№ 5-170/2019
№
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ Судья Железнодорожного районного суда <адрес> Белова М.М., с участием представителя АО «НТП» ФИО1, представителей службы по государственной охране объектов культурного наследия <адрес>ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении Акционерного общества «Научно-технический прогресс» (далее АО «Научно-технический прогресс»), <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
АО «Научно-технический прогресс», согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, подлежит административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации совершенное при следующих обстоятельствах:
На основании приказа Службы от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении АО «Научно-технический прогресс», проведена согласованная <адрес> внеплановая выездная проверка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 рабочих дней).
АО «Научно-технический прогресс» являлось подрядчиком выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, ДД.ММ.ГГГГ гг.» по адресу: <адрес> (далее - ОКН), что подтверждается выданным разрешением Службы от ДД.ММ.ГГГГ№-п, отчетной документацией о выполнении работ по сохранению.
Решением исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ ОКН принят на государственную охрану.
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ОКН зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за регистрационным номером №.
Приказом министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден предмет охраны ОКН (в редакции приказов министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№).
Приказом министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ установлена граница территории, в том числе, вышеуказанного ОКН (лист 39-40).
Актом технического состояния от ДД.ММ.ГГГГ№ зафиксировано состояние ОКН, произведена фотофиксация.
Приказом Службы от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца ОКН.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-п утверждены границы зон охраны объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения расположенных в городе Красноярске, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон охраны (в том числе вышеуказанного ОКН, приложение №, п. 66, л. 208-213).
Согласно протоколу об административном правонарушении, в нарушение обязательных требований, установленных статьями 40, 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой, ДД.ММ.ГГГГ гг.», расположенном по адресу: <адрес>, проведены работы по сохранению объекта в нарушение проектной документации (шифр: 05-18-01), выданного разрешения на проведение работ по сохранению ОКН от ДД.ММ.ГГГГ№-п, а также предмета охраны, установленного приказом министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции приказов министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№).
Согласно проектной документации предусмотрено осуществить отделку фасадов: окрасить стены северного, западного и восточного фасадов в два колера с более светлым колером декоративных элементов по отношению к более темным колерам стен. Южный фасад предполагалась окрасить в один колер с более светлыми по отношению к нему элементами декора.
Также предметом охраны, утвержденным приказом министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции приказов министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№) установлено более светлое по тону колористическое решение декоративных элементов к более темному тону колеров стен. Кроме того, на основании проектной документации и выданного разрешения Службы на проведение работ по сохранению предполагалось осуществить демонтаж старой водосточной системы и установить новую.
На дату осмотра ДД.ММ.ГГГГ зафиксировано и установлено следующее:
- на северном (главном) фасаде произведена окраска двумя цветовыми решениями, первый этаж более темный по отношению к основному полю стены, декоративные элементы покрашены в один колер со стенами фасада;
- на восточном фасаде произведена окраска в один колер;
- на южном фасаде основное поле стены и первый этаж окрашены в два разных колера;
- западный фасад окрашен в два колера, первый этаж более темный по отношению к основному полю стены.
Таким образом, в соответствии с протоколом об административном правонарушении элементы декора ОКН окрашены в нарушение проектной документации (шифр: 05-18-01), выданного разрешения на проведение ремонтных работ от ДД.ММ.ГГГГ№п, а также предметов охраны, установленных приказами министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ (в редакции приказов министерства культуры <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№); восточный и южный фасады окрашены с нарушением вышеуказанной проектной документации и выданного разрешения.
По протоколу АО «Научно-технический прогресс» предполагалось осуществить ремонт водосточной системы (демонтаж старой и устройство новой), на дату осмотра ДД.ММ.ГГГГ обнаружены нарушения целостности водосточной трубы, в связи с чем имеются подмачивания фасадов ОКН.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Постановление Правительства РФ №) лицензии на работы, составляющие деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, наименования которых изменены или отсутствуют в перечне работ, составляющих деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, согласно приложению к Положению о лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», подлежат переоформлению в течение одного года, то есть до ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, из представленных материалов следует, что работы по сохранению ОКН после ДД.ММ.ГГГГ проводились в отсутствие лицензии на данный вид деятельности: документы на получение (переоформление) лицензии сданы АО «НТП» в Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, то есть после истечения срока разрешения на проведение работ по сохранению ОКН (срок действия разрешения от ДД.ММ.ГГГГ№-п с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно представленному АО «НТП» журналу авторского надзора, ряд работ, в том числе покраска фасадов ОКН, выполнялись проверяемым лицом после ДД.ММ.ГГГГ:
ДД.ММ.ГГГГ - выполнены работы по окрашиванию стен гладкого фасада (северный, западный). Ведутся работы по окрашиванию стен гладкого фасада (восточный);
ДД.ММ.ГГГГ -выполнены работы по очистке рустованного фасада. Выполнены работы по ремонту штукатурки рустованного фасада;
- выполняются работы по шпатлеванию рустованного фасада;
ДД.ММ.ГГГГ- выполняются работы по окраске рустованного фасада;
ДД.ММ.ГГГГ - выполнены работы по окраске рустованного фасада. Цоколь очищен. Выполнены работы по окраске и монтажу водосточных труб. Выполняются работы по окраске пожарных лестниц.
