ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-170/18 от 18.01.2019 Печенгского районного суда (Мурманская область)

В окончательной форме принято 21.01.2019 Дело № 5-8/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 января 2019 года г. Заполярный

ул. Стрельцова, д.3а

Судья Печенгского районного суда Мурманской области Гаев С.Ю.,

с участием:

- лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 и его защитника Пирогова Д.П.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, в отношении

ФИО1, родившегося *.*.* в <адрес>, гражданина <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

из представленного Отделением (позг) в п. Лиинахамари Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району материала об административном правонарушении следует, что ФИО1 в период с 04 часов 10 минут до 04 часов 13 минут 04 ноября 2018 года в акватории губы Титовка Баренцева моря (внутренние морские воды Российской Федерации) и реки Титовка с использованием автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак н556мх51, осуществил приемку, хранение и транспортировку продукции из водных биологических ресурсов (секций конечностей краба камчатского), выработанной из незаконно добытого водного биологического ресурса – краба камчатского, по маршруту береговая линия реки Титовка до дороги, ведущей на федеральную трассу Е-105, а также имел водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и на данный период запрещена.

По данному факту 04.11.2018 в отношении ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, проведено административное расследование, по результатам которого в отношении ФИО1 составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и дело направлено в районный суд для рассмотрения по существу.

ФИО1 и его защитник Пирогов Д.П. в суде с протоколом по делу об административном правонарушении не согласились, указали на отсутствие состава административного правонарушения в действиях ФИО1, показав, что он в указанный в протоколе период не находился на судне или ином плавучем средстве, которое признается орудием совершения административного правонарушения в порядке п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство», но и не осуществлял сам лов.

Намерения ФИО1 сводились к тому, чтобы прицепить к автомобилю <данные изъяты> автомобильный прицеп и переставить на новое место, подальше от края берега реки Титовка, поскольку в этой части реки есть приливная волна, которая могла повредить автомобиль; в сторону федеральной трассы он не выезжал и таких намерений не имел.

При задержании ФИО1 при отсутствии сопротивления с его стороны сотрудниками пограничной службы были применены меры грубого силового физического воздействия с применением табельного орудия.

Кроме того, сотрудник пограничного управления, полагая, что ФИО1 имеет намерения скрыться, выстрелил в лобовое стекло его автомобиля световой ракетой, чем поставил жизнь и здоровье ФИО1 под угрозу.

Полагают, что автомобиль <данные изъяты>, принадлежащей матери ФИО1 – М., изъят сотрудниками пограничного управления незаконно с нарушением норм процессуального права, порядка и сроков обеспечения сохранности чужого имущества, выразившихся в том, что после изъятия 04.11.2018 автомобиль был передан на ответственное хранение лишь спустя 47 дней, 21.12.2018.

Документов, подтверждающих необходимость транспортировки автомобиля из п. Лиинахамари в г. Мурманск в отсутствие законного собственника, сотрудниками пограничного управления не представлено, ФИО1 и его защитнику в доступе к автомобилю отказывается.

ФИО1 и его защитник возражают против размера причиненного правонарушением ущерба, определенного в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.11.2018 № 1321, поскольку в момент выявления административного правонарушения действовало постановление Правительства РФ от 25.05.1994 № 515.

Согласно сложившейся административной практике перевозка водных биоресурсов в интересах юридического лица оценивается и принимается судами как промышленное и прибрежное рыболовство, в то время как перевозка в интересах физического лица – любительский лов.

Однако факт лова материалами дела не доказан, в вину ФИО1 не вменяется, факт перевозки в интересах юридического лица не доказан, факт перевозки в интересах физического лица не выявлен, нахождение ФИО1 в автомобиле на стоянке не свидетельствует об осуществлении им фактической перевозки.

Кроме того, административная ответственность за перевозку водных биоресурсов, осуществленная в рамках любительского спортивного рыболовства, не предусмотрена.

В нарушение требования КоАП РФ изъятие биоресурсов при досмотре транспортного средства осуществлялось в отсутствие понятых без применения видеозаписи.

Протокол досмотра автомобиля <данные изъяты> сотрудниками пограничного управления не составлялся и в материалах дела отсутствует, в то время как протокол изъятия вещей не может подменять протокол досмотра, а его несоставление является нарушением норм процессуального права и служит одним из оснований прекращения производства по делу.

В материалах дела отсутствуют объективные доказательства обоснования необходимости проведения и продления административного расследования.

На основании изложенного полагает, что при выявлении, пресечении административного правонарушения, проведения административного расследования должностным лицом допущены нарушения норм процессуального закона и неправильно применены норм материального права, а начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения.

Представитель административного органа в суд не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Выслушав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 и его защитника Пирогова д.п., изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства, необходимо учитывать, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) регулируются, в том числе Федеральными законами: от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».

В силу статьи 6 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на внутренние воды Российской Федерации, в том числе внутренние морские воды Российской Федерации, а также на территориальное море Российской Федерации, континентальный шельф Российской Федерации и исключительную экономическую зону Российской Федерации.

