ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-17(2 от 27.09.2019 Петуховского районного суда (Курганская область)

Дело № 5-17(2)/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Частоозерье 27 сентября 2019 г.

Судья Петуховского районного суда Курганской области Роледер У.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

<данные изъяты> Гончара Владимира Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

определением мирового судьи судебного участка № 24 Петуховского судебного района Курганской области от 13.09.2019 г. дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении <данные изъяты> Гончара В.Н. (далее - <данные изъяты>) передано по подсудности в Петуховский районный суд Курганской области.

12.09.2019 г. исполняющим обязанности прокурора Частоозерского района Курганской области Филатовым Д.В. в отношении <данные изъяты> Гончара В.Н. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, по факту умышленного невыполнения законных требований прокурора.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности Гончар В.Н., в судебном заседании факт совершения им административного правонарушения оспаривал. Указал, что предостережение и представление прокурора были рассмотрены им в установленный законом срок. С внесенным представлением не согласен в части требования о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, поскольку применение к работнику такой меры является правом, а не обязанностью работодателя в соответствии с ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации. На совместных совещаниях в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства Курганской области ООО «<данные изъяты>» не заявляло об отказе от оказания услуг теплоснабжения. 17.06.2019 г. администрацией района утверждены схемы теплоснабжения в отношении поселений Частоозерского района (кроме <адрес>), которыми ООО «<данные изъяты>» определено как временная теплоснабжающая организация. 19.09.2019 г. между ООО «<данные изъяты>» и администрацией Частоозерского района заключен договор аренды земельных участков, на которых размещены блочно-модульные котлы. Постановлением администрации Частоозерского района от 20.09.2019 г. № 144 с 23.09.2019 г. определен отопительный сезон 2019-2020 гг. 23.09.2019 г. на заседании рабочей группы были определены основные мероприятия по организации теплоснабжения, назначен начальник Частоозерского участка ООО «<данные изъяты>». В настоящее время учреждениями, осуществляющими свою деятельность на территории района, заключаются договоры с указанной теплоснабжающей организацией. В связи с чем просил применить положения ст. 2.9 КоАП РФ либо ст. 4.1.1 КоАП РФ.

Прокурор Частоозерского района Долгушин В.В. в судебное заседание не явился, известив о невозможности обеспечения своей явки в связи со служебной занятостью.

Считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Заслушав пояснения лица, участвующего в деле, исследовав и оценив представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Статьей 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Согласно ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22, ст. 25.1 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении надзора за соблюдением и исполнением Конституции Российской Федерации и законов наделен правом направлять должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В соответствии с положениями ст. 25.1 указанного Закона в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

В пункте 3 статьи 22 настоящего Закона указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Согласно Закону о прокуратуре предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия, а одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).

Установлено, что п. 4.2 ч. 1 ст. 7.2 Устава муниципального образования Частоозерского района Курганской области закреплены полномочия органов местного самоуправления по организации теплоснабжения, предусмотренные Федеральным законом «О теплоснабжении».

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, администрация Частоозерского района является юридическим лицом, вид деятельности - деятельность органов местного самоуправления по управлению вопросами общего характера.

Согласно решению Частоозерской районной Думы от 16.04.2019 г. исполнение полномочий <данные изъяты> временно возложено на <данные изъяты> Гончара В.Н. на срок с 17.04.2019 г. до вступления в должность главы района.

Согласно Положению, утвержденному постановлением администрации Частоозерского района Курганской области от 08.09.2010 г. , и должностной инструкции <данные изъяты> исполняет его обязанности, в частности координирует вопросы в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии со статьей 70 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 4.2 ч. 1 ст. 17 настоящего федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 г.
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляются органами местного самоуправления.

В силу пункта 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, сроки начала и окончания подготовки к зиме каждого жилого дома, котельной, теплового пункта и теплового (элеваторного) узла утверждаются органом местного самоуправления (по предложению организации, обслуживающей указанный жилищный фонд) с учетом завершения всех работ в северных и восточных районах - до 1 сентября, в центральных - к 15 сентября, в южных - до 1 октября, включая проведение пробных топок центрального отопления и печей. Контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда и их уполномоченные и главные государственные жилищные инспекции.