Таким образом, в нарушение обязательных требований, установленных пунктом 6 статьи 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению ОКН проведены акционерным обществом «Научно-технический прогресс» в отсутствие переоформленной лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Факты несоблюдения норм законодательства в области охраны объектов культурного наследия Российской Федерации выразившийся в выполнении работ в отсутствие переоформленной лицензии подтверждается изложенными доводами и доказательствами, указанными в акте проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в 17:00 (дата и время составления акта проверки юридического лица №) установлено, что акционерное общество «Научно-технический прогресс», в нарушение обязательных требований, установленных статьями 40, 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой, ДД.ММ.ГГГГ.», расположенный по адресу: <адрес>, проведены работы по сохранению объекта с несоответствием научно проектной документацией, отклонением от предмета охраны и отсутствием лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
В судебном заседании представитель привлекаемого к ответственности юридического лица вину в совершенном административном правонарушении не признал, сославшись на выполнение работ в соответствии с проектной документацией под авторским надзором при отсутствии замечаний по колеру, по выполнению, по характеристикам. Работы выполнены в рамках предоставленного службой по государственной охране объектов культурного наследия <адрес> разрешения от ДД.ММ.ГГГГ Отклонение от проектной документации объективно ничем не подтверждено, экспертным путем не проверялось, следовательно, ничем не подтверждено. Работы приняты без замечаний и без нарушений целостности трубы, что подтверждается актом комиссионной приемки выполненных работ. В отношении общества проведена Министерством культуры РФ проверка, по результатам которой дано заключение о соответствии всем лицензионным требованиям и поэтому в вину поставлены малозначительные обстоятельства.
Представители государственного надзорного органа просили признать юридическое лицо виновным и назначить наказание в соответствии с законом.
Суд, выслушав участников процесса, пришел к следующему выводу.
Согласно ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, -(в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 459-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. В преамбуле к названному Федеральному закону указано, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ одним из видов объектов культурного наследия являются памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями; мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.
В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Из содержания ч. 1 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ следует, что за нарушение настоящего Федерального закона должностные лица, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством РФ.
По смыслу изложенных норм следует, что к числу имеющих правовое значение обстоятельств по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, относится наличие нарушений требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного.
Вина привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ юридического лица подтверждается совокупностью следующих доказательств.
- протоколом об административном правонарушении №,
- приказом органа государственного контроля о проведении внеплановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ.;
- актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ. и фотофиксацией;
- выпиской из ЕГРЮЛ,
- решением № от ДД.ММ.ГГГГ « О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры;
- приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. «О регистрации объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой, 1936-1938гг.» в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- приказом № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении охранного обязательства;
- актом № от ДД.ММ.ГГГГ. технического состояния объекта культурного наследия регионального значения;
- разрешением №-п от ДД.ММ.ГГГГ на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения;
- уставом АО «Научно-технический прогресс» и иными документами.
Оценивая исследованные доказательства, которые отвечают требованиям закона о допустимости, достоверности, относимости и достаточности, суд приходит к выводу о выполнении АО «Научно-технический прогресс» работ на объекте культурного наследия регионального значения «Дом жилой, ДД.ММ.ГГГГ гг.», расположенном по адресу: <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие переоформленной лицензии в нарушение Постановления Правительства РФ №, что образует в его действиях состав административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ – нарушение требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Исходя из Конституционного принципа (ст. 1, ст. 6, ст. 16 ст.19, ст. 50 Конституции РФ), санкции штрафного характера согласно общим принципам права должны отвечать вытекающим из Конституции РФ требованиям справедливости, соразмерности при определении суммы штрафа, подлежащей взысканию.
В ходе рассмотрения дела надзорным органом не приведено убедительных фактов наступления общественно-опасных последствий, вызванных правонарушением и повлекших существенное нарушение охраняемых общественных интересов.
Поскольку выполнение юридическим лицом работы бесспорно обеспечивалось надлежащим авторским надзором и подтверждено актом приемки работ, это не привело к какому-либо ухудшению объекта в сравнении с его первоначальным состоянием и, тем более, к повреждению, разрушению или уничтожению.
Акт проверки Министерства культуры Российской Федерации подтверждает соответствие юридического лица лицензионным требованиям, установленным Федеральным законом (№99-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Не будет отвечать интересам государства и неоправданное применение штрафных санкций к юридическому лицу, влекущее ухудшение его финансовой ситуации.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о малозначительности инкриминируемого административного правонарушения (ст.2.9 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь п.3 п.п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Научно-технический прогресс» по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ прекратить, освободив его от административной ответственности, ограничившись в его адрес устным замечанием.
Настоящее постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья М.М. Белова