Статьей 10 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что водные биологические ресурсы находятся в федеральной собственности.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях обеспечения сохранения водных биоресурсов и их рационального использования могут устанавливаться ограничения рыболовства, в том числе запрет рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов.

В силу статьи 43.1. Федерального закона № 166-ФЗ Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.

В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства от 30 октября 2014 г. № 414, которые регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общины, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Северного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - Правила).

В силу пункта 16.1 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414, запрещается в течение года добыча (вылов) краба камчатского в территориальном море Российской Федерации и внутренних морских водах Российской Федерации, а также на участке континентального шельфа Российской Федерации, ограниченного с <адрес> - внешней границей территориального моря Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 76 Правил рыболовства при осуществлении любительского спортивного рыболовства запрещена добыча (вылов) без путевок краба камчатского.

Согласно пункту 14.5.5 Правил рыболовства запрещено иметь на борту судна и плавучих средств, на рыбопромысловых участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыбопромысловых участков), орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено, а также водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена, или их части.

Из материалов дела следует, что 04.11.2018 при осуществлении сотрудниками ПУ ФСБ России по западному арктическому району контроля за соблюдением гражданами требований законодательства в сфере охраны водных биологических ресурсов в акваториях губы Титовка Баренцева моря (внутренние морские воды Российской Федерации) и реки Титовка, ими была замечена резиновая лодка с подвесным мотором на борту которой находились два неизвестных гражданина, следующая по направлению к реке Титовка.

При подходе к берегу реки Титовка, где находились транспортные средства, лица, находящиеся на моторной лодке, осветили подступы к лодке и береговую линию. Из нее на берег вышел неизвестный гражданин и направился в сторону одного из припаркованных на стоянке автомобилей, после чего через 15-20 секунд выдвинулся к автомобилю <данные изъяты>, завел и прогревал транспортное средство около 2 минут, во время ожидания неизвестный гражданин находился в лодке около подвесного мотора. Подъехав к месту, где стояли автомобили, развернулся и задним ходом подъехал к носовой части моторной лодки. После этого неизвестный гражданин вышел из автомобиля, открыл заднюю дверь и начал осуществлять перегруз наполненных мешков белого цвета из лодки в кузов автомобиля <данные изъяты> а второй неизвестный гражданин находился в носовой части лодки и подавал наполненные мешки белого цвета.

При выезде на дорогу около 04 часов 13 минут автомобиль <данные изъяты> был остановлен пограничным нарядом Управления. В ходе проверки документов установлено, что водителем, находящимся в кабине транспортного средства, является ФИО1

На вопрос, имеется ли в кузове автомобиля что-либо запрещенное, ФИО1 ответил, что там имеется 5 мешков с конечностями краба и сопротивления он оказывать не собирается.

В ходе осуществления осмотра транспортного средства установлено наличие в багажном отделении автомобиля 5 полипропиленовых мешков, содержащих конечности краба камчатского.

Из объяснений ФИО1 следует, что 03.11.2018 около 14 часов к нему пришел ранее ему знакомый С,, с которым договорились, что после 00 часов 04.11.2018 они осуществят погрузку конечностей краба камчатского в автомобиль <данные изъяты> для транспортировки в г. Мурманск и передачи неизвестному лицу.

За транспортировку С, обещал заплатить 20 000 рублей.

04.11.2018 около 03 часов 30 минут к его дому в п. Новая Титовка на губе Титовка Баренцева моря подошла резиновая лодка, на которой они направились к месту стоянки автомобиля <данные изъяты>. Подойдя на лодке к автомобилю, они осуществили погрузку 5 полипропиленовых мешков с краба камчатского в багажное отделение автомобиля <данные изъяты>, после чего он начал двигаться на автомобиле для того, чтобы закрепить прицеп к нему. В этот момент был остановлен сотрудниками пограничного управления, он предъявил багажное отделение для осмотра, в ходе которого было обнаружено 5 полипропиленовых мешков с конечностями краба камчатского.

При контрольном взвешивании водных биоресурсов установлено наличие в изъятых мешках 178 секций конечностей краба камчатского общим весом 165 кг 200 грамм.

Таким образом, ФИО1 в период с 04 часов 10 минут до 04 часов 13 минут 04 ноября 2018 года в акватории губы Титовка Баренцева моря (внутренние морские воды Российской Федерации) и реки Титовка с использованием автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , осуществил приемку, хранение и транспортировку продукции из водных биологических ресурсов (секций конечностей краба камчатского), выработанной из незаконно добытого водного биологического ресурса – краба камчатского, по маршруту береговая линия реки Титовка до дороги, ведущей на федеральную трассу Е-105, а также имел водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и на данный период запрещена.

