суда Пантелеева И.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении перевозчика СИА «ИТЦ», <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

2 сентября 2020 года в 00 час. 26 мин. на таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни прибыло транспортное средство ***, следующее из России в Латвию под управлением водителя К.А. Международная перевозка осуществлялась фирмой перевозчиком SIA «ITC».

В соответствии со ст. 89, 92 ТК ЕАЭС при убытии с таможенной территории ЕАЭС представитель перевозчика SIA «ITC», в лице водителя, предоставил должностному лицу таможенного органа, следующие товаросопроводительные документы:

коммерческие и транспортные: ***

разрешительный документ: фитосанитарный сертификат № *** от 01.09.2020, сопроводительный документ на транспортировку древесины № 812 от 01.09.2020, общим весом брутто (по документам) 20794,00 кг.

Согласно указанным документам в грузовом отделении транспортного средства, перемещался товар: «пиломатериалы из хвойных пород обрезные - ель», код ТН ВЭД ЕАЭС – 4407129100, общим весом брутто 20794 кг., в количестве 6 грузовых мест.

В соответствии с товаросопроводительными документами отправитель товара ООО «Регион-Лес», Россия, 163015, <...>.

Получатель товара – «EURUS NORD» SIA, Латвия, LV-2152, MALPILS NOV., MALPILS, KASTANU IELA 7-3, LV40203073992.

02.09.2020 при проверке документов и сведений, наличия подконтрольных категорий товаров и разрешительных документов на них, должностным лицом таможенного поста МАПП Шумилкино было выявлено, нарушение, а именно: сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате № *** от 01.09.2020, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах.

Так, согласно сведениям в представленных: *** получателем товара является: EURUS NORD SIA, Латвия, LV-2152, MALPILS NOV., MALPILS, KASTANU IELA 7-3, а в соответствии с данными указанными в гр. 3 фитосанитарного сертификата № **** от 01.09.2020 получателем товара является: EURUS INDUSTRIES OU PIRITA TEE 20P-401 TALLINN, CITY HARJU COUNTY 10127, ESTONIA.

Данное обстоятельство послужило основанием для привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.16.3 КоАП РФ.

Представитель СИА «ИТЦ» (SIA «ITC») ФИО1 в судебном заседании вины общества в совершении административного правонарушения не признал; поддержал возражения, изложенные в письменном отзыве, а также дополнения к отзыву, в которых указал, что в ходе административного расследования по делу об административном правонарушении, не учтены положения ст. 24.1 КоАП РФ. Полагал, что представленный перевозчиком фитосанитарный сертификат в полной мере отвечал требованиям Международного стандарта по фитосанитарным мерам №12, директивы Совета №2000/29/ЕС от 08.05.2000 г. и Решения КТС №318-2010 г. То обстоятельство, что в графе № 3 фитосанитарного сертификата в качестве получателя товара заявлена фирма «EURUS INDUSTRIES», а в остальных ТСД - «EURUS NORD», не влияет на соблюдение фитосанитарной сертификации, так как обе компании расположены на территории Европейского Союза на которой действуют единые фитосанитарные требования к подкарантинной продукции.

Представитель Псковской таможни ФИО2 в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала.

Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со ст. 16.3 КоАП РФ административным правонарушением признается несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.

Санкция указанной нормы предусматривает наказание для юридических лиц в виде наложения административного штрафа от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с ТК ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями настоящего Договора.

В соответствии с п. 5 ст. 2 ТК ЕАЭС вывоз товаров с таможенной территории Союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза.

В силу пп. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

Согласно п.1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС установлено - запреты и ограничения, применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

В соответствии с п. 3 ст. 101 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 ветеринарно-санитарный, карантинный фитосанитарный, санитарно-эпидемиологический, радиационный и другие виды государственного контроля (надзора) при перемещении товаров через таможенную границу Союза осуществляются и оформляются в соответствии с настоящим Договором или принятыми в соответствии с ним актами Комиссии или нормативными правовыми актами государств-членов либо в соответствии с законодательством государств-членов.

