ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Дербент «12» апреля 2017 г.
Судья Дербентского городского суда Республики Дагестан Гаджиев Д.А., с участием представителей Управления Минкультуры России по ЮФО, СКФО и КФО ФИО1, ФИО2, и представителя ФГУП ""ЦНРПМ"" ФИО3, рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ в отношении ФГУП ""Центрально научно-реставрационные проектные мастерские"",
УСТАНОВИЛ:
Из протокола об административном правонарушении №17 от 20 февраля 2017 года составленного консультантом отдела государственного контроля и надзора за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охранной объектов культурного наследия Управления Минкультуры России по ЮФО, СКФО и КФО (далее - Управление) ФИО8 в отношении ФГУП ""ЦНРПМ"" усматривается, что в Управление поступило письмо Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ (далее - Департамент) №8951-12-04 от 15.12.2016 в котором сообщается, что в Департамент поступило заявление ФГУП ""ЦНРПМ"" от 07.11.2016 №1727 о предоставлении государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения ""Джума-мечеть, VII в."" расположенного по адресу: Республика Дагестан, г.Дербент.
По итогам анализа представленной проектной документации, в том числе материалов по натурным исследованиям в ""Разделе II. Комплексные научные исследования. Часть 7, ""Инженерно-технологические исследования строительных и отделочных материалов"" установлен факт отбора 16 образцов строительных и отделочных материалов объекта культурного наследия федерального значения ""Джума-мечеть, VII в."", согласно отчету по исследованиям и схеме отбора проб камня, организацией ООО ""Центр Современных Технологий"" (далее - ООО ""ЦСТ"").
Работы разрушающим методом исследований (взятие проб), согласно представленным материалам, проводились без разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
На основании поступившей информации из Департамента Управлением проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ФГУП ""ЦНРПМ"" в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований об охране объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения ""Джума-мечеть, VII в."" (далее - объект культурного наследия). В результате проверки установлены следующие обстоятельства.
Согласно заданию на проведение работ по сохранению указанного выше объекта культурного наследия №45-12-04 от 08.04.2014г. согласованного Директором ГБУ «Дербентский Государственный историко-архитектурный и художествен-
ный музей-заповедник» ФИО6 и утвержденного директором Департамента контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия Минкультуры России ФИО10 было определено проведение работ по сохранению в отношении объекта культурного наследия в части разработки научно-проектной документации для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Государственным заказчиком по настоящему заданию выступило ФГКУ ""Центрреставрация"", которое заключило на основании результатов проведенного конкурса с ограниченным участием государственный контракт от 18.04.2016г. №0069-ЦР/10-16 с ФГУП ""ЦНРПМ"", которое является обладателем лицензии Министерства культуры от 23.05.2013 №МКРФ 00777 на право выполнения работ по разработке проектной документации по реставрации объектов культурного наследия народов РФ.
В соответствии с контрактом от 18.04.2016г. подрядчик ФГУП ""ЦНРПМ"" приняло обязательство по разработке проектной документации для проведения реставрационных работ на объекте культурного наследия. Подпунктами пункта 4.3 государственного контракта от 18.04.2016г. подрядчику предоставлена возможность привлечения третьих лиц для выполнения работ.
В соответствии с договором от 24.05.2016г. №12/05-16 ФГУП ""ЦНРПМ"" поручило, а подрядчик - ООО ""ЦСТ"" (лицензия Министерства культуры РФ №МКРФФ 00893 от 03.07.2013г.) приняло на себя обязательство выполнить работы по технологическому исследованию для проведения работ на объекте до 15.07.2016г. Техническое задание (приложение №2 к договору от 24.05.2016г. №12/05-16) включило в себя:
- материалы кладки - выявление типа материалов - полы, стены, купола;
- кладочные растворы, с целью выполнения датировки и периодизации;
- виды покрытия - с целью определения первоначальной отделки - купола, стен;
- окрасочные слои - с целью определения первоначальной окраски - порталы, стены свод, купол.
- подбор колеров по альбому колеров NCS.
Приложением №1 к приложению №2 к договору от 24.05.2016г. определена схема расположения точек отбора проб в количестве двенадцати.
Согласно акту №174 от 14.07.16г. по сдаче и приемке работ по договору от 24.05.2016 №12/05-2016 работы ООО ""ЦСТ"" были выполнены в полном объеме и приняты ФГУП ""ЦНРПМ"" по накладной от 14.07.2016 г.
По результатам анализа технологической документации ""Технологические исследования для проведения реставрационных работ на объекте культурного наследия"" от 2016 года, подготовленной ООО ""ЦСТ"" в ходе указанных меро-
приятий, были проведены работы по отбору шестнадцати образцов природного камня и одного техногенного минерального вещества. Разрешения на проведение каких-либо работ по отбору данных образцов на объекте культурного наследия Министерством культуры РФ не выдавались.