Из материалов дела следует, что 27.06.2019 г. в адрес <данные изъяты> Гончара В.Н. прокурором Частоозерского района вынесено предостережение о недопустимости нарушения законодательства в сфере теплоснабжения, из содержания которого следует, что на момент его вынесения на территории следующих населенных пунктов: с. Частоозерье, с. Бутырино, с. Сивково, с. Долгие Частоозерского района подготовка к отопительному сезону не осуществляется, отсутствует теплоснабжающая организация, что может повлечь за собой не только нарушение прав граждан, но и угрозу их жизни и здоровью.

Из письменного объяснения Гончара В.Н. от 27.06.2019 г. следует, что администрацией района проводится контроль за подготовкой объектов ЖКХ к предстоящему отопительному сезону, нарушений сроков подготовки и срыва отопительного сезона допущено не будет.

Вместе с тем, 18.07.2019 г. прокурором Частоозерского района Долгушиным В.В. на основании проведенной прокуратурой Частоозерского района проверки исполнения законодательства в сфере теплоснабжения на территории указанного района в адрес <данные изъяты> Гончара В.Н. внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, в котором, ссылаясь на положения ст.ст. 3, 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», ст.ст. 15, 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что на территории с. Частоозерье, с. Бутырино, с. Сивково, с. Долгие Частоозерского района отсутствуют теплоснабжающие организации, осуществляющие подготовку к отопительную сезону, а также представляющие услуги теплоснабжения; подготовка к отопительному сезону 2019-2020 гг. не осуществляется; администрацией района должные меры по исправлению сложившийся ситуации не принимаются. В связи с чем прокурор требует незамедлительно принять конкретные меры по надлежащей организации подготовки к отопительному сезону, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц.

Как следует из ответа <данные изъяты> от 06.08.2019 г. на указанное представление администрацией района ведутся переговоры с теплоснабжающей компанией ООО «<данные изъяты>» об оказании услуг теплоснабжения в Частоозерском районе в предстоящем отопительном сезоне. 05.07.2019 г. на официальном сайте администрации Частоозерского района размещено объявление о поиске оператора теплоснабжения. Самостоятельно организовать вопрос поставки тепловой энергии администрация возможности не имеет по причине отсутствия материальных ресурсов. Источники теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, переданы в хозяйственное ведение МУП «Частоозерская теплосеть», в отношении которого ведется дело о банкротстве, открыто конкурсное производство. В администрации района создана комиссия по подготовке к отопительному сезону, разработаны и утверждены схемы теплоснабжения.

В подтверждение вышеуказанных доводов в материалы дела представлены распечатки из электронного ящика и официального сайта администрации района, а также постановление администрации Частоозерского района от 17.06.2019 г. № 104 «Об утверждении схем теплоснабжения Частоозерского района Курганской области».

Вместе с тем, из письма директора ООО «<данные изъяты>» от 20.08.2019 г. в адрес прокурора Частоозерского района следует, что указанное юридическое лицо не планирует оказывать услуги теплоснабжения потребителям Частоозерского района в отопительном сезоне 2019-2020 гг.

30.08.2019 г. <данные изъяты> в адрес директора ООО «<данные изъяты>» направлено письмо с просьбой сообщить о том, планирует ли данное юридическое лицо осуществлять свою деятельность на территории района в отопительный сезон 2019-2020 гг. Ответа на данное письмо не представлено.

Таким образом, какие-либо конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона в течение месяца со дня внесения вышеуказанного представления приняты не были, указанные выше меры, принимаемые администрацией района в лице врио главы района, носили формальный характер и не были направлены на достижение конкретного результата.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 12.09.2019 г. исполняющим обязанности прокурора Частоозерского района Филатовым Д.В. постановления о возбуждении в отношении <данные изъяты> дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ, по факту умышленного невыполнения указанных требований прокурора.

На момент вынесения указанного постановления Гончар В.Н. от дачи объяснений отказался.

В ходе судебного заседания Гончаром В.Н. представлена копия договора № 8 аренды земельного участка от 19.09.2019 г. заключенного между муниципальным образованием Частоозерский район Курганской области в лице врио главы района (арендодателем) и ООО «<данные изъяты>» в лице его директора ФИО5 (арендатором), в соответствии с условиями которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду 5 земельных участков из земель населенных пунктов (указанных в договоре) для коммунального обслуживания. Договор заключен на срок с 19.09.2019 г. по 10.05.2020 г.