Договором о Евразийском экономическом союзе утверждены раздел XI Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры; Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.

В соответствии со ст. 59 Раздела XI карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов. Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) на таможенной территории Союза и таможенной границе Союза осуществляется в отношении продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции, карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза, а также подкарантинных объектов. Перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов Союза и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Комиссией.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе» (в редакции Совета Евразийской экономической комиссии от 17.03.2017) утверждены: Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Евразийского экономического союза и таможенной территории Евразийского экономического союза; Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза.

Товар «пиломатериалы из хвойных пород обрезные», код ТН ВЭД ЕАЭС – 4407129100, включен в Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе таможенного союза и таможенной территории таможенного союза», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе», как подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском.

Судом установлено, что 2 сентября 2020 года на таможенный пост МАПП Шумилкино Псковской таможни прибыло транспортное средство ***, следующее из России в Латвию под управлением водителя К.А.

Международная перевозка осуществлялась фирмой перевозчиком SIA «ITC».

В соответствии со ст. 89, 92 ТК ЕАЭС при убытии с таможенной территории ЕАЭС представитель перевозчика SIA «ITC», в лице водителя предоставил должностному лицу таможенного органа, следующие товаросопроводительные документы:

коммерческие и транспортные: ***

разрешительный документ: фитосанитарный сертификат № ***

сопроводительный документ на транспортировку древесины № 812 от 01.09.2020, общим весом брутто (по документам) 20794,00 кг.

Согласно указанным документам в грузовом отделении транспортного средства, перемещался товар: «пиломатериалы из хвойных пород обрезные - ель», код ТН ВЭД ЕАЭС – 4407129100, общим весом брутто 20794 кг., в количестве 6 грузовых мест.

В соответствии с товаросопроводительными документами отправителем товара является ООО «Регион-Лес», Россия, 163015, <...>, а получателем товара – «EURUS NORD» SIA, Латвия, LV-2152, MALPILS NOV., MALPILS, KASTANU IELA 7-3, LV40203073992.

02.09.2020 при проверке документов и сведений, наличия подконтрольных категорий товаров и разрешительных документов на них, должностным лицом таможенного поста МАПП Шумилкино было выявлено, нарушение, а именно: сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате № *** от 01.09.2020, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах.

Согласно сведениям в представленных: CMR № 812 от 01.09.2020, INVOICE № 812 от 20.08.2020, ДТ №10210200/010920/0249485 получателем товара является: EURUS NORD SIA, Латвия, LV-2152, MALPILS NOV., MALPILS, KASTANU IELA 7-3, а в соответствии с данными указанными в гр. 3 фитосанитарного сертификата № *** от 01.09.2020 получателем товара является: EURUS INDUSTRIES OU PIRITA TEE 20P-401 TALLINN, CITY HARJU COUNTY 10127, ESTONIA.

В ходе производства по делу об административном правонарушении 02.09.2020 в качестве свидетеля был опрошен водитель перевозчика СИА «ИTЦ» - К.А. который показал, что он убывал с таможенной территории Евразийского Экономического союза с грузом «пиломатериалы из хвойных пород обрезные: Ель». Данный товар был при нем загружен в РФ, г. Кингисепп Ленинградской области, ул. Дорожников д. 22. Товаросопроводительные документы он получил у представителя фирмы-отправителя. То, что в фитосанитарном сертификате указан неверно заявленный получатель и его адрес он не заметил /л.д.27-28/.

Таким образом, предоставленный перевозчиком товар, включенный в Перечень подкарантинной продукции с высоким фитосанитарным риском, фитосанитарный сертификат № *** от 01.09.2020 содержит сведения не соответствующие информации указанной в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах, в связи с чем, не может подтверждать соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.

Согласно ст. 15 Конституции России любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.

Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Обязанность по соблюдению установленных запретов и ограничений является публично-правовой и регулируется нормами таможенного права. Исполнение данной обязанности не может быть поставлено в зависимость от обстоятельств, связанных с осуществлением лицом предпринимательской деятельности, их взаимных прав и обязанностей и, до определенной степени, - действий контрагентов, поскольку данные правоотношения регулируется нормами гражданского законодательства.

