ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1712/2022 от 31.05.2022 Сыктывкарского городского суда (Республика Коми)

УИД 11RS0001-01-2022-005404-48 Дело № 5-1712/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

31 мая 2022 года г. Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Мишарина И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «Княжпогостская тепло-энергетическая компания» (АО «КТЭК»), ..., о привлечении к административной ответственности,

установил:

Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу в суд представлен административный материал о привлечении АО «КТЭК» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель АО «КТЭК» Сапунов М.В., действующий на основании доверенности, возражал против привлечения Общества к административной ответственности ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано на процессуальные нарушения допущенные в ходе административного расследования при отборе проб почвы и их исследования.

Представитель Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу Грядкина М.В. настаивала на привлечении АО «КТЭК» к административной ответственности.

Участвующий в ходе рассмотрения дела эксперт Филиала ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу»_ «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Республике Коми» Лыткина Ю.С. в судебном заседании указала, что она выносила экспертное заключение от 07.02.2022 на основании предоставленных ей результатов исследований проб почв, в виде протоколов испытаний.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обозрев видеозапись, суд приходит к следующему.

Как следует из протокола об административном правонарушении, что в ходе административного расследования установлено, что 24.12.2021 АО «КТЭК» было допущено загрязнение земельного участка, расположенного по адресу ... (МО МР «Княжпогостский»), принадлежащего ФКУ КП-51 ОУХД УФСИН России по Республике Коми в результате излива канализационных стоков на рельеф местности (...), эксплуатируемого АО "КТЭК" на основании договора аренды ... от 01.02.2018, заключенного с ООО «Плитный мир».

В соответствии с пунктами 4.2.5 и 4.2.10 договора арендатор обязан при использовании имущества соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды, в случае необходимости производить за счет собственных средств текущий и капитальный ремонт оборудования.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.

По смыслу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» почвы отнесены к объектам охраны окружающей среды.

Согласно положениям статей 34, 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.

Эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды. При выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства должны быть разработаны и реализованы мероприятия по охране окружающей среды, в том числе мероприятия по восстановлению природной среды, мероприятия по рекультивации или консервации земель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как следует из материалов дела, в рамках административного расследования, в целях установления всех обстоятельств дела, 29.12.2021 был осуществлен выезд на место излива и проведен осмотр территории, осмотрено здание канализационно-насосной станции (далее - КНС) и связанных с ней колодцев, из которых происходил излив.

В ходе выезда были осмотрены канализационные колодцы около здания канализационно-насосной станции (КНС), из которых происходил излив канализационных стоков (координаты 62°35'13,8" с.ш. 50°50'47,2" в.д.). Около колодцев отсутствует снежный покров, видна земля темного цвета, на поверхности которой присутствуют канализационные стоки. Колодцы почти доверху заполнены канализационными стоками.

Со слов представителя АО «КТЭК» Прутского В.И. на КНС отсутствуют насосы в связи с выходом их из строя. В связи с этим, возле КНС в один из колодцев установлен насос, работающий с периодичностью (работающий режим 10 минут, неработающим режим 2 минуты). Установленный насос не справляется с объемом канализационный стоков.

Через дорогу около колодцев (координаты 62°35'15,4" с.ш. 50°50'48,4" в.д.) поверхность земли не имеет снежного покрова в связи с изливом канализационных сточных вод, почва имеет темный оттенок, присутствует характерный запах канализационных стоков. Канализационные стоки присутствуют также дальше по рельефу.

Ручей канализационных стоков обнаружен в месте с координатами 62°35'18,1' с.ш. 50°50'44,3 в.д. Ручей течет по направлению от КНС в сторону реки Вымь, не доходя до здания, ранее затопленного стоками.

Внутри здания обнаружены замерзшие стоки, присутствует характерный запах канализационных стоков. В местах, где происходит скопление канализационных стоков отсутствует снежный покров, в воздухе стоит пар с запахом канализационных стоков.

С территории, подвергшейся изливу стоков, Управлением был произведен отбор проб почвы на содержание веществ, характерных для состава сточных вод (азота нитритного, азота нитратов, фосфатов, АПАВ, а также на определение токсичности и содержание нефтепродуктов), отбор проб был произведен в точках с установленными координатами - Протокол отбора проб почв от 29.12.2021.

Согласно экспертному заключению № 01-АДМ-22 от 07.02.2022, содержание загрязняющих веществ в отобранных пробах почв на территории МО МР «Княжпогостский» г.Емва, м. Лесокомбинат» не соответствует фоновым концентрациям и превышают их: - в рабочей пробе №1, глубина отбора 0-5см: по азоту нитритному – в 1,27 раз, по АПАВ – в 1,35 раз, по нефтепродуктам – в 46,67 раз; в рабочей пробе №1, глубина отбора 5-20 см: по азоту нитритному – в 1,88 раз, по АПАВ – в 1,26 раз, по нефтепродуктам – в 50,91 раз; в рабочей пробе №2, глубина отбора 0-5 см: по азоту нитритному – в 1,55 раз, по АПАВ более 9 раз, по фенолам летучим – в 1,72 раз, по нефтепродуктам – в 120 раз; в рабочей пробе №2, глубина отбора 5-20 см: по азоту нитритному – в 1,88 раз, по АПАВ – более 11,49 раз, по азоту нитратов – в 3,85 раз, по нефтепродуктам – в 40,91 раз; Концентрация фосфатов- ионов во всех пробах почв, кроме рабочей пробы №1 (глубина отбора 0-20 см) находится выше границы диапазона измерения применяемой методики. Концентрация АПАВ в рабочей пробе №2 на глубине 0-5 см и на глубине 5-20 см находится выше границы диапазона измерения применяемой методики. АПАВ, нефтепродукты, летучие фенолы в концентрациях, определенных в результате испытаний проб почв, могут оказывать негативное воздействие на почвенный покров и растительность.