На основании постановления администрации Частоозерского района от 20.09.2019 г. № 144 «О начале отопительного сезона 2019-2020 гг.» в связи с несоответствием температуры воздуха в помещениях социальной сферы нормативному температурному режиму теплоснабжающим организациям Частоозерского района указано на необходимость начать отопительный сезон 2019-2020 гг. с 23.09.2019 г.

Из протокола заседания рабочей группы по организации теплоснабжения, социальной сферы и жилищного фонда Частоозерского района на период 2019-2020 гг. с участием <данные изъяты> Гончара В.Н. следует, что 23.09.2019 г. было принято решение о назначении на должность начальника Частоозерского участка ООО «<данные изъяты>» ФИО6 с 23.09.2019 г., подписания договоров на обеспечением электроэнергией котельных 24.09.2019 г., заключения договоров с работниками котельных 25.09.2019 г., осуществления завоза угля, начала отопления в Частоозерском районе с 27.09.2019 г., подготовки паспорта готовности к 01.11.2019 г.

Из пояснений лица, привлекаемого к административной ответственности Гончара В.Н., в ходе судебного заседания, следует, что на дату судебного заседания договор между администрацией района и ООО «<данные изъяты>» на поставку тепловой энергии не заключен, пробные запуски подачи тепла указанной теплоснабжающей организацией в объекты социальной инфраструктуры и жилые дома не осуществлялись.

Таким образом, сведений о готовности Частоозерского района к отопительному сезону не представлено и на дату судебного заседания. Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем подходе к разрешению сложившейся ситуации в муниципальном образовании Частоозерский район в сфере теплоснабжения.

Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю доказанным факт совершения <данные изъяты> Гончаром В.Н. административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.

Материалы дела свидетельствуют о том, что прокурор действовал в пределах полномочий, представленных ему Законом о прокуратуре. Предостережение о недопустимости нарушения закона и представление об устранении нарушений федерального законодательства внесены <данные изъяты> по результатам анализа и проверки соблюдения законодательства в сфере теплоснабжения.

Довод Гончара В.Н. о необоснованности и незаконности требований прокурора в указанном выше представлении в части привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушениях закона, в силу действующего трудового законодательства, является обоснованным и заслуживает внимание. Вместе с тем, данный факт не влияет на вывод о его виновности во вменяемом ему правонарушении.

Доказательств, позволяющих усомниться в виновности должностного лица, либо обстоятельств, исключающих его административную ответственность, не представлено, равно как и не представлено доказательств уважительности причин неисполнения вышеуказанного представления в части принятия мер по надлежащей организации подготовки к отопительному сезону.

Довод Гончара В.Н. о малозначительности совершенного правонарушения нахожу несостоятельным по следующему основанию.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 21 постановления Пленума от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением, является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Таким образом, малозначительность деяния является оценочным признаком, который устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ, является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в том числе, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Учитывая изложенное и исходя из оценки конкретных обстоятельств совершенного Гончаром В.Н. правонарушения, не нахожу его малозначительным, соответственно, оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не усматриваю.

Обсуждая вопрос об административном наказании, отмечаю следующее.

Санкция ст. 17.7 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Обстоятельств смягчающих, отягчающих административную ответственность должностного лица, из представленных материалов не установлено.

Учитывая изложенное, принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, степень вины Гончара В.Н., прихожу к выводу о назначении административного наказания виде административного штрафа.

Оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение по правилам ст. 4.1.1 КоАП РФ не усматриваю.

Санкция ст. 17.7 КоАП РФ не предусматривает возможности назначения административного наказания в виде предупреждения.

Согласно ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

В силу п. 1 ст. 4 указанного закона, к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Соответственно, администрация Частоозерского района не может быть отнесена к субъектам, в отношении которых возможна замена административного штрафа предупреждением. В связи с чем данная мера не может быть применена к <данные изъяты> Гончару В.Н. как лицу, замещающему должность муниципальной службы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 - 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Гончара Владимира Николаевича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных наказаниях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Оплата штрафа подлежит по следующим реквизитам:

Получатель: Управление Федерального казначейства по Курганской области (Прокуратура Курганской области), банк получателя: отделение Курган, г. Курган, расчетный счет № <***>, ИНН <***>, КПП 450101001, БИК 043735001, КБК 41511690010016000140, ОКТМО 37636000.

Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Документ, подтверждающий оплату штрафа, должен быть представлен в Петуховский районный суд Курганской области.

Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд через Петуховский районный суд в течение 10 суток со дня вручения либо получения копии постановления путем подачи жалобы.

Судья У.А. Роледер