Эта обязанность должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер. То есть, перевозчик должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара или его представителей.

Данные меры полностью зависят от перевозчика, и их непринятие прямо указывает на то, что им фактически не предпринимались все зависящие от него меры к надлежащему исполнению возложенной на него обязанности перемещать через таможенную границу России товары только по документам, содержащим достоверные сведения о таких товарах.

Согласно ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, довод представителя СИА «ИТЦ», относительно указания разных сведений в фитосанитарном сертификате и в остальных ТСД, само по себе, не влияет на соблюдение фитосанитарной сертификации, так как обе компании расположены на территории Европейского Союза, на которой действуют единые фитосанитарные требования к подкарантинной продукции, является несостоятельным, поскольку сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, должны соответствовать информации, содержащейся в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах, что предусмотрено п.5 Постановления Правительства РФ № 995.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что у СИА «ИТЦ», имелась фактическая возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных таможенным законодательством ЕАЭС, при этом, СИА «ИТЦ» не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При соблюдении должной степени заботливости и осмотрительности водитель СИА «ИТЦ» мог предварительно проверить сведения, указанные в фитосанитарном сертификате № *** от 01.09.2020 и установить, что в графе 3 получателем товара является: EURUS INDUSTRIES OU PIRITA TEE 20P-401 TALLINN, CITY HARJU COUNTY 10127, ESTONIA, а согласно представленным сведениям: ****** получателем товара является: EURUS NORD SIA, Латвия, LV-2152, MALPILS NOV., MALPILS, KASTANU IELA 7-3.

Данные несоответствия представитель фирмы-перевозчика СИА «ИТЦ» имел возможность обнаружить до подачи ТСД в таможенный орган.

Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.

В данном случае все действия водителя/работника перевозчика СИА «ИТЦ» - К.А.. рассматриваются, как действия СИА «ИТЦ».

Кроме того, правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников - все это также является проявлением разумной осмотрительности лица, направленной на обеспечение его деятельности.

Виновность лица в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: товаросопроводительными документами: ***, разрешительными: фитосанитарный сертификат № *** от 01.09.2020, сопроводительными документами на транспортировку древесины № 812 от 01.09.2020, протоколом опроса свидетеля К.А. от 02.09.2020 и другими документами, находящимися в материалах дела об административном правонарушении № 10209000-2813/2020, оцененными судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, общество совершило административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товара с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Санкцией ст.16.3 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 названного Кодекса).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

На основании совокупности доказательств суд приходит к выводу о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на вывоз товара с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации.

Обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, в ходе производства по делу не установлены, в течение года СИА «ИТЦ» за совершение однородных правонарушений по главе 16 КоАП РФ не привлекалось.

Нарушений действующего законодательства РФ, а также норм международного права в ходе проведения административного расследования не установлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли.

Правовые основания для назначения наказания в виде предупреждения отсутствуют, оснований для освобождения СИА «ИТЦ» от административной ответственности и признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.

С учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, считаю необходимым назначить перевозчику СИА «ИТЦ» наказание в виде штрафа.

Процессуальные издержки по делу отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать СИА «ИТЦ», ЛВ-3402, Латвия, <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде наложения административного штрафа в размере *** рублей.

Реквизиты для перечисления суммы штрафа следующие:

Получатель Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН получателя 7730176610, КПП получателя 773001001

Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва, 701, БИК 044501002, счёт получателя: 40101810800000002901, ОКТМО 45328000, код таможни: 10209000, КБК 15311601161010000140, УИН 15310102090002813207, поле «Назначение платежа» оплата по постановлению об АП № 5-16/2021 для Псковской таможни.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. В указанный срок документ об уплате штрафа должен быть представлен в Псковский городской суд. При отсутствии сведений об уплате штрафа по истечении 60-дневного срока второй экземпляр постановления суда направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.Ю. Пантелеева