Таким образом, излив, обнаруженный 22.12.2021, произошел вследствие использования КНС АО «КТЭК» с нарушением статей 34, 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2001 года № 7-ФЗ, ст. 42 Земельного кодекса РФ от 25.10.2021 № 136-ФЗ.

В силу ч. 1 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вина АО «КТЭК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении; экспертным заключением, протоколом осмотра и другими материалами дела.

Все вышеперечисленные доказательства нахожу в качестве допустимых, поскольку они получены в установленном законом порядке.

Таким образом, АО «КТЭК» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9 и ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влекущих прекращение производства по делу, судьей не установлено.

Доводы представителя Общества о нарушении проведения отбора проб почв, судом признаются не состоятельными, поскольку как следует из материалов дела отбор проб производился в соответствии с ПНДФ 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 "Методические рекомендации отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления"; ГОСТ 17.4.4.02, ГОСТ 17.4.3.01, что и отражено в акте отбора проб почв № 079/П/21С от 29.12.2021. При этом указание представителем Общества на необходимость применения ГОСТ Р 58595-2019, является ошибочным поскольку настоящий стандарт распространяется на отбор проб пахотных земель, почв сенокосов, лесных питомников и устанавливает методы их отбора при агрохимическом и эколого-токсикологическом обследовании.

Как следует из материалов дела, отбор проб почв 29.12.2021 проводился лопатой с нанесенными мерками глубины, что не противоречит требованиям раздела 2 ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, раздела 2 ГОСТ 17.4.4.02-2017 «Методы отбора и подготовки проб для химического, бактериологического, гельминтологического анализа».

Согласно п. 4.1 ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 объединенную пробу составляют путем смешивания не менее 5 точечных проб почвы (грунта), отобранных в разных точках пробной площадки. Точечные пробы ссыпают на крафт-бумагу или клеенку, тщательно перемешивают, квартуют 3 - 4 раза (почву разравнивают на бумаге в виде квадрата, делят на четыре части, две противоположные части отбрасывают, две оставшиеся части перемешивают). Оставшуюся после квартования почву делят на 6 - 9 квадратов, из центра которых отбирают примерно одинаковое количество почвы, обеспечивая захват всей толщины слоя, и помещают в подготовленную тару. Таким образом получают объединенную пробу, масса которой должна составлять не менее 1 кг.

В соответствии с ГОСТ 17.4.3.01 объединенная проба - Смесь не менее двухточечных проб.

Как следует из ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 для отбора и хранения проб используют стеклянные (пластиковые) емкости или полиэтиленовые пакеты. Одновременным необходимым условием отбора проб почв (грунтов) является их предохранение от вторичного загрязнения.

В соответствии с ГОСТ 17.4.3.01 пробы, предназначенные для анализа на содержание летучих химических веществ, следует помещать в стеклянные банки с притертыми пробками.

Поскольку вышеуказанные нормативные документы не содержат запрещающих норм в части однозначного перемешивания точечных проб только в полевых условиях, то дальнейшие процедуры, а именно тщательное перемешивание, квартование и взвешивание пробы, которое было произведено непосредственно в лаборатории ЦЛАТИ, поскольку в зимний период сделать это в полевых условиях является крайне затруднительным из-за погодных и световых условий, то доводы представителя Общества о нарушении требований п. 4.1 ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 отбора объединенной пробы, судом во внимание не принимаются.

Из представленного журнала регистрации проб почвы поступивших на исследование по протоколу отбора от 29.12.2021 следует, что он содержит все необходимые данные в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий, ГОСТ ИСО/ТО 10013-2007 Руководство по документированию менеджмента качества, ГОСТ Р ИСО 9000-2015 Система менеджмента качества.

Иные доводы представителя Общества не свидетельствуют о каких-либо существенных нарушениях при проведении процедуры отбора проб почвы 29.12.2021.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также характер правонарушения и тяжесть его последствий, суд считает необходимым назначить АО «КТЭК» административное наказание по ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Признать Акционерное общество «Княжпогостская тепло-энергетическая компания» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей.

Реквизиты перечисления суммы административного штрафа: ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА КОМИ БАНКА РОССИИ//УФК по Республике Коми г. Сыктывкар, БИК 018702501, единый казначейский счет № 40102810245370000074, казначейский счет № 03100643000000010700 УФК по Республике Коми (Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Коми и НАО), ИНН 1101486195, КПП 110101001, ОКТМО 87701000, КБК 048 1 16 01081 01 0006 140, наименование платежа административный штраф по протоколу №04-141/2021 от 17.03.2022.

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.С. Мишарина

Мотивированное постановление изготовлено 01 июня 2022 года.