ООО ""ЦСТ"" были проведены работы на объекте культурного наследования по отбору образцов без разрешения Минкультуры РФ.
Проведение работ ООО ""ЦСТ"" без соответствующей разрешительной документации является нарушением ч. 11, ст. 45 Федерального закона №73-ФЗ и имеет признаки правонарушения предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, а именно организация или проведение работ по отбору проб (образцов) на объекте культурного наследия без разрешения Минкультуры РФ, при том, что данное разрешение обязательно в соответствии с федеральным законодательством об охране объектов культурного наследия.
Согласно п. 4.3.23. государственного контракта от 18.04.2016 г. в случае привлечения для выполнения работ третьих лиц ФГУП ""ЦНРПМ"" несет полную ответственность за их действия перед государственным заказчиком. ФГУП ""ЦНРПМ"" при осуществлении государственного заказа по разработке проектной документации для проведения реставрационных работ на объекте культурного наследия допустило третье лицо - ООО ""ЦСТ"" к частичному выполнению работ научно-проектной документации, которые были проведены с нарушением законодательства.
Таким образом, ФГУП ""ЦНРПМ"" организовало проведение работ на объекте культурного наследия без соответствующей разрешительной документации в нарушение ч.1 ст.45 Федерального закона №73-ФЗ, что квалифицируется, как административное правонарушение, предусмотренное ст.7.14 КоАП РФ.
В судебном заседании представители Управления Минкультуры России по ЮФО, СКФО и КФО ФИО1, ФИО2 подтвердили обстоятельства, установленные протоколом об административном правонарушении, считают, что вина ФГУП ""ЦНРПМ"" полностью подтверждается представленными материалами дела об административном правонарушении.
ФГУП ""ЦНРПМ"" представило в суд возражения на заявление о привлечении к административной ответственности, в котором просит в удовлетворении заявления Управления о привлечении ФГУП ""ЦНРПМ"" к административной ответственности отказать.
В судебном заседании представитель ФГУП ""ЦНРПМ"" ФИО3 показал, что протокол об административном правонарушении является незаконным, а изложенные в нем выводы неправомерными поскольку отбор образцов строительных и отделочных материалов объекта культурного наследия федерального значения ""Джума-мечеть, VIII в. проводило не ООО ""ЦСТ"" а само ФГУП ""ЦНРПМ"", которое имеет разрешение на проведение указанных работ от 06.05.2016 года №30-12.1-03. В разрешении указаны виды работ, среди которых также зондажи. Зондажи применяются для отбора образцов и проб строительных и отделочных материалов. Следовательно, в действиях ФГУП ""ЦНРПМ"" событие вменяемого административного правонарушения отсутствует.
Законодательством РФ не предусмотрено разрешение на проведение работ по отбору образцов и проб на объекте культурного наследия.
Отбор образцов и проб на объекте культурного наследия проводил субподрядчик ФГУП ""ЦНРПМ"" - ООО ""А1 Эксперт"" также имеющее разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия от 06.06.2016 г. №46-12.1-03
ООО ""ЦСТ"" не проводило вообще никаких отборов и проб с объекта культурного наследия. Данная организация провела лишь технологические (лабораторные) исследования образцов и проб, которые получило от ФГУП ""ЦНРПМ"", что подтверждается письмом ФГУП ""ЦНРПМ"" №884 от 30.06.2016г. о направлении указанных образцов с отметкой о получении их генеральным директором ООО ""ЦСТ"". Доводы ФГУП ""ЦНРПМ"" подтверждаются также списком авторского коллектива ООО ""ЦСТ"" подготовившего по итогам своих работ технологическую документацию.
Кроме того Управлением нарушен порядок привлечения ФГУП ""ЦНРПМ"" к административной ответственности, поскольку ФГУП ""ЦНРПМ"" не было извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Письмо (извещение) Управления №246 от 10.10.2017г., ФГУП ""ЦНРПМ"" получило позднее даты составления протокола об административном правонарушении. Направление указанного письма на электронную почту ФГУП ""ЦНРПМ"" является неправомерным и не может являться доказательством по делу, поскольку у Управления не имелось данных о том, что такое уведомление получило лицо, уполномоченное на получение корреспонденции.
Протокол об административном правонарушении составлен и подписан не уполномоченным на то лицом. Просит производство по делу прекратить за отсутствием событияадминистративного правонарушения.