В действиях ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО1 в совершении им правонарушения подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении от 25.12.2018 , в котором изложены обстоятельства его совершения;

- протоколом об изъятии вещей и документов от 04.11.2018, из которого следует, что у ФИО1 изъяты 5 полипропиленовых мешков с предположительно конечностями краба камчатского, а также автомобиль <данные изъяты> 212300-55, государственный регистрационный знак ;

- актом контрольного взвешивания водных биологических ресурсов от 10.11.2018, согласно которому общий вес 5 полипропиленовых мешков, содержащих конечности краба камчатского, составил 165 кг 200 грамм;

- объяснениями ФИО1 от 04.11.2018, данными в ходе административного расследования, согласно которым он подтвердил обстоятельства совершения им правонарушения, изложенные в описательной части постановления.

- протоколами опроса свидетеля Свидетель №1 от 07.11.2018; Свидетель №2 от 07.11.2018 Свидетель №3 от 08.11.2018, которые показали о вышеприведенных обстоятельствах совершения ФИО1 правонарушения;

- актом приема-передачи изъятых вещей на хранение от 08.11.2018, согласно которому изъятые конечности краба камчатского переданы на хранение на склад отделения обеспечения отдела МТО ПУ ФСБ России по ЗАР;

- заключением эксперта от 08.11.2018, согласно которому представленные для ихтиологической экспертизы конечности водных биологических ресурсов принадлежат крабу камчатскому. Для изготовления 178 секций конечностей краба камчатского потребовалось не менее 89 экземпляров краба камчатского; общий вес сырца, затраченный на изготовление 165 кг 200 грамм секций конечностей краба камчатского составил 251 кг 064 грамм;

- заключением эксперта от 10.12.2018, из которого следует, что рыночная стоимость 1 килограмма краба камчатского составляет 596 рублей 80 копеек в ноябре 2018 года;

- информацией из ФГБНУ «ПИНРО» от 09.06.2018 о том, что акватория губы Печенга Баренцева моря является местом обитания (входит в ареал) баренцевоморского камчатского краба.

Оценивая доказательства в их совокупности, суд считает, что вина ФИО1 является доказанной, его действия следует квалифицировать по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы ФИО1 и его защитника об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения опровергаются исследованными доказательствами и основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку в соответствии с пунктами 9, 16 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов; любительское и спортивное рыболовство – деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях.

Таким образом, вопреки доводам ФИО1, осуществление им хранения на борту судна (резиновой лодки), а затем перегрузки и транспортировки водных биологических ресурсов, вылов которых запрещен, образует объективную сторону состава вмененного ему правонарушения.

Исходя из установленных судом обстоятельств, стоимость водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, составляет 149 835 рубля (251,064 кг х 596,80 рубля).

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.11.2018 № 1321 «Об утверждении такс для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам» размер ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, составляет 43 104 рубля (7 184 рублей х 6 экземпляров).

Основаниями для разрешения судьей вопроса о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 либо частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, являются указание на наличие имущественного ущерба в протоколе об административном правонарушении либо постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, а также отсутствие возражений лица, в отношении которого ведется производство по делу, и разрешаемого в суде спора о возмещении имущественного ущерба.

Спор о возмещении имущественного ущерба подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

При определении вида и размера административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и полагает справедливым назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере санкции статьи.

При производстве по делу административным органом процессуальных нарушений, влекущих безусловное освобождение от административной ответственности не допущено.

Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

Срок привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не истек.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 29-ФЗ от 02.01.2000 «О качестве и безопасности пищевых продуктов» пищевые продукты, не соответствующие требованиям нормативных документов и не имеющие маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативным документам, либо в отношении которых не имеется такой информации, не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

На основании изложенного, изъятые на основании протокола об изъятии вещей 04.11.2018 и переданные на хранение на склад отделения обеспечения отдела МТО ПУ ФСБ России по ЗАР по акту от 08.11.2018 конечности краба камчатского весом 165 килограмм 200 грамм подлежат уничтожению.

На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 8.17, статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 74 917 рублей 50 копеек без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.

Штраф необходимо перечислить на счет:

Получатель – УФК по Мурманской области (ПУ ФСБ России по западному арктическому району); ИНН – <***>; КПП – 519001001; лицевой счет – 04491Y00970; р/счет <***>, БИК 044705001, Банк – Отделение Мурманск, г. Мурманск; ОКТМО – 47701000; КБК – 18911609000017000140.

Наименование платежа – штраф по постановлению суда.

Квитанция об уплате штрафа должна быть представлена в Печенгский районный суд до истечения срока уплаты штрафа.

Разъяснить ФИО1, что в соответствии со статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата штрафа в шестидесятидневный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Изъятые на основании протокола об изъятии вещей 04.11.2018 и переданные на хранение на склад отделения обеспечения отдела МТО ПУ ФСБ России по ЗАР по акту от 08.11.2018 конечности краба камчатского весом 165 килограмм 200 грамм - уничтожить.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение десяти суток со дня получения (вручения).

Судья С.Ю. Гаев