Проверив и исследовав материалы дела, заслушав объяснения и доводы представителей Управления и ФГУП ""ЦНРПМ"", прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела в Управление поступило письмо Департамента №8951-12-04 от 15.12.2016г. в котором сообщается, о том, что в Департамент поступило заявление ФГУП ""ЦНРПМ"" от 07.11.2016г. №1727 о предоставлении государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения ""Джума-мечеть, VII в."" расположенного по адресу: Республика Дагестан, г.Дербент.
На основании поступившей информации из Департамента Управлением проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ФГУП ""ЦНРПМ"" в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований об охране объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения ""Джума-мечеть, VII в."".
В результате проверки установлены указанные выше обстоятельства, которые, по мнению Управления, образуют в действиях ФГУП ""ЦНРПМ"" событие вменяемого административного правонарушения.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также
выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно протоколу об административном правонарушении, нарушения ФГУП ""ЦНРПМ"" в процессе осуществления своей деятельности обязательных требований об охране объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения ""Джума-мечеть, VII в."", установлены Управлением в ходе проведённой им в отношении ФГУП ""ЦНРПМ"" внеплановой документарной проверки.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - №294-ФЗ) проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (ч.1)
Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий (ч.3).
Между тем к протоколу об административном правонарушении распоряжение (приказ) Управления о проведении им в отношении ФГУП ""ЦНРПМ"" внеплановой документарной проверки приложено не было. В судебном заседании на требование суда распоряжение (приказ) также не представлены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что внеплановая документарная проверка в отношении ФГУП ""ЦНРПМ"" проведена Управлением без соответствующего распоряжения (приказа).
Согласно ст. 20 №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных данным Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
К грубым нарушениям (в числе прочих) относится нарушение требований, предусмотренных частью 1 статьи 14 данного Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).
Таким образом, результаты проверки проведенной Управлением, без распоряжения (приказа) руководителя, заместителя руководителя Управления не могут служить доказательством нарушения ФГУП ""ЦНРПМ"" обязательных требований об охране объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия федерального значения ""Джума-мечеть, VII в."".
Кроме того в материалах административного дела имеется письмо ФГУП ""ЦНРПМ"" №884 от 30.06.2016 г. направленное в адрес ООО ""ЦСТ"" о направлении образцов строительных и отделочных материалов, а также проб отобранных на фасадах и в интерьерах объекта культурного наследия, с отметкой о получении его генеральным директором ООО ""ЦСТ"" ФИО7
Указанные письменные сведения опровергают доводы Управления, что отбор 16 образцов строительных и отделочных материалов объекта культурного наследия федерального значения ""Джума-мечеть, VII в."" был произведен ООО ""ЦСТ"", что указывает об отсутствии в действиях ФГУП ""ЦНРПМ"" события вменяемого административного правонарушения.
Доводы ФГУП ""ЦНРПМ"" о неправомерности составления протокола об административном правонарушении лицом его составившим - консультантом отдела государственного контроля и надзора за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охранной объектов культурного наследия Управления Минкультуры России по ЮФО, СКФО и КФО ФИО8 суд также считает заслуживающими внимания.
Так согласно п.72, ч.2, ст.28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьями 7.13 - 7.16, частью 1 статьи 19.4, частями 18 и 19 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 данного Кодекса составляются должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Согласно Приказу Минкультуры России от 27.02.2013г. N202 (ред. от 29.08.2016г.) "Об утверждении перечня должностных лиц Министерства культуры Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" в данный перечень в территориальных органах
Министерства культуры РФ входят: руководитель территориального органа; заместители руководителя территориального органа; начальники отделов и их заместители, иные должностные лица, в обязанности которых входит осуществление государственного контроля и надзора в соответствующей сфере ведения.
На требование суда, должностная инструкция (должностные обязанности) консультанта отдела государственного контроля и надзора за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охранной объектов культурного наследия Управления Минкультуры России по ЮФО, СКФО и КФО ФИО8, представителем Управления не представлена. При этом из имеющихся в деле документов не представляется возможным определить входят ли непосредственно в обязанности сотрудника Управления ФИО8 осуществление государственного контроля и надзора в соответствующей сфере ведения, что не позволяет установить, является ли ФИО8 уполномоченным должностным лицом Управления на составление протокола об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, суд приходит к выводу, об отсутствии в действиях ФГУП ""ЦНРПМ"" события вменяемого административного правонарушения и вины ФГУП ""ЦНРПМ"" в его совершении.
Согласно п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ при отсутствии события административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.14 КоАП РФ в отношении ФГУП ""Центрально научно-реставрационные проектные мастерские"" прекратить на основании п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ ввиду отсутствия события административного правонарушения.
На постановление может быть подана жалоба в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Гаджиев